Еще совсем недавно двухканальный High End-усилитель считался последним аналоговым бастионом, противостоящим наступлению цифрового звука. Попытки некоторых брендов создать флагманский компонент, работающий в классе D, встречали у аудиофилов стойкое неприятие. Сам термин «цифровой усилитель» оскорблял слух любителей высококачественного звучания. Однако с успехом модели NAD М32 топовой линейки Master Series положение изменилось коренным образом.
В нынешнем году торговой марке NAD исполняется 45 лет. Она образовалась в 1972 году и долгое время делала ставку на традиционные аудиофильские ценности. Тем дороже стоят ее усилия, благодаря которым в среде аудиофилов началась серьезная переоценка ценностей. Действительно, стоит ли, как утопающий за соломинку, цепляться за аналоговый усилительный тракт, если подавляющее большинство музыкальной информации приходит к нам в цифровом обличье?
Джентльменский набор
Еще не успев снять с усилителя чехол из высококачественного упаковочного материала, ощущаешь солидность конструкции: при сравнительно небольшой высоте (133 мм) масса аппарата составляет ни много ни мало 18,5 кг. Передняя и боковые панели выполнены из алюминия — немагнитного материала, препятствующего распространению электрических помех.
Дизайнеры сделали все, чтобы фасад выглядел предельно аккуратным, в частности, кнопка включения вынесена на середину его верхней грани. Черная накладка несколько выступает из передней панели, визуально увеличивая размер цветного сенсорного дисплея, отображающего всю необходимую пользователю информацию. Слева под накладкой расположен 6,3-мм выход на наушники, справа — рукоятка регулятора громкости, выполненная в виде усеченного цилиндра — она очень эргономична. Замечу кстати, что точность регулирования составляет 0,5 дБ — достаточно высокий для цифрового усилителя показатель.
Для обеспечения механической развязки от поверхности, на которую будет установлен усилитель, ножки выполнены в форме шипов, а чтобы не поцарапать ее, штатно поставляются т.н. башмаки из упругого материала.
Однако самый «лакомый» аксессуар — инструкция. Она представлена в электронном виде, на флеш-карте в чехле из натуральной кожи (ни дать ни взять — кобура, смотришь на нее и хочется сочинить лозунг, например: «мануал — оружие аудиофила»).
Костюм на вырост
Тыловая экипировка превосходит ожидания самого требовательного потребителя. Помимо двух пар высококлассных винтовых клемм, обеспечивающих возможность подключения громкоговорителей по схеме bi-wiring, предусмотрены три аналоговых стереовхода — два линейных и один для подключения ММ-картриджа вертушки винила. Имеется также выход с предусилителя, на который при необходимости можно подать низкочастотный сигнал для пары активных сабвуферов.
Разумеется, усилитель оснащен полным набором цифровых портов: предусмотрено по два оптических и коаксиальных входа и по одному соответствующему выходу (как видим, М 32 можно использовать и как высококлассный АЦП для оцифровки, скажем, редких грампластинок или эксклюзивных магнитофонных записей). Есть балансный вход AES/EBU — разработчики рекомендуют использовать его для передачи аудиопотока с частотой дискретизации 176 кГц или 192 кГц от SACD/CD-проигрывателя. Аналогичный сигнал размерностью до 24/96 можно принять с компьютера РС или Мас через порт USB В (рядом с ним размещено и гнездо USB А, но используется оно только для сервисного облуживания). Через порт RS-232 усилитель можно вписать в систему многокомнатного управления (AMX или Crestron), а посредством релейного сигнала 12 В (предусмотрены соответствующие вход и выход) управлять с усилителя включением/выключением другого устройства или, наоборот, включать/выключать усилитель при включении/выключении внешнего компонента.
«И что тут превосходит мои ожидания? — спросит упомянутый выше требовательный покупатель. — Таким коммутационным набором может похвастать большинство конкурентов М32». В ответ обращу внимание оппонента на одну неброскую, но очень важную особенность организации тыловой панели усилителя. Цифровые входы представляют собой отдельный модуль: его легко снять и заменить другим. Мало того, рядом предусмотрены посадочные места еще для трех подобных модулей.
В частности, можно установить модуль DD AP 1 с балансным входом, а также DD-HDM 1 (три входа и выход HDMI) и организовать на основе М32 домашний кинотеатр, принимая с Blu-Ray/DVD-плеера РСМ-звук 2.0. Или оснастить усилитель модулем MDC BluOS для работы с потоковыми интернет-сервисами посредством специального программного обеспечения BluOS (при этом обеспечивается поддержка MQA, AAC, Ogg, MP3 и даже Bluetooth aptX).
Все это — часть фирменной технологии (или, если хотите, стратегии), называемой MDC (Modular Design Construction) и призванной защитить усилитель от морального устаревания, а оно в связи с бурным развитием цифровых форматов может наступить очень быстро.
Особенности схемотехники
Стремление фирмы NAD отойти от аналогового усиления обусловлено не только революцией в мире носителей звука, но и возможностями, которые открывает цифровой усилитель. В первую очередь они касаются согласования с громкоговорителями (как известно, их импеданс зависит от частоты воспроизводимого сигнала, и может снижаться до 1 Ом, что для устройства, работающего в классе A/А–В — непосильная нагрузка).
Над созданием усилителя, практически нечувствительного к скачкам импеданса колонок, инженеры NAD трудились больше пяти лет. В итоге был выбран вариант цифрового усиления с обратной связью, основанный на разработках английской фирмы Diodes Zetex (отсюда и название класса усиления — Z).
Импульсно-кодовая модуляция входного РСМ-сигнала преобразуется в широтно-импульсную; соответствующий сигнал и управляет работающими в ключевом режиме мощными полевыми транзисторами (технология DDFA — Direct Digital Feedback Amplifier, «прямое цифровое усиление с обратной связью»). Обратная связь нужна как раз для учета импеданса нагрузки: специальный процессор измеряет его более 100 млн раз в секунду (!) и производит соответствующую коррекцию. В результате фактор демпфирования усилителя превышает 2000 ед., что позволяет поддерживать уровень выходного сигнала с точностью до 0,5 дБ при изменении импеданса колонок в пределах 1–8 Ом.
Функциональный набор
По возможностям настройки аудиопараметров М 32 вплотную приближается к AV-ресиверу. В частности, при выводе на разъемы PRE OUT сабвуферного сигнала можно изменять частоту передачи звуковой эстафеты от громкоговорителей к сабу (40–200 Гц) и уровень сигнала (–12 дБ — 0 дБ), а при подключении пары басовиков — и режим их работы (стерео или моно).
Разумеется, предусмотрены регуляторы баланса и НЧ/ВЧ-тембров, а также специальный фильтр, призванный сгладить неравномерности воспроизведения верхних частот, обусловленные импедансом конкретных колонок (при настройке выставляется паспортная величина их импеданса).
Любому входу можно присвоить имя. Также можно отключить общий регулятор громкости или (полезная функция, если М32 работает в составе многоканальной аудиосистемы, уровень звучания в которой регулируется через AV-процессор) «зафиксировать» уровень сигнала с любого из линейных входов. Поскольку на эти входы поступает аналоговый сигнал, его перед усилением необходимо преобразовать в цифровой вид. Но в каком формате? Это решает сам пользователь: ему на выбор предоставлены три частоты дискретизации — 48, 96 и 192 кГц.
Предусмотрен режим автоматического отключения при 15-минутном простое. Если у вас в системе несколько компонентов NAD, можно заставить их реагировать только на команды «своего» пульта ДУ. И наоборот, при наличии компонентов стороннего производителя штатный пульт ДУ можно обучить управлению ими (таких устройств может быть до семи).
Звучание
Для тестирования усилитель был подключен к трехполосным напольникам ProAC Carbon Pro8 c ленточным твитером. Они обладают довольно высокой чувствительностью (91 дБ), но низким (4 Ом) импедансом, что в свете вышеизложенного показалось мне очень важным. В качестве источника использовался CD-проигрыватель SIM Audio MOON Neo 260D.
Первое, на что обращаешь внимание при прослушивании, вернее сказать, перед его началом — это необычайно низкий уровень собственного шума. Лишь подойдя к громкоговорителям вплотную, можно уловить легчайший шелест, свидетельствующий о том, что усилитель включен.
Сначала было решено проверить, как M 32 отрабатывает аналоговый сигнал — линейный выход проигрывателя был соединен с входом Line 1 усилителя. На тестовом материале всех времен и народов — альбоме «The Dark Side of the Moon» группы Pink Floyd (FLAC 24/96) — М32 поразил способностью создать объемную звуковую сцену. Вернее сказать, изумила уверенность, с которой он укрощал напольники. Запись была двухканальная, но вспоминалось, что некогда она выходила на виниле в квадрофоническом варианте: М32 создавал полное ощущение глубины. Казалось, Дэвид Гилмор сотоварищи зашли ко мне в гости, непринужденно расположились в комнате прослушивания и сыграли тут песню.
Затем усилитель и проигрыватель были соединены по балансной цифровой шине AES/EBU. В звучании что-то изменилось, но почти неуловимо (факт, красноречиво свидетельствующий о высоком качестве аналого-цифрового преобразователя М 32). Однозначно рекомендовать такое подключение я не могу — все зависит от вкусов и предпочтений владельца — однако провести подобный эксперимент советую настоятельно.
Достойна высшей похвалы и «всеядность» усилителя: джаз, рок, электронная музыка и вокальные партии воспроизводились с одинаковой (почти хирургической) точностью. Звучание на редкость сбалансированное, при этом явственно ощущалась уверенность усилителя в себе — он выжимал из записи все до последнего нюанса, неизменно создавая впечатление, что у него в запасе еще десятка два децибел динамического диапазона и по октаве на басах и верхах. Я совершенно уверен, что ему не составит никакого труда раскачать любую акустику, даже пресловутые магнепланары, очень трудно поддающиеся «дрессировке».
Я пожалел, что не захватил для тестирования более напористый материал (согласитесь: среди потенциальных покупателей вряд ли будут фанаты, скажем, Blind Guardian). Впрочем, под рукой оказалось увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П.И. Чайковского. Она заканчивается мощнейшим крещендо, качественное воспроизведение которого требует от аудиосистемы напряжения всех сил, однако и это не поставило М 32 в тупик: он вновь продемонстрировал виртуозное умение отрабатывать сигналы с крутыми фронтами. Если таково цифровое будущее усиления, то пусть оно поскорее станет настоящим. Истинным и полноценным.
Достоинства: умение работать с любой акустикой, модульная конструкция, наличие штатного Phono-входа
Недостатки: сенсорная кнопка включения долго реагирует на прикосновение
Официальный сайт: NAD M 32
Цена: 330 000 рублей
Паспортные данные
Выходная мощность: 80 Вт (20 Гц — 20 кГц, КНИ 0,03%)
Отношение сигнал/шум: более 91 дБ (1 Вт, 8 Ом)
Фактор демпфирования: более 1000
Входы: 2 стерео аналоговых, 1 Phono, 2 оптических, 2 коаксиальных цифровых
Выходы: 1 стерео, 2 на сабвуфер, 1 наушники 6,3 мм
Интерфейсы: USB B+A (сервисный), RS-232C+, ИК-датчик, вход/выход релейного сигнала 12 В
Потребление энергии: 400 Вт. (Standby 0,5 Вт)
Габариты 435х133х396 мм
Масса: 18,5 кг