Единственный представитель

Если говорить именно об аудиорынке, то британская компания dCs (или Data Conversion Systems) много лет занимается в первую очередь цифровыми источниками сигнала. Помимо аудио, были еще и другие существенные достижения в «смежных» отраслях, но разговор у нас пойдет никак не о британском военно-промышленном комплексе.

Куда больше нас должен заинтересовать тот факт, что dCs уже много лет является одним из эталонных производителей «аудиоцифры». Именно так, никак не меньше. 

В свое время у компании было студийное направление, которое появилось еще до бытового. Созданные тогда профессиональные аппараты славно поработали на индустрию звукозаписи — в том числе и в тех случаях, когда речь шла о DSD-формате в виде SACD.

И поныне студийное оборудование dCs весьма в цене — за изредка попадающиеся на вторичном рынке экземпляры просят солидные суммы. И хотя студийного направления у компании давно нет, выпущенное тогда железо совершенно не потеряло своей актуальности для многих профессионалов. 

dCs Bartok

Бытовое направление цифрового аудио у dCs имеет не менее интересную историю — суть не в том, что это весьма дорогое железо и всегда было таковым. И даже не в массе фирменных технологий — например, компания не использует покупные чипы ЦАПов, а разрабатывает свои, весьма сложные и по-своему уникальные схемы, собранные на дискретных элементах.

На практике главное вот в чем: можно опросить несколько поколений ценителей хорошего звука, и очень многие назовут среди так называемого «цифрового топа» именно компанию dCs. И вполне заслуженно.

Я неоднократно встречал такое мнение даже среди тех, кто по разным причинам выбрал себе в систему аппараты других производителей. Более того, относительно неудачные модели dCs можно пересчитать буквально по пальцам одной руки.

Итак, начнем разбираться с тем, что же представляет собой испытуемый аппарат. Номинально dCs Bartok — единственный представитель младшей серии производителя.

Всего в каталоге компании три серии. Старшая серия, Vivaldi, представлена пятью аппаратами: ЦАП, транспорт, апсемплер и клок, в идеале работающие как единое целое, и отдельно — лимитированный «комбайн» Vivaldi One.

Средняя серия — Rossini. Здесь четыре аппарата: ЦАП, транспорт, клок, а апсемплер встроен в ЦАП. И эти три аппарата тоже в идеале — система. А отдельной сущностью в линейке Rossini представлен SACD-проигрыватель. 

Если бы наша версия dCs Bartok была со встроенным усилителем для наушников, то здесь располагались бы балансный и небалансный разъемы

А затем, собственно, линейка Bartok, которая представлена одной-единственной моделью. С той поправкой, что есть две модификации dCs Bartok: со встроенным усилителем для наушников (дискретным, в классе А) или без него. Наш — как раз без усилителя.

Апгрейд одной версии до другой невозможен. А вот использовать dCs Bartok в паре, например, с транспортом из серии Rossini вполне можно, как и в паре с транспортом и клоком. Даже в базовой инструкции такие сочетания прорисованы производителем на схемах. 

Если говорить о «системности», то аппараты производства dCs имеют в среднем куда больше возможностей в плане коммутации. И в паре необязательно все должно быть родным — вариантов масса. Например, старшие модели Aurender явно нацелены на работу в паре с dCs, у которых в каталоге нет своих систем хранения и устройств, похожих на Aurender.

Даже на примере «младшего» dCs Bartok я точно могу утверждать, что в природе не так уж и много аппаратов со столь удобной и гибкой возможностью коммутации и конфигурации. Практически про любое из тех устройств, что я приносил на тест, можно было сказать, что чего-то да не хватает. Тут же хватает всего — и в избытке.

Сложно желать большего

Именно с коммутационных возможностей и начнем изучение нашего испытуемого. Цифровых входов у аппарата в избытке. Есть пара AES/EBU, причем эта пара может работать и в обычном варианте, и в варианте двухпроводной фирменной коммутации, которая задействует оба разъема.

Поддерживаемые режимы работы: 24-бит/44,1–192 кГц PCM, DSD64, DSD128 в режиме DoP. Дальше есть три входа SPDIF: коаксиальный RCA, коаксиальный BNC (поддерживают 24 бит/44,1–192 кГц PCM, DSD64 в режиме DoP) и оптический вход с поддержкой 24 бит/44,1–96 кГц PCM.

Кнопок на корпусе dCs Bartok минимум, но они функциональны. Даже с поправкой на сложное внутреннее меню

Кроме этого, есть пара портов USB: типа B и типа A. К USB-B можно подключать компьютер в качестве транспорта (поддерживается 24 бит/44,1–384 кГц PCM, DSD64, DSD128 в режиме DoP), а еще его можно переключать между классом 1 и 2 — видимо, из расчета на владельцев старых яблочных компьютеров в студийной конфигурации.

Ко второму входу USB-A подключаются диски-носители, с которыми аппарат может работать напрямую. И здесь немного другие рамки поддерживаемого материала: 24 бит/44,1–384 кГц PCM, DSD64, DSD128 в режиме DFF/DSF. 

Также есть встроенный стример, способный работать с сигналами 24 бит/44,1–384 кГц PCM, DSD64, DSD128 в режиме DFF/DSF. UPnP-стример полностью совместим с Roon, поддержка MQA есть и у стримера, и у USB-входа. AirPlay и Spotify Connect тоже в наличии.

В дополнение ко всему этому есть три разъема (два входа, один выход) для подключения внешнего клока и связывания между собой нескольких устройств. Ну и пара аналоговых выходов: балансные и небалансные.

Про них еще надо добавить, что сам dCs Bartok может работать в качестве предварительного усилителя —и весьма неплохого. Или же входы можно перевести в фиксированный режим, но для согласования с предусилителем есть возможность выбора выходного напряжения: 0,2 В, 0,6 В, 2 В, 6 В.

Пожалуй, по коммутации сложно хотеть большего — как минимум, сложно придумать случай, когда этих интерфейсов не хватит. Поддержки DSD выше 128 нет, но такой материал можно пересчитать программно, да и не факт, что он понадобится.

Пока что реального материала в формате 256 и выше совсем немного — и в ближайшей перспективе большего не предвидится. А в будущем можно будет надеяться на новую программную прошивку для аппарата — функция перепрошивки здесь имеется.

Аналоговые выходы и цифровые входы

Никакой эзотерики

Теперь перейдем к управлению. На корпусе — минимум кнопок и небольшой дисплей. При этом дисплей на деле оказался весьма информативным, даже при небольших размерах и разрешении. Отдельно отмечу, что в настройках можно отключить подсветку не только дисплея, но и логотипа. Такой аудиофильский пуризм, но он мне очень нравится.

Меню у аппарата более чем обширное — но даже по нему можно перемещаться при помощи кнопок на передней панели. И запоминается все быстро — управление достаточно наглядно и логично.

Важный момент: пульта управления в комплекте поставки нет. Если нужно, его можно заказать как опцию. При этом с Bartok все можно сделать и при помощи приложений на планшете (версии есть и для iOS, и для Android). Однозначно удобнее держать в руках планшет, чем сидеть около аппаратной стойки и всматриваться в дисплей.

Приложений доступно два: одно специализированное, и для каждой модели оно немного свое, кастомизированное. В нашем случае так и называется — dCs Bartok. Из него доступны все настройки аппарата — надо сказать, что в целом приложение удобное, понятное и не перегруженное. Пульт оно заменяет с легкостью. 

USB и сетевые разъемы

Второе приложение, о котором надо сказать — dCS Mosaic. В первую очередь оно предназначено именно для воспроизведения — например, чтобы играть музыку из Tidal, других стриминговых сервисов или локальной фонотеки. Но также в этом приложении есть доступ к аппаратным настройкам.

В плане стриминга и работы с фонотекой я бы оценил dCS Mosaic как более удобное приложение, чем это обычно бывает. В первую очередь оно не перегружено и имеет внятный интерфейс. А еще не страдает медлительностью. 

Пожалуй, единственный странный момент в приложении — наш аппарат сначала отобразился дважды и без серийного номера
Первый уровень меню настроек
Внутри, на втором уровне меню, все так. Наглядно и понятно
Выбор фильтров более чем обширный. Здесь есть с чем поразбираться
Тест и прогрев. Очень удобно. И совсем не часто встречается
Здесь уже серийный номер отобразился и больше не пропадал. Отображение терморежима — даже такое имеется
Версии прошивок разных внутренних модулей
Цифровые входы разделены на две группы. Это первая
А это вторая группа
Возможности кастомизации меню
Источники цифрового контента в dCs Mosaic App — здесь всего много. Но поначалу тоже не отображался серийный номер, что в принципе на работу никак не влияло
Из Mosaic тоже можно обратиться к ряду настроек прямо во время воспроизведения

Кстати, когда аппарат играет и управляется тем же Roon, в Mosaic параллельно отображается все происходящее. По моим наблюдениям, на собственное приложение можно полностью переложить задачи воспроизведения стриминга или локального контента.

Но я все же буду тестировать аппарат в привычной связке с Roon, потому что охватить все возможности просто не хватит времени — все-таки очень умная коробочка нам досталась.

Забегая вперед, скажу, что в настройках у dCs Bartok есть немалое количество фильтров — в том числе варианты и под DSD, и под PCM. Их я оценивать тоже не буду, но они работают и заслуживают пользовательского внимания.

Я чаще использовал второй фильтр, но в целом это вопрос вкусов и конкретных ситуаций. Для нас же важно, что они присутствуют и их удобно переключать из приложения.

И перед тестом заглянем внутрь. Почти 17 кг массы приходятся далеко не только на корпус. В основе конструкции лежит фирменный dCS Ring DAC в последнем поколении — дискретная дельта-сигма на основе резистивной матрицы. История технологии (или схемы) Ring DAC началась еще пару десятилетий назад — и сейчас это уже пятое поколение.

Внутри у Bartok та же схема, что у старших моделей, но с другой обвязкой, которая выполнена несколько проще, чем у старших моделей. Но принцип тот же, как и использование необычно реализованного апсемплинга (можно настроить — в DSD или DXD), применяемого в процессе преобразования.

А сама по себе матричная схема, которая у некоторых производителей может деградировать с возрастом, в данном случае выполнена максимально качественно. И это действительно схема, требующая и высочайшего уровня исполнения, и аналогичного качества разработки, железа и алгоритмов его работы.

Внутреннее устройство dCs Bartok

Свободного места внутри немного, платы выглядят очень добротными (вся конструкция собрана на восьми платах), элементная база на достойном уровне. Качественный корпус, аккуратная сборка. Никакой эзотерики. Пожалуй, придраться не к чему. Остается только слушать и решать, насколько результат стоит этих затрат.

Прослушивание проходило очень неспешно, в своей системе. В качестве источников — наиболее актуальные. Стриминг Tidal: и локальной фонотеки, и в связке с Roon, и в связке с Audirvana. USB-подключение к компьютеру-транспорту и работа со стриминговыми сервисами и локальной фонотекой в паре с плеером Audirvana. А еще подключение к дисковому транспорту по AES/EBU. И все это — в режиме прослушивания с перебором вариантов и сравнений.

Richard Hawley «Truelove's Gutter» (Tidal)

Первое, на что обращаешь внимание — объем, глубина звука и то, как отыгрываются не только сами звуки и послезвучия, но и пространство между ними. Воздух и объем. Тут все очень хорошо, тонко и точно.

Деталей слышно множество, но все это не переходит в любование частностями и не затмевает цельность восприятия. Хотя именно аудиофильскому выслушиванию и вкапыванию здесь очень даже есть где разгуляться. 

Звук по характеру совсем не теплый и не смягченный — скорее прохладный, но не отстраненный, а иногда завораживающе реалистичный. И мягкости здесь совершенно нет — а есть острота и точность. Впрочем, эта точность не ощущается как хирургическая, скорее естественная. Но даже на таком весьма мягком и спокойном альбоме никакого убаюкивающего эффекта не заметно.

Вовлеченность в прослушивание — есть. Слушать интересно. Расслабленность здесь можно найти только в музыке, но никак не в звуке: звук держит слушателя в тонусе — пусть музыка и мягкая, от нее скорее хочется проснуться. 

Плата блока питания

В равном качестве представлены все части диапазона. Бас — в достатке и хорошего качества, с прекрасной разборчивостью и фактурностью. Но вот отяжеленности басовым «подбрюшьем» нет. То же можно сказать о серединке — детально, четко и стройно, но никакой расхлябанности. За окраской нужно обращаться точно не к этому аппарату.

Верхов много — здесь и подробность, и детальность. Из цельного диапазона они не выбиваются и не ощущаются как звенящая окраска. Сглаженности тоже совсем не наблюдается. При этом сами по себе высокие частоты в отрыве от всего остального диапазона могут показаться светлыми — даже белыми, прозрачными. Ни намека на теплоту или темноту. Но повторюсь: ни в какой яркости аппарат обвинить не получится, хотя мягчить и сглаживать он не хочет категорически.

По сцене все неплохо — сильно лучше многих других случаев. Есть ширина, явно уходящая по ощущениям не только за рамки акустики, но даже будто бы за пределы комнаты. Присутствуют глубина и естественная воздушность. Пропорции и расположение вокала и инструментов в пространстве очень хороши.

Далее возможны нюансы и совсем голографическая точность. И в данном случае формально младший аппарат в линейке делает то, на что редко способны иные старшие модели.

Очень понравился баланс между вовлеченностью в прослушивание и тактичным сохранением дистанции между слушателем и звуком. Все это мне чем-то напомнило очень приличные образцы студийной техники. На мой вкус и слух — очень хорошо.

Слушать можно сколько угодно — я вообще не почувствовал какой-либо усталости за много часов. По личному опыту, такое вообще редко встретишь на рынке. Почти что скандинавское отношение к чувству границ и личного пространства. И никакого китча, вульгарности и панибратства.

Isao Suzuki «Blow Up» (диск и рип)

Здесь я неизбежно отвлекся на сравнение альбома на разных носителях: от издания на XRCD и его файловой копии с сервера до первого пресса на виниле и копии с тиражной ленты 38/2. Это сравнение я проделывал, используя несколько других ЦАПов — в том числе и более дорогих.

Конечно, издания разные — нельзя сказать, что это одинаковые условия. Но можно попробовать оценить формальные критерии звука и общее восприятие. В прошлые разы я не всегда был доволен тем, как играла та же файловая копия.

Но то, как эту цифру отыграл Bartok, мне понравилось. Разница между изданиями и носителями очевидна, но не могу сказать, что цифровые 16/44 выглядели как-то бледно. Сиротского чувства все это ни разу не вызывало.

Основа ЦАПа - матрица. Но это не привычная R2R

Очень хорошая детализация, отличная микродинамика, прекрасная проработка чуть необычно записанного баса. И отдельно — ощущение полноты, соединения отдельных звуков в единое целое.

На примере этой записи не возникло никаких вопросов по динамике и детальности, а звучание и подача в целом были реалистичны и точны. Есть информативность без явного аудиофильского любования. Все в целом интересно слушать, а точная, даже строгая (но не жесткая и не едкая) подача, как мне кажется, не вредит ни одному жанру — в том числе и джазу.

Сравнив несколько источников, можно сказать, что равноценно играет и стриминг в связке с Roon при сетевом подключении, и просто CD, и дисковый транспорт, подключенный по AES/EBU. Разница есть, но не на уровне лучше/хуже. А вот USB-подключение выглядит чуть более капризным — тут будет разница в зависимости от того, что и чем подключать.

Вообще, аппарат хорошо подходит для изучения разницы между релизами — все наглядно, огрехи кривого железа или софта устройство не прощает. Так что сетевое подключение и режим стримера мне показались менее капризными лишь с поправкой на неплохо сделанную сеть. Здесь все очень хорошо слышно — при помощи этого аппарата можно тестировать всю систему и ее обвязку.

Отдельно на нескольких изданиях сравнил хайрез, DSD и 16/44 — и здесь все достаточно наглядно. Хайрез играет хорошо, но здесь и банальные 16/44 играют отлично. Нет частой ситуации, когда, например, DSD аппарат отыгрывает хорошо, а банальный PCM получается не очень. Или наоборот.

Сделаю важное замечание: аппарат хорошо и наглядно демонстрирует разницу, но вытягивает базовые 16/44 на очень достойном, даже неожиданном уровне. Желания бросить все и «собирать только DSD» не возникает, несмотря на то, что разница в пользу хайреза прекрасно слышна. Отсутствие пренебрежительного отношения к 16/44 — это важно.

Здесь видна плата стримера

Lisse «My Wild West» (Tidal)

При отменной детальности очень явно слышны объем и всяческие эхо-эффекты — такие моменты ЦАП не только не задавливает, но и немножко подчеркивает. С перегруженным басом аппарат справляется отменно, не урезая его, но и не теряя отличного контроля.

Динамика и атака, а также плотность очень хороши, однако звук не превращается в тугой комок — всегда остается ощущение стройности и прозрачности. Излишне компрессированные записи не создают здесь никаких проблем — каша довольно легко разбирается на составляющие.

Но если поставить CD, изданный в 80-х годах, тихий по звуку и не подпорченный компрессией, то он не будет казаться тусклым или блеклым — наоборот, и детальность будет повыше, и подача в целом станет более естественной. Максимум, что понадобится — чуть прибавить уровень громкости на предварительном усилителе.

Для сравнения поставил несколько старых дисков SRV — и все отлично. Детальность, динамика, сцена и объем — все на месте. И отменно разложенные в пространстве партии. Можно хоть музыку слушать, хоть анализировать, как все это было сыграно и записано. Правда, если хочется дополнительной плотности или теплоты, некой подкраски эмоций — этого аппарат категорически не дает.

Повозился с функцией предусилителя и фильтров. Встроенным предусилителем очень даже можно и нужно пользоваться, если цифровой источник единственный в системе. И даже хорошо, что он не отягощен аналоговыми входами.

А если использовать несколько источников и Bartok только как ЦАП/стример, то надо помнить, что у аппарата есть и регулируемый выход, и несколько переключений значений вольтажа выходного сигнала — подогнать и подстроить можно почти все. Кроме того, настраиваемые отдельно от регулятора громкости параметры выхода могут здорово упростить стыковку с усилителем мощности.

Фильтры слышно неплохо. Чуть-чуть меняется проекция музыки в пространстве и пропорции в частотном диапазоне. Тут я никаких рекомендаций давать не буду — это пространство для экспериментов.

Brian Eno «Music For Airports» (диск и рип)

Господство тихих звуков и воздуха — здесь все очень хорошо. Без прямого сравнения с теми же старшими моделями dCs сложно даже сказать, чего может не хватать. На деле окажется, что это вопрос не столько в плоскости лучше/хуже, сколько разного прочтения и расстановки акцентов.

Слушать, погружаться в музыку интересно, вся атмосфера буквально перед слушателем, не нужно ничего додумывать, искать компромиссы, уговаривать себя — можно просто слушать. Отдельная благодарность за проработку объема и многоплановость. А то, что звук не мягкий и даже строгий, чуть прохладный — это совсем не мешает.

Burzum «Filosofem» (Tidal)

Никакой каши, никакой мутности, все очень разборчиво и динамично. Правда, попутно слышно все недостатки записи, но при этом аппарат легко и непринужденно разбирает завалы до вполне понятного состояния, когда можно говорить не о реве или шуме, а о разборчивости партий, сцене и прочих вещах.

Эмоционально все передается без приукрашиваний и сглаживания. Въедливо и дотошно: если в музыке задумано что-то «жутковатое» или «отвратительное» — пожалуйста, слушайте, как это было задумано и записано. Иногда эта эмоциональная реалистичность действительно немножко пугает, особенно на темных и тяжелых жанрах. 

dCs Bartok

Claude Debussy — Martha Argerich, Michael Barenboim (Tidal)

Здесь звук получился детальным, пластичным, утонченным и даже нежным — сообразно музыке и записи. Тембрально подача естественная, разве что в звучании фортепиано есть капелька легкой хрустальности. Хотя в целом инструменты естественны и пропорциональны.

Даже при большом желании сложно к чему-либо придраться. Особенности записи слышно, исполнение и музыку — хочется слушать. Больше добавить нечего — разве что попробовать сравнить со старшими аппаратами dCs.

Cecilia Bartoli — «Maria» (диск и рип)

Естественная динамика и эмоции. И на удивление прозрачные верхняя середина и верха — совсем не ощущается сглаживания ближе к верхней части диапазона. По динамике и детальности вопросов ровным счетом никаких.

Звук точный и острый, без смягченности, с долей строгости. Все на своих местах. Все в целом воспринимается естественно и реалистично. А информативное прослушивание весьма эмоционально насыщенной музыки не вызывает никакой усталости.

Выводы

Сразу скажу, что это не первое мое знакомство с аппаратом, но все же раньше возможности изучить его так подробно у меня не было. Основной вывод напрашивается вот каким: пусть это и младшая модель производителя, но только у совсем небольшого числа компаний выходит так, что даже младшая модель не оставляет никакого сиротского чувства обделенности. Этот аппарат можно считать одним из эталонных цифровых источников в своем классе.

Зная остальную линейку dCs, могу сказать, что разница есть. Но это не та разница, в которой есть хоть намек на унижение младших моделей. Повторюсь: это очень ценное и редкое свойство, которое есть далеко не у всех.

По формальным признакам — с этим аппаратом просто можно жить, имея даже очень приличную систему. Функционал отличный, сам аппарат весьма умный и способный, звук же вполне способен отразить даже сложный материал без ущерба. Так что далеко не у каждого производителя даже старшие модели смогут проявить себя так, как это делает Bartok.

Музыкальный материал

Brian Eno ‎— Ambient 1 (Music For Airports) / EMI ‎— TOCP-54179 / CD, Stereo (диск и рип с него)

Burzum — Filosofem / Misanthropy Records (Tidal)

Cecilia Bartoli — Maria / Decca 475 9077 / Stereo (диск и рип с него)

Claude Debussy — Martha Argerich, Michael Barenboim, Daniel Barenboim, Staatskapelle Berlin / Deutsche Grammophon (Tidal)

Isao Suzuki Trio / Quartet ‎— Blow Up / Three Blind Mice ‎— TBM-XR-0015 / XRCD Stereo (диск и рип с него)

Lissie — My Wild West / LionBoy Records (Tidal)

Richard Hawley ‎— Truelove's Gutter / Mute (Tidal)

dCs Bartok

Цена: 1 662 000 рублей в базовой версии, 2 077 000 рублей в версии со встроенным усилителем для наушников

Тип: ЦАП и стример, опционально со встроенным усилителем для наушников

Тип конвертера: dCS Ring DAC

Цифровые входы:

Сетевой порт RJ45: 24 бит/44,1–384 кГц PCM, DSD64, DSD128 в режиме DFF/DSF

USB-B 2.0: 24 бит/44,1–384 кГц PCM, DSD64, DSD128 в режиме DoP 

USB-A: 24 бит/44,1–384 кГц PCM, DSD64, DSD128 в режиме DFF/DSF

2 x AES/EBU: 24 бит/44,1–192 кГц PCM, DSD64, DSD128 в режиме DoP

1 x Dual AES: 24 бит/88,2–384 кГц PCM, DSD64, DSD128 в режиме DoP

1 x SPDIF / RCA: 24 бит/44,1–192 кГц PCM, DSD64 в режиме DoP

1 x SPDIF / BNC: 24 бит/44,1–192 кГц PCM, DSD64 в режиме DoP

1 x SPDIF TOSLINK: 24 бит/44,1–96 кГц PCM

Поддержка MQA по входам: сетевой порт RJ45, USB-B

Аналоговые выходы:

2 x XLR: 0,2 В, 0,6 В, 2 В, 6 В

Выходной импеданс: 3 Ом

Максимальная нагрузка: 600 Ом

2 x RCA: 0,2 В, 0,6 В, 2 В, 6 В

Выходной импеданс: 52 Ом

Максимальная нагрузка: 600 Ом

Выход на наушники (для модификации с усилителем для наушников):

1 x 4-pin XLR

1 x 6,35 мм (¼”)

Выходная мощность: 1,4 Вт на 33 Ом, 0,15 Вт на 300 Ом

Минимальный импеданс наушников: 33 Ом

Коммутация внешнего тактового генератора:

Входы: 2 x BNC / 44,1, 48, 88,2, 96, 176,4 или 192 кГц

Выход: 1 x BNC

Соотношение сигнал/шум: –113 дБ, 20 Гц — 20 кГц

Разделение каналов: 115 дБ, 20 Гц — 20 кГц

КНИ: -105 дБ, 20 Гц — 20 кГц

Пульт ДУ: опция, в базовую поставку не входит

Питание:  230/240 В, 50/60 Гц

Потребляемая мощность: 30 Вт базово, 50 Вт максимально

Цвет: серебристый или черный

Размеры: 444x430x115 мм

Масса: 16,7 кг