Обычно на пороге в High End не бывает больших очередей. Хотя, вроде бы, все просто: берешь лучшее, что есть под рукой, собираешь в один корпус. Дальше чуть сложнее, потому что нужно сделать еще одну такую же колонку, точь-в-точь. Потом печатается этикетка с надписью «Super High End Ultimate Speakers» — и все, едем покорять массы. Но на деле кроме энтузиазма и желания есть много факторов, которые стоит учитывать еще до того, как занять в этой очереди место.

Большинство известных компаний годы шли к тому, чтобы приблизиться к этому рубежу. Со стороны это может показаться странным, ведь за десятилетия труда у каждого производителя акустических систем есть свой арсенал технологий и разработок — и ничего не стоит сделать им красивое обрамление, добавить строгое название с намеком на буржуа и подать как новый, высококлассный продукт.

Но какой бы красивой ни была обертка, мы охотимся именно за звуком, концепции которого отличаются от обыденного Hi-Fi. В этом и кроется заветный смысл: звук сам расскажет, что к чему. И никак иначе.

Concentro

Эта линейка появилась у немецкой компании ELAC спустя 90 лет с даты основания. Точнее, сначала это была не линейка, а флагманская акустика — Elac Concentro, тест которой уже есть на нашем сайте. Исполинские напольники, тонкого дизайна произведение искусства; и, что немаловажно — с соответствующим звучанием. В тот день фан-клуб ELAC ликовал: это все неспроста, явно намечается что-то интересное.

И были правы, так как флагманские колонки дали ощутимый толчок развитию компании и теперь нам доступна целая линейка акустики Concentro. Ее бюджеты на фоне флагмана были благоразумно снижены, но все же остались на том уровне, где шильдик «Hi-Fi» уже неловко себя чувствует и стоит задуматься о «High End». 

Напольники Concentro M остались стоять особняком — как самодостаточная, но компактная версия флагманов. А вот Concentro S разошлись по полной: напольные S 507 и S 509, полочная акустика S 503 и центральный канал Concentro Center подразумевают, что даже кинотеатр высокого уровня в рамках бренда Elac теперь собрать не проблема.

Неправильные полочники

В этом тесте мы имеем дело с флагманской полочной акустикой ELAC — Concentro S 503, которая как раз попадает в отмеченную выше категорию «на пороге в High End». Им этот рубеж брать было проще, чем остальным, ведь там, за порогом, у них уже есть связи. И все же это непростая ступенька, потому что в дорогие полочники вложить соответствующий ценнику звук гораздо сложнее, чем в дорогие напольники. Отсюда и начинается ряд неординарных решений, которые позволили реализовать задумку.

Из банального здесь только MDF — именно его использовали для изготовления кабинетов. С расцветками тоже все привычно: белый лак, черный лак и ореховый шпон в лаке. Качество отделки идеальное, но это мы уже видели и в более бюджетном сегменте от ELAC. Теперь переходим к инновациям.

Наверное, в мире геометрии еще не придумали название многоугольнику, по шаблону которого создавался кабинет для S 503 — он весь неправильных пропорций, от начала и до конца. Если посмотреть сверху, то можно видеть трапецию, основа которой — лицевая панель. Фигура, которая просматривается сбоку, похожа на параллелепипед, но с разными углами наклона левой и правой граней.

Если более тщательно и с линейкой подойти к этому вопросу, то можно найти еще несколько сюрреалистичных искажений пространства. Понятно, что все они сделаны умышленно и с одной лишь очевидной целью — избежать образования стоячих волн внутри кабинета. Но впечатляет тот факт, что эта асимметрия выглядит максимально эстетично и приятна глазу даже больше, чем устоявшиеся горизонтально-вертикальные традиции.

Все стыки и углы заботливо скруглены, панели тыльного фазоинвертора и двух пар винтовых клемм утоплены заподлицо, и не нашлось ни единого момента в дизайне, который бы показался несоответствующим статусу этих полочников.

Динамик, модуль, волновод

В верхней части корпуса находится фирменный коаксиальный модуль StepX-JET — такой динамик и дает название линейке Concentro. В центре его конструкции расположен AMT-твитер JET 5c — это слегка уменьшенная копия известного фирменного драйвера JET 5, который ELAC умудряется не только в своих колонках использовать, но и продавать другим производителям. 

Та часть модуля, которая при беглом осмотре выглядит как волновод твитера, на самом деле является среднечастотником на упругом короткоходном подвесе: у S 503 полноценные три полосы. Но волновод здесь тоже есть — это внешнее кольцо, которое окружает всю конструкцию. Причем волновод этот сменный, и в комплекте вы найдете сразу три пары металлических колец с разной геометрией. Немецкие инженеры назвали этот хитрый прием тремя буквами — DSL, и с успехом используют его во всей линейке колонок Concentro S.

Принцип его работы предельно понятен, здесь нет никакой эзотерики, лишь чистая физика: три разные геометрии волновода дают разную направленность для излучателя. Если вы эгоист — выбирайте самый глубокий волновод, и СЧ/ВЧ звено станет более сфокусированным в одной точке. Второй вариант назван нейтральным, а третий — это максимально широкое поле дисперсии: друзья, сидящие рядом, будут довольны. 

Но очевидная по логике задумка по факту дала больше, чем предполагалось. Потому что при смене угла направленности твитера можно управлять количеством высоких частот, которые доходят до ваших ушей. Да, это не глобальный процесс и не кардинальная перемена, но результат слышно.

Басовик — уже знакомый драйвер AS-XR в ювелирной огранке: сэндвич из целлюлозы и алюминия формируют таким образом, чтобы его поверхность напоминала грани драгоценного камня. Но здесь тоже дело не столько в эстетике, сколько в техническом интересе, ведь каждая грань — это дополнительное ребро жесткости, а жесткость в динамиках лишней не бывает. 

Игра в микроконтраст

При практических испытаниях ELAC Concentro S 503 мы не стали ограничиваться одним трактом, а собрали сразу два, причем кардинально разных. Первый — это виниловый проигрыватель ELAC Miracord 80 (который мы скоро протестируем) с Ortofon 2M Black, фонокорректор Octave Phono EQ2, интегральный усилитель Octave V 70 (класс A) и блок питания к нему Octave Black Box. Вторая система не менее любопытна: универсальный источник цифрового контента T+A 2000 R, предусилитель Plinius RM-10 и усилитель мощности Plinius Reference A-150. 

Все попытки Depeche Mode убедить нас наслаждаться тишиной прошли мимо, потому что в компании таких компонентов принято проводить время иначе. Альбом на виниле с первого же трека захватывает обилием деталей — характерный почерк акустики ELAC никто не отменял, даже ламповый Octave.

Но стоит прислушаться внимательнее, и под кружевами деталей обнаруживаем характерную, но умеренную в случае с Octave ламповую пышность. И так любопытно получается, когда Concentro S 503 объединяют в себе эти две концепции: свой характер читается без труда, но и место для остальных компонентов находится. Еще один момент, который хочется здесь отметить — это слитность звучания. Коаксиальный модуль сразу же дает о себе знать, этот эффект точно ни с чем не перепутаешь. Недолго думая, уходим в «цифру», где разнообразие треков куда больше. 

Carl Craig — «At Less». Проникновенное начало с ноткой трагизма, которую умело подчеркнул Octave. Но маркетинговому отделу ELAC тоже стоит взять этот альбом на вооружение для ознакомления с возможностями Concentro S 503. Флейты оживают, а тромбоны со скрипками соревнуются за место на воображаемой сцене — но победителя мы так и не нашли: места хватило всем. Низкий рояль обладает реальной фактурой, и дело здесь не только в глубине баса, а в его скорости и рельефности. 

J.S. Bach Orchestra — «Air On The G String». Вот, где три полосы в акустике просто незаменимы. В этом треке привлекает внимание клавесин — звучит чисто, плотно, с характерным подзвоном. В нижнем регистре собрался целый хор виолончелей, но выводы уже ясны по предыдущему треку: S 503 играючи разбирают самые сложные басовые партии.

Переходим к разогретому комплекту Plinius-ов и и ломаем атмосферу покоя треком «Amazonia» от Gojira. Но здесь стоит быть осторожным и заведомо подбирать максимально качественные записи, иначе никакие кольца волноводов не уберегут ваши уши.

Следом пошли Korn: кто бы мог подумать, что в подобной музыке можно любоваться высокими частотами. Тарелка к тарелке, маленькая и побольше — наверное, так и зарождается любовь к качественной записи.

Кульминацией стал альбом саундтреков к фильму «Annihilation» («Аннигиляция»). Здесь придется прибегнуть к шаблонам и сказать, что мы нашли много нового в знакомых композициях. Но S 503 на этом не остановились, и пошли дальше: трек «Alien» прозвучал настолько угрожающе, что даже мурашки опасения на коже появились, а волосы на голове и вовсе ударились в греческую мифологию. В монотонности и всплесках трека — трагедия космических масштабов, не меньше. Пожалуй, таким этот трек слышится впервые — и это здорово, потому что у нас теперь есть образец, как должно быть.

Ликуй, фан-клуб ELAC

Подвинься, очередь в компактный High End. Потому что повод для ликования не менее серьезный, чем в прошлый раз — ELAC Concentro S 503. Скорее всего, для расчетливых немецких инженеров такой результат был вполне очевидным. Но в нашем случае — это превосходящий ожидания звук, который жонглирует эмоциями слушателя, как твитер волноводами. 

Узнаваемый фирменный саунд ELAC получил в свое распоряжение те самые тонкие материи, которые дают возможность безошибочно ранжировать звук. И это явно не Hi, а High

звук; дизайн; прозрачность для остальных компонентов системы

высокая требовательность к качеству записей; грили не предусмотрены конструкцией

ELAC Concentro S 503

696 000 рублей

Тип: трехполосная полочная акустика

Акустическое оформление: фазоинвертор

НЧ-динамик: 180 мм, диффузор AS-XR

СЧ-динамик: 130 мм, алюминиевый диффузор AS-XR

ВЧ-секция: ленточный твитер JET 5с

Частота разделения кроссовера: 400/2600 Гц

Сопротивление: 4 Ом

Диапазон частот: 34 – 50000 Гц

Чувствительность: 87 дБ

Рекомендуемая мощность усилителя: 120 – 200 Вт

Подводимая мощность: 400 Вт (пиковая)

Габариты (ШхВхГ): 225 х 400 х 372 мм

Масса: 13,4 кг

Отделка корпуса: черный лак, белый лак, орех (лак)