Думается, не осталось такого любителя качественного звука, который бы не слышал об электростатах от MartinLogan — в ассортименте компании много моделей на этой технологии, да и у нас вышло уже немало тестов. Однако и «олдскул» не стоит сбрасывать со счетов, ведь классическая компоновка трехполосных АС с традиционными (хотя бы отчасти) динамиками по сей день более чем актуальна, и порой не в меньшей степени способна удивить слушателя. MartinLogan Motion 60 XTi — хороший пример такой классической компоновки.
Большой экстерьер, осмысленный интерьер
Прежде всего, 60 XTi впечатляют размерами. Далеко не маленькие напольники с первого взгляда внушают к себе уважение.
Естественно, при таких габаритах конструкторы MartinLogan могли позволить себе не жалеть дюймов для излучателей: первыми обращают на себя внимание два массивных басовых драйвера, которые нагружены на соответствующее число фазоинверторов, расположенных на тыльной панели.
Низкочастотная секция, по заявлениям производителя, имеет изолированную ассиметричную внутреннюю камеру с высоким уровнем демпфирования, чтобы позволить 8-дюймовым динамикам доставлять как можно более низкие частоты слушателю. Диффузоры их выполнены из алюминия, украшены вогнутыми пылезащитными колпачками и имеют за собой опору в виде литых алюминиевых корзин.
Вся низкочастотная секция расположена со значительным смещением в нижнюю часть АС. Такая компоновка, по мнению производителя, способствует минимизации отражения низких частот от пола.
Драйвер средних частот, который расположен выше, отличается от НЧ-звена, в первую очередь, размером. Но и 6,5 дюймов для среднечастотника — это не мало, многие напольные АС используют драйверы такого размера для озвучивания баса.
В остальном — это тот же алюминиевый диффузор с пылезащитным колпачком, но уже с корзиной, которая отлита из полипропилена. По расчетам инженеров из MartinLogan, такой материал при изготовлении корзины способствует смещению резонансов в ту часть диапазона, которая находится за пределами работы среднечастотника.
Все эти прелести также разместились в изолированном кабинете, дабы внушительная басовая секция не вносила сюда свои коррективы, а сам СЧ-драйвер, в свою очередь, не мешал твитеру.
В верхней части лицевой панели красуется ленточный твитер собственной разработки MartinLogan, именуемый Motion XT. Внешне он всегда узнаваем — привычная «гармошка» под грилем, которая в данном случае несколько утоплена в лицевую панель и обрамлена тонкой гранью волновода.
Объединением всех излучателей в акустическую систему занимается кроссовер разработки MartinLogan, который назван в честь инженера-изобретателя — «Vojtko». Данная конструкция кроссовера призвана минимизировать количество деталей на пути сигнала.
Чтобы эту задумку было проще реализовать, еще на стадии производства динамики подбираются друг к другу путем замеров их физических характеристик на максимальное соответствие. Наверное, благодаря такому подходу в схеме кроссовера также смогли разместить две дополнительные схемы защиты — от излишних токов и перегрева.
Визуально СЧ/ВЧ-секция отделена от басовиков прямоугольной металлической деталью декора с названием производителя.
В целом, вся лицевая панель выглядит строго и вполне может прийтись по душе любителям классического внешнего вида акустических систем. Она окрашена в черный матовый цвет и в точности повторяет тон диффузоров. Разнообразия тонов добавляют ленточный твиттер желтого цвета и серебристая лейбл-шпага.
Конечно же, при желании все это могут скрыть защитные грили, но шпага останется с вами: два независимых гриля стыкуются с ней и образуют относительно ровную поверхность.
Остальные грани большого экстерьера покрыты лаком и девственно чисты, за исключением тыльной стороны. Здесь, в нижней ее части, размещены две пары позолоченных клемм для подключения акустических проводов и, как уже говорилось ранее, пара фазоинверторных портов.
Верхняя панель завершает список дизайнерских решений — она наклонена от фронтальной панели к задней. При взгляде со стороны создается впечатление, что АС имеют трапецевидный корпус.
Чтобы сохранять 60 XTi в вертикальном положении, опоры-шипы несколько выходят за периметр корпуса. Но это привычная практика для напольных акустических систем, а учитывая немалые размеры этой модели — даже нужная. Хотя, если вы уверены, что ваши Motion 60 XTi находятся в полной безопасности — эти же шипы можно закрепить прямо на корпусе АС, либо же заменить их резиновыми ножками.
Также стоит упомянуть, что корпуса изготавливаются в трех расцветках: черный глянец, белый матовый сатин и красный канадский орех. Но во всех случаях лицевая панель останется матовой и черной, а шпага — серебристой.
Компоненты
Одним своим внешним видом MartinLogan 60 XTi говорят слушателю: «Приготовься! Сейчас будет…!» Но, чтобы слова 60 XTi соответствовали действительности, им нужны соответствующие компаньоны.
Так, усилительным звеном использовался Mytek Brooklyn AMP, который, несмотря на свои скромные габариты, готов контролировать и куда более сложные акустические системы. В роли ЦАПа и предусилителя одновременно работал его сотоварищ Mytek Brooklyn DAC+, а снабжением системы цифровым сигналом занимался стример/сервер Aurender W20SE.
Вот такая компания собралась вокруг Motion 60 XTi. Откровенно выбиваясь из привычного размерного ряда аудиокомпонентов в стойке, ей не составило труда держать в узде 60 XTi на протяжении всего теста.
Большой звук
Прослушивание стартовало из той позиции системы «слушатель — АС», которая, на первый взгляд, не совсем соответствовала компоновке правильного треугольника. В моем распоряжении было довольно просторное помещение, так что тест был начат с поиска верной, на мой слух, расстановки АС.
В исходном положении расстояние между АС было не более двух метров — при этом позиция слушателя находилась в районе 3–3,5 м от линии АС. При такой расстановке музыка из динамиков Motion 60 XTi хлынула на слушателя безудержной волной и напором, оставляя не так много места для построения сцены.
Но первое впечатление — оно ведь самое важное. Размер 60 XTi не обманул — за этими изрядными габаритами скрывается такой же большой звук! И ему явно будет тесно в небольшой КДП.
Еще были опасения по поводу высоты твитеров: когда слушатель сидит на обычном диване, они находятся значительно выше уровня его головы. Но, как показала практика (а затем и данные от MartinLogan), их твитер имеет широкий угол направленности в вертикальной плоскости, и смещение слушателя в этой же плоскости практически не меняет восприятие высоких частот.
Чтобы не утруждать читателя разбором особенностей звучания Motion 60 XTi в разных положениях относительно слушателя, давайте сразу перейдем в ту часть теста, где между АС примерно 3 метра и они направлены на слушателя, до которого от линии АС примерно такое же расстояние.
Правильный треугольник
Правильному треугольнику — правильная музыка. Коллектив Baba Blues здесь пришелся как нельзя кстати. По первым впечатлениям — абсолютно естественная тональная балансировка гитар, вокал звучал вполне привычно и узнаваемо.
В новом положении 60 XTi выстроили пропорциональную, осязаемую звуковую картину с различимыми позициями вокала и инструментов. Низкочастотный диапазон показал хорошую совместимость с блюзовыми композициями — щипки по струнам можно было реально прочувствовать грудью, а не только услышать.
К джазу и его производным обратились, чтобы выяснить, как Motion 60 XTi отреагируют на наличие более двух инструментов в записи. И здесь они не спасовали: все инструменты хорошо различимы и подаются слушателю с ощущением их объема, без излишней сепарации звукового полотна на составляющие.
Низкие частоты в данном случае отыгрывали так же точно, с острой атакой, и в некоторых джазовых композициях ощущался избыток этой остроты. Возможно, порой даже хотелось некоторой вальяжности, но крепкие узды Brooklyn AMP норовили выжать максимум точности и атаки из баса.
Также стоит выделить вокал — эмоций в нем предостаточно! Хотя женскому вокалу в некоторых композициях не хватило «искорки» и воздушности, которая обитает в зоне высоких частот, остальной же диапазон наполнен обертонами до краев.
С другой стороны, эта особенность воспроизведения высоких сыграла в плюс при прослушивании композиций из тяжелых жанров. Отыграны они с предельной разборчивостью и напором, при этом огрехи сведения минимально, а кое-где и совсем не мешали получать свою порцию драйва. Эффект от прослушивания Guns N`Roses на 60 XTi впечатляет — хочется надеть косуху, сесть на Harley Davidson и уехать в закат, прихватив 60 XTi с собой.
Отработка НЧ-диапазона со стороны скоростных характеристик — выше всяких похвал. Lamb of God с композицией «Memento Mori» не позволят соврать: ритмика барабанов прослеживалась до последнего удара, ни один из них не утонул в пучине гитарных риффов.
Высокие частоты как повод для отдельной главы
Внимательный читатель должен был обратить внимание, что практически все диапазоны уже были разложены по полочкам, но ВЧ до сих пор оставались в стороне. Восстановим справедливость, выделив отдельную главу для их обсуждения. Тем более что они того достойны!
Впервые в сегодняшнем тесте высокие частоты обратили на себя внимание при прослушивании превосходных оркестровых записей от Kenichi Tsunoda Big Band. В большинстве их треков ВЧ записаны с примерным качеством и простираются далеко за пределы слышимого человеком диапазона.
Конечно же, это слишком, учитывая порог 25 кГц у 60 XTi и верхнюю планку в 16 кГц у моего слуха. Но и такого порога восприятия вполне достаточно, чтобы ощутить, на каком уровне находится проработка высоких частот у MartinLogan Motion 60 XTi. И этот уровень довольно высок.
По первым впечатлениям — количественно высоких частот не так уж много. Возможно, меньше, чем я привык слышать. Однако спустя какое-то время приходит понимание, что ставка здесь сделана на их качество, а количество оказалось ровно таким, чтобы не стать назойливыми и не тянуть одеяло на себя.
Когда слух адаптировался, перед ним предстал многообразный мир перкуссий, которые имеют тело, чистый тон и верные затухания. И та деликатность, с которой драйвер Motion XT открывает слушателю этот мир, порой завораживает. Прервать прослушивание трека «Hush-A-Bye» от Jonny Griffin было выше моих сил.
Деликатность этого диапазона также выражается в интересном моменте: когда запись имеет «шероховатости» в области ВЧ — в большинстве случаев они будут умело отработаны, не нанося вред слушателю акцентированием на них внимания.
В целом, такого качества высокие частоты стали хорошим дополнением для эмоциональных, порой интимных средних частот и точного баса.
Выводы
Думается, что MartinLogan Motion 60 XTi вполне способны противопоставить себя как драйвовая и деликатная альтернатива «кричащему хайэнду». Во главе этих АС явно стоит комфортное, длительное, наполненное ритмом прослушивание, которое не будет утомлять излишней резкостью и ненужными акцентами, а позволит сполна насладиться любыми жанрами за бокалом вашего любимого напитка. Детальность звука и нюансы при этом не только не скроются от внимания слушателя, но и добавят изюминку в общую эмоциональность звучания.
упругий, точный, весомый бас; полновесное, эмоциональное звучание средних частот; качество высоких частот; деликатная отработка огрехов записей
относительно высокая стоимость; в некоторых композициях — излишняя острота баса; порой недостача «воздуха» у женского вокала
320 000 рублей
Тип: пассивные напольные АС фазоинверторного типа
Количество полос: 3
ВЧ-динамик: 1 шт., ленточный излучатель Motion XT, 115х70 мм.
СЧ-динамик: 1 шт., 6,5 дюйма, алюминиевый диффузор, полипропиленовая корзина, нагрузка на внутреннюю закрытую камеру
НЧ-динамик: 2 шт., 8 дюймов, алюминиевый диффузор, алюминиевая корзина, нагрузка на несимметричную внутреннюю камеру с фазоинвертором
Частотный диапазон: 35 Гц — 25 кГц (±3 дБ)
Чувствительность: 94 дБ/мВт
Сопротивление: 4 Ом
Цвет: черный глянец, белый матовый, красный орех
Габариты: 290x1 218x366 мм
Вес: 30 кг