Бренд-менеджер одной из компаний как-то сказал мне в интервью, что не бывает какого-либо британского, немецкого, американского звука, иначе вся техника из этих стран вне зависимости от производителя звучала бы одинаково — но это ведь не так. С другой стороны, ясно, что на представления производителей техники о хорошем звуке влияет та культура, в которой они выросли, та музыка, которую они слушали, тот мир, который их окружал. И полностью исключить влияние среды не удастся.

Да, абсолютной идентичности в звуке у разных брендов, родившихся в одной стране, добиться нельзя, но какие-то характерные черты, возможно, будут проскальзывать. Это, на самом деле, скорее тема для какого-нибудь социокультурологического исследования, но начать такими словами текст о незаслуженно позабытом на российском рынке бренде Triangle вполне уместно — потому что это французская техника со своим особым почерком.

Акустика Triangle знакома рядовому аудиофилу давно, но где-то на фоне. Бренд не всегда всплывает в обсуждениях, хотя, казалось бы, вот он, рядом. А обсуждения он, между прочим, достоин. Нам на тест досталась модель из серии Borea — следующей после начальной Plaisir и линейки активной акустики. Причем модель досталась флагманская, BR09.

Это напольники достаточно стандартных пропорций — узкие столбики высотой чуть более метра. Черная версия с шершавой, матово-черной фронтальной панелью и боковинами, оформленными текстурным винилом, смотрится строго, но изящно.

Между фронтальной панелью и остальным корпусом есть зазор, причем немаленький, из-за чего кажется, что фронтальная панель будто бы парит в отрыве от корпуса. Стоит акустика на широком, достаточно толстом пьедестале, и стоит уверенно.

Фронтальную панель прикрывает защитная решетка на магнитных креплениях — и поверьте, далеко не у каждого хайэндного бренда защитные решетки сделаны так аккуратно. Никаких потеков клея или торчащей акустически прозрачной ткани, ничего такого — очень приятно видеть такую качественную отделку в бюджетной линейке. Благодаря скошенным вовнутрь граням решетки очень легко подцепить пальцами и снять, а пара горизонтальных распорок добавляет конструкции жесткости.

У колонок трехполосная конфигурация, причем низкие частоты отрабатывают аж три 16-см динамика, нагруженных на выведенный на фронтальную панель фазоинвертор. Каждый динамик оформлен в кольцо со срезанными боковинами, украшенное тонкими серебристыми полукружьями. Такой же паттерн обрамляет и твитер — он вырезан в материале рупора вместе с логотипом Triangle.

Этот небольшой и вроде бы не имеющий никакого практического смысла элемент дизайна, как ни странно, располагает к себе. Он собирает все многообразие динамиков в единый ансамбль, может, даже убеждает, что да, эти динамики созданы для того, чтобы трудиться вместе, и мешать друг другу не будут.

Со снятыми грилями акустика выглядит очень приятно — и в плане пропорций, и в плане оттенков, и в плане отделки. Крупный порт фазоинвертора с выемками, расположенный в самом низу, по диаметру практически совпадает с пылезащитными колпачками низкочастотников, отчего кажется продолжением линии излучателей и не выбивается из общей картины. Подпирающий его снизу логотип Triangle, чуть серебрящийся, не бросается в глаза и совершенно не мешает.

Дизайн вышел гармоничным, хоть и простым — но, как мне кажется, белая версия все же выглядит интереснее.

Внутри корпуса

Мембраны низкочастотников изготовлены из стекловолокна — жесткого, крепкого материала, позволяющего динамикам играть быстро, и дополнены большими пылезащитными колпачками. Ту же цель преследуют и крупные магниты: низы не задерживаются надолго, не разливаются, добавляя в другие диапазоны мутность.

Середину отыгрывает отдельный динамик такого же калибра, что и низкочастотники, но совершенно иной конфигурации. В серию Borea он перекочевал из старшей линейки Esprit Ez: у него сияюще-белый диффузор тщательно просчитанной формы из чистой целлюлозы безо всякого дополнительного покрытия и острая фазовыравнивающая пуля. Особый профиль подвеса, с небольшой складочкой — это фирменная технология компании: у динамика не очень большая амплитуда движения, но за счет правильно подобранного сочетания жесткости и податливости, как говорят в описании, вокал звучит очень реалистично.

Мягкий твитер с шелковым куполом чуть утоплен в небольшой рупор и дополнен серебристой фазовыравнивающей накладкой EFS, напоминающей мост, у которого разрушили середину. И рупор, и накладка призваны улучшить дисперсию и снизить уровень искажений.

Но самое интересное происходит внутри корпуса: там хозяйствует фирменная система распорок под названием DVAS. Она в первую очередь старается держать в узде лишние колебания от низкочастотных динамиков, поглощая их с помощью перфорированных панелей из МДФ и вставок из пеноматериала EVA. Динамик касается распорок через EVA-прокладку, установленную непосредственно за магнитом, за счет чего большая часть вибраций рассеивается именно в распорках и лишь малая часть передается корпусу.

На задней стенке, кстати нет вообще ничего интересного: и фазоинвертор вперед выведен, и коммутация самая простая — всего пара массивных, тяжелых металлических клемм. Так что придется обойтись без биампинга.

Все технологии в серии призваны добиться максимальной нейтральности, реалистичности и чистоты в звучании — и здесь мы возвращаемся к тому, что каждый производитель трактует эти понятия по-разному.

Концентрат всей любви в этом мире

Ставить акустику рекомендуют в 40 см от стены, несмотря на вынесенный вперед фазоинвертор, с легким разворотом внутрь, на расстоянии не менее двух метров друг от друга — все же акустика не самая маленькая и, если верить производителю, подходит для комнат площадью до 30 м².

У нас же Borea BR09 стояли в небольшой комнате и играли с небольшой же системой на базе техники Pro-Ject — с усилителем MaiA S2 и сетевым источником StreamBox S2 Ultra. И даже удивительно, что настолько компактные устройства смогли отлично справиться с напольниками, дав и контроля, и чистоты.

Три басовика и обещания небывалой жесткости сразу настраивают на игривый лад и хочется вдарить чем-нибудь посочнее, но реальность внесла коррективы: если взять, например, альбомы «BBNG» и «III» от BadBadNotGood, то густого баса в исполнении Triangle ожидать не стоит. Низ — деликатный, по-хорошему осязаемый, но совершенно не душный, не гулкий. Он чуть мягковат и суховат, кажется, больше любит пластик, чем бочку, и с протяжным джаз-хоповым битом справляется хорошо — аккуратно, не пытаясь залить все пространство массивным басом.

Но в этих альбомах все внимание от низов на себя переводит невозможной красоты переливчатое фортепиано — хрустальное, искрящееся, звонкое и в то же время нежное. Это совершенно эфемерное изящество, припорошенное светлой печалью там, где от грусти обычно не протолкнуться. Звук не просто воздушный, он будто бы дополнительно озонирован — свежий, как поляна после ливня.

Этот акцент на высоких частотах совершенно точно есть, но он подается настолько изящно и завораживающе, что не вызывает ни негатива, ни усталости — наоборот, в сочетании с верхним регистром фортепиано оказывает почти гипнотический эффект, которого с синтетическими сэмплами мне поймать не удалось. Деталей на высоких частотах много, в них можно — и даже хочется — купаться, как летом в прохладном озере, зачерпывая руками. Правда, похрустывающий дефект записи в моей версии «Hedron» все-таки привлекал к себе слишком много внимания как раз из-за этого акцента и мешал сильнее, чем ранее, так что к качеству проигрываемой музыки стоит отнестись с умом.

Звук — какая-то бездна эмоций, жизни, может, даже с каким-то налетом эклектики. Чувства на краях спектра акустика передает хорошо — ей удаются и агрессия тех же Prodigy, и, наоборот, какая-то совершенно нереальная нежность, мягкость и печаль в медленных треках DJ Shadow и Imogen Heap.

С Borea BR09 музыка — это не просто парад красивостей, вытащенных на передний план. Кажется, что акустика пытается понять эстетику звука, и она ее способна найти даже в шуме индастриала и грохоте бочки в дженте. Правда, эстетику она видит свою, совершенно особую.

Слушать на этих колонках Nine Inch Nails — ни с чем не сравнимый опыт. Эта акустика любую музыку превращает в праздник, и даже апокалипсис в самых гнетущих мелодиях она встречает с радостью. Обе версии «The Day The World Went Away» будто бы вместо ментального атомного гриба сопровождались яркими салютами и воздушными шариками, а в «All The Love In The World» обиженно-уставшие обвинения сменились совершенно неприкрытым флиртом. Я даже не думала, что треки Резнора могут так играть — что всю мощь и боль в них можно сконвертировать во что-то настолько же огромное по силе, но направленное в совершенно иную сторону. Непередаваемое ощущение, очень сильно ломающее мозг.

Все эмоции расположены на сцене, вытянутой ввысь — хотя здесь свою роль, возможно, сыграло помещение. Образы вертятся вокруг в просчитанном хаосе на хорошо очерченной полусфере, не сталкиваясь друг с другом, но в ширину сцена могла бы быть и покрупнее. Иногда недостает глубины и образы кажутся немного сплюснутыми — но недостаток объема колонки с лихвой компенсируют чувственностью.

Музыки много. И кажется, что акустике намного приятнее играть громко: эмоциональность выходит на какой-то осязаемый уровень. Женский вокал превращается в заклинания — чувственные, глубокие, проникающие в самую душу. Духовые обретают текстурную экспрессивность.

Да и те же Prodigy со всяким драм-н-бейсом играют максимально отвязно и раскованно — причем мелодии не сваливаются в безумную и бездумную долбежку, но остаются живыми, многослойными, точными. В ворохе сэмплов почти всегда можно выловить один и следить за тем, как он переливается в другие. Бас остается четким, задорным, правильно дозирующим резкость, гулкость и комфорт, смешивая их в максимально веселой пропорции без капли негатива.

И в этом вся суть Borea BR09: акустика пытается нащупать баланс между совершенно физическим ощущением от музыки и эмоциональным откликом от нее, и последний регулярно перевешивает. Эти колонки — про образы и чувства в первую очередь. Они не для анализа, хоть и достаточно детальны.

Эмоциональный конвертер

Я очень прошу: если вы любите Nine Inch Nails, много их слушали на разных системах, упиваетесь различными видами ярости Трента Резнора, и у вас будет возможность включить пару треков на Triangle — сделайте это, исключительно для того, чтобы потом минут пять сидеть и не понимать, что вообще произошло и как так получилось.

У Borea BR09 в кроссовер, видимо, встроен какой-то дополнительный магический фильтр-конвертер, который из условно негативных эмоций пропускает лишь легкую мимолетную печаль — все, что суровее, остается таким же по модулю, но меняет знак на противоположный. Это акустика-праздник, акустика-веселье, и насколько же приятно она отыгрывает фортепиано.

Это не та резкость и четкость и точность, что встречается в ленте, это какая-то совершенно эфемерная певучесть и текучесть с завораживающей сияющей фактурой. Один мой коллега назвал такое звучание «веселые французские верха» — и если именно эта особенность присуща французским производителям, то можно только порадоваться: далеко не самая ужасная отличительная черта.

Конечно, с таким характером приходит и жанровость: нечто готично-индастриально-джентовое включать на BR09 лучше не стоит, а вот задорный рок-н-ролл, громкая и шустрая электроника без налета деструктивности, композиции, в которых вокал выходит на первый план и, конечно, инструментальные мелодии с фортепиано и продуманной перкуссией — отличные варианты. Ярче всего они раскрываются на высокой громкости, даже с таким компактным усилением, но и тихо мурлыча они вполне выдадут солидную дозу эндорфинов.

Живое, очень эмоциональное звучание, подробное, но не напрягающее воспроизведение высоких частот, умение играть громко, изумительное для этой ценовой категории звучание фортепиано.

Бас может показаться суховат, грустные, злые и жесткие вещи звучат слишком радостно.

Triangle Borea BR09

115 000 рублей

Количество полос: 3

ВЧ динамик: 25 мм, шелковый купол в рупоре с фазовыравнивающей накладкой EFS

СЧ-динамик: 1х160 мм, 100% целлюлоза, фирменный подвес со складкой

НЧ-динамик: 3х160 мм, стекловолокно

Диапазон частот: 35–22 000 Гц (±3 дБ)

Чувствительность: 92 дБ

Мощность: 170 Вт (пиковая)

Импеданс: 8 Ом

Частоты раздела кроссовера: 310 Гц, 3 900 Гц

Акустическое оформление: фазоинвертор, выведен на фронтальную панель

Габариты (ШхВхГ), с подставкой: 280х1125х373 мм

Масса: 23,4 кг