Сама по себе эта акустика — уже не новинка. Но, безусловно, она вызывает интерес. В первую очередь, тем, что, по некоторым наблюдениям, она имеет отчетливый собственный характер — одновременно и похожий на стилистику KEF, и в равной мере отличающийся от других моделей. Давно хотелось разобраться с этими особенностями более предметно.

Как рассказывают представители бренда, акустика KEF Blade не задумывалась серийной моделью. Колонки проектировали, чтобы показать способности разработчиков творить без ограничений (но все же в рамках реальных возможностей производителя), этакий концепт для эффектной демонстрации на выставках и презентациях. Продавать их никто не планировал, но когда количество запросов «хочу купить» выросло настолько, чтобы окупить запуск производства, модель из прототипа стала мелкосерийной с ценником в шесть нулей.

Осмотр

Сразу видно, что акустика с претензией. Форма действительно напоминает лезвие скальпеля (blade, пер. с англ. — лезвие). Впрочем, это скорее игра слов — не более. На самом же деле, никаких «острых» ассоциаций не возникает, а мне так и вовсе ближе будут сравнения с парусом или пером птицы — никакой жесткости или нарочитой остроты я в этой форме не увидел.

Она воспринимается весьма мирной, а еще имеет интересное свойство: при своих габаритах и внушительности акустика не притягивает излишнее внимание, а, наоборот, может вписаться в интерьеры самых разных стилей. С точки зрения акустических свойств это не самое важное, но для колонок, которые претендуют в том числе и на роль арт-объекта — весьма ценная черта. Со своей задачей дизайнеры справились.

Кстати, в пользу выраженной «интерьерной» компоненты здесь говорит и выбор цветов. Ни в каком шпоне или «естественной» отделке эта модель не выпускается. На выбор есть привычные черный или белый лак, а также красный лак, пара вариантов «металлика» и глубокий темно-синий цвет. И, видимо, из эстетических соображений никаких грилей у этой акустики вообще не предусмотрено.

KEF Blade в тестовой системе

Корпус изготовлен из композитной смолы и стекловолокна. Другими словами, он отлит, а не выпилен и склеен, как большинство акустики. Форма же, по утверждению разработчиков KEF, не только визуальная идея, но кроме того такая перетекающая поверхность без острых граней лучше ведет себя с точки зрения резонансов, а с учетом внутренней структуры и ребер жесткости корпус работает лучше, чем многие классические прямоугольные формы.

СЧ/ВЧ-секция отделена от основного объема, а направленные в бока низкочастотники, по сути, уперты тылами друг в друга и стянуты дополнительными стяжками.

Оформление низкочастотной секции — фазоинверторное. Два порта расположены на задней поверхности корпуса. Снизу корпус закреплен на регулируемом основании с ножками-шипами. В нижней же части корпуса расположены и платы кроссоверов.

Замечу, что через несколько лет компания выпустила вторую модель — KEF Blade Two, идентичной формы и конструкции, но меньше размером и ценой.

Изучение

Основой этой акустики послужил фирменный коаксиальный динамик KEF Uni-Q, который сейчас используется в большинстве моделей производителя. Но это принцип, конструкция — что совсем не значит, что во всех колонках KEF стоят одинаковые драйверы Uni-Q.

Похожи конструктивно, похожи по материалам, но в нюансах различия есть, что можно заметить даже при внешнем осмотре — например, по количеству «ребер» на диффузоре среднечастотника.

Коаксиальный СЧ/ВЧ-излучатель Qni-Q

Дюймовый купол твитера сделан из литиево-магниево-алюминиевого сплава с добавлением в конструкцию неназванного жидкокристаллического полимера. Конкретики в этой формулировке не много, но в общих чертах все понятно — легкий и правильный по свойствам купол можно получить разными способами, в том числе и сплавом разных материалов.

Забегая вперед, замечу, что твитеры KEF с подобными куполами не выражают склонности к жесткости или специфической окраске, как это случается у других производителей. На мой взгляд, играют они спокойно.

Купольный твитер утоплен в небольшой алюминиевый рупор, по форме которого продолжением становится диффузор среднечастотника. Здесь же применен волновод Tangerine Waveguide в виде перпендикулярных куполу металлических лепестков. Его цель — несколько изменить диаграмму направленности, делая звук не столь сфокусированным и неким образом повысить чувствительность твитера. А дальше весь коаксиал Uni-Q помещен в округлое воронкоподобное полимерное подобие общего рупора.

Некое подобие рупора, в котором размещен СЧ/ВЧ-излучатель

Среднечастотник в конструкции Uni-Q диаметром 5 дюймов — тоже с диффузором из сплава на основе алюминия. Поверхность диффузора имеет узнаваемые фирменные выпуклые «ребра». Все нацелено на создание не окрашенного по подаче, «быстрого» точечного излучателя.

Басовых излучателей в конструкции использовано четыре. Они одинаковые, с жесткими полимерными 9-дюймовыми диффузорами. Катушки здесь заметно крупнее традиционных. Эти динамики тоже с особенностями. Достаточно изящные, не массивные алюминиевые корзины держат ферритовые магниты, близкие размером к самим излучателям. В корпусе басовики установлены по бокам и оппозитно, фактически упираясь друг в друга и имея жесткое крепление, что, по мнению разработчиков, помогает взаимному гашению вибраций.

Кроме того, расположение басовиков относительно Uni-Q, фактически, равноудаленное, крест накрест, что является продолжением концепции точечного источника от СЧ/ВЧ-секции с секции низкочастотной — в своем роде, стремление объединить все частоты относительно одной оси. И этим нетривиальным приемом разработчики KEF, безусловно, гордятся.

Таким образом, в целом, все понятно — заявка на приличное звуковое давление тоже видна. Частоты между динамиками поделены на 350 Гц и 2,3 кГц.

Подключение акустики к усилителю возможно в варианте биампинга или бивайринга, а перемычки сделаны нетипично — то, что можно принять за третью пару клемм (посередине по высоте), на самом деле не клеммы, а как раз «перемычки», которые нужно вкрутить или выкрутить в зависимости от используемого типа подключения. В остальном — клеммы качественные, удобные, подходящие под любой вариант разделки кабеля.

Низкочастотные динамики KEF Blade, расположенные по бокам

Акустика, да и техника, из которой состояла система: Primare CD35 Prisma в качестве источника и предусилителя и усилитель мощности ATI, двухканальник из серии AT500NC на модулях Hypex — были уже приработаны и прогреты. Оставалось только правильно расставить акустику. И вот тут есть интересный момент.

С одной стороны, точечный излучатель может подразумевать более или менее «эгоистичный» выбор точки прослушивания. Для одного. В случае же с KEF Blade, а точнее, в случае с излучателем Uni-Q — ситуация иная. Преимущества точечного излучателя здесь присутствуют, но вот охват с ровным заполнением может быть больше, шире, чем одна единственная точка прослушивания.

Поэтому проводить параллели с классическим коаксиальным излучателем и его поведением не совсем корректно. А расстановка акустики может быть и параллельная, и с поворотом, и даже с достаточно заметным поворотом — не могу сказать, что тут есть только один единственный правильный вариант. Владельцу нужно будет определяться самому, исходя из своих предпочтений и помещения.

Однако сделать комфортный звук на несколько большей площади, чем одно посадочное место с этой акустикой вполне реально. И еще общий момент — этой акустике (по крайней мере, в предложенной системе) не очень нравится тихонечко шептать. А вот на громкости от средней и далее — все намного лучше.

Прослушивание

Для начала поставил диск Pink Martini & The Von Trapps «Dream A Little Dream». Сразу заметно, что звук эффектный и вовлекающий. Сам по себе альбом прописан совсем не блекло — скорее, наоборот. И в нашем случае этот «эффект эффектности» заметно усиливается. По эмоциональности акустика играет весьма подчеркнуто, но не грубо.

Отработка вокальных партий, фокусировка, разделение неплохи, но упор не на них. Объем, воздух и ритм притягивают к себе больше внимания. В звуке есть и выраженная воздушность, и заметная плотность. Бас ощущается как достаточно силовой и акцентированный.

Почерк в целом — скорее, светлый, эмоциональный, но в то же время и сдержанный. При этом зажатости не заметно, но также нет и склонности к эйфории. Все вместе каким-то образом напоминает систему из полочников с фирменным нынешним звуком KEF и минимум пары хороших мощных сабвуверов.

При этом дефектов «сшивки» частот по диапазону между басовой и СЧ/ВЧ-секциями формально нет. И контроль хороший: ни намека на гул, нет разрыва по скорости — просто тот диапазон, который отдан басовикам, работает неожиданно объемно и сильно. И в то же время басовая составляющая имеет не только скорость и атаку, но и своего рода бархатистую мягкость, фактуру и разнообразие.

И при таких качествах СЧ/ВЧ-диапазон не выпадает из общей картины — противоречия в характере я здесь не заметил. Можно было бы подозревать резкость или крикливость, но ее нет.

Регулируемые ножки-шипы

Дальше послушал старую живую запись The Ornette Coleman Trio «At The "Golden Circle" Stockholm — Volume Two». С «объемом» есть вопросы к самой записи, но то, каким получился звук по этому показателю — точно лучше ожидаемого. Получается почти картинка, причем при всех недостатках записи — очень реалистичная и воздушная. И это тоже входит в понятие эффектного звука. В плане динамики проблем я не заметил — все на своих местах.

Детальность до определенного момента высокая, но больше с акцентом на основные тона — еще можно заметить чуть более быстрое затухание послезвучий. Подача светлая и не педантично-мониторная, к тембрам тоже иногда есть вопросы — все несколько светлее, чем нужно.

Но при этом попадание именно в музыку, в эмоцию — даже с поправкой на достаточно сложную музыку — вполне уверенное. Судить о басе по этой записи не стоит, однако на деле его получается много — и он делает звук основательнее.

Клеммы для подключения акустики и один из двух портов фазоинвертора

Следующий альбом — John McLaughlin «Industrial Zen». Динамики достаточно для сложных пассажей, и детальность на уровне. Но также заметно, что въедливо и педантично разбирать звуки акустика не очень стремится, предпочитая брать эмоциональным напором, объемом и масштабом, основательно поддержанным басами.

И что радует — это не вульгарный и не грубый объем. Тут нет никаких попыток вдолбить музыку в голову. Отношение к материалу здесь совсем не аудиофильское и не для «академического прослушивания» — скорее, развлекательное в хорошем смысле слова.

Сверхдетальности нет, но погружение в эмоциональное сопереживание получается весьма естественным и весомым. Звук кажется непривычным, но именно эмоции он вызывает вполне отчетливо. Еще на примере именно этой записи — достаточно сложной, плотной и насыщенной — понравилась проработка сцены.

Каждый раз она пытается предстать не только хорошо читаемой, но и немножко театрально-концертной. Нередко у меня во время прослушивания было ощущение, что это и вовсе дорожка к концерту — только картинку не вывели. В том числе это ощущение прослеживалось и на совершенно студийных альбомах.

Потом поставил диск Katatonia «Viva Emptiness». Звук получился густой, напористый, быстрый, с неплохой разборчивостью. И даже умеренно-злой — без разглаживания и перевирания эмоций.

Также заметно, что акустика и система не делает акцента на косяки записи, не вытаскивает наружу все то, что при детальном рассмотрении могло бы сделать из достаточно жесткого металла «металл» с налетом комичности. Так что не-мониторность и не-въедливость в данном конкретном случае, скорее, работают на слушателя, если конечно этому слушателю не претит такой подход.

Дальше поставил записи произведений для двух фортепиано — диск Ludmila Berlinskaya & Arthur Ancelle «Belle Époque». Здесь звук получился аккуратным, но с таким же хорошим объемом — и с упором не столько на детали, сколько на всю музыку в целом, на эмоции. Звук спокойный: в первую очередь, все задается самим музыкальным произведением и исполнением, а у акустики и системы нет склонности это как-то переиначивать.

Характер сцены уже примерно знаком: крупная форма — все основательно, но без тяжести. Из нюансов, которые мне показались несколько необычными — слышен не столько знакомый стиль записи этого альбома, но и явно чуть другая подача. Все получается как-то более тепло и округло.

Звучание записи Cecilia Bartoli, András Schiff ‎«Italian Songs» понравилось. Вокальные партии сфокусированы весьма неплохо, пропорции соблюдены, имеется изящество. Но и этот диск, как показалось, прозвучал несколько в непривычном ключе.

По стилистике все немного напоминало некоторые американские записи 60-х годов — только несколько светлее и без явного тяготения рисовать звук крупными мазками. Но вот какая-то теплота, акцент на голосе прослеживались.

На «большой форме» — записи Первой симфонии Малера — со сценой и динамикой система справилась хорошо, детальность была уже почти привычной, но картинка получилась сочной, увлекательной и цветной. Опять же, все это не про мониторный звук, а про собственный почерк KEF Blade — все в рамках их характера.

Выводы

И прослушивание, и сама акустика KEF Blade мне показались интересными и необычными с разных сторон.

Во-первых, хоть «Blade» и можно перевести как «лезвие», но это последнее, с чем хочется сравнивать звук. Музыку эта акустика совершенно точно препарировать не хочет и не будет. Зная, что и как звучит у KEF, я бы сказал, что для внимательного прослушивания и даже для препарирования музыки на любой аудиофильский лад (и в хорошем смысле) прекрасно подойдут модели серии Reference, но никак не Blade.

А вот в качестве основы центра домашних развлечений эту акустику я прекрасно могу представить. Так, чтобы в этой системе играла самая разная музыка для нескольких поколений слушателей: и музыка для компаний и посиделок, подзвучка к кино и концертам, да, пожалуй, даже звук компьютерных игр, которому сейчас уделяют массу внимания. Вот такой вариант совершенно разнопланового применения KEF Blade представляется мне весьма естественным.

И еще с одной точки зрения интересно посмотреть на Blade: у KEF много чего строится вокруг коаксиала Uni-Q, даже внешне многое похоже, но насколько же разный по характеру звук удается получать. Впрочем, все-таки некая общность у KEF имеется, и с этой точки зрения Blade хоть и совершенно отдельная величина, но явно не выходящая за рамки принадлежности к каталогу производителя.

Музыкальный материал

Cecilia Bartoli, András Schiff ‎— Italian Songs — Canzoni (Beethoven, Schubert, Mozart, Haydn) / Decca ‎— 440 297-2 / CD Stereo

John McLaughlin ‎— Industrial Zen / Verve Records‎ / Universal Music Jazz France ‎— 0602498393284 / CD Stereo

Katatonia ‎— Viva Emptiness / Peaceville ‎— CDVILEF103 / CD Stereo

Ludmila Berlinskaya & Arthur Ancelle — Belle Époque / «Мелодия» — 10 02563 / CD Stereo

Mahler — Symphonie No. 1 — Chicago Symphony Orchestra, Klaus Tennstedt / Esoteric Company / EMI Classics ‎— ESSE-90068 / SACD Hybrid Stereo

Pink Martini & The Von Trapps — Dream A Little Dream / Heinz Records — HNZ014 / CD Stereo

The Ornette Coleman Trio ‎— At The "Golden Circle" Stockholm — Volume Two / Blue Note ‎— TOCJ-9162 / CD Mono

KEF Blade

3 168 000 рублей

Количество полос: 3

Тип оформления НЧ: фазоинвертор

СЧ/ВЧ излучатель: коаксиальный Uni-Q, СЧ 125 мм, ВЧ 25 мм

НЧ: 4 x 225 мм, с боковым расположением по два динамика на стороне корпуса

Частотный диапазон: 28 Гц — 45 кГц (-6 дБ)

Частоты раздела кроссовера: 350 Гц, 2,3 кГц

Чувствительность: 91 дБ (2,83 В/1 м)

Импеданс: 8 Ом (3,2 минимально)

Рекомендованная мощность усилителя: 100–500 Вт

Гармонические искажения (2-я и 3-я гармоники, на 90 дБ на 1 м): <0,5% 40 Гц — 100 кГц, <0,2% 200 Гц — 10 кГц

Выходная мощность: 117 дБ

Размеры (ШхВхГ): 363x1590x540 мм

Вес: 57,2 кг