Продолжаем сагу о постройке недорого сетевого источника.
Система Raspberry Pi проявила себя в качестве маленького и безотказного модуля, который способен выполнять куда более сложные задачи, чем прокачка какого-то там аудиопотока. Достаточно сравнить битрейт фонограммы с любой видеотрансляцией. В штатной комплектации аудиовыход Pi3 B+ никуда не годился. Для успокоения нервов проверим еще одну модель семейства Pi4B, которая была выпущена в июне 2019-го — через год после Pi3 B+.
В Pi4B сменился процессор и заметно выросла ОЗУ (вместе с энергопотреблением). Теперь здесь два мини HDMI выхода. Изменился и разъем питания с Mini-USB на USB-C. Однако фирменная убогость аудионачинки осталась на месте. Измерения демонстрируют тот же уровень искажений, разделения каналов и шумов -80 дБ, что соответствует разрешению 13 бит.
Как не отнекивался я от HAT-платок для Raspberry, а все-таки пришлось прикупить один «чепец». И это опять HiFiBerry, чей транспорт Digi+ Pro я уже тестировал. В этот раз швейцарский производитель очень хвастался своим новым DAC2 HD, ни много ни мало помещая продукт за 99 долларов в категорию High End! Посмотрим, что же нам предлагают.
I2S-подключение к ЦАПу, на которое сегодня принято молиться и проклинать SPDIF и USB. Два раздельных клока под 44,1 и 48 кГц и почтенный старец Texas Instruments PCM1796 вместо набившего оскомину PCM5102 с заведомо худшими показателями. Опять же, Швейцария: часовщики, банкиры, оружейники, вот это вот все. Ну ладно, заказываем.
Посылка не заставила себя долго ждать. В пакете только плата и все тот же комплект крепежа на четыре посадочных отверстия. Все остальные указания придется почерпнуть на фирменном сайте HiFiBerry. В частности, предлагается к установке фирменная ОС для Raspberry, чтобы в будущем вкусить прелести DSP-платы для румкоррекции.
HiFiBerryOS меня не очень впечатлила, хотя бы уже потому, что не отображала прямого доступа к папкам. Поэтому на карточку Pi4B опять отправилась Volumio — уж извините.
Измерения показали, что можно смело пользоваться хардварным управлением громкости DAC2 HD при воспроизведении 16-битного потока — то есть на подавляющем большинстве музыкального контента. Цифровой пересчет уровня сигнала происходит на более высокой разрядности, чем 16 бит.
В итоге преобразование остается корректным с точки зрения стандарта разрешения компакт-диска 96 дБ. Причем со снижением громкости общие гармонические искажения еще и падают в два раза по сравнению с показателями номинального уровня.
118 дБ реального динамического диапазона соответствует разрешению более чем 19 бит, что является хорошим показателем для цифро-аналогового преобразователя. В целом, измерения были одинаково приличными как на платформе Pi3 B+, так и на более новой Pi4B.
Отличалось лишь потребление тока, и не в пользу новой платформы Raspberry: 0,71–0,78A против 0,77–0,83 А. Стриминг аудиопотока Qobuz с большим битрейтом вроде 24 бит/192 кГц по Wi-Fi не вызвал никаких проблем.
Другое дело, что саунд DAC2 HD при подключении напрямую к моему усилителю мощности Threshold поверг в уныние. Опять этот голый звук, грохочущий как железнодорожный товарняк — тут можно услышать лишь только крупицы да намеки на музыкальность.
Согласно спецификации, у PCM1796 всего два режима работы цифрового фильтра — Sharp и Slow. В меню микшера Volumio выявилась опция фильтра roll-off, который имеет более сглаженную характеристику АЧХ, чем слегка задранные ВЧ по умолчанию. На установке Slow стало немного мягче, но при этом режиме уже не работает регулировка уровня в меню Volumio — так что теперь DAC2 HD можно использовать только с дополнительным аттенюатором либо интегральным усилителем.
Хорошо, что тесты новой техники я по осторожности начинаю с самых тишайших фонограмм, иначе бы угробил колонки этим High End за 99 долларов для Raspberry.
Швейцарский support на мои жалобы невозмутимо порекомендовал переходить на HiFiBerryOS. Нет уж, спасибо. Словом, применять эту связку на большой аудиосистеме с напольными колонками я бы не советовал. Не знаю, на чем это слушают и радуются. Хотя, кажется, знаю.
На кухне у меня стоит двойка представителей так называемого «британского Hi-Fi» в лице стереоресивера NAD 7020 (на базе того самого усилителя 3020) и полочных Mordaunt-Short MS5.10. Колонки стоят на разных уровнях ближе к потолку, поэтому эшелонирования сцены и пространства стереофонограммы там нет никакой. Это просто часть пространства, из которого выдувается большой пузырь музыки. Но с включенной тонкомпенсацией щедрых средних частот, вайба и прочего музыкального жира в нем хоть отбавляй. До этих пор в качестве стримера здесь работал AirPort Express. Но работал он плохонько, если честно.
Конечно, благодарствуем Apple за lossless по AirPlay, но это всегда была нагрузка на промежуточный узел. Либо компьютер с Roon, либо телефон, либо планшет, которые должны тот же Tidal или Qobuz-стрим сначала скачать себе, воспроизвести, запаковать обратно в ALAC, вернуть на модем и только потом от него опять отдать на AirPort Express. А сам модем находится через несколько стен. Если на кухне кто-то топчется на пути сигналов в обе стороны, то случалось и выпадение звука.
К тому же, сам по себе, в качестве источника стерео, AirPort Express не воодушевляет. Конечно, за свои деньги это устройство уникально в роли роутера в приятном дизайне, который умеет играть музыку, да еще и отдавать ее по оптике. Но собственный джиттер и ограничения AirPlay делают AirPort Express в наши дни компромиссным решением. А вот Raspberry с прихватом в виде HiFiBerry DAC2 HD оказался в моей кухонной системе из 80/90-х весьма кстати.
Во-первых, в жирном чреве NAD/Mordaunt-Short напористый и грубоватый звук DAC2 HD просто растворился. В такой компании он заиграл более-менее похоже на нормальный Hi-Fi источник. К тому же, в отсутствие AirPort Express все фонограммы воспроизвелись более ясно и ритмично, да и тембр не высох.
Во-вторых, появилась заманчивая возможность загонять на кухню любой контент, включая хайрезы, которые раньше приходилось крошить, чтобы упаковать в 16/44 ALAC формата AirPlay. Если что, AirPlay доступен и для Raspberry, но кому он теперь нужен, если есть чудесный UPnP. Для маршрутизации этих потоков осталось найти нормальную программу со встроенной поддержкой Tidal/Qobuz.
Родное iOS-приложение Volumio просит денег за интеграцию Tidal/Qobuz, да еще, говорят, и глючит с интерфейсом Tidal. Поэтому устанавливаем на айпад и айфон первое попавшееся приложение для воспроизведения UPnP/DLNA — Mconnect Player. Стандартный, не очень модный интерфейс, знакомый еще по приложению Bel Canto. В бесплатной Lite-версии Mconnect Player отсутствует сортировка треков и торчит реклама, но сейчас нас интересует исключительно работа стриминговых сервисов Tidal/Qobuz.
Mconnect Player можно использовать и в качестве обычного плеера тем, кто хочет пользоваться Tidal и Qobuz, но не желает менять регион аккаунта в своем телефоне. Как известно, родные приложения Tidal и Qobuz недоступны в локальных Store. А здесь все теперь работает под одной крышей.
Вбиваем логины/пароли, находим нужный альбом, указываем Raspberry через клавишу Play to, который уже числится в списке доступных UPnP-устройств. Все заработало мгновенно, показывает разрядность потока, утешает во время чистки картофеля. Чего еще желать на кухне? Пользователи в отзывах жалуются на Mconnect, что у них одна песня играет по кругу, но это лишь потому, что они и выбрали одну песню, а не запустили весь альбом. Друзья, приучайтесь слушать музыку альбомами, как делали ваши дедушки!
Скрины с произведениями Валентина Сильвестрова в 24 бит / 96 кГц аудио были сделаны в аккаунте Qobuz. Разумеется, что в случае Tidal рендеринг MQA вне родного приложения будет недоступен, и на DAC2 HD отправится только лишь 24 бит / 48 кГц. Чтобы полностью расколдовать Hi-Res стрим в Tidal, следует выводить цифровой сигнал хотя бы с помощью этого устройства с подключением к MQA-совместимому внешнему ЦАПу.
С другой стороны, подавляющее большинство современных релизов в Hi-Res изначально записываются, микшируются и представлены на рынке в разрешении 24 бит / 44,1 кГц. Это индустриальный стандарт рекорд-индустрии сегодня. Остается непонятным, какой тогда смысл в кодировании MQA для оригинала 24 бит / 44,1 кГц? Экономии битрейта и файлового пространства в этом случае нет никакой. Разве что экономика в лицензировании формата и дополнительном барьере между владельцем ординального контента и слушателем.
Упаковка подобного контента для стрима через Tidal в MQA лишь чуть-чуть добавит бесполезного шума в самой верхней полосе частот 20 кГц, где никто его не услышит. Ладно, в конечном счете, вы ничего не потеряете, прослушивая такой MQA безо всякого декодирования через Mconnect и HiFiBerry DAC2 HD.
Поэтому промежуточные выводы на сегодня будут таковы:
1. В качестве Raspberry-платформы необязательны самые последние модели с мощными чипсетами и большим потреблением тока. Для бесперебойной работы системы вполне достаточно Pi3 B+.
2. HAT-ЦАПы в достаточно прозрачной и чуткой к смене компонентов аудиосистеме по качеству звука все еще не способны заменить стационарный источник высокого класса. Для этой цели лучше использовать Raspberry в качестве транспорта с цифровым выходом, подключенным к проверенному внешнему ЦАПу.
3. HAT-ЦАПы превосходно впишутся в систему №2, а лучше в №3 или №4, обладающую контролируемой и заметной окраской.
4. Применение UPnP-маршрутизации в сочетании с подпиской на стриминговые сервисы принципиально меняет процесс потребления музыкального контента и в буквальном смысле выводит музыку из одной комнаты по всему дому.