Ценовая вилка сегодняшнего теста явно говорит простому Hi-Fi до свидания. Настолько ли серьезные изменения в звучании нас ожидают, насколько усох наш кошелек? Попробуем прислушаться к нашим ощущениям. Участники теста — полочная акустика от 68500 до 107200 руб
Критерии оценки
В нашем сегодняшнем тесте мы попробуем оценить несколько вещей. Во-первых, это звуковые достоинства и особенности конструкции, и они во многом определяются матчастью. Во-вторых, мы попытаемся выявить характер звучания наших сегодняшних участников. И наконец, в-третьих, сделаем попытку оценить музыкальные способности конкурсантов, что, скорее всего, является материализацией мыслей и чувств разработчика. Это самое сложное и не поддается объективной и тем более приборной оценке.
Monitor Audio Gold GX 100 - 68500 руб
Звук 5
Конструкция 5
Качество/цена 5
Достоинства
- Породистый звук
Недостатки
- Голос звучит чуть издалека
Конструкция
Дизайн колонок Gold GX нельзя назвать революционным, но зато качество его исполнения практически безупречно. Модель GX 100 использует два излучателя. Ленточный твитер позаимствован из линейки Platinum. Его особенность — ровная АЧХ до 60 кГц. Новый СЧ/НЧ-динамик получил усовершенствованный диффузор из особого сплава алюминия и магния. Прочность диффузора увеличена ребрами жесткости. С помощью современных методов компьютерного моделирования (FEA) были подобраны параметры магнитной системы, звуковой катушки и литого шасси. Динамик работает на фазоинвертор, порт которого вынесен на заднюю стенку корпуса. Он спроектирован с использованием технологии HiVe II. Это улучшает отдачу на басах. В качестве проводки внутри колонки используется специальный провод Pureflow Silver.
Звук
Акустика прозвучала энергично, цельно и ясно. С отличной проработкой пространства и большим количеством воздуха. Сцена прямо-таки 3D. Тональность немного смещена к светлому. Тембры богаты, образы некрупные, стыковка излучателей абсолютно бесшовна. Атака замечательная, в звуке есть нерв, диапазон передаваемых эмоций очень широк. Эти колонки настоящие универсалы, и, что самое главное, в них есть ощущение породы и, скажем так, высокого класса.
Модель демонстрирует равномерную АЧХ с минимальными отклонениями. От 100 Гц график АЧХ имеет отклонения 3–4 дБ. Впрочем, небольшие неравномерности присутствуют на всем ее протяжении. Незначительный завал чувствительности даже на больших углах говорит о широкой направленности АС. В области низких частот получился нормальный для полочной акустики результат: нижняя частотная граница –60 Гц. Эту же частоту подтверждает и график КНИ — выше нее уровень искажений не превышает процента. Эта характеристика показала нормальный средний результат. Пределы изменения импеданса не велики. Колонка представляет собой вполне удобную нагрузку.
Swans D2.1SE - 70000 руб
Звук 3
Конструкция 4
Качество/цена 4
Достоинства
- Слитная подача
Недостатки
- Недостаточная ясность
Конструкция
Модель SWANS D2.1SE выполнена в классическом прямоугольном корпусе, без какоголибо декора. Строгий корпус отделан качественным натуральным шпоном. Референсный твитер Q1R с шелковым куполом оснащен инвертированным подвесом. Мидбасовый динамик представляет собой премиумверсию динамика D6. Внутренняя разводка выполнена проводом из чистого серебра германского производства. Кроссовер собран на компонентах немецкой фирмы Mundorf. Фазоинверторный порт вынесен на заднюю стенку. Прямо на лакированной поверхности под фазоинвертором, без каких-либо панелей, выведены огромные фирменные винтовые клеммы. Два набора клемм соединены попарно мощными перемычками. Конструкция рассчитана на стабильную работу с низкими искажениями на высокой громкости.
Звук
Колонки прозвучали довольно масштабно, с идеальной тональностью. Очень округло и слитно. Область мидбаса склонна к укрупнению, верх же, наоборот, довольно рано начинает спадать. Стыковка полос практически незаметна, тембральная точность оставляет желать лучшего. Проявляется это в потере ясности и бедности обертонов в голосовом диапазоне. Но, надо сказать, что общая подача весьма «съедобная» и человечная и точно не будет раздражать и «царапать» будущего владельца.
Нужно отметить очень хорошую равномерность АЧХ на средних частотах. Неравномерность несколько повышается на высоких частотах. Изменения характеристики в зависимости от угла поворота АС невелики, а значит, направленность широкая и достаточно ровная. Спад на низких частотах показывает нижнюю частотную границу в районе 60 Гц. Очень порадовал предельно низкий уровень искажений этой модели. График КНИ стелется в непосредственной близости от нуля и практически во всем диапазоне. Величина колебаний импеданса довольно существенная. Скорее всего, к данной акустике может потребоваться подбор усилителя мощности.
Dali Mentor 2 - 74000 руб
Звук 4
Конструкция 4
Качество/цена 4
Достоинства
- Звук на малой громкости
Недостатки
- Изменчивая тональность
Конструкция
Серия Mentor датской фирмы Dali собирается в прямоугольных корпусах со слегка выгнутыми передней и задней стенками. В дополнение к толщине передней стенки добавляется массивная передняя панель, что существенно повышает инертность корпуса. Между панелью и корпусом помещен слой специального клея, поглощающего вибрации. В модели Mentor 2 используются три излучателя, два из которых высокочастотные. За нижнюю часть ВЧ-диапазона отвечает традиционный твитер с большим 28-мм текстильным куполом, а за самый верх — ленточный излучатель. СЧ/НЧ-динамик оснащен фирменным коричневым диффузором из древесных волокон. Закрепленный на длинноходной шайбе и подвесе с низкими потерями, такой диффузор способен передавать сигналы очень малой громкости. Кольца Фарадея уменьшают искажения, привносимые в звук магнитной системой.
Звук
Эта пара прозвучала весьма воздушно, внятно и разборчиво. С высоким разрешением и свободой. Тональность меняется от теплого внизу к довольно холодному и светлому на ВЧ. Это очевидное следствие разного конструктива динамического и ленточного излучателей. В целом, подача легкая и подвижная, с небольшим масштабом и отличной динамикой. Колонки хорошо звучат на небольшой громкости, что встречается нечасто.
Частотный баланс колонки немного смещен в сторону высоких частот. Нейтрализуется он простым поворотом колонок от слушателя на 30°, правда, с ущербом для самых высоких частот. Конструкторам удалось продлить НЧ-диапазон без завала чувствительности аж до 70 Гц. С другой стороны, сравнительно резкий спад ограничивает нижнюю частотную границу числом немногим меньше 50 Гц. График КНИ показывает, что эта модель лучше всего играет на высокой громкости. В этом случае ее КНИ очень близок к нулю. Впрочем, уровень искажений не сильно зависит от громкости, и его среднее значение смело можно назвать низким. Импеданс при этом очень стабилен.
Dynaudio Focus 140 - 79100 руб
Звук 4
Конструкция 5
Качество/цена 4
Достоинства
- Точное и чистое звучание
Недостатки
- Коротковаты послезвучия
Конструкция
линейке Focus датской компании Dynaudio уже несколько лет. Однако она получилась настолько удачной, что ничуть не растеряла своей актуальности и в наши дни. Колонки имеют почти прямоугольные корпуса и отделываются натуральным шпоном. боковые стенки сужаются к тылу, что снижает возникновение стоячих волн внутри корпуса. боковые скосы на лицевой панели уменьшают дифракционные искажения. Твитер имеет шелковый купол и алюминиевую звуковую катушку. В магнитный зазор введена магнитная жидкость. Диффузор СЧ/ НЧ-динамика изготовлен из фирменного кремний-силикатного полимера. Трехдюймовая звуковая катушка так же намотана алюминиевым проводом. Большой диаметр катушки помогает улучшить контроль за движением диффузора и позволяет подать на динамик большую мощность. Это фирменная особенность акустики Dynaudio: сжечь ее практически невозможно.
Звук
Эти «фокусы» прозвучали очень точно, слитно и полновесно. практически с идеальной тональностью и небольшой потерей послезвучий. подача цельная и гармоничная. С упругим низом, ясной серединой и чистыми высокими. атака показалась чуть смягченной. акустика отлично передает временные, читай — интонационные нюансы. безусловно, одно из лучших предложений на рынке.
АЧХ этой модели образцово-показательный. Неравномерности совсем малы, а дисбаланс и вовсе стремится к нулю. Такая ровная чувствительность начинается от 70–80 Гц. На более низких частотах чувствительность быстро падает, пересекая границу в –10 дБ на частоте 54 Гц. В районе этой же частоты КНИ системы выходит за рамки 1%. На остальном отрезке рабочего диапазона частот уровень нелинейных искажений опускается почти до нуля и совсем слабо зависит от уровня громкости. Импеданс системы колеблется в разумных пределах и похож на картинку из учебника. Иными словами, он не является проблемой для современных усилителей.
KEF XQ20 - 80100 руб
Звук 4
Конструкция 4
Качество/цена 4
Достоинства
- Разрешающая способность
Недостатки
- Светлая тональность
Конструкция
Акустика имеет весьма незаурядный внешний вид. Корпус очень прочный. Он имеет аж четыре изогнутые поверхности. Передняя панель выполнена из толстой металлической пластины. При этом порт ФИ максимально приближен к динамику. В колонке используются коаксиальный динамик, содержащий 19-мм твитер с алюминиевым эллиптическим твитером, и 165-мм СЧ/НЧ-излучатель с полимерным диффузором, покрытым титаном. Лепестковый рассеиватель перед твитером помогает добиться широкой и ровной направленности высоких частот и одновременно защищает твитер от случайных повреждений. Интересно, что плата кроссовера выполнена в отдельном отсеке и изолирована от вибрации корпуса и внутреннего давления воздуха. Колонка может быть поставлена на прилагающиеся шипы (3 штуки, задний — регулируемый) или на резиновую подставку.
Звук
Эта пара продемонстрировала выдающиеся разрешение и сцену. Много воздуха и объема. Тональность внизу и на середине довольно светлая, на ВЧ становится очень светлой. Масштаб невелик. Легковесность и подвижность уравновешены отменной динамичностью и цельностью. Коаксиальность излучателя несомненно идет на пользу звуку. Незначительно, но низ укрупняется. Однозначно талантливые колонки, нуждающиеся в заботливом окружении.
Среднечастотный участок АЧХ выглядит очень ровным. Плавный, практически линейный спуск в область низких частот начинается от 80 Гц и достигает нижней частотной границы на частоте 44 Гц. Неравномерность АЧХ, правда, заметно увеличивается на высоких частотах. Это может проявляться как резкость и крикливость. КНИ модели близок к идеальному. Его колебания столь малы, что не достают и половины процента. Этот уровень превышается лишь на 50 Гц (большая громкость) и 40 Гц (малая и средняя громкость). Впечатляющий результат! Импеданс имеет незначительные перепады. Как правило, это не означает сложностей согласования с усилителем.
RBH 661-SE - 81200 руб
Звук 3
Конструкция 4
Качество/цена 4
Достоинства
- Крупный и энергичный звук
Недостатки
- Жанровая акустика
Конструкция
Модель RBH 661-SE относится к серии «Signature classic» и выполнена в строгом прямоугольном корпусе с использованием фирменных динамиков с алюминиевыми диффузорами. Корпус весьма качественно отделан натуральным шпоном. Кстати, на заказ можно заказать около 30 вариантов отделки. Наша колонка одинаково хорошо подойдет для фронтальных, тыловых и центрального каналов. Как в вертикальном положении, так и в горизонтальном. Это самая крупная и тяжелая колонка в тесте, в дополнение к этому снабженная двумя СЧ/ НЧ-динамиками. Твитер с шелковым куполом и пара динамиков расположены по схеме D'Appolito в корпусе фазоинверторного типа, два порта которого выведены на заднюю стенку колонки. Там же расположены две пары винтовых клемм для двухкабельного подключения.
Звук
Эти боксы настоящие мачо. Звук крупный, уверенный, резкий. Тональность чуть светлая. Верха несколько не хватает, воздух тем не менее есть. Выпуклая и плотная подача сочетается с некоторой монотонностью и однообразностью. Основная музыкальная мысль доносится с непоколебимой уверенностью и 100% результатом. К сожалению, этого нельзя сказать про тонкие планы и нюансы. Безусловно заманчивые колонки для энергичных жанров и, конечно же, для домашнего кино.
Колебания графика АЧХ имеют ощутимые перепады, причем наибольшие флуктуации приходятся на средние частоты. Спад чувствительности в басу очень резкий, что довольно странно для немаленькой колонки с двумя СЧ/НЧ-динамиками. Нижняя частотная граница всего лишь 63 Гц. Общий частотный баланс, между тем, достаточно ровный. КНИ системы можно только похвалить. Начиная с 60 Гц КНИ опускается ниже 1%, и уже с 70 Гц график практически «приклеивается» к нулю. Два небольших подъема в пределах половины процента не портят общей картины. Импеданс достаточно традиционный. Его подъем в басу до 20 Ом не является аномально высоким.
Acoustic Energy AE-1 Classic - 90000 руб
Звук 4
Конструкция 5
Качество/цена 4
Достоинства
- Энергичный и напористый звук
Недостатки
- Светлая тональность
Конструкция
Британская компания Acoustic Energy основана в 1987-м, и тогда же вышел в свет их полупрофессиональный монитор AE1. Наша сегодняшняя гостья, по сути своей, является версией той самой легендарной колонки. Она собрана в небольшом прямоугольном и весьма увесистом корпусе. В 25-мм твитере используется купол из легкого магниевого сплава. Твитер защищен от повреждений металлической решеткой. Диффузор СЧ/НЧдинамика выполнен из анодированного алюминия толщиной 0,3 мм. Звуковая катушка намотана плоским проводом, положенным на ребро. Основа у катушки так же алюминиевая, что позволяет эффективно отводить от нее тепло. Динамик работает в фазоинверторном акустическом оформлении. Два порта фазоинвертора выведены непосредственно на переднюю стенку между излучателями.
Звук
Эти колонки прозвучали довольно масштабно, динамично и с хорошим ощущением пространства. Атака и напор, несомненно являются сильными сторонами этой акустики. Тональность светлая во всей рабочей полосе. Бас имеет склонность к укрупнению. Подача цельная, плотная и мощная. Эти компактные колонки способны звучать очень громко. Акустика довольно чувствительная в плане размещения. Например, переворот их «вверх ногами» может дать искомый результат.
Неравномерности АЧХ очень малы на всем рабочем диапазоне частот. Спад на низких частотах начинается с 80 Гц и достигает уровня –10 дБ на 50 Гц. Также ниже 50 Гц начинают быстро расти искажения, начиная с 0,5%. В целом же, уровень КНИ довольно низкий. Тем не менее, заметны намеки на резонансы в районе частот 600 Гц, 2,5 кГц и 4 кГц. Но КНИ не выходит за пределы процента даже в этих точках. Похвально. Импеданс системы довольно нестабилен и меняется в сравнительно широких пределах. Спасает то, что его минимальное значение высоко (почти 8 Ом), а значит, разница в поведении колонки на разных частотных участках будет не столь заметной.
Thiel CSC4 - 107200 руб
Звук 4
Конструкция 5
Качество/цена 4
Достоинства
- Cлитное и цельное звучание
Недостатки
- Матовость на средних частотах
Конструкция
Модель Thiel SCS4 — младшая из немногочисленного семейства колонок фирмы. Благодаря коаксиальному динамику и симметричной конструкции колонка может располагаться и горизонтально, и вертикально. Корпус колонки собран из 25-мм MDF плит и тщательно укреплен переборками. Передняя панель выполнена из литого алюминия. Прямо в панели сформированы два порта фазоинвертора, расположенные с противоположных сторон от динамика. Твитер колонки с металлическим куполом сконструирован на основе твитера, использующегося в флагманской модели CS3.7. Диффузор СЧ/НЧ-динамика так же выполнен из металла, а его форма оптимизирована для снижения искажения излучения от твитера.
Особое внимание уделено кроссоверу, сохраняющему фазу сигнала. Благодаря этому, а так же коаксиальному расположению излучателей, удается достигнуть высокой слитности звучания.
Звук
Колонки продемонстрировали весьма зрелое и уверенное звучание. Довольно крупное и цельное. Полосы сшиты совершенно изумительно, тональность близка к идеальной. Подача выверенная, сдержанная. В голосовом диапазоне иногда ощущается некоторая матовость и потеря блеска. Из-за этого кажется, что колонка звучит немного «в себя». В целом колонки производят впечатление очень взрослого и качественного продукта.
Наиболее ровный участок АЧХ — это бас и средние частоты. Чувствительность постепенно растет до начала высоких частот, где она приобретает несколько большую неравномерность. Ситуацию спасает поворот колонок на 30°. В этом случае дисбаланс практически полностью исчезает, а неравномерность немного уменьшается. Плавный спуск АЧХ в область низких частот обеспечивает естественную передачу баса и весьма неплохую нижнюю частотную границу — 45 Гц. КНИ колеблется в пределах 1%, начиная от 40 Гц и заканчивая 20 кГц. Импеданс системы — образцовопоказательный. Его значения меняются в совершенно несущественных пределах.
Результаты
Оглядываясь назад на проведенную работу, понимаешь, что заявленный водораздел между Нi-Fi и High End, является весьма условным и надуманным. Особенно это касается акустики в контексте ее стоимости. Несомненно, расслоение внутри нашей группы акустики стало все более заметным. Но, к сожалению, самый главный музыкально-звуковой результат по прежнему абсолютно не привязан к цене за колонку. Да, в целом, класс продукта с ростом ценника растет, но происходит это гораздо медленнее, чем хотелось бы. Здесь мне видится в первую очередь проблема высококлассных компонентов, а точнее их использования в реальных конструкциях. Сложность согласования подобных элементов с ростом их класса растет отнюдь не линейно. Она, увы, увеличивается прогрессивно. Отсюда зачастую и получается, что хорошо настроенная акустика на простых головках иногда легко обыгрывает высокотехнологичный и дорогой продукт с недостаточной степенью проработки. Так что теоретизировать о прямой зависимости цена–качество, конечно можно, но реальность оказывается совершенно иной.
Итоги теста
Итак, победителем в нашем сегодняшнем тесте оказывается Monitor Audio GX 100. К слову сказать, она оказалась и самой доступной моделью из нашего пула. Не скажу о каком-то явном превосходстве этой пары над соперниками, но по балансу звуковых свойств и по широте музыкальных способностей эта акустика однозначно оказалась на первом месте. Органичный, слитный, породистый звук не оставил никого равнодушным в редакции. Причем без оглядки на стоимость. Цену можно в нашем случае просто считать приятным бонусом. Кроме этого мы хотим присудить еще два приза симпатий. Они отправляются к колонкам Dynaudio Focus 140 и Thiel SCS4. Это несомненные лидеры данной ценовой категории, которые всего лишь с небольшими замечаниями добрались до финала. Dynaudio, как обычно, выступили плотно и уверенно. Подняться на вершину им помешала традиционная фирменная сдержанность. Thiel был практически безупречен на звуковых тестах, в музыкальном же смысле заметно «работал в себя». Хоть и производил он весьма благоприятное впечатление дорогой и серьезной колонки.
Текст: Александр Князев, Николай Баландин