Полочная акустика — особая ниша в Hi-Fi индустрии, где каждый из производителей старается показать весь свой потенциал и технические новшества. Ведь извлечь из относительно небольшого корпуса полочников звук, за который наш брат будет готов не задумываясь проголосовать рублем — задача не из простых.
Что же читателя ожидает в этом тестировании? Скромные габариты, небольшие излучатели, две полосы — и все это за цену достаточно приличных напольных АС. Сможет ли ELAC отстоять свое право на регулярное упоминание в советах о покупке новых полочников?
На все эти вопросы (как и на многие другие) вы найдете ответы в этом тесте.
Излучатели, дизайн и футуризм
Думаю, что в биографию немецкой компании ELAC и ее создателей погружаться не стоит, так как фирма эта достаточно известная и часто балует новинками любителей домашнего аудио. Например, совсем недавно были представлены новые напольники серии Vela — ELAC Vela FS 408, о чем наша новостная лента, конечно же, уведомляла читателей.
Рассматриваемые сегодня ELAC Vela BS 403 относятся к этой же серии и занимают флагманскую позицию в ассортименте полочной акустики ELAC. Визуально акустика этого модельного ряда весьма отличается от прочих.
Прежде всего, взгляд приковывает необычно структурированный диффузор динамика диаметром 150 миллиметров, который отвечает за средние и низкие частоты. Первая ассоциация, возникающая при взгляде на этот излучатель — огранка драгоценного камня, не иначе. Блики света, играющие на гранях угольно-черного цвета, создают интересный эффект глубины, хотя, по факту, геометрия диффузора стремится скорее к плоскости, нежели к вогнутой полусфере.
Излучатель динамика имеет двухслойную структуру, изготовлен по фирменной технологии и имеет название Aluminium Sandwich eXtended Range (AS-XR). Внешний его слой выполнен из алюминия, внутри же притаилась любимая большинством бумага. Катушка, которая закреплена на цельнолитой алюминиевой корзине, имеет контакт с обоими слоями материала.
Еще одна деталь подвижной части динамика — широкий и при этом достаточно жесткий резиновый подвес, который своим видом дает повод причислить этот динамик к длинноходным. Но по итогам тестирования таковым я бы его не назвал — ход диффузора не проявил особых амплитудных показателей. Вся конструкция динамика крепится к корпусу на четыре винта.
Таким образом, получив уникальную в своем роде структуру диффузора, инженеры ELAC говорят о хороших динамических способностях и минимуме резонансов — все это ожидает будущих владельцев Vela BS 403, а уже состоявшихся радует и сейчас.
Высокочастотное звено представляет ленточный драйвер, который в ELAC называют JET V. Информации о нем не так много: верхний порог в 50 кГц и «молниеносный отклик», что, в общем-то, типично для качественных ВЧ-излучателей, в основе которых лежит ленточная мембрана.
Обрамлен твитер неглубоким металлическим волноводом, который имеет мелкую насечку по окружности и притянут к корпусу на четыре винта. Со слов производителя, волновод точно просчитан и размещен там для улучшения акустических свойств твитера, одновременно корректируя диаграмму направленности высокочастотника.
В этом моменте меня смутили те самые четыре винта, которыми волновод крепится к корпусу: они не утоплены в свои посадочные места и даже кое-где немного выглядывают из них. Надеюсь, этот нюанс был учтен инженерами ELAC при корректировке диаграммы направленности и был так же тщательно просчитан, как и сам волновод.
Оба излучателя размещены на лицевой панели корпуса АС. Сам же корпус глянцевый, покрыт лаком и имеет достаточно сложную форму, которая с трудом поддается описанию. Если смотреть с верхнего торца, который отделан черным матовым пластиком — можно различить трапецию. Ее широкая часть немного выгнута и служит лицевой панелью.
При взгляде сбоку можно наблюдать практически параллелограмм, состояться которому помешала опорная часть акустики ELAC Vela BS 403. В этой опоре, опоясывающей корпус, на тыльной стороне можно видеть подобие раструба — в нем и разместился порт фазоинвертора. Направлен он вниз, на оставшуюся часть опоры, которая в данном случае будет работать как рассеиватель.
Тыльная сторона акустики немного уже, чем лицевая. Здесь место нашли две пары позолоченных клемм для акустических проводов. Углов как таковых у корпуса Vela BS 403 нет — они аккуратно скруглены, что в совокупности с вышеописанными элементами дизайнерских решений, во-первых, помогает акустике бороться с резонансами и стоячими волнами внутри корпуса, во-вторых — придает акустической системе весьма футуристичный, но при этом и элегантный внешний вид.
Расцветка корпусов может быть трех вариациий: глянцевый черный, глянцевый белый и глянцевый орех. Орех — единственная версия отделки, на которой видна структура дерева, и стоимость такой отделки выше, нежели у оставшихся двух. При этом цвет динамиков, верхней грани и опоры корпуса АС всегда останется неизменно черным.
Прослушивание. Вокал, инструменты и сцена
Комната для прослушивания выдалась очень просторной, и в обычных обстоятельствах вряд ли бы кому в голову пришла идея о размещении полочников в таком обилии пространства.
После компоновки привычного треугольника следовало также подумать о стойке с компонентами. Усилительная часть — интегральник Roksan Caspian M2, в качестве ЦАПа и источника был выбран Arcam HDA CDS50. С ним появился доступ к аккаунту в Tidal с плейлистом, который многократно звучал во всевозможных системах.
Были опасения, что компактные ELAC Vela BS 403 просто растеряют свои способности в большом помещении. К моему удивлению, страхи оказались напрасными: охватив свою долю пространства, очерченную невидимой линией треугольника, BS 403 словно сконцентрировались на свитпоинте, донося музыку в таком стиле, который редко допускал возражений со стороны слушателя.
С первых нот акустика, которая внешне больше похожа на космический истребитель из любой части «Звездных Войн», погружает во вполне себе земное звучание. Одним из земных исполнителей, попавших в это приключение, была Anne Bisson с композицией «I Live In A Treehouse». Красивый, чувственный вокал, временами переходящий в речь, грациозно скачущий по нотам. Аккомпанемент — живые инструменты.
ELAC с удовольствием передают такие композиции, всецело погружая слушателя в эмоциональную составляющую. Работа с вокалом — явно не проблема для этой акустики: подчеркнуто наполненные обертона в нижнем его регистре, свобода и свежесть в верхнем. Дисгармонии при этом переходе не возникает, что позволяет констатировать хорошо слаженную сшивку драйверов. Аккомпанемент всегда на слуху, баланс между тем, сколько уделено внимания различным сторонам в таких композициях, соблюден верно.
Басовая подложка ощущалась как достаточно весомая, порой даже с легким избытком чуть выше мидбасовой области. Такая подача музыкального материала добавила инструментам из этого регистра больше тепла и тела, но общая тональность и узнаваемость была сохранена.
Высокочастотный диапазон, несмотря на смутившие меня при первичном осмотре четыре винтика, показал, в общем, хороший уровень и оказался не так привередлив к положению слушателя, как ожидалось. По моим примерным расчетам, при компоновке треугольника со стороной около 2,5 метра уже можно проводить прослушивание вдвоем.
Отработка ВЧ у Vela BS 403 выполнена в лучших традициях ленточных драйверов: детальность и ясность, которая не основана на излишней яркости или выделении какого-либо участка АЧХ в этой области. При этом «темными» их назвать нельзя: будь то живость высокого вокала или «искра» от удара по тарелке — прислушиваться не нужно, вот они, здесь.
Компоновка воображаемой сцены дается ELAC-ам с легкостью. Они реалистично отчеканили удары по клавишам печатной машинки в композиции «Richter: Shadow Journal» от Max Richter, после чего буквально погрузили в глубины, где притаились скрипка и арфа. Конечно, в продолжении трека им не хватило основательности и масштаба по низким частотам, но стоит сказать, что для такого размера кабинетов они показали отличный результат, который, возможно, в какой-то мере превзошел мои ожидания.
Avenged Sevenfold, Amon Amath и Hadouk Trio
Конечно, не менее интересны были результаты по второму этапу прослушивания, где жанры стали агрессивнее, бас ритмичнее и глубже, а вокальные партии взяли на себя брутальные рокеры.
Обманчивая композиция «Nightmare» от Avenged Sevenfold, которая после вступительных сонных колокольчиков тянет в пучину гитарных риффов и скоростных барабанов — здесь ELAC Vela BS 403 оставили несколько противоречивые впечатления. С одной стороны, задора и скорости было вполне достаточно, чтобы прослушать трек полностью. С другой — бас периодически стремился к теплу и телу, что нехорошо сказалось на остроте атаки. Скажем так: разборчивости, скорости и напора у BS 403 в достаточном количестве для того, чтобы получить удовольствие от подобных жанров в данной системе. Углубляясь же в детали воспроизведения для тщательного их разбора, претензия может быть только к скорости атаки ударных.
Высокие частоты — только позитив. Присущая ленточным твитерам телесность в передаче этого диапазона избавляет слушателя от бесформенного звона вместо тарелок, который часто встречается в подобных жанрах.
В нюансы вокала мы уже вникали в предыдущей главе. Здесь — практически без изменений, за исключением того, что ELAC, как оказалось, «знают меру»: в этом треке мужской вокал не приобретал никаких дополнительных украшательств, что, по моему мнению, очень кстати и к месту.
Если все же скорость атаки ударных критично важна для слушателя, и хочется больше остроты в нижнем регистре — вопрос решится путем подбора компонентов. Стоило на какое-то время включить в состав системы связку из предусилителя Rotel RC-1572 и усилителя мощности Rotel RB-1590, и теплая атмосфера улетучилась с первых аккордов. Теперь даже грозные Amon Amath ничем не смогли обеспокоить Elac-и: партии ударных в треке «Valkyria» показали обратную сторону медали и свели к минимуму предположения о жанровой принадлежности этой акустики.
А вот при прослушивании трека «Soft Landing» от Hadouk Trio выяснилась еще одна особенность BS 403 — акустическая гитара. Как же здорово и живо они ее показали! Пожалуй, это одно из самых ярких впечатлений, которые остались после теста. Предельная осязаемость, микроконтраст и точность. Прибавьте к этому объемное позиционирование и весомую поддержку по низким частотам — рецепт для гурмана готов!
Выводы
Что же, можно смело констатировать: у ELAC получилось. Да, по ходу теста встречались нюансы, но, по моему мнению, на них можно закрыть глаза, когда масса достоинств критично перевешивает чашу весов.
Вооружившись ненавязчивой подачей музыкального материала, ELAC Vela BS 403 не стремятся шокировать слушателя с первых нот. Наоборот: стоит располагать некоторым запасом времени, чтобы по достоинству их оценить. Их приятие и понимание концепции приходит волнообразно, с каждым приливом оставляя все меньше и меньше шансов на расставание со слушателем.
С точки зрения аудиофильского занудства, будущим владельцам стоит внимательно отнестись к подбору компонентов для этой непростой акустики. Но этот увлекательный процесс обещает быть плодотворным: Vela BS 403 вполне способны покорить как уже окрепшие, так и еще ищущие сердца любителей качественного звука.
необычный дизайн; компактные габариты; расположение фазоинвертора; комфортная подача материала; весомый бас
относительно высокая стоимость
211 820 рублей
Акустическое оформление: фазоинвертор, порт интегрирован в днище корпуса и направлен вниз
Количество полос: 2
ВЧ-динамик: ленточный JET V, установлен в специальном неглубоком волноводе
СЧ/НЧ-динамик: 150 мм, драйвер с диффузором AS-XR, двухслойная конструкция, литая алюминиевая корзина
Частота раздела кроссовера: 2400 Гц
Диапазон частот: 41 Гц - 50 кГц
Чувствительность: 86 дБ (2.83 В, 1 м)
Импеданс: 4 Ом / 3.2 Ом при 260 Гц
Рекомендуемая мощность усилителя: 40-200 Вт на канал
Двухкабельное подключение: да
Габариты: 191х362х240 мм
Вес: 7.1 кг