Марк Левинсон – одна из ключевых фигур в истории высококачественного звука. Его подход к аудиотехнике всегда сочетал инженерную точность и стремление к максимальной чистоте сигнала. Благодаря этому его устройства до сих пор остаются эталоном среди аудиофилов и профессионалов. 

В этой статье мы разберём, как Левинсон повлиял на индустрию, какие технологии внедрил и почему его разработки актуальны десятилетия спустя.

Начало пути

1960-е стали золотым веком американского Hi-Fi. Такие компании, как McIntosh, Marantz и Fisher, создавали устройства, которые до сих пор ценятся меломанами. Однако к концу 60-ых индустрия начала терять свои позиции: многие бренды стали жертвами массового рынка, снижая качество в угоду доступности. 

В этот момент на сцене появился Марк Левинсон — молодой музыкант и инженер, который поставил перед собой амбициозную цель: создать аудиосистемы, способные передать живую энергию концерта в домашних условиях. И до сих пор эти критерии актуальны, если мы говорим о действительно качественном звуковоспроизведении.

Первые шаги: от музыканта к инженеру

Уже в 21 год, будучи совсем молодым человеком, Марк Левинсон разрабатывал звуковые системы для культового фестиваля Woodstock, а в 1972 году основал компанию Mark Levinson Audio Systems (MLAS).  Ее философия была проста: никаких компромиссов с качеством! 


Первый продукт, предусилитель LNP-2, представленный на выставке CES в 1974 году, произвел настоящий фурор. Журналисты писали, что это устройство не просто улучшает звук — оно меняет сам подход к аудиотехнике.

Предусилитель MLAS LNP-2

Продукты Mark Levinson Audio Systems опережали свое время. Даже сегодня такие характеристики довольно редки - динамический диапазон 140 дБ, разделение каналов 110 дБ на 20 кГц, точность согласования каналов в пределах 0,1 дБ. 

Левинсон первым начал использовать в аудиоэлектронике благородные металлы, такие как родий и платина, а также внедрил тефлон в качестве изолятора. Его устройства были рассчитаны на десятилетия работы без потери качества.

Cello: новый уровень мастерства

В 1984 году Левинсон покинул свою первую компанию из-за разногласий с инвесторами и менеджментом и основал компанию Cello, где продолжил воплощать свою философию бескомпромиссного звука. 

В Cello Марк Левинсон предложил концепцию полного контроля над звуковым трактом. Он предоставлял заказчику всю систему «под ключ» — от источников сигнала до акустических систем, включая предусилители, усилители мощности, эквалайзеры и даже фирменные кабели.

Эта концепция сильно отличалась от традиционного в те времена подхода, когда пользователи сами подбирали компоненты. Левинсон стремился создать идеальный звуковой тракт, исключив несовместимость компонентов и влияние посторонних факторов.

Системы Cello стоили десятки тысяч долларов, но их выбирали самые взыскательные слушатели: студии, музыканты и коллекционеры.

Особого внимания заслуживает эквалайзер Cello Audio Palette, который стал первым эквалайзером, разработанным специально для аудиофилов.

Эквалайзер Cello Audio Palette

До его появления эквалайзеры считались инструментом для студийной работы, а не для домашнего использования. Левинсон доказал, что эквалайзер может не только корректировать звук, но и делать его более живым и музыкальным.

Большинство эквалайзеров того времени вносили искажения и шумы, а в Audio Palette вместо операционных усилителей, которые вносили фазовые искажения и имели компромиссное звучание, использовались дискретные каскады на отобранных транзисторах. Это обеспечивало высокую линейность и низкий уровень шумов. 

Вместо традиционного параметрического эквалайзера с регулируемой частотой, Audio Palette предлагал 6 фиксированных полос с продуманным набором частот (20 Гц, 120 Гц, 500 Гц, 2 кГц, 5 кГц, 20 кГц), что соответствовало критически важным зонам восприятия звука. 

Кроме того, вместо обычных потенциометров использовались прецизионные резисторные сборки в сочетании с релейной коммутацией. Это обеспечивало одинаковые характеристики регулировки на обоих каналах и минимизировало деградацию сигнала.

«Под капотом» у Cello Audio Palette

Audio Palette имел модульную конструкцию, что увеличивало надежность и позволяло пользователям настраивать устройство под свои нужды. 

Это делало эквалайзер невероятно гибким инструментом для работы, и он быстро завоевал популярность не только среди аудиофилов, но и среди профессионалов звукозаписи. 

Его использовали в ведущих студиях мира, включая Sony Music Studios и Sterling Sound. Они считали что благодаря качеству своего звучания этот эквалайзер незаменим для мастеринга.

Рыночная цена, по которой сейчас уходят эти эквалайзеры

Кстати, официальная цифровая версия этого эквалайзера доступна для всех желающих всего за 1/25 от нынешней рыночной цены оригинального прибора 🙂

На системах Левинсона делался мастеринг альбомов Селин Дион, Майкла Джексона , Тони Беннетта и многих других. Даже Национальный симфонический оркестр США отметил, что системы Левинсона не просто воспроизводят звук — они передают эмоции музыки на новом уровне.

Red Rose Music: звук для всех

В конце 1990-х, после закрытия Cello Ltd. из-за финансовых трудностей, Левинсон решил сменить подход к бизнесу.

Если Cello предлагала Hi-End системы с полным контролем тракта, то новая компания Марка - Red Rose Music - ориентировалась на более компактные и доступные решения.

Цель была та же — максимальное качество звука, но с упором на музыкальность и простоту интеграции. 

Его акустические системы получили признание критиков, а первая модель усилителя Spirit была названа «Продуктом года» в Италии.

Усилитель Red Rose Spirit

Позже Левинсон начал сотрудничество с LG, помогая компании вывести звук в их устройствах на новый уровень.


Наследие, которое продолжается

Марк Левинсон не просто выпускал аудиотехнику — он искал новые технические возможности раскрыть детали музыки, которые раньше оставались за пределами слышимого. Его подход к звуку — от первых студийных решений до домашних аудиосистем — повлиял на всю индустрию. Компании, которые он создавал, исчезали, но идеи, заложенные в них, продолжают жить в современной high-end технике.


Сегодня компания Daniel Hertz, основанная Левинсоном в 2007 году, продолжает его миссию, сочетая передовые технологии с швейцарским качеством. И можно с уверенностью сказать, что благодаря ему мир аудио стал лучше.

Мы рассказываем о знаковых фигурах и культовых брендах аудиоиндустрии в нашем телеграм-канале в постах с хэштегом #Вспоминая_классику