Французская компания Focal с некоторых пор удивляет новинками с завидной периодичностью. По меркам отрасли, предыдущая большая премьера модели Sopra произошла относительно недавно. А тут, пожалуйста, еще одна новинка. И я говорю именно о линейке, хотя в ней пока что только одна модель, Kanta N°2. Но в этой серии будут и другие номера, остается только немного подождать. Sopra ведь тоже появилась не вся сразу. Раз так, будем знакомиться с пока что единственной доступной новинкой.
Начать, пожалуй, стоит с внешности и предыстории. Еще до теста, когда информация о Kanta N°2 появилась в виде анонса, новинка меня несколько удивила в хорошем смысле. По словам производителя, линейка разрабатывалась около трех лет, и в ней использованы как технологии от выпускающихся моделей, так и совершенно новые приемы. Учитывая недавно выпущенную Sopra и постепенно обновляющуюся серию Utopia, надо отдать должное ресурсам и способностям инженеров компании — работа действительно была проделана большая.
Предназначение Kanta — постепенно сменить на рынке серию Electra Be. Т.е. в перспективе можно ожидать не только напольники разного масштаба и полочники, но и, вероятно, центр, тыловую акустику и сабвуфер. Смена вполне логична: Электра красивая акустика, но объективно — одна из самых неоднозначных из всего того, что выпускала компания Focal. Слишком много у Электры специфики, особенно в характере высоких частот.
Обычно перед тестом я просматриваю только паспортные данные, чтобы не было соблазна хоть что-то попытаться спрогнозировать и предугадать. Но здесь я зацепился взглядом за цветовую палитру и за то, как обыграна внешность акустики. Честно скажу, был очень приятно удивлен. Необычные, смелые цвета. Но не кричащие, а скорее застенчиво-нежные. Акустикой в красном лаке сейчас уже никого не удивить, да и у Focal красный лак найти можно. Но не в этой линейке.
Здесь самый яркий цвет — желтый. Да, отличный красивый желтый оттенка одуванчика. Еще необычные: пара голубых цветов, оттенки слоновой кости, кофе с молоком, пепельный серый. Ну а для тех, кому все перечисленное покажется слишком смелым, — глянцевый черный или белый лак. По сути, практически акварельная гамма (часть отделок и вовсе не глянцевые, а матовые), деликатная и необычная одновременно. Отличный смелый ход! Готов снять шляпу перед дизайнерами, которые не только это придумали, но и убедили принимающих решения, что так можно и нужно сделать.
Вопрос имени
А что же такое Kanta в смысле названия? Не знаю, к Иммануилу Канту никакого отношения название не имеет, к 大垣 勘太, пареньку Канта, одному из персонажей мультфильма «Мой сосед Тоторо», предположу, что тоже. К швейным кантам, я думаю, тем более. Вопрос названия, наверное, выяснится когда-нибудь, пока же производитель не дает толкований по этому поводу.
Фокаловская внешность у Kanta узнается безошибочно. Хотя ни на одну из прочих моделей акустика не похожа. Узнавание происходит за счет общего стиля, форм и пропорций, за счет некоторых заметных фирменных решений, а не прямого сходства.
Передняя панель — изогнутой формы, именно изогнутой, весьма плавно, без надломов. Но в этой же форме угадывается и Sopra, и Utopia. Сами передние панели у меня с первого взгляда вызвали ну очень странные ассоциации — воспоминания детства. А именно — коробочку с разноцветными леденцами, привезенную из далекой страны и доставшуюся ребенку, которому раньше нельзя было ничего сладкого и цветного…
Вот ведь странно, правда? Нет, пробовать на зуб акустику я не стал, но в душе немало удивился своему ассоциативному ряду, а еще тому, какое впечатление материал производит не только внешне, но и на ощупь, и при простукивании. Часть подоплеки таких мыслей стала понятна позже, при детальном рассмотрении корпуса. Передняя панель — идеально гладкая, с изгибами и неярким глубоким блеском, оказалась совсем не МДФ под лаком, все сложнее. Передние панели для Focal Kanta отливаются из композита, с последующей доводкой, окраской, лакированием. Ни одно изображение акустики не передаст здесь вживую всего спектра эмоций от общения.
Композит и МДФ
Динамики и передняя панель ощущаются совершенным монолитом, все отлично задемпфировано. Остальная часть корпуса изготовлена из МДФ, общий вес каждой колонки — 35 кг. Совсем не мало. Да, отделка остальной части корпуса тоже интересна. Тут могут быть два варианта: или шпон ореха, покрытый матовым лаком, или черный глянцевый лак «с искрой». Если бы я прочитал про вот этот самый «лак с искрой», я бы подумал — какая вульгарность! На деле — ничего подобного, смотрится сдержанно, но именно с искоркой, как будто там внутри поместили немножко инея.
Казалось бы, с лирикой и эстетикой уже пора заканчивать, но нет, есть еще о чем рассказать. Опять же, начну с описательного изложения. На поверхность акустика устанавливается при помощи крестообразной литой металлической рамы, снабженной внушительными регулируемыми винтами, которые могут опираться или на резиновые проставки, или, если позволяет покрытие пола, на металлические «пятаки». В последнем случае ничего резинового в конструкции нет, и получается классическое сочетание конуса-шипа и ответной подставки из твердого сплава. Само крестообразное основание при любом варианте отделки черное, покрытое матовой порошковой краской. Регулировка по уровню имеет большой диапазон и справится с самым кривым полом (и с разными покрытиями, благодаря возможности выбирать шипы или мягкие опоры). Еще эта конструкция позволяет поиграть углом наклона, что может оказаться очень полезным в зависимости от расстановки и расстояния до точки прослушивания.
Лен и бериллий
С динамиками у акустики дела обстоят неожиданно. В первую очередь дело в средне- и низкочастотниках. Диффузоры опознаются безошибочно — это сандвич из льна и стеклоткани, хорошо знакомый по линейке Aria. Но на этом приметном моменте сходство-то и заканчивается. Focal может себе позволить разнообразие конструкций, ведь как и корпуса, динамики компания изготавливает сама. У среднечастотника сложнопрофильный подвес, впервые появившийся в линейке Sopra — TMD (Tuned Mass Damper). Керн по центру тоже, очень похоже, оттуда. У низкочастотников профили подвесов привычной конструкции (как и в Sopra, здесь сложным профилям нет применения), но зато в подвижной системе нашлось место и фарадеевым кольцам в виде фирменной технологии NIC (Neutral Inductance Circuit).
Бериллиевый твитер ниоткуда впрямую не позаимствован, а разработан специально для Kanta. Конструкция попроще, чем у Sopra или Utopia, но наследует отчасти все прежние наработки и принципы построения конструкции.
Среднечастотник работает в своем объеме, как и твитер (но без сложной, видимой снаружи конструкции волновода), а басовая секция, сделанная в фазоинверторном исполнении, имеет аж два этих самых фазоинвертора. Один на передней панели, он непосредственно отлит в композите, а второй выведен назад. Такое решение имеет право на существование, но по сравнению с портом, выведенным вниз, здесь могут быть нюансы в плане критичности к расстановке. В любом случае, ставить акустику в 20 сантиметрах от стены точно не стоит. В остальном надо экспериментировать. Производитель рекомендует использовать Kanta N°2 в комнатах от 30 до 60 м². Учитывая то, как здорово закрывали звуком объем модели из линейки Sopra, с рекомендацией я соглашусь, хотя ничто не запрещает пробовать подружить акустику и с немного меньшими помещениями. Скорее всего, вопросы будут с расстановкой и с тем, что представляет собой помещение, каковы его пропорции, насколько оно заглушено.
При построении системы стоит учесть то, что акустика позволяет только двухкабельное подключение. Клеммы похожи на те, что ставятся Aria, но обрезинены иначе, за счет чего удобнее в затяжке, да и расположены они удобнее — прямо на корпусе. Сами клеммы, внешне невзрачные (из-за того, что обрезинены), удобны и надежны. Кабель можно использовать любой по виду разделки.
Защитные грили у акустики, конечно же, есть — фирменные раздельно-съемные, на магнитных креплениях. Один из них защищает среднечастотник, другой — оба басовика. Бериллиевый твитер и так защищен условно-несъемной алюминиевой сеткой, которая крепится на двух винтах, так же, как у Focal Sopra. А что хорошо в грилях на средне- и низкочастотниках, так это то, что они могут действительно защищать. Это не кружочки, обтянутые тканью, а жесткие пластиковые рамы, с ромбовидной сеткой внутри, и они уж точно выдержат удар детского кулачка. Хотя для прослушивания грили лучше бы снимать, ведь это просто: процесс требует секунд 15 времени и ровным счетом никаких усилий.
Вот, пожалуй, и весь собирательный образ Focal Kanta. Хороший образ, смелый и цельный. На фоне или однообразия, или чрезмерной эксцентрики я более прочего ценю умение делать яркие, но цельные и красивые вещи (пусть и необычные). Здесь это удалось в полной мере.
Ко времени тестирования акустика была уже не совсем из коробки, ей дали недельку-другую поработать в ежедневном режиме и на музыке, и на тестовых сигналах. И по первым прикидкам, эффекта совсем новой, еще не приработавшейся акустики, не заметно.
В качестве тестовой системы к Kanta N°2 подобрали старший усилитель Denon и CD/SACD проигрыватель McIntosh. Плюс полная кабельная обвязка Inakustik. С таким же усилителем я когда-то тестировал Focal Aria, а значит, есть возможность услышать, как получится все с акустикой из следующего модельного ряда.
Вокальные данные
Раз уж воспроизведение вокала сами разработчики акустики Focal считают одной из сильных сторон, то почему бы в качестве первого диска не выбрать совместную запись Tony Bennett и Bill Evans? Только голос, фортепиано и хорошая запись. Звук, на первый взгляд, не острый, в нем нет подчеркнуто-звенящей сверхпрозрачности, нет и резкости.
Подача чуть-чуть смягченная, слегка светлая. Но звук тактичен, при явной раскрепощенности нет ни намека на вульгарность или панибратство. Эмоции передаются достаточно достоверно и они не перехлестывают, нет навязчивости и утомительности. Вокальные партии звучат естественно, в них незаметно явной окраски или перераздутых пропорций сцены. Воздуха не очень много и не мало, он просто есть в естественном количестве. Пространство сцены локализуется точно, с правильным масштабом. Детальность неплоха. Динамика, насколько можно судить по этой записи, тоже. Звук многосложный, многосоставный, но без заметной окраски, ближе к естественному и достоверному. Сама по себе эта запись звучит слегка отстраненно и холодно, но в нашем случае система несколько нивелирует этот эффект, делает его менее заметным.
Даже по первому диску в тесте уже можно отчетливо понять, что Kanta не похожа ни на Sopra, ни на Aria, и тем более на Electra Be. Некоторые собирательные или скорее фирменные черты современных линеек Focal просматриваются, но в остальном это полностью самостоятельная акустика с собственным звуком. У нее нет такой сверхаккуратности, как у Sopra, но нет и явной приподнятой эмоциональности Aria. И тем более, к счастью, нет специфических верхов Электры.
Следующая запись — не сильно обязывающий, но местами показательный альбом Pink Martini & The Von Trapps «Dream A Little Dream». Формально альбом не покажется сложным для многих систем, только с одним «но» — есть риск получить звук по принципу «так приятно, что противно». Ну, или это я не очень люблю слишком медово-тягучие записи. Зато они показывают даже легкий дисбаланс в тракте, если он есть.
Прозвучала запись неплохо. Заметен хороший объем, текучесть и подвижность, но не та приторность, которой я опасался. Детальность хороша и тембральная достоверность есть, а теплоты ощущается совсем немного, столько, что слушать интересно и комфортно. В звуке нет подчеркнутого драматизма, но в данном случае и запись этого не предполагает. Хотя я могу представить себе систему, в которой даже этот альбом будет звучать как вагнеровоское «Кольцо Нибелунгов». К счастью, Kanta не имеет таких наклонностей, и если и переиначивает звук под свой стиль, то аккуратно, слегка смещая акцент от аналитичности к эмоциям, одновременно не пытаясь раздавить этими эмоциями слушателя. Ну а то, что звук кажется чуть более праздничным и радостным — это в пределах допустимого, да и узнаваемо. Не припомню у Focal акустики с траурным звуком или крайней степенью склонности к «звуковой математике».
Однако стоит отвлечься от обобщений и рассуждений и разобрать формальные признаки получающегося звучания. Основное, что скажу, пусть даже повторюсь: не услышал я от этой системы склонности к разбору формальностей, но есть тяга к подаче звука, точнее — музыки в полноте и цельности.
Бас чуть-чуть не такой глубокий, как я ожидал, неторопливо-аккуратный (применительно к прослушиваемому альбому), хорошо заполняющий пространство, но структурно, а не басовой кашей. Серединка открытая, может быть, самую малость приподнятая, но опять же с поправкой на альбом, я бы не счел ее теплой или окрашенной. Верхов много, в них не ощущается зажатость или ограниченность, но нет и резкости. Можно констатировать, что разработчикам Focal удалось полностью переосмыслить и переделать свои бериллиевые твитеры, отойдя при этом от встречавшейся в прошлом яркости и крикливости. Нет этих черт у Sopra, нет и у Kanta. При том, что количественно ВЧ не кажутся урезанными или упрощенными, скорее просто ощущаются как более честные и естественные.
Если вслушаться очень внимательно в звук разных инструментов и партий, можно подметить, что в мелочах у СЧ и ВЧ чуть-чуть разный характер, но формализовать эту разницу мне сложно, а на практике она вносит не диссонанс, а ощущение многогранности. И пусть у Sopra более точная и ровная подача, но у Kanta она более харизматичная и весьма интересная сама по себе. Ну так ведь одинаково звучащая акустика в разных линейках смотрелась бы странно.
Архаика в моно
Следующая порция музыкального материала — древние записи Charlie Parker и Miles Davis (1945-1948 годы). Из-за возраста качество соответствующее, специфическое. Звук явно обрезан по краям диапазона, это, разумеется, слышно, но не воспринимается как непреодолимый дефект. Система отыгрывает неплохо объем и монораскладку, в звуке нет подчеркнутой тусклости и пыльности. И слушать интересно, а это — главное. Раскладка моносцены по глубине и вовсе получилась сильно лучше, чем я предполагал. Также на примере этой записи становится понятно, что направленность у акустики не сверхвыраженная. Вполне можно даже на моно настроить точку прослушивания, в которой вовсе не обязательно нужно будет сидеть неподвижно. А вот по расстановке акустики однозначно предпочтительного варианта я не нашел: можно и при параллельной расстановке интересную схему получить, можно и с разворотом экспериментировать. Явных зависимостей нет, нужно только помнить о заднем фазоинверторе, а положение акустики подбирать индивидуально.
Слушаем дальше — диск Richard Hawley «Truelove's Gutter». Объемное, но аккуратное звучание, вполне деликатное и точное. Звук совершенно не тусклый, но и не яркий — баланс соблюден. Может быть, бас получился чуть камернее, чем хотелось бы, но качественно все хорошо и в рамках целостной картины. Вокальные партии как будто самую малость приподняты, голос звучит полновесно, но акцент на проработке артикуляции заметнее обычного, а за счет этого звук кажется светлее и выше. Именно с музыкой в ее цельном виде, а не с деталями, система справляется очень хорошо; картинка не разваливается на составляющие, а весь диапазон ощущается без перекосов. Сцена на примере этой записи получилась шире и глубже, чем я ожидал, в сравнении с записями предыдущими, но размывания пропорций или планов я не услышал.
Тяжелее тяжелого
В качестве теста на способность разбирать музыкальную кашу и не брезговать всем эмоциональным диапазоном я выбрал диск Anorexia Nervosa «Exile». Прозвучала запись, скромно говоря, недурно: и атмосфера передается, и детальность хорошая. Хотя в целом звук получился немножко смягченным, чуть более легким эмоционально, чем могло бы быть. Аккуратность и смягченность в данном конкретном случае сгладили остроту эмоций. Именно для этого альбома желателен и бас пожестче, и весь звук мог бы быть острее, драматичнее. Но если подойти к оценкам формально, то все это нюансы и личные привычки, формально же с «тяжметом» система (не только акустика) справилась куда лучше, чем я от нее ожидал. Главное, что по динамике, детальности, масштабу и объему результаты хорошие.
Запись «Концерта для альта с оркестром» Уильяма Уолтона показалась мне прозвучавшей правдоподобно и точно, но не голографично, а скорее телесно. Может быть, хотелось бы немного большей детальности в средней части диапазона, но количественно эффект был выражен слабо, и с поправкой на запись сложно предъявлять претензии. Зато на сложных фрагментах звук оставался стройным, не было ни огрубления, ни резкости, а то чувство, которое я бы назвал телесно-осязаемой естественностью, не пропадало ни при каких условиях. Построение сцены для оркестровой записи получилось правильным, только лишь немножко упрощенным в нюансах. Но и раскладка, и пропорции, и ощущение пространства зала получились хорошими.
Выводы
По дизайнерской концепции и по исполнению — очень интересная акустика. Нужно отдать должное, неординарных решений применено множество, но нигде нет проблем с чувством такта. И очень приятно, что ничего не сделано в угоду внешности, но в ущерб звуку.
По звуку это совершенно новая акустика, совсем уже не Электра с ее особенностями. Также это не Aria и не Sopra, и не среднее арифметическое между ними. Kanta — совершенно самостоятельная величина, в которой при этом точно узнается современный фирменный стиль Focal. По характеру акустика интересна своим не слишком строгим, дружелюбным, однако весьма точным звуком. На основе такой акустики можно строить разные системы, но что-то мне подсказывает, что и о вариантах гибридного усиления, или связки из хорошего лампового преда и транзисторного мощника совсем не стоит забывать. Может получиться интересно. Да и с полностью ламповым усилителем достаточной мощности я бы рискнул поэкспериментировать.
Музыкальный материал
Anorexia Nervosa — Exile — Season of Mist SOM 004 / Stereo
Charlie Parker Featuring Miles Davis — The best Of The Dial Years — Nippon Crown / Stardust Records CRCL-8848 / Mono
Pink Martini & The Von Trapps — Dream A Little Dream — Heinz Records HNZ014 / Stereo
Richard Hawley — Truelove's Gutter / Mute CDSTUMM312, 5099968638627 / CD, Stereo
The Tony Bennett / Bill Evans Album — JVC JVCXRCD-0208-2 / Stereo
William Walton — Viola Concerto — Yuri Bashmet, The Academic Symphony Orchestra of the Moscow Philharmonic Society, cond. D.Kitaenko — Мелодия MEL CD 10 02293 / Stereo
630 000 рублей
Акустическое оформление: фазоинвертор
Схема: четыре излучателя / три полосы
ВЧ излучатель: IAL3 - 27 мм, вогнутый купольный с бериллиевой диафрагмой
СЧ излучатель: 165 мм, с Flax-диффузором, TMD подвесом и технологией NIC
СЧ/НЧ излучатель: 2 х 165 мм, с Flax-диффузором и технологией NIC
Частоты раздела кроссовера: 260, 2700 Гц
Воспроизводимые частоты (-3 дБ): 35 Гц – 40 кГц
Нижняя граница (-6 дБ): 29 Гц
Импеданс (ном/мин): 8/3,1 Ом
Рекомендуемая мощность усилителя: 40 – 300 Вт
Чувствительность: 91 дБ (2,83 В/1 м)
Вес: 35 кг
Размеры: (В x Ш x Г): 1118 x 321 x 477 мм
Варианты отделки: черный лаковый корпус, передняя панель с глянцевой отделкой голубого, белого, черного или желтого цветов
Корпус с отделкой шпоном ореха, передняя панель с матовой отделкой голубого, бежевого, темно-серого цветов или цвета слоновой кости