Технологии в наше время появляются очень быстро, а распространяются еще быстрее. Стоило одному производителю акустики освоить компьютерное моделирование и лазерно-измерительные комплексы, и вот уже мало кто делает колонки по старинке. Новые микросхемы появляются в компонентах с невероятной синхронностью, то же самое происходит с новыми кодеками, интерфейсами, стриминговыми сервисами и прочими модными штучками.

Все потому, что большинство технологий разрабатывают сторонние компании и предлагают их сразу всем производителям. Живые примеры — Linkplay с их стриминговыми модулями, Dirac и их технологии автокалибровки звука, хорошо знакомые всем компании Dolby и DTS, предлагающие, помимо прочего, многочисленные технологии обработки звука для акустики, наушников и даже для смартфонов.

Ну и, конечно, многочисленные производители микросхем, такие как ESS Technology, Asahi Kasei, Texas Instruments, Analog Devices, XMOS, Qualcomm и прочие, продукцией которых пользуются буквально все. По этой причине какие-то новые технологии, особенно реализованные на уровне чипов или софта, не особенно удивляют. Появляется что-то новое — и можно быть уверенным, что если не сегодня, то в самое ближайшие время то же самое будет у доброй половины брендов.

Но если разработчик технологии сам является активным игроком на рынке Hi-Fi, ситуация меняется кардинально: его собственные ноу-хау создают уникальное конкурентное преимущество, делиться которым не имеет смысла. Как раз таким путем идет компания ELAC, имеющая немало оригинальных технологий. Например, коаксиальные динамики с АМТ-твитерами и сложные алюминиевые диффузоры-сэндвичи с «кристаллической» поверхностью. В этот раз мы обратимся к технологии, которая не столь заметна и популярна, но значимость ее сложно переоценить. А живым примером нам послужит сабвуфер ELAC Varro RS500.

Технология

Главная сабвуферная технология ELAC на самом деле не нова, и текущая реализация — это уже третье ее поколение. Но поскольку развивает ее одна компания, популярности в массах она еще не приобрела. Речь идет об абсолютно революционном подходе к настройке сабвуфера.

Как мы обычно это делаем? Ищем оптимальное место расположения в комнате, чтобы поменьше гудело и резонировало, а потом бегаем туда-сюда, сначала к сабвуферу, чтобы покрутить ручки, затем обратно на место прослушивания, чтобы услышать результат. И так много раз, пока не получится добиться идеальной (или хотя бы приемлемой) настройки.

Более продвинутые модели сабвуферов имеют дистанционное управление с пульта или (что ныне встречается чаще) через приложение, что хотя бы избавляет от беготни. А совсем продвинутые имеют не только регулятор частоты среза, но и эквалайзер, позволяющий вырезать 1-3 резонансных пика, либо оснащаются предустановленным режимами рум-коррекции типа «в углу», «у стены», «в свободном пространстве».

В домашнем кинотеатре процесс несколько упрощается за счет системы автокалибровки AV-ресивера, которая сама что-то там подкрутит, чтобы стало хорошо (или опять же — приемлемо), после чего нужно будет докрутить звук уже в ручном режиме.

Разработчики ELAC собрали в одну технологию все самое лучшее и удобное, добавили возможности ювелирной настройки звука, необходимые профессионалам, но при этом упростили процесс использования до такого состояния, что ей сможет воспользоваться даже тот, кто сабвуферы в жизни никогда не настраивал.

В фирменных сабвуферах есть полностью дистанционное управление из приложения, встроенный многополосный эквалайзер, набор стандартных ручных настроек, а также функция автокалибровки. Реализовано это следующим образом: в сабвуфер встроен мощный и быстрый DSP, а для всего остального используется приложение. Актуальная на сегодняшний момент версия называется ELAC Sub Control 3.0.

Настройка по-новому

Если вы новичок, то алгоритм действий предельно простой: располагаете сабвуфер там, где он будет стоять в ходе эксплуатации, и запускаете в приложении систему автокалибровки. Приложение попросит поднести микрофон смартфона к динамику сабвуфера, чтобы сделать первый замер — в точке, где влияние помещения минимально.

Затем, сидя на том месте, где вы будете слушать систему, делаете второй замер. Сравнивая оба варианта, система устранит негативное влияние переотраженного звука, по возможности приводя звучание в точке прослушивания к тому, что было записано вблизи динамика. Так работает технология Auto Room EQ, обеспечивающая автоматическую рум-коррекцию.

Для профи есть ручной режим с восьмиполосным эквалайзером, имеющим регулировки амплитуды и ширины выборки, ну и, конечно, стандартные настройки частоты, фазы, громкости тоже имеются. Все это можно делать уже поверх произведенной калибровки. Зарубежные коллеги даже нашли где-то возможность загружать кривые коррекции, полученные с помощью профессионального измерительного оборудования, что должно дать и вовсе прецизионную точность настройки. А еще с одного приложения можно рулить несколькими сабвуферам, что может пригодиться при работе с большим кинозалом.

В целом, полезность и уникальность элаковской технологии настройки сабвуфера трудно переоценить. Мало того, что он настраивается автоматически, так еще и есть возможность покрутить эквалайзер, не вставая с места, оценивая результат в реальном времени.

Казалось бы, сабвуфер с такими возможностями должны были раскупать как горячие пирожки, но много ли вы таких сабов встречали? Вот и я до знакомства с ELAC Varro из «умных» моделей этого бренда тестировал лишь Sub 2010, который является хоть и продвинутой, но все же ультракомпактной лайфстайл-моделью, главная задача которой — это красиво вписаться в интерьер и поразить потенциального покупателя своей универсальностью.

Надо признать — Sub 2010 действительно поражает вариативностью установки и звук выдает для своего форм-фактора неплохой. Однако матерый аудиофил и опытный киноман в сторону такой «игрушки» даже не посмотрит. Прочие сабвуферы ELAC — это, опять же, либо необычного вида лайфстайл, либо их прямая противоположность: весьма брутальные на вид конструкции с металлическими грилями. Одним словом, ничего классического, привычного и традиционного на вид. Новая линейка Varro призвана исправить эту ситуацию.

Новое семейство

История линейки Varro довольно проста. Вдоволь наигравшись с технологической частью и доведя приложение ELAC Sub Control до состояния продвинутой и быстро работающей третьей версии, разработчики наконец задумались над тем, во что бы ее интегрировать, чтобы не ударить в грязь лицом. И говорят, что для создания акустической части сабвуферов был приглашен специалист и опытный разработчик сабвуферов из одной очень известной компании. Какой именно — не уточняют, а фантазия у нашего брата-аудиофила богатая…

В итоге на свет появились аж три серии сабвуферов, входящих в линейку Varro. Самые младшие — Premium с отделкой и динамиком попроще, фазоинверторным оформлением и калибрами излучателей 10, 12, 15 дюймов. Более продвинутая серия — Reference, до детального разбора которой мы вот-вот доберемся; она базируется на оригинальном излучателе, имеет закрытый и более богатый на вид корпус, но предлагается только в размерах 10 и 12 дюймов (что, видимо, обусловлено конструкцией излучателя).

Самая топовая версия, Dual Reference, это по сути тот же Reference, но совмещает сразу два саба в одном большом (и почему-то глянцевом) корпусе необычной трапецевидной формы. Доступные калибры драйверов — те же 10 и 12 дюймов, но динамиков там два. Соответственно, Dual Reference нужны в тех ситуациях, когда ясно что одного Reference будет мало, и они в первую очередь позволяют сэкономить деньги и пространство в помещении. По звуку это примерно одно и то же, с поправкой на масштаб.

Референс

Подход к созданию акустической части сабвуферов Varro Reference выглядит весьма бескомпромиссным. Начнем с того, что корпуса изготавливают из плит MDF толщиной 35 мм с внутренними перегородками и ребрами жесткости, что делает их тяжелыми и акустически инертными. Корпуса имеют мощные ножки с резиновыми накладками. В комплект поставки также входят шипы, для которых прямо в ножках имеются резьбовые втулки. Шипы понадобятся в том случае, если на полу лежит что-то мягкое — ковер или ковролин.

Динамик — это, без сомнения, главное украшение старших сабвуферов ELAC. Диффузор выполнен по фирменной технологии алюминиево-бумажного сэндвича, создающего легкую и предельно жесткую конструкцию с хорошим внутренним демпфированием. Оригинальный «гексагональный» подвес HEX необходим для того, чтобы обеспечить поршневой режим работы.

В ходе исследований разработчики ELAC пришли к выводу, что подвес с обычным полукруглым профилем не обеспечивает идеально ровного движения диффузора по оси, и дополнительные складки подвеса выполняют роль ребер жесткости, не дающих диффузору уходить в сторону даже при большой амплитуде движения. Далее в конструкции все довольно привычно: длинная катушка, массивный ферритовый магнит, литая, максимально жесткая корзина.

Усиление — еще одна гордость ELAC. В фирменных сабвуферах уже давно применяются усилители BASH, схемотехника которых доработана и усовершенствована инженерами компании. По сути своей усилители BASH —это вариация класса H, в котором напряжение питания усилителя также модулируется входящим сигналом, в результате чего обеспечивается динамический диапазон кратно больший, чем у того же усилителя с питанием постоянным напряжением.

В схеме BASH усилитель, через который проходит полезный сигнал, работает в классе AB, что дает более «аналоговое», цельное и чистое звучание, а блок питания — импульсный. То есть по сути за питание отвечает усилитель класса D, который, как известно, быстрее прочих реагирует на резкие пики сигнала и в данном случае обеспечивает отличную динамику.

Коммутация у серии Varro Reference тоже не так проста, как может показаться. Входы RCA дают возможность подавать на него как стереофонический сигнал от предусилителя, так и LFE от AV-ресивера. Внутри корпуса скрыт второй, беспроводной «вход», работающий с фирменными передатчиками ELAC AirX2.

Примечательно, что к одному передатчику можно подключить до трех сабвуферов, поэтому беспроводной способ подключения может оказаться реальным спасением при оснащении большого домашнего кинозала, когда нужно установить нескольких сабов на значительном расстоянии друг от друга и кабельная линия по периметру комнаты получается очень длинной. У топовой версии Dual Reference для решения этой проблемы есть дополнительный балансный вход, но это совсем другая история.

И, наконец, третий способ подключения — высокоуровневый, что также может оказаться весьма полезным. Пользуясь случаем, напомню, чем именно он полезен. Самое главное и очевидное — это может быть единственным способом подключения сабвуфера, если у предварительного усилителя или устройства, выполняющего эту роль, нет регулируемых входов для того, чтобы можно было снять с них низкоуровневый сигнал.

Второй плюс — возможность сохранить единый характер звучания в системе, что особенно актуально, если частота раздела высока, а усилитель, который работает с основной стереопарой, имеет ярко выраженный характер в низкочастотном диапазоне. Высокоуровневые входы помогут перенести характер звучания усилителя на сабвуфер, в то время как при использовании низкоуровневой коммутации саб может лишить систему желаемого звукового почерка.

Калиброванный звук

Тестирование я проводил не в шоуруме, а в домашней обстановке — для того, чтобы понять, насколько эффективен сабвуфер будет в обычной квартире без какой-либо серьезной акустической подготовки. Все прослушивания проводились в формате трифоника с небольшими полочниками DALI Mentor Menuet, не особенно эффективными в басовом диапазоне, и винтажными напольниками TDL Line 2, которые имеют акустическое оформление типа «трансмиссионная линия» и в моих 25 квадратах басят так, что о необходимости подключать сабвуфер мысли не возникает.

Начал я, естественно, с калибровки и настройки саба. Проведя едва ли не десяток калибровок с расположением саба как в оптимальных, так и в заведомо неудачных местах, могу сказать, что Auto Room EQ действительно позволяет ставить сабвуфер там, где он будет красиво смотреться и не мешать, не задумываясь особенно о резонансах и прочих проблемах. Основные пики/провалы окрашивающие звучания калибровка нивелирует.

Но если хотите выжать максимум и получить истинное низкочастотное чудо в отдельно взятой квартире — сначала воспользуйтесь стандартными рекомендациями по установке сабвуфера, потом проведите калибровку, а в заключение с помощью тон-генератора и встроенного эквалайзера можно довести результат до идеала на слух. Прелесть автокалибровки состоит еще и в том, что она дает возможность пользователю достаточно примерно отстраивать частоту среза — лишнее автокалибратор «услышит» и подрежет.

При стыковке с полочниками звучание системы преображалось кардинально, ведь в частотной характеристике появлялись несколько десятков герц, причем с приличным таким звуковым давлением. На метале ELAC Varro RS500 продемонстрировал отличную скорострельность, упругость и четкость баса, а ведь сабу досталась приличная часть этого диапазона!

В то же время в джазе без какого-либо труда и с безупречной точностью отрабатывались длинные гулкие контрабасовые ноты со вполне реалистичными реверберациями и призвуками деки инструмента. На танцевальной электронике ощущение масштабного клубного саунда передавалось в полной мере, и если крутануть ручку громкости, бас вполне можно было ощутить физически.

С напольниками ситуация была несколько иная. Формально сабвуфер добавил лишь несколько самых нижних нот, и нельзя сказать, что при его включении в композициях становятся слышны какие-то новые звуки и басовые линии, которые не были заметны ранее, как это было с полочниками. Но ощущение скорости, динамики, масштаба звуковой картины и общий эффект присутствия существенно менялись, стоило ELAC Varro RS500 вступить в игру. Любопытно, что это влияло даже на ту музыку, в которой низ не был прописан особенно глубоко — например, на джазовые стандарты пятидесятых.

Ну и в качестве вишенки на торте. Когда мы уже убедились, что сабвуфер можно точно отстроить и согласовать буквально с чем угодно, обратим внимание еще и на то, что в приложении есть возможность выбора одного из четырех режимов звучания. Flat — режим для перфекционистов, без какого-либо подкрашивания звука, Cinema — для киноманов, привыкших к более гулкому, мощному и раскатистому басу, Music — добавляющий бас более деликатно и скорее в средней его части, ну и, наконец, Night — для любителей смотреть кино и слушать музыку по ночам. А почему бы нет?

Итог

Знакомство с ELAC Varro RS500 стало очередной весьма убедительной демонстрацией постулата «сабвуфер лишним не будет». Но, конечно, лишь в том случае, если он, во-первых, точно настроен, а во-вторых, звучит по-настоящему качественно с реально глубокими нотами, без окрашивания и смазывания звука. Всеми этими качествами новинка от ELAC обладает в полной мере. И если достойной акустической частью конкуренты еще могут похвастать, то такого набора возможностей настройки, который доступен в приложении ELAC Sub Control, я не встречал нигде.

Остается только виртуально апплодировать разработчикам и продолжать удивляться, почему подобное решение еще не распространилось повсеместно. Конкуренты могли бы если не купить, то хотя бы попытаться сделать что-то подобное.

удобное управление, система автокалибровки, точный и быстрый звук, шипы в комплекте

не обнаружены

ELAC Varro RS500

172 200 рублей

Драйвер: 10 дюймов, алюминиево-бумажный сендвич на подвесе HEX

Диапазон частот: 17-150 Гц

Звуковое давление: до 108 дБ

Настройки кроссовера: 40-150 Гц

Выходная мощность: 500 Вт

Тип усилителя: BASH

Входы: 2х RCA, высокоуровневый, беспроводной модуль

Дополнительные интерфейсы: LAN (управление), 12 В триггер, USB-A (обновление прошивки)

Габариты: 381х360х387 мм

Масса: 20,8 кг