Марк Левинсон – одна из ключевых фигур в истории высококачественного звука. Его подход к аудиотехнике всегда сочетал инженерную точность и стремление к максимальной чистоте сигнала. Благодаря этому его устройства до сих пор остаются эталоном среди аудиофилов и профессионалов.
В этой статье мы разберём, как Левинсон повлиял на индустрию, какие технологии внедрил и почему его разработки актуальны десятилетия спустя.
Начало пути
1960-е стали золотым веком американского Hi-Fi. Такие компании, как McIntosh, Marantz и Fisher, создавали устройства, которые до сих пор ценятся меломанами. Однако к концу 60-ых индустрия начала терять свои позиции: многие бренды стали жертвами массового рынка, снижая качество в угоду доступности.
В этот момент на сцене появился Марк Левинсон — молодой музыкант и инженер, который поставил перед собой амбициозную цель: создать аудиосистемы, способные передать живую энергию концерта в домашних условиях. И до сих пор эти критерии актуальны, если мы говорим о действительно качественном звуковоспроизведении.
Первые шаги: от музыканта к инженеру
Уже в 21 год, будучи совсем молодым человеком, Марк Левинсон разрабатывал звуковые системы для культового фестиваля Woodstock, а в 1972 году основал компанию Mark Levinson Audio Systems (MLAS). Ее философия была проста: никаких компромиссов с качеством!
Первый продукт, предусилитель LNP-2, представленный на выставке CES в 1974 году, произвел настоящий фурор. Журналисты писали, что это устройство не просто улучшает звук — оно меняет сам подход к аудиотехнике.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/67/7efaf82-22ff-4ea9-9f63-e2670ce81fb2.jpeg)
Продукты Mark Levinson Audio Systems опережали свое время. Даже сегодня такие характеристики довольно редки - динамический диапазон 140 дБ, разделение каналов 110 дБ на 20 кГц, точность согласования каналов в пределах 0,1 дБ.
Левинсон первым начал использовать в аудиоэлектронике благородные металлы, такие как родий и платина, а также внедрил тефлон в качестве изолятора. Его устройства были рассчитаны на десятилетия работы без потери качества.
Cello: новый уровень мастерства
В 1984 году Левинсон покинул свою первую компанию из-за разногласий с инвесторами и менеджментом и основал компанию Cello, где продолжил воплощать свою философию бескомпромиссного звука.
В Cello Марк Левинсон предложил концепцию полного контроля над звуковым трактом. Он предоставлял заказчику всю систему «под ключ» — от источников сигнала до акустических систем, включая предусилители, усилители мощности, эквалайзеры и даже фирменные кабели.
Эта концепция сильно отличалась от традиционного в те времена подхода, когда пользователи сами подбирали компоненты. Левинсон стремился создать идеальный звуковой тракт, исключив несовместимость компонентов и влияние посторонних факторов.
Системы Cello стоили десятки тысяч долларов, но их выбирали самые взыскательные слушатели: студии, музыканты и коллекционеры.
Особого внимания заслуживает эквалайзер Cello Audio Palette, который стал первым эквалайзером, разработанным специально для аудиофилов.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/9c/c0ac49e-fa0d-475c-9831-b452628c6501.jpeg)
До его появления эквалайзеры считались инструментом для студийной работы, а не для домашнего использования. Левинсон доказал, что эквалайзер может не только корректировать звук, но и делать его более живым и музыкальным.
Большинство эквалайзеров того времени вносили искажения и шумы, а в Audio Palette вместо операционных усилителей, которые вносили фазовые искажения и имели компромиссное звучание, использовались дискретные каскады на отобранных транзисторах. Это обеспечивало высокую линейность и низкий уровень шумов.
Вместо традиционного параметрического эквалайзера с регулируемой частотой, Audio Palette предлагал 6 фиксированных полос с продуманным набором частот (20 Гц, 120 Гц, 500 Гц, 2 кГц, 5 кГц, 20 кГц), что соответствовало критически важным зонам восприятия звука.
Кроме того, вместо обычных потенциометров использовались прецизионные резисторные сборки в сочетании с релейной коммутацией. Это обеспечивало одинаковые характеристики регулировки на обоих каналах и минимизировало деградацию сигнала.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/48/8815708-dbce-4efd-9ad4-090225f0ba41.jpeg)
Audio Palette имел модульную конструкцию, что увеличивало надежность и позволяло пользователям настраивать устройство под свои нужды.
Это делало эквалайзер невероятно гибким инструментом для работы, и он быстро завоевал популярность не только среди аудиофилов, но и среди профессионалов звукозаписи.
Его использовали в ведущих студиях мира, включая Sony Music Studios и Sterling Sound. Они считали что благодаря качеству своего звучания этот эквалайзер незаменим для мастеринга.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/49/9101d89-e726-40f2-aa1b-1b24d5e093e6.png)
Кстати, официальная цифровая версия этого эквалайзера доступна для всех желающих всего за 1/25 от нынешней рыночной цены оригинального прибора 🙂
На системах Левинсона делался мастеринг альбомов Селин Дион, Майкла Джексона , Тони Беннетта и многих других. Даже Национальный симфонический оркестр США отметил, что системы Левинсона не просто воспроизводят звук — они передают эмоции музыки на новом уровне.
Red Rose Music: звук для всех
В конце 1990-х, после закрытия Cello Ltd. из-за финансовых трудностей, Левинсон решил сменить подход к бизнесу.
Если Cello предлагала Hi-End системы с полным контролем тракта, то новая компания Марка - Red Rose Music - ориентировалась на более компактные и доступные решения.
Цель была та же — максимальное качество звука, но с упором на музыкальность и простоту интеграции.
Его акустические системы получили признание критиков, а первая модель усилителя Spirit была названа «Продуктом года» в Италии.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/2d/dce684e-98e0-49ea-adfb-3f6b9acac678.jpeg)
Позже Левинсон начал сотрудничество с LG, помогая компании вывести звук в их устройствах на новый уровень.
Наследие, которое продолжается
Марк Левинсон не просто выпускал аудиотехнику — он искал новые технические возможности раскрыть детали музыки, которые раньше оставались за пределами слышимого. Его подход к звуку — от первых студийных решений до домашних аудиосистем — повлиял на всю индустрию. Компании, которые он создавал, исчезали, но идеи, заложенные в них, продолжают жить в современной high-end технике.
Сегодня компания Daniel Hertz, основанная Левинсоном в 2007 году, продолжает его миссию, сочетая передовые технологии с швейцарским качеством. И можно с уверенностью сказать, что благодаря ему мир аудио стал лучше.
Мы рассказываем о знаковых фигурах и культовых брендах аудиоиндустрии в нашем телеграм-канале в постах с хэштегом #Вспоминая_классику