Когда два года назад компания JVC выпустила модель DLA-NX9, всем прозорливым стало ясно — это только разминка, а в следующем поколении проекторов фирмы будут модели с реальной поддержкой 8К-видео.

В итоге получились даже круче — все новые 8К-проекторы JVC будут еще и с лазерно-фосфорными источниками света. В продаже они появятся в декабре, но нам удалось бегло протестировать предсерийный образец одного из них, JVC DLA-NZ7, о чем и спешим вам рассказать.

Прежде чем вдаваться в подробности, нужно пояснить почему «первый 8К». Вовсе не потому, что он первым попал на тестирование. Проекторы JVC с семеркой в индексе традиционно занимали положение некоей золотой середины в линейке компании, то есть начальными и самыми простыми они никогда не были.

Теперь ситуация изменилась: линейка проекторов в сравнении с прошлой расширилась, и теперь JVC DLA-NZ7 — это самая младшая 8К-модель, которая для большинства откроет окно в мир сверхвысокодетального видео на большом экране. Две вышестоящие модели, JVC DLA-NZ8 и JVC DLA-NZ9, будут еще круче, причем не только по яркости, но и по детальности — в них будет задействована еще более продвинутая система E-shiftX с двунаправленным смещением.

Так что JVC DLA-NZ7 — это и вправду первый бытовой проектор с поддержкой 8К-видео. А JVC DLA-NX9, как ни крути, лишь сглаживал пикселизацию на экране, но 8К-видео не воспринимал и не отображал, поэтому первым полноценным 8К-проектором он считаться не может.

Внешне отличить новые проекторы можно лишь по надписям на корпусе

8К-проекция

Поддержка видео с разрешением 8К сегодня — признак принадлежности к высшей лиге видеоустройств. Но если телевизоров с такой функцией уже довольно много, то проекторов — буквально единицы. Это самые дорогие и сложные видеоустройства в мире — абсолютный High End в мире видео. 

JVC в 2006 году стала первой в мире компанией, выпустившей проектор с поддержкой 8К-видео. И до 2018 года она оставалась единственной, кто выпускал такие аппараты. Но и после 2018 года в этом редком классе устройств не началось ожесточенной борьбы — по факту тогда был выпущен лишь еще один 8К-проектор под названием Digital Projection Insight Dual Laser 8K.

Поэтому сегодня компанию JVC можно назвать единственным производителем, относительно массово выпускающим 8К-проекторы, и точно единственным в мире, кто выпускает 8К-проекторы для домашнего применения. Конкурентов у нее не просто нет, но даже не предвидится.

Причиной тому выступают два обстоятельства: только у нее есть и матрицы с реальным разрешением 4К, и технология повышения разрешения до 8К — по-другому на больших экранах 8К не получить. И это только кажется, что данные обстоятельства легко преодолимы, потому что технологии якобы быстро развиваются.

На деле самый крупный производитель чипов для проекторов — Texas Instruments — даже не планирует начать разработку маленьких матриц с реальным разрешением 4К для бытовых проекторов. Epson отложил подобные планы в долгий ящик еще несколько лет назад. А Sony — вторая компания со своими 4К-чипами — так и не продвинулась в разработке механизма для повышения разрешения.

О разработке же матриц с реальным разрешением 8К для каких-либо проекторов не идет даже речи. Таким образом JVC и стала единственным производителем 8К-проекторов.

Несмотря на те же параметры и линзы из минерального стекла, объектив у проектора другой

Но что дает поддержка 8К? Во-первых, магию высочайшего качества видео из возможных. Его не так много, но все же есть. На телевизорах оно выглядит круто, но не невероятно в силу ограничений из-за размера экрана.

Даже на 88 дюймах его преимущество выглядит не всегда убедительно, но на 140 дюймах — другое дело! На реально большом экране сверхдетальным видео хочется уже не только наслаждаться самому, но и показывать другим как пример технического чуда.

Во-вторых, поддержка 8К для любого видеоустройства автоматически означает и поддержку 4К с высокой частотой кадров, и более качественную обработку любого видео вообще. Высокая частота кадров есть теперь не только в игровых приставках, но даже в Apple TV, и будет внедряться повсеместно — судя по всему, не только для игр, но и вообще для любого видео. Ну а обработка — это вообще отдельная тема, поэтому о ней позже.

Знакомая платформа

Что же такое «первый бытовой 8К-проектор»? Прежде всего, как ни странно, это очень знакомый нам проектор. Внешне он неотличим от предшественника под названием JVC DLA-N7: тот же корпус, вроде бы тот же объектив, те же 4К-матрицы, работающие на отражение, та же технология D-ILA с сетчатыми поляризаторами.

Однако в конструкции есть масса отличий, а отдельные детали все же другие, хотя и кажутся теми же на первый взгляд. Создавая платформу для проекторов N-серии, компания явно рассчитывала на их дальнейшую и весьма глубокую модернизацию. Необычно то, что эту модернизацию JVC провела уже в следующем поколении — и весьма масштабную.

Во-первых, она кардинально сменила источник света. Во всех моделях N-серии использовались исключительно лампы высокого давления мощностью 265 Вт — решение проверенное, но ныне не востребованное в аппаратах высшего класса. В новых моделях серии NZ будут использоваться фирменные лазерно-фосфорные источники BLU-Ecent разной мощности.

В DLA-NZ7 стоит самый «слабый», дающий световой поток в 2 200 лм, но по факту и его хватает с запасом, чтобы смотреть HDR-видео на полотне в 150 дюймов по диагонали — измерения это подтверждают. Интересно, что в фирме не использовали источники имевшихся конструкций, а сделали их заново.

Фосфорная часть, дающая большую часть спектра, в них работает на отражение, как в модели Z1, но выполнена в виде вращающегося колеса, как в LX-NZ3 и других лазерно-фосфорных проекторах. Колесо не требует применения жидкостного охлаждения, как в Z1, поэтому вся система получилась компактнее и проще, а значит, с большой долей вероятности надежнее.

По крайней мере, на протестированном прототипе она изначально работала довольно тихо, когда как в Z1 систему управления вентиляцией смогли стабилизировать только спустя полгода после серийного выпуска модели — это о многом говорит.

Оба HDMI-входа имеют версию 2.1

Во-вторых, тотально поменялась вся управляющая электроника. Теперь все порты HDMI во всех моделях имеют версию 2.1 с HDCP2.3. Сразу оговорюсь: проверить поддержку всех форматов, характерных для HDMI v2.1 не удалось — я просто не успеваю за эволюцией оборудования.

Но прототип DLA-NZ7 с легкостью выдал картинку с генератора в формате 8К30 и 8-битной глубиной цвета. В наличии не было ни одной игры хотя бы с заставкой с разрешением 8К. Но 10-битную картинку с разрешением 4К и частотой в 100 Гц проектор тоже легко отобразил — и это было великолепно. Очень непривычно было наблюдать сверхплавное, мгновенно меняющееся игровое изображение на 135 дюймах.

Естественно, чтобы легко переваривать и обрабатывать такое видео, центральный и видеопроцессор тоже сменили. Компания традиционно не раскрывает их характеристики, но у каждой модели они гарантированно будут своими.

Судя по качеству обработки, у DLA-NZ7 видеопроцессор мощнее, чем у DLA-NX9. Проектор безупречно масштабирует самый сложный видеоматериал, старые фильмы с обилием пленочного зерна в кадре, не гипертрофированно выделяя его, не зачищая до состояния мультфильма, а просто показывая старое кино «как есть», но с разрешением 8К.

Пример — «Хищник» со Шварценеггером, снятый на 16-мм пленку. Несмотря на кажущуюся простоту этого процесса, нормально показать на 8К старые фильмы сегодня не может ни один телевизор, а у DLA-NZ7 это отлично получается на экране, в несколько раз большем по площади.

JVC нигде не обмолвилась о параметрах «искусственного интеллекта», который она применяет в своих топовых проекторах — известно лишь, что разрабатывались алгоритмы совместно с компанией NHK, с которой фирма сотрудничает уже лет 20. Результат их совместной работы я могу назвать образцовым, то есть лучшим в индустрии.

Даже при включении улучшения показа движений со вставкой дополнительных кадров по фирменному алгоритму Clear Motion Drive электроника не создает ни одного артефакта: ни двоений, ни рассыпаний. Итоговый результат выглядит безупречно — будто то же самое видео просто сняли с большей частотой кадров. А в остальных аспектах вообще не к чему придраться.

Улучшение движений и шумоподавление настраиваются, как и раньше — меню принципиально не изменилось ни по дизайну, ни по логике. Добавились настройки для HDR-видео и сигналов с динамическими метаданными. Но если прямой поддержки Dolby Vision в проекторе еще не появилось, то HDR10+ уже точно есть, и 12-битное видео на входах принимается априори.

Это значит, что по части поддержки HDR этот проектор работает на уровне крутых телевизоров — и на голову круче, чем все остальные проекторы других производителей. Что же касается прямой поддержки Dolby Vision, то, судя по всему, ее отсутствие вовсе не упирается в некие технические ограничения, а связано с лицензированием, а значит — вполне может появиться в будущем.

Измерения

Напоминаю, что мы тестировали именно предсерийный образец JVC DLA-NZ7, то есть проектор, призванный показать основные возможности аппаратов новой линейки, но априори не идеальный по характеристикам. Однако даже эти неидеальные характеристики можно рассматривать как показатель возможностей новых аппаратов в плане качества изображения.

Все измерения параметров традиционно производились с минимальной коррекцией настроек в меню. Была выставлена лишь цветовая температура на уровне рекомендованных 6 500 К и отключена динамическая подстройка диафрагмы. Чтобы исключить влияние экрана, параметры замерялись напрямую, то есть без учета отражения от полотна. Измерения проводились в полностью затемненном помещении с темно-серой отделкой. Размер изображения — 135 дюймов по диагонали.

Первое же базовое измерение явно говорит, что перед нами предсерийный образец — цветовой охват в режиме HDR явно обрезан ради других характеристик.

Баланс цветов это подтверждает — зеленый цвет явно «выравнивался» с обрезанием насыщенности и уровня. Результирующая температура при этом составляет около 7 900 К.

Цветовой охват в режиме SDR традиционно урезан, как и в серийных моделях и, вообще, в большинстве видеоустройств. Именно из-за этого калибровка «по умолчанию» дает весьма бледное изображение.

Цветовой баланс в этом режиме тоже не идеален, но более уравновешен, что дает близкую к идеальной температуру в среднем по диапазону — 6 800 К.

Несмотря на снижение уровня зеленого в охвате, яркость получилась выдающейся — 992 кд/м2 при полностью открытой диафрагме. Причем этот результат получается не в ущерб уровню черного. Он не нулевой, то есть лазеры при выводе черного поля не отключаются, а затемнение идет за счет матриц и поляризаторов.

Результат выдающийся — 0,006 кд/м2! Это значит, что реальная контрастность, измеренная по методике ON/OFF, составляет 165 328:1, что значительно больше заявленных 40 000:1. Впрочем, такая скромность для JVC — традиционное явление.

Выводы

JVC в очередной раз создала уникальный проектор, однако в данном случае его уникальность заключается не только в технологии и характеристиках. Он поддерживает и выводит на экран видео с разрешением 8К — так не может сегодня никто. Более того, не сможет и в обозримом будущем. А это дорогого стоит.

Поддержка 8К-видео и сигнала 4К при 120 Гц, высочайшая реальная контрастность, высокий реальный световой поток, поддержка HDR10+

Цена

1 200 000 рублей

Технология проекции: три 0,69-дюймовых панели D-ILA

Разрешение: 4096x2160

Разрешение на экране: 8192х4320

Объектив, зум: моторизированный, х2.0

Сдвиг линз: по вертикали ±100%, по горизонтали ±43%, моторизованный

Источник света: лазерно-фосфорный, ресурс до 20 000 ч (экономичный режим)

Диагональ изображения: от 60 до 300 дюймов

Световой поток (максимальный): 2 200 ANSI люмен в максимальном режиме работы

Статическая контрастность: 40 000:1

Поддерживаемые разрешения входного сигнала (видео): до 7680x4320/60p

Поддерживаемые разрешения входного сигнала (ПК): до 7680x4320/60р

Входы/выходы: HDMI v2.1 с HDCP 2.3, Trigger (Мини-джек, 12 В пост. тока, макс. 100 мА), Com-порт (RS-232C, D-sub 9-контактный), LAN, ИК (миниджек)

Акустический шум: 21 дБ в экономичном режиме работы

Габаритные размеры (ШxВxГ) (без выступающих частей): 500x234x495 мм

Масса: 21 кг