Компании могут придерживаться разных стратегий при расширении модельного ряда. Можно полностью перезапустить все линейки, можно раз за разом выпускать флагманы, которые становятся быстрее, выше и сильнее предыдущих, а можно, уже имея топовую модель и что-то попроще, заполнять промежутки между ними. В Penaudio вопрос флагмана на какое-то время закрыт: достаточно недавно (по меркам индустрии) компания выпустила топовую модель Karelia и она останется на этом месте на какое-то время, поэтому инженеры пошли по пути ее упрощения.

По формальной логике модель Penaudio Karelietta должна стать второй сверху акустикой в старшем модельном ряду Penaudio. Внешне она совершенно очевидно является чем-то уменьшенным на основе модели Karelia. Если старшая модель построена по принципу д’Аполитто, то Karelietta — внешне все то же самое, но без верхней пары басовиков.

Конечно, понятно, что просто уменьшить акустику на пару динамиков нельзя — процесс куда как сложнее и многосоставнее. А еще это самая новая модель компании: на момент тестирования найти о ней какую-либо информацию в сети было просто невозможно. Впервые эту модель показали в Мюнхене, осенью она добралась до московской выставки, а теперь удалось познакомиться с ней поближе.

Penaudio Karelietta в тестовой системе

Начнем с внешности. Весьма крупная напольная акустика, рассчитанная на не самые маленькие помещения. Деревообработка, как всегда у производителя, на высоком уровне — и со своими особенностями отделки. Хорошо узнаваемые торцевые спилы и оформление боковин карельской березой — все имеется.

Визуально корпуса разделены на две почти равные части: светлую в шпоне и черную в лаке. Светлая часть корпуса — низкочастотная секция, темная — объем для среднечастотников и твитера. Плюсом к этому идет двухслойное основание акустики с отделкой черным лаком, которое очень здорово уравновешивает всю конструкцию в визуальном смысле. 

Разделение корпуса на две части — в первую очередь не дизанерское решение, а техническое, потом уже обыгранное с точки зрения дизайна. Низкочастотная секция работает в закрытом ящике, а среднечастотная, наоборот, в полуоткрытом корпусе — часть стенок просто затянута акустической тканью. 

Набор динамиков традиционен для старших моделей Penaudio: использованы заказные кастомизированные SEAS из верхней линейки Excel. За верхние частоты в этой трехполосной модели отвечает твитер с алмазным куполом диаметром 26 мм. За средние частоты — пара 176-мм динамиков с ткаными полипропиленовыми диффузорами. Низкочастотников тоже два, с магниевыми диффузорами диаметром 221 мм. Точных параметров фильтров не приводится, только разделы частот на 180 и 4 500 Гц. Зато заявлены компоненты фильтров — верхние серии резисторов, конденсаторов и катушек Mundorf. 

Коммутация — только под одну пару акустических проводов, без перемычек или возможности би-вайринга или би-ампинга. В целом техническое оснащение акустики выглядит весьма убедительно. А дальше остается только слушать.

Раздел корпусов и материалов у Penaudio Karelietta - интересное решение

Помещение для прослушивания было достаточно большим, вполне подходящим для такой акустики. Усиление — старший ламповый предусилитель Octave и транзисторный усилитель мощности Plinius. Более чем серьезная пара, которой чувствительность 87 дБ при номинальном импедансе 4 Ом не должна составить ни малейшей проблемы. Хотя надо признать, что акустика не выглядит легкой нагрузкой в принципе. А в качестве источника — стример Metronome и Qobuz.

Для начала поставил запись Kenny Burrell «K.B. Blues». Звучание естественное, совершенно не напряженное, но и не вялое — в нем ощущаются музыка, эмоции и жизнь. И это на старом моно! Характер ближе к светлому, но на этой записи нет явной яркости. Впрочем, как не слышно и налета винтажной тусклости, середина не ощущается слишком выпяченной. Ровный тональный баланс, хорошая точная локализация моно-сцены по глубине, приличное разделение образов и эшелонизация. 

Основание и ножки-шипы

Формально звук вполне правильный. Но основное, что замечаешь — именно его естественную ненапряженность, подвижность. Слушается совершенно легко, под этот звук можно отдыхать — но при этом он не камерный, не смягченный, не теряющий музыкального драматизма. И детальность, и динамика на очень достойном уровне, но они тоже ощущаются естественными, без навязчивого форсажа или наигранности.

Просто хочется сидеть и слушать музыку, а не заниматься ее анализом или анализом звука. Пожалуй, единственное, в чем можно так или иначе усомниться на примере этой записи — это в масштабе, он скорее камерный. Но так бывает нередко с современными цифровыми переизданиями старых монофонических записей.

Второй альбом — Leonard Cohen «Thanks For The Dance». Здесь подача кажется аккуратной и деликатной. Альбом записан несколько специфично, с подчеркнутым масштабом и вокалом в частности, и в исполнении Karelietta все получается более естественно, собранно. Не камерно, а именно собранно. Отменная фокусировка сцены, хороший масштаб, а особенно — проработка по глубине.

Звук детальный, но смягченный, без резкости, бархатисто-фактурный. На удивление не резкие и не колючие верха — наоборот, детальные и деликатные, даже совсем аккуратные. Серединка тоже очень аккуратная, с долей мягкости, но без ущерба детальности. Да и бас примерно так же можно охарактеризовать — в основе его лежит деликатность. Хороший контроль, никакого подгуживания или размазанности, но и чрезмерно форсированного яркого гула здесь нет. Именно на примере этой записи все в полной синергии.

СЧ/ВЧ секция Penaudio Karelietta имеет полуоткрытый корпус

Psapp «Tourists» На примере этого альбома камерность меньше, а серединка в звучании выделена чуть сильнее: слышно и по инструментальным партиям, и по вокалу. А подача все такая же — чуть-чуть светлая, аккуратная, с хорошей динамикой и детальностью. В наших условиях акустика может играть как достаточно тихо без потери качества, так и весьма громко — и все равно стройность и точность звука сохраняются.

Эмоций в подаче много: ни холодным, ни зажатым звук точно назвать нельзя, но при этом он все равно уютный и ненавязчивый, без строгости и без менторства. По третьему альбому уже можно вывести как некую черту сцену и объем. Хорошая ширина, отличная глубина и локализация по глубине. Образы и планы очерчены аккуратно, без явной резкости но и без заметного размытия. Скорее, напоминают аккуратные акварельные переходы, но со вполне отчетливыми контурами. Снова правит бал аккуратность, если можно так сказать.

Потом переключился на Muse «Black Holes and Revelations». Звучание альбома сразу узнается — как стилистика записи, так и исполнения. Слышна некая матовая пыльность, но так же слышна и очень неплохо извлекаемая детальность, несмотря на сжатый звук. И динамика весьма неплоха, никаких явных ограничений не слышно. Эмоционально звук получается необычным: здесь слышны и эмоциональность, и некая закрытость, зажатость, что в целом соответствует специфике звука альбома. И оба этих аспекта чувствуются отчетливо.

Акустика, да и система в целом, позволяют слышать и анализировать и запись, и исполнение. Но в то же время Karelietta совсем не тяготеет к этим процессам — просто слушать музыку интереснее, внимание быстро переключается. В остальном — вполне правильное звучание. Интересный момент: когда слушаешь — кажется, что звук мягкий. Пытаешься это формализовать — и немного теряешься. Атака? Да нет, она присутствует. Сглаженные детали и послезвучия? Тоже нет, все они на своих местах. Но при этом ощущение смягченности все равно явно прослеживается. Или же под него маскируется ощущение аккуратности, некрикливости.

Dead Can Dance «Spiritchaser». Этот альбом поставил для того, чтобы разобраться с эффектом атмосферы и погружения в эмоции. Здесь более чем широкая сцена — и это слышно, как слышно и отличную локализацию перкуссии и вокала. Есть неплохой баланс между основными тонами и послезвучиями: пожалуй, основные тона подчеркнуты чуть меньше, чем хотелось бы, и это как раз можно отнести в пользу смягченности звука, а вот с послезвучиями, их читаемостью и затуханием все отлично.

Звук нельзя назвать малодетальным — как раз деталей слышно много и отчетливо, нет нужды вслушиваться и вкапываться. Что же до мягкости, то выходит необычно: альбомы, которые я ожидал услышать более смягченными, имели не такой уж и выраженный эффект этого смягчения. А там, где я ожидал, что эффект будет несущественным, его было слышно чуть более явно. И это все — при формально хорошей детальности и динамике.

В плане тонального баланса на примере этого альбома я ничего необычного не услышал. Аккуратные, нерезкие верха, правильная открытая серединка, быстрый фактурный бас — может, не сверх-глубокий, но хорошего качества. 

Послушал потом Burzum «Filosofem». Узнаваемый для этого альбома суховатый звук, но здесь смгчение почти не заметно. Впрочем, и явная резкость не появилась. Динамики и особенно детальности вполне достаточно, чтобы воспринимать и музыку, и отдельные партии, и слушать все в целом. Формально система и с таким музыкальным материалом вполне справляется.

Не скажу, правда, что эмоционально этот материал здесь подходит. На этом альбоме как раз можно было бы немножко уменьшить детальность и разборчивость, но прибавить эмоциональной мрачности. А именно мрачность и акустика, и система изображать не очень хотят, сопротивляются. Хотя формально, по основным критериям звука, препятствий быть не должно. 

И последняя запись в процессе прослушивания — Arvo Pärt «Tractus». Вот тут кажется, что и мягкости в звуке совсем немного, а то, что есть, звуку даже на пользу. Очень аккуратная подача и оркестра, и хора, правильный тональный баланс инструментов. Очень хорошая локализация. Детальность на достойном уровне — хор даже на тихих фрагментах не сливается в единое целое.

Хорошо слышны тонкие моменты и нюансы, есть эмоциональная вовлеченность. На примере этого звука сразу хорошо понимаешь, что музыка эта — сложная, многогранная, но ее интересно слушать, система ее не упрощает. Даже дополнительная мягкость не скрадывает детали и не дает ощущения потери в драматизме. С эффектом вовлечения и погружения в музыку все в полном порядке.

Пожалуй, эта совсем не простая запись произвела на меня наиболее сильное впечатление при прослушивании. Остальные альбомы звучали более привычно и в целом не сильно отличались от ожидаемого, только в нюансах. Здесь же система раскрылась именно своей тактичностью и точностью, аккуратностью, и вся сцена в целом даже на небольшой громкости произвела эффект — далеко не каждая система так может и умеет.

Выводы

Интересная, приятная акустика, которая может играть в большом помещении — и играть аккуратно, деликатно и весьма точно. Предположу, что с другой обвязкой техникой можно получить и другой звук — это логично, но некий цельный характер все равно будет прослеживаться. Хотя, конечно, к системе здесь стоит проявить максимальное внимание: все изменения будут слышны. И мне кажется, что именно эту аккуратность звука и стоит использовать — это достаточно редкое качество, если сопоставлять с масштабом звука и акустики. Конечно, если такой подход к звукоизвлечению нравится и близок по восприятию.

Музыкальный материал

Arvo Pärt – Tractus / ECM Records

Burzum — Filosofem / Cymophane Productions, Misanthropy Records

Dead Can Dance — Spiritchaser / 4AD

Kenny Burrell - K.B. Blues / Blue Note

Leonard Cohen — Thanks For The Dance / Columbia

Muse — Black Holes and Relevations / Warner Bros. Records, Helium 3

Psapp — Tourists / The state51 Conspiracy

Penaudio Karelietta

4 489 980 рублей

Количество полос: 3

Оформление НЧ: закрытый ящик

Оформление СЧ: полуоткрытый корпус

Частоты разделов полос: 180 Гц, 4500 Гц

Частотный диапазон: 28 Гц – 50 кГц

Чувствительность: 87 дБ (2,83 В/1 м)

Номинальное сопротивление: 4 Ом

Рекомендуемая мощность усилителя: > 30 Вт

Габариты (В х Ш х Г): 1400 x 330 x 440 мм

Вес: 40 кг