Единственный представитель
Если говорить именно об аудиорынке, то британская компания dCs (или Data Conversion Systems) много лет занимается в первую очередь цифровыми источниками сигнала. Помимо аудио, были еще и другие существенные достижения в «смежных» отраслях, но разговор у нас пойдет никак не о британском военно-промышленном комплексе.
Куда больше нас должен заинтересовать тот факт, что dCs уже много лет является одним из эталонных производителей «аудиоцифры». Именно так, никак не меньше.
В свое время у компании было студийное направление, которое появилось еще до бытового. Созданные тогда профессиональные аппараты славно поработали на индустрию звукозаписи — в том числе и в тех случаях, когда речь шла о DSD-формате в виде SACD.
И поныне студийное оборудование dCs весьма в цене — за изредка попадающиеся на вторичном рынке экземпляры просят солидные суммы. И хотя студийного направления у компании давно нет, выпущенное тогда железо совершенно не потеряло своей актуальности для многих профессионалов.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/13/3486fa8-2d3b-4572-ad1a-648e3d240e9e.jpg)
Бытовое направление цифрового аудио у dCs имеет не менее интересную историю — суть не в том, что это весьма дорогое железо и всегда было таковым. И даже не в массе фирменных технологий — например, компания не использует покупные чипы ЦАПов, а разрабатывает свои, весьма сложные и по-своему уникальные схемы, собранные на дискретных элементах.
На практике главное вот в чем: можно опросить несколько поколений ценителей хорошего звука, и очень многие назовут среди так называемого «цифрового топа» именно компанию dCs. И вполне заслуженно.
Я неоднократно встречал такое мнение даже среди тех, кто по разным причинам выбрал себе в систему аппараты других производителей. Более того, относительно неудачные модели dCs можно пересчитать буквально по пальцам одной руки.
Итак, начнем разбираться с тем, что же представляет собой испытуемый аппарат. Номинально dCs Bartok — единственный представитель младшей серии производителя.
Всего в каталоге компании три серии. Старшая серия, Vivaldi, представлена пятью аппаратами: ЦАП, транспорт, апсемплер и клок, в идеале работающие как единое целое, и отдельно — лимитированный «комбайн» Vivaldi One.
Средняя серия — Rossini. Здесь четыре аппарата: ЦАП, транспорт, клок, а апсемплер встроен в ЦАП. И эти три аппарата тоже в идеале — система. А отдельной сущностью в линейке Rossini представлен SACD-проигрыватель.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/dd/d18b5d3-2331-4e97-a2e5-271d0ae9a122.jpg)
А затем, собственно, линейка Bartok, которая представлена одной-единственной моделью. С той поправкой, что есть две модификации dCs Bartok: со встроенным усилителем для наушников (дискретным, в классе А) или без него. Наш — как раз без усилителя.
Апгрейд одной версии до другой невозможен. А вот использовать dCs Bartok в паре, например, с транспортом из серии Rossini вполне можно, как и в паре с транспортом и клоком. Даже в базовой инструкции такие сочетания прорисованы производителем на схемах.
Если говорить о «системности», то аппараты производства dCs имеют в среднем куда больше возможностей в плане коммутации. И в паре необязательно все должно быть родным — вариантов масса. Например, старшие модели Aurender явно нацелены на работу в паре с dCs, у которых в каталоге нет своих систем хранения и устройств, похожих на Aurender.
Даже на примере «младшего» dCs Bartok я точно могу утверждать, что в природе не так уж и много аппаратов со столь удобной и гибкой возможностью коммутации и конфигурации. Практически про любое из тех устройств, что я приносил на тест, можно было сказать, что чего-то да не хватает. Тут же хватает всего — и в избытке.
Сложно желать большего
Именно с коммутационных возможностей и начнем изучение нашего испытуемого. Цифровых входов у аппарата в избытке. Есть пара AES/EBU, причем эта пара может работать и в обычном варианте, и в варианте двухпроводной фирменной коммутации, которая задействует оба разъема.
Поддерживаемые режимы работы: 24-бит/44,1–192 кГц PCM, DSD64, DSD128 в режиме DoP. Дальше есть три входа SPDIF: коаксиальный RCA, коаксиальный BNC (поддерживают 24 бит/44,1–192 кГц PCM, DSD64 в режиме DoP) и оптический вход с поддержкой 24 бит/44,1–96 кГц PCM.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/74/4f65881-d137-4019-af96-8c036a0fc916.jpg)
Кроме этого, есть пара портов USB: типа B и типа A. К USB-B можно подключать компьютер в качестве транспорта (поддерживается 24 бит/44,1–384 кГц PCM, DSD64, DSD128 в режиме DoP), а еще его можно переключать между классом 1 и 2 — видимо, из расчета на владельцев старых яблочных компьютеров в студийной конфигурации.
Ко второму входу USB-A подключаются диски-носители, с которыми аппарат может работать напрямую. И здесь немного другие рамки поддерживаемого материала: 24 бит/44,1–384 кГц PCM, DSD64, DSD128 в режиме DFF/DSF.
Также есть встроенный стример, способный работать с сигналами 24 бит/44,1–384 кГц PCM, DSD64, DSD128 в режиме DFF/DSF. UPnP-стример полностью совместим с Roon, поддержка MQA есть и у стримера, и у USB-входа. AirPlay и Spotify Connect тоже в наличии.
В дополнение ко всему этому есть три разъема (два входа, один выход) для подключения внешнего клока и связывания между собой нескольких устройств. Ну и пара аналоговых выходов: балансные и небалансные.
Про них еще надо добавить, что сам dCs Bartok может работать в качестве предварительного усилителя —и весьма неплохого. Или же входы можно перевести в фиксированный режим, но для согласования с предусилителем есть возможность выбора выходного напряжения: 0,2 В, 0,6 В, 2 В, 6 В.
Пожалуй, по коммутации сложно хотеть большего — как минимум, сложно придумать случай, когда этих интерфейсов не хватит. Поддержки DSD выше 128 нет, но такой материал можно пересчитать программно, да и не факт, что он понадобится.
Пока что реального материала в формате 256 и выше совсем немного — и в ближайшей перспективе большего не предвидится. А в будущем можно будет надеяться на новую программную прошивку для аппарата — функция перепрошивки здесь имеется.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/87/76d4e91-d4a6-456f-bc21-55117aa940ea.jpg)
Никакой эзотерики
Теперь перейдем к управлению. На корпусе — минимум кнопок и небольшой дисплей. При этом дисплей на деле оказался весьма информативным, даже при небольших размерах и разрешении. Отдельно отмечу, что в настройках можно отключить подсветку не только дисплея, но и логотипа. Такой аудиофильский пуризм, но он мне очень нравится.
Меню у аппарата более чем обширное — но даже по нему можно перемещаться при помощи кнопок на передней панели. И запоминается все быстро — управление достаточно наглядно и логично.
Важный момент: пульта управления в комплекте поставки нет. Если нужно, его можно заказать как опцию. При этом с Bartok все можно сделать и при помощи приложений на планшете (версии есть и для iOS, и для Android). Однозначно удобнее держать в руках планшет, чем сидеть около аппаратной стойки и всматриваться в дисплей.
Приложений доступно два: одно специализированное, и для каждой модели оно немного свое, кастомизированное. В нашем случае так и называется — dCs Bartok. Из него доступны все настройки аппарата — надо сказать, что в целом приложение удобное, понятное и не перегруженное. Пульт оно заменяет с легкостью.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/be/e31c829-7e1f-40a2-9611-b8d4f255b4e2.jpg)
Второе приложение, о котором надо сказать — dCS Mosaic. В первую очередь оно предназначено именно для воспроизведения — например, чтобы играть музыку из Tidal, других стриминговых сервисов или локальной фонотеки. Но также в этом приложении есть доступ к аппаратным настройкам.
В плане стриминга и работы с фонотекой я бы оценил dCS Mosaic как более удобное приложение, чем это обычно бывает. В первую очередь оно не перегружено и имеет внятный интерфейс. А еще не страдает медлительностью.
Кстати, когда аппарат играет и управляется тем же Roon, в Mosaic параллельно отображается все происходящее. По моим наблюдениям, на собственное приложение можно полностью переложить задачи воспроизведения стриминга или локального контента.
Но я все же буду тестировать аппарат в привычной связке с Roon, потому что охватить все возможности просто не хватит времени — все-таки очень умная коробочка нам досталась.
Забегая вперед, скажу, что в настройках у dCs Bartok есть немалое количество фильтров — в том числе варианты и под DSD, и под PCM. Их я оценивать тоже не буду, но они работают и заслуживают пользовательского внимания.
Я чаще использовал второй фильтр, но в целом это вопрос вкусов и конкретных ситуаций. Для нас же важно, что они присутствуют и их удобно переключать из приложения.
И перед тестом заглянем внутрь. Почти 17 кг массы приходятся далеко не только на корпус. В основе конструкции лежит фирменный dCS Ring DAC в последнем поколении — дискретная дельта-сигма на основе резистивной матрицы. История технологии (или схемы) Ring DAC началась еще пару десятилетий назад — и сейчас это уже пятое поколение.
Внутри у Bartok та же схема, что у старших моделей, но с другой обвязкой, которая выполнена несколько проще, чем у старших моделей. Но принцип тот же, как и использование необычно реализованного апсемплинга (можно настроить — в DSD или DXD), применяемого в процессе преобразования.
А сама по себе матричная схема, которая у некоторых производителей может деградировать с возрастом, в данном случае выполнена максимально качественно. И это действительно схема, требующая и высочайшего уровня исполнения, и аналогичного качества разработки, железа и алгоритмов его работы.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/fe/ed890fd-7161-4f05-b947-f8b094525c09.jpg)
Свободного места внутри немного, платы выглядят очень добротными (вся конструкция собрана на восьми платах), элементная база на достойном уровне. Качественный корпус, аккуратная сборка. Никакой эзотерики. Пожалуй, придраться не к чему. Остается только слушать и решать, насколько результат стоит этих затрат.
Прослушивание проходило очень неспешно, в своей системе. В качестве источников — наиболее актуальные. Стриминг Tidal: и локальной фонотеки, и в связке с Roon, и в связке с Audirvana. USB-подключение к компьютеру-транспорту и работа со стриминговыми сервисами и локальной фонотекой в паре с плеером Audirvana. А еще подключение к дисковому транспорту по AES/EBU. И все это — в режиме прослушивания с перебором вариантов и сравнений.
Richard Hawley «Truelove's Gutter» (Tidal)
Первое, на что обращаешь внимание — объем, глубина звука и то, как отыгрываются не только сами звуки и послезвучия, но и пространство между ними. Воздух и объем. Тут все очень хорошо, тонко и точно.
Деталей слышно множество, но все это не переходит в любование частностями и не затмевает цельность восприятия. Хотя именно аудиофильскому выслушиванию и вкапыванию здесь очень даже есть где разгуляться.
Звук по характеру совсем не теплый и не смягченный — скорее прохладный, но не отстраненный, а иногда завораживающе реалистичный. И мягкости здесь совершенно нет — а есть острота и точность. Впрочем, эта точность не ощущается как хирургическая, скорее естественная. Но даже на таком весьма мягком и спокойном альбоме никакого убаюкивающего эффекта не заметно.
Вовлеченность в прослушивание — есть. Слушать интересно. Расслабленность здесь можно найти только в музыке, но никак не в звуке: звук держит слушателя в тонусе — пусть музыка и мягкая, от нее скорее хочется проснуться.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/71/1e7de00-c98b-4a8d-81da-9bf387a8a820.jpg)
В равном качестве представлены все части диапазона. Бас — в достатке и хорошего качества, с прекрасной разборчивостью и фактурностью. Но вот отяжеленности басовым «подбрюшьем» нет. То же можно сказать о серединке — детально, четко и стройно, но никакой расхлябанности. За окраской нужно обращаться точно не к этому аппарату.
Верхов много — здесь и подробность, и детальность. Из цельного диапазона они не выбиваются и не ощущаются как звенящая окраска. Сглаженности тоже совсем не наблюдается. При этом сами по себе высокие частоты в отрыве от всего остального диапазона могут показаться светлыми — даже белыми, прозрачными. Ни намека на теплоту или темноту. Но повторюсь: ни в какой яркости аппарат обвинить не получится, хотя мягчить и сглаживать он не хочет категорически.
По сцене все неплохо — сильно лучше многих других случаев. Есть ширина, явно уходящая по ощущениям не только за рамки акустики, но даже будто бы за пределы комнаты. Присутствуют глубина и естественная воздушность. Пропорции и расположение вокала и инструментов в пространстве очень хороши.
Далее возможны нюансы и совсем голографическая точность. И в данном случае формально младший аппарат в линейке делает то, на что редко способны иные старшие модели.
Очень понравился баланс между вовлеченностью в прослушивание и тактичным сохранением дистанции между слушателем и звуком. Все это мне чем-то напомнило очень приличные образцы студийной техники. На мой вкус и слух — очень хорошо.
Слушать можно сколько угодно — я вообще не почувствовал какой-либо усталости за много часов. По личному опыту, такое вообще редко встретишь на рынке. Почти что скандинавское отношение к чувству границ и личного пространства. И никакого китча, вульгарности и панибратства.
Isao Suzuki «Blow Up» (диск и рип)
Здесь я неизбежно отвлекся на сравнение альбома на разных носителях: от издания на XRCD и его файловой копии с сервера до первого пресса на виниле и копии с тиражной ленты 38/2. Это сравнение я проделывал, используя несколько других ЦАПов — в том числе и более дорогих.
Конечно, издания разные — нельзя сказать, что это одинаковые условия. Но можно попробовать оценить формальные критерии звука и общее восприятие. В прошлые разы я не всегда был доволен тем, как играла та же файловая копия.
Но то, как эту цифру отыграл Bartok, мне понравилось. Разница между изданиями и носителями очевидна, но не могу сказать, что цифровые 16/44 выглядели как-то бледно. Сиротского чувства все это ни разу не вызывало.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/da/a43d564-9be6-412e-97cd-8faf00889e0a.jpg)
Очень хорошая детализация, отличная микродинамика, прекрасная проработка чуть необычно записанного баса. И отдельно — ощущение полноты, соединения отдельных звуков в единое целое.
На примере этой записи не возникло никаких вопросов по динамике и детальности, а звучание и подача в целом были реалистичны и точны. Есть информативность без явного аудиофильского любования. Все в целом интересно слушать, а точная, даже строгая (но не жесткая и не едкая) подача, как мне кажется, не вредит ни одному жанру — в том числе и джазу.
Сравнив несколько источников, можно сказать, что равноценно играет и стриминг в связке с Roon при сетевом подключении, и просто CD, и дисковый транспорт, подключенный по AES/EBU. Разница есть, но не на уровне лучше/хуже. А вот USB-подключение выглядит чуть более капризным — тут будет разница в зависимости от того, что и чем подключать.
Вообще, аппарат хорошо подходит для изучения разницы между релизами — все наглядно, огрехи кривого железа или софта устройство не прощает. Так что сетевое подключение и режим стримера мне показались менее капризными лишь с поправкой на неплохо сделанную сеть. Здесь все очень хорошо слышно — при помощи этого аппарата можно тестировать всю систему и ее обвязку.
Отдельно на нескольких изданиях сравнил хайрез, DSD и 16/44 — и здесь все достаточно наглядно. Хайрез играет хорошо, но здесь и банальные 16/44 играют отлично. Нет частой ситуации, когда, например, DSD аппарат отыгрывает хорошо, а банальный PCM получается не очень. Или наоборот.
Сделаю важное замечание: аппарат хорошо и наглядно демонстрирует разницу, но вытягивает базовые 16/44 на очень достойном, даже неожиданном уровне. Желания бросить все и «собирать только DSD» не возникает, несмотря на то, что разница в пользу хайреза прекрасно слышна. Отсутствие пренебрежительного отношения к 16/44 — это важно.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/33/34e682e-92c9-4a43-9dc4-c6f158753e20.jpg)
Lisse «My Wild West» (Tidal)
При отменной детальности очень явно слышны объем и всяческие эхо-эффекты — такие моменты ЦАП не только не задавливает, но и немножко подчеркивает. С перегруженным басом аппарат справляется отменно, не урезая его, но и не теряя отличного контроля.
Динамика и атака, а также плотность очень хороши, однако звук не превращается в тугой комок — всегда остается ощущение стройности и прозрачности. Излишне компрессированные записи не создают здесь никаких проблем — каша довольно легко разбирается на составляющие.
Но если поставить CD, изданный в 80-х годах, тихий по звуку и не подпорченный компрессией, то он не будет казаться тусклым или блеклым — наоборот, и детальность будет повыше, и подача в целом станет более естественной. Максимум, что понадобится — чуть прибавить уровень громкости на предварительном усилителе.
Для сравнения поставил несколько старых дисков SRV — и все отлично. Детальность, динамика, сцена и объем — все на месте. И отменно разложенные в пространстве партии. Можно хоть музыку слушать, хоть анализировать, как все это было сыграно и записано. Правда, если хочется дополнительной плотности или теплоты, некой подкраски эмоций — этого аппарат категорически не дает.
Повозился с функцией предусилителя и фильтров. Встроенным предусилителем очень даже можно и нужно пользоваться, если цифровой источник единственный в системе. И даже хорошо, что он не отягощен аналоговыми входами.
А если использовать несколько источников и Bartok только как ЦАП/стример, то надо помнить, что у аппарата есть и регулируемый выход, и несколько переключений значений вольтажа выходного сигнала — подогнать и подстроить можно почти все. Кроме того, настраиваемые отдельно от регулятора громкости параметры выхода могут здорово упростить стыковку с усилителем мощности.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/21/143372a-5250-4fbf-a74b-0e16f8f8497e.jpg)
Фильтры слышно неплохо. Чуть-чуть меняется проекция музыки в пространстве и пропорции в частотном диапазоне. Тут я никаких рекомендаций давать не буду — это пространство для экспериментов.
Brian Eno «Music For Airports» (диск и рип)
Господство тихих звуков и воздуха — здесь все очень хорошо. Без прямого сравнения с теми же старшими моделями dCs сложно даже сказать, чего может не хватать. На деле окажется, что это вопрос не столько в плоскости лучше/хуже, сколько разного прочтения и расстановки акцентов.
Слушать, погружаться в музыку интересно, вся атмосфера буквально перед слушателем, не нужно ничего додумывать, искать компромиссы, уговаривать себя — можно просто слушать. Отдельная благодарность за проработку объема и многоплановость. А то, что звук не мягкий и даже строгий, чуть прохладный — это совсем не мешает.
Burzum «Filosofem» (Tidal)
Никакой каши, никакой мутности, все очень разборчиво и динамично. Правда, попутно слышно все недостатки записи, но при этом аппарат легко и непринужденно разбирает завалы до вполне понятного состояния, когда можно говорить не о реве или шуме, а о разборчивости партий, сцене и прочих вещах.
Эмоционально все передается без приукрашиваний и сглаживания. Въедливо и дотошно: если в музыке задумано что-то «жутковатое» или «отвратительное» — пожалуйста, слушайте, как это было задумано и записано. Иногда эта эмоциональная реалистичность действительно немножко пугает, особенно на темных и тяжелых жанрах.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/d6/69a9ea5-a43f-4ae2-a6fe-678babed1fd9.jpg)
Claude Debussy — Martha Argerich, Michael Barenboim (Tidal)
Здесь звук получился детальным, пластичным, утонченным и даже нежным — сообразно музыке и записи. Тембрально подача естественная, разве что в звучании фортепиано есть капелька легкой хрустальности. Хотя в целом инструменты естественны и пропорциональны.
Даже при большом желании сложно к чему-либо придраться. Особенности записи слышно, исполнение и музыку — хочется слушать. Больше добавить нечего — разве что попробовать сравнить со старшими аппаратами dCs.
Cecilia Bartoli — «Maria» (диск и рип)
Естественная динамика и эмоции. И на удивление прозрачные верхняя середина и верха — совсем не ощущается сглаживания ближе к верхней части диапазона. По динамике и детальности вопросов ровным счетом никаких.
Звук точный и острый, без смягченности, с долей строгости. Все на своих местах. Все в целом воспринимается естественно и реалистично. А информативное прослушивание весьма эмоционально насыщенной музыки не вызывает никакой усталости.
Выводы
Сразу скажу, что это не первое мое знакомство с аппаратом, но все же раньше возможности изучить его так подробно у меня не было. Основной вывод напрашивается вот каким: пусть это и младшая модель производителя, но только у совсем небольшого числа компаний выходит так, что даже младшая модель не оставляет никакого сиротского чувства обделенности. Этот аппарат можно считать одним из эталонных цифровых источников в своем классе.
Зная остальную линейку dCs, могу сказать, что разница есть. Но это не та разница, в которой есть хоть намек на унижение младших моделей. Повторюсь: это очень ценное и редкое свойство, которое есть далеко не у всех.
По формальным признакам — с этим аппаратом просто можно жить, имея даже очень приличную систему. Функционал отличный, сам аппарат весьма умный и способный, звук же вполне способен отразить даже сложный материал без ущерба. Так что далеко не у каждого производителя даже старшие модели смогут проявить себя так, как это делает Bartok.
Музыкальный материал
Brian Eno — Ambient 1 (Music For Airports) / EMI — TOCP-54179 / CD, Stereo (диск и рип с него)
Burzum — Filosofem / Misanthropy Records (Tidal)
Cecilia Bartoli — Maria / Decca 475 9077 / Stereo (диск и рип с него)
Claude Debussy — Martha Argerich, Michael Barenboim, Daniel Barenboim, Staatskapelle Berlin / Deutsche Grammophon (Tidal)
Isao Suzuki Trio / Quartet — Blow Up / Three Blind Mice — TBM-XR-0015 / XRCD Stereo (диск и рип с него)
Lissie — My Wild West / LionBoy Records (Tidal)
Richard Hawley — Truelove's Gutter / Mute (Tidal)
Цена: 1 662 000 рублей в базовой версии, 2 077 000 рублей в версии со встроенным усилителем для наушников
Тип: ЦАП и стример, опционально со встроенным усилителем для наушников
Тип конвертера: dCS Ring DAC
Цифровые входы:
Сетевой порт RJ45: 24 бит/44,1–384 кГц PCM, DSD64, DSD128 в режиме DFF/DSF
USB-B 2.0: 24 бит/44,1–384 кГц PCM, DSD64, DSD128 в режиме DoP
USB-A: 24 бит/44,1–384 кГц PCM, DSD64, DSD128 в режиме DFF/DSF
2 x AES/EBU: 24 бит/44,1–192 кГц PCM, DSD64, DSD128 в режиме DoP
1 x Dual AES: 24 бит/88,2–384 кГц PCM, DSD64, DSD128 в режиме DoP
1 x SPDIF / RCA: 24 бит/44,1–192 кГц PCM, DSD64 в режиме DoP
1 x SPDIF / BNC: 24 бит/44,1–192 кГц PCM, DSD64 в режиме DoP
1 x SPDIF TOSLINK: 24 бит/44,1–96 кГц PCM
Поддержка MQA по входам: сетевой порт RJ45, USB-B
Аналоговые выходы:
2 x XLR: 0,2 В, 0,6 В, 2 В, 6 В
Выходной импеданс: 3 Ом
Максимальная нагрузка: 600 Ом
2 x RCA: 0,2 В, 0,6 В, 2 В, 6 В
Выходной импеданс: 52 Ом
Максимальная нагрузка: 600 Ом
Выход на наушники (для модификации с усилителем для наушников):
1 x 4-pin XLR
1 x 6,35 мм (¼”)
Выходная мощность: 1,4 Вт на 33 Ом, 0,15 Вт на 300 Ом
Минимальный импеданс наушников: 33 Ом
Коммутация внешнего тактового генератора:
Входы: 2 x BNC / 44,1, 48, 88,2, 96, 176,4 или 192 кГц
Выход: 1 x BNC
Соотношение сигнал/шум: –113 дБ, 20 Гц — 20 кГц
Разделение каналов: 115 дБ, 20 Гц — 20 кГц
КНИ: -105 дБ, 20 Гц — 20 кГц
Пульт ДУ: опция, в базовую поставку не входит
Питание: 230/240 В, 50/60 Гц
Потребляемая мощность: 30 Вт базово, 50 Вт максимально
Цвет: серебристый или черный
Размеры: 444x430x115 мм
Масса: 16,7 кг