Компании могут придерживаться разных стратегий при расширении модельного ряда. Можно полностью перезапустить все линейки, можно раз за разом выпускать флагманы, которые становятся быстрее, выше и сильнее предыдущих, а можно, уже имея топовую модель и что-то попроще, заполнять промежутки между ними. В Penaudio вопрос флагмана на какое-то время закрыт: достаточно недавно (по меркам индустрии) компания выпустила топовую модель Karelia и она останется на этом месте на какое-то время, поэтому инженеры пошли по пути ее упрощения.
По формальной логике модель Penaudio Karelietta должна стать второй сверху акустикой в старшем модельном ряду Penaudio. Внешне она совершенно очевидно является чем-то уменьшенным на основе модели Karelia. Если старшая модель построена по принципу д’Аполитто, то Karelietta — внешне все то же самое, но без верхней пары басовиков.
Конечно, понятно, что просто уменьшить акустику на пару динамиков нельзя — процесс куда как сложнее и многосоставнее. А еще это самая новая модель компании: на момент тестирования найти о ней какую-либо информацию в сети было просто невозможно. Впервые эту модель показали в Мюнхене, осенью она добралась до московской выставки, а теперь удалось познакомиться с ней поближе.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/f1/1a1f5c3-af8b-4035-813b-beae86c8a68e.jpg)
Начнем с внешности. Весьма крупная напольная акустика, рассчитанная на не самые маленькие помещения. Деревообработка, как всегда у производителя, на высоком уровне — и со своими особенностями отделки. Хорошо узнаваемые торцевые спилы и оформление боковин карельской березой — все имеется.
Визуально корпуса разделены на две почти равные части: светлую в шпоне и черную в лаке. Светлая часть корпуса — низкочастотная секция, темная — объем для среднечастотников и твитера. Плюсом к этому идет двухслойное основание акустики с отделкой черным лаком, которое очень здорово уравновешивает всю конструкцию в визуальном смысле.
Разделение корпуса на две части — в первую очередь не дизанерское решение, а техническое, потом уже обыгранное с точки зрения дизайна. Низкочастотная секция работает в закрытом ящике, а среднечастотная, наоборот, в полуоткрытом корпусе — часть стенок просто затянута акустической тканью.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/af/f6fe5ef-d245-4b90-9a0b-38efc46db2a5.jpg)
Набор динамиков традиционен для старших моделей Penaudio: использованы заказные кастомизированные SEAS из верхней линейки Excel. За верхние частоты в этой трехполосной модели отвечает твитер с алмазным куполом диаметром 26 мм. За средние частоты — пара 176-мм динамиков с ткаными полипропиленовыми диффузорами. Низкочастотников тоже два, с магниевыми диффузорами диаметром 221 мм. Точных параметров фильтров не приводится, только разделы частот на 180 и 4 500 Гц. Зато заявлены компоненты фильтров — верхние серии резисторов, конденсаторов и катушек Mundorf.
Коммутация — только под одну пару акустических проводов, без перемычек или возможности би-вайринга или би-ампинга. В целом техническое оснащение акустики выглядит весьма убедительно. А дальше остается только слушать.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/30/094c1bc-06c7-49bc-80a3-eddd7146cd60.jpg)
Помещение для прослушивания было достаточно большим, вполне подходящим для такой акустики. Усиление — старший ламповый предусилитель Octave и транзисторный усилитель мощности Plinius. Более чем серьезная пара, которой чувствительность 87 дБ при номинальном импедансе 4 Ом не должна составить ни малейшей проблемы. Хотя надо признать, что акустика не выглядит легкой нагрузкой в принципе. А в качестве источника — стример Metronome и Qobuz.
Для начала поставил запись Kenny Burrell «K.B. Blues». Звучание естественное, совершенно не напряженное, но и не вялое — в нем ощущаются музыка, эмоции и жизнь. И это на старом моно! Характер ближе к светлому, но на этой записи нет явной яркости. Впрочем, как не слышно и налета винтажной тусклости, середина не ощущается слишком выпяченной. Ровный тональный баланс, хорошая точная локализация моно-сцены по глубине, приличное разделение образов и эшелонизация.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/50/0cc8b79-8690-4483-8b46-ccf9b30820d3.jpg)
Формально звук вполне правильный. Но основное, что замечаешь — именно его естественную ненапряженность, подвижность. Слушается совершенно легко, под этот звук можно отдыхать — но при этом он не камерный, не смягченный, не теряющий музыкального драматизма. И детальность, и динамика на очень достойном уровне, но они тоже ощущаются естественными, без навязчивого форсажа или наигранности.
Просто хочется сидеть и слушать музыку, а не заниматься ее анализом или анализом звука. Пожалуй, единственное, в чем можно так или иначе усомниться на примере этой записи — это в масштабе, он скорее камерный. Но так бывает нередко с современными цифровыми переизданиями старых монофонических записей.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/ae/e93b9fb-89c3-49c4-b87b-5eb61cec204c.jpg)
Второй альбом — Leonard Cohen «Thanks For The Dance». Здесь подача кажется аккуратной и деликатной. Альбом записан несколько специфично, с подчеркнутым масштабом и вокалом в частности, и в исполнении Karelietta все получается более естественно, собранно. Не камерно, а именно собранно. Отменная фокусировка сцены, хороший масштаб, а особенно — проработка по глубине.
Звук детальный, но смягченный, без резкости, бархатисто-фактурный. На удивление не резкие и не колючие верха — наоборот, детальные и деликатные, даже совсем аккуратные. Серединка тоже очень аккуратная, с долей мягкости, но без ущерба детальности. Да и бас примерно так же можно охарактеризовать — в основе его лежит деликатность. Хороший контроль, никакого подгуживания или размазанности, но и чрезмерно форсированного яркого гула здесь нет. Именно на примере этой записи все в полной синергии.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/f6/6f96cbe-91e8-44bd-8429-18d6b78a3ea3.jpg)
Psapp «Tourists» На примере этого альбома камерность меньше, а серединка в звучании выделена чуть сильнее: слышно и по инструментальным партиям, и по вокалу. А подача все такая же — чуть-чуть светлая, аккуратная, с хорошей динамикой и детальностью. В наших условиях акустика может играть как достаточно тихо без потери качества, так и весьма громко — и все равно стройность и точность звука сохраняются.
Эмоций в подаче много: ни холодным, ни зажатым звук точно назвать нельзя, но при этом он все равно уютный и ненавязчивый, без строгости и без менторства. По третьему альбому уже можно вывести как некую черту сцену и объем. Хорошая ширина, отличная глубина и локализация по глубине. Образы и планы очерчены аккуратно, без явной резкости но и без заметного размытия. Скорее, напоминают аккуратные акварельные переходы, но со вполне отчетливыми контурами. Снова правит бал аккуратность, если можно так сказать.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/de/e353437-cc2b-432a-96a8-a65dcfb7430b.jpg)
Потом переключился на Muse «Black Holes and Revelations». Звучание альбома сразу узнается — как стилистика записи, так и исполнения. Слышна некая матовая пыльность, но так же слышна и очень неплохо извлекаемая детальность, несмотря на сжатый звук. И динамика весьма неплоха, никаких явных ограничений не слышно. Эмоционально звук получается необычным: здесь слышны и эмоциональность, и некая закрытость, зажатость, что в целом соответствует специфике звука альбома. И оба этих аспекта чувствуются отчетливо.
Акустика, да и система в целом, позволяют слышать и анализировать и запись, и исполнение. Но в то же время Karelietta совсем не тяготеет к этим процессам — просто слушать музыку интереснее, внимание быстро переключается. В остальном — вполне правильное звучание. Интересный момент: когда слушаешь — кажется, что звук мягкий. Пытаешься это формализовать — и немного теряешься. Атака? Да нет, она присутствует. Сглаженные детали и послезвучия? Тоже нет, все они на своих местах. Но при этом ощущение смягченности все равно явно прослеживается. Или же под него маскируется ощущение аккуратности, некрикливости.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/51/1977e2f-2da2-4e69-a70a-5422e0206315.jpg)
Dead Can Dance «Spiritchaser». Этот альбом поставил для того, чтобы разобраться с эффектом атмосферы и погружения в эмоции. Здесь более чем широкая сцена — и это слышно, как слышно и отличную локализацию перкуссии и вокала. Есть неплохой баланс между основными тонами и послезвучиями: пожалуй, основные тона подчеркнуты чуть меньше, чем хотелось бы, и это как раз можно отнести в пользу смягченности звука, а вот с послезвучиями, их читаемостью и затуханием все отлично.
Звук нельзя назвать малодетальным — как раз деталей слышно много и отчетливо, нет нужды вслушиваться и вкапываться. Что же до мягкости, то выходит необычно: альбомы, которые я ожидал услышать более смягченными, имели не такой уж и выраженный эффект этого смягчения. А там, где я ожидал, что эффект будет несущественным, его было слышно чуть более явно. И это все — при формально хорошей детальности и динамике.
В плане тонального баланса на примере этого альбома я ничего необычного не услышал. Аккуратные, нерезкие верха, правильная открытая серединка, быстрый фактурный бас — может, не сверх-глубокий, но хорошего качества.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/93/3c0e633-5cbf-44ea-a560-be17a2cad950.jpg)
Послушал потом Burzum «Filosofem». Узнаваемый для этого альбома суховатый звук, но здесь смгчение почти не заметно. Впрочем, и явная резкость не появилась. Динамики и особенно детальности вполне достаточно, чтобы воспринимать и музыку, и отдельные партии, и слушать все в целом. Формально система и с таким музыкальным материалом вполне справляется.
Не скажу, правда, что эмоционально этот материал здесь подходит. На этом альбоме как раз можно было бы немножко уменьшить детальность и разборчивость, но прибавить эмоциональной мрачности. А именно мрачность и акустика, и система изображать не очень хотят, сопротивляются. Хотя формально, по основным критериям звука, препятствий быть не должно.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/c7/7881c36-0196-4ab4-b216-ca0a3eaed3c5.jpg)
И последняя запись в процессе прослушивания — Arvo Pärt «Tractus». Вот тут кажется, что и мягкости в звуке совсем немного, а то, что есть, звуку даже на пользу. Очень аккуратная подача и оркестра, и хора, правильный тональный баланс инструментов. Очень хорошая локализация. Детальность на достойном уровне — хор даже на тихих фрагментах не сливается в единое целое.
Хорошо слышны тонкие моменты и нюансы, есть эмоциональная вовлеченность. На примере этого звука сразу хорошо понимаешь, что музыка эта — сложная, многогранная, но ее интересно слушать, система ее не упрощает. Даже дополнительная мягкость не скрадывает детали и не дает ощущения потери в драматизме. С эффектом вовлечения и погружения в музыку все в полном порядке.
Пожалуй, эта совсем не простая запись произвела на меня наиболее сильное впечатление при прослушивании. Остальные альбомы звучали более привычно и в целом не сильно отличались от ожидаемого, только в нюансах. Здесь же система раскрылась именно своей тактичностью и точностью, аккуратностью, и вся сцена в целом даже на небольшой громкости произвела эффект — далеко не каждая система так может и умеет.
Выводы
Интересная, приятная акустика, которая может играть в большом помещении — и играть аккуратно, деликатно и весьма точно. Предположу, что с другой обвязкой техникой можно получить и другой звук — это логично, но некий цельный характер все равно будет прослеживаться. Хотя, конечно, к системе здесь стоит проявить максимальное внимание: все изменения будут слышны. И мне кажется, что именно эту аккуратность звука и стоит использовать — это достаточно редкое качество, если сопоставлять с масштабом звука и акустики. Конечно, если такой подход к звукоизвлечению нравится и близок по восприятию.
Музыкальный материал
Arvo Pärt – Tractus / ECM Records
Burzum — Filosofem / Cymophane Productions, Misanthropy Records
Dead Can Dance — Spiritchaser / 4AD
Kenny Burrell - K.B. Blues / Blue Note
Leonard Cohen — Thanks For The Dance / Columbia
Muse — Black Holes and Relevations / Warner Bros. Records, Helium 3
Psapp — Tourists / The state51 Conspiracy
4 489 980 рублей
Количество полос: 3
Оформление НЧ: закрытый ящик
Оформление СЧ: полуоткрытый корпус
Частоты разделов полос: 180 Гц, 4500 Гц
Частотный диапазон: 28 Гц – 50 кГц
Чувствительность: 87 дБ (2,83 В/1 м)
Номинальное сопротивление: 4 Ом
Рекомендуемая мощность усилителя: > 30 Вт
Габариты (В х Ш х Г): 1400 x 330 x 440 мм
Вес: 40 кг