В СтереоМанКлуб обратился очередной клиент по реставрации виниловой грампластинки.
- Здравствуйте, Вы царапины на пластинках исправляете?
- Бонжур! По мере сил и возможностей. Что случилось?
Начинаю выяснять подробности и обстоятельства предстоящей реставрации и попутно, по мере общения, пытаюсь представить какая вертушка у этого Господина.
Некое время назад, придумал себе такое развлечение – по ходу общения с клиентом попытаться спрогнозировать – на чем он свои винилы крутит. И в конце разговора спрашиваю – что у вас за вертак? Иногда получается угадать, но далеко не всегда.
В этот раз мне представился винтажный Технарь, но судя по мягкости и деликатности в общении, допускал и кое-что поприличней.
- А на чем вы свои замечательные винилы крутите?
- На Веге-102. Но иголку я там поменял на новую АТ. Самую дешевую.
Такого номера я даже в цирке не видел!
- Хорошо. Привозите пластинку – посмотрим, что можно сделать…
Встретившись лично, я выразил свое изумление по поводу Веги.
- Я мечтаю и собираюсь приобрести АТ 120 за 37 К.
- Странный выбор. И кто бы мог подумать – что об этой вертушке можно мечтать? И чего только не бывает на белом свете…
- А почему странный?
- Потому что это самый простой и дешевый вертак, какие только бывают.
- Вы тоже самое говорили про иголку АТ. А она мне понравилась.
- Она тебе понравилась потому, что до этого у тебя была неисправная игла. А АТ, хоть и самая простая, но исправная.
- Вот я и с вертушкой также хочу – пускай самая простая, но исправная. Она же пластинки не портит как Ион?
- Нет, не портит – если все правильно настроить.
- Ну вот и отлично! Меня все устраивает.
- Но ты с нее не получишь звука. Она вряд ли переиграет даже твою Вегу. Возьми уж лучше тогда винтажный Технарь. За те же деньги звук гораздо лучше будет.
- А если он сломается – что делать?
- Ремонтировать.
- Где?
- Искать.
- Нет, не хочу ничего искать. Старый вертак у меня уже был, хочу новый, на гарантии. Буду мечтать о АТ 120!
Рассказал этот анекдотец одноклубникам – поржали, обсудили и сделали некоторые выводы. С этими умозаключениями я и предлагаю ознакомиться почтеннейшей публике. Итак!
Разобьем особенности винилового проигрывателя на 4 пункта – как сейчас модно.
1. Внешний вид, презентабельность, лейбл.
2. Способность проигрывателя выполнять свои функции – не портить пластинки, иголки и не ломаться самому.
3. Качество звука. Способность проигрывателя раскрывать сложные тонармы и дорогие иголки.
4. Способность к апгрейду – то есть возможность установки дополнительных- тонармов, замена привода, фонокабеля и т.д.
Далее возьмем коллекционера, меломана, аудиофила и посмотрим – в каком порядке они эти пункты расставят.
Коллекционеры
Молодой человек с Вегой оказался коллекционером. Рассуждает он так.
- Главное, чтобы вертак не портил пластинки. Какой он при этом будет издавать звук – дело десятое. То, что винил якобы является самым лучшим носителем и с него можно получить самый лучший звук – сильно абстрактно. Это все очень дорого и сложно. Мне и АТ 120 слаще меда.
В связи с этой логикой коллекционер расставит приоритеты так: сначала 2 пункт, потом 1, затем 3. А зачем нужен 4 пункт – он не понял.
Забавные люди эти коллекционеры. Общаюсь со счастливым обладателем 20000 фонотеки.
- А че у тебя вертушка то такая кислая?
- Да где кислая? Глаза протри! Это же топовый Денон 78 года в нулячем состоянии и с не зацарапанной крышкой.
- Ага, а че у тебя иголка то такая мрачная?
- Да где мрачная? Уши прочисть! Это же знаменитый Шурик с нулячей вставкой!
- Ага! Ну вот и я про тоже!!! У тебя пластинок на 20 лямов, а ты себе нормальный вертак с путевой иглой купить не можешь – жадина! Сам на себе экономишь…
- Да не нужны мне эти ваши дорогущие Хай-Энды! Мне и так сойдет. Да и вообще – слушать музыку надо на Сиди. А винил крутить не надо – он от этого портится…
- Это тоже самое, что иметь красавицу жену – молодую, стройную, сексуальную и, не спать с ней. А ходить налево к старым, страшным шмарам. Счастливо поблудить!
Заходит маститый коллекционер в магазин грампластинок. Выбирает с дюжину первопрессов, подходит к кассиру и тут видит вертак.
- А это что такое?
- Виниловый проигрыватель.
- А зачем он?
- Крутить те винилы, что вы держите под мышкой.
- Ааа! Так вот зачем у них дырочки…
Меломан
Понятие меломан гораздо шире и разнообразней. К тому же чистых меломанов не бывает. В большинстве случаев они склоняются или к коллекционированию или к аудиофилии. Своего мнения о виниловом тракте у меломана нет. Он прислушивается к мнению большинства и старается держаться мейнстрима. Поэтому меломану важнее не то, что он сам думает о своей аппаратуре, а то что скажут другие.
В связи с этим в его голове пункты разложатся так: самый важный – 1, затем 3 и с большим отставанием 2. Зачем 4 пункт меломан знает, но его он интересует разве что для замены иглы и фонокабеля. Дополнительные тонармы он ставить точно не будет. Возможно по тем же причинам, что и коллекционер – это дорого и сложно. И так сойдет. Лучше не в виниловый тракт вложусь, а в фонотеку.
Аудиофил
Самый категоричный персонаж. Он презирает мейнстрим и искренне не понимает – зачем и кому нужны вертаки с одним коротким тонармом? Также аудиофил презирает и мнение большинства. Ему все равно, что говорят на форумах. Его интересует мнение избранных экспертов – Элиты (небольшой группы людей, считающихся сектой и называемых Виниловодами). При таком подходе аудиофил легко и непринужденно объединит 3 с 4 пунктом и поставит их во главу угла. С большим отставанием плетется 1 пункт. Ну а 2 пункт аудиофил привычно презирает. Уже упомянутая секта Виниловодов все разрулит, настроит и подберет.
Аудиофил привык смотреть на виниловый тракт как на конструктор, где все взаимозаменяемое. То есть – вертак отдельно, привод отдельно, тонармы отдельно – и не факт, что все они от одного производителя. Аудиофил творец – он сам решает на каком именно тонарме и какой игле он будет слушать свою фонотеку. Ему самое главное, чтобы виниловый тракт безупречно раскрывал все тонкости и нюансы фонокартриджа.
Коих у него несколько, и под каждую иглу свой повышающий транс. Вот он в основном их и слушает – иголки с трансами. А виниловый тракт должен обеспечить передачу не искаженного сигнала от этой самой иголки, до этого самого транса.