Достойный подарок на юбилей придумать непросто. Особенно если хочется произвести неизгладимое впечатление на всех окружающих, а дарить предстоит самому себе. Именно при таких обстоятельствах и появились на свет самые внушительные колонки, когда-либо созданные в лабораториях ELAC.

Записать себе в актив колонки, разработанные без оглядки на бюджет, объем рабочего пространства и требования к усилению — идея крайне соблазнительная. Побаловать себя ее реализацией немецкие электроакустики из ELAC решили на 90-й год существования бренда. Согласитесь — повод более чем подходящий.

Первая встреча с юбилейными флагманами запоминается надолго, ведь габариты у Concentro воистину богатырские: при высоте 1 м 68 см и глубине 61 см эти башни могут стать мощной доминантой в любом интерьере. Кабинеты массой в 140 кг изготовлены из MDF и установлены на 25-кг монолитные алюминиевые плиты, которые опираются на полированные стальные шипы.

Впрочем, все это вовсе не означает, что дизайнерам и хозяевам дома придется менять сложившуюся или задуманную стилистику пространства. Несмотря на размеры и вес, колонки просто излучают гармонию и способны органично вписаться почти в любую обстановку.

Дело в том, что корпуса сформированы эллиптическими поверхностями с мягкими пластичными контурами, так что их вполне можно принять за футуристические скульптуры. Кабинеты доступны в любом цвете из палитры RAL и залиты рояльным лаком, а потому при желании можно придумать самые невероятные интерьерные решения с участием ELAC Concentro.

Басовый квартет

Достаточно изучить внешность, размеры и расположение динамиков, и, даже не подключив колонки к усилителю, начинаешь понимать: играть эти 4-полосные колоссы должны не менее основательно, чем выглядят.

Низкочастотная секция построена сразу на четырех 25-см драйверах. Они расположены попарно на боковых поверхностях корпуса и работают в режиме, который инженеры ELAC называют push-push/pull-pull. Кстати, декоративные накладки вокруг них могут быть изготовлены из карбона, ценных пород дерева или кожи.

Диффузоры вуферов двухслойные, склеенные из целлюлозы и жесткого алюминиевого листа. В движение они приводятся большими 3-дюймовыми звуковыми катушками. Материал их каркасов официально не заявлен, но они наверняка титановые — именно такие ELAC устанавливает в самые продвинутые и мощные драйверы. Акустической нагрузкой для басовой суперчетверки служат два весьма внушительных овальных фазоинвертора сечением 12х35 см.

Излучение портов направлено назад, а напротив них на фронтальной панели установлена дополнительная мидбасовая головка диаметром 22 см. Граненая поверхность ее диффузора – одна из главных фирменных фишек ELAC. Такие мембраны носят обозначение AS-XR, что расшифровывается как Aluminium Sandwich — Extended Range. Иными словами, здесь мы снова имеем дело с алюминиевым сэндвичем.

Этот композит инженеры ELAC используют очень широко, поскольку две его составные части отлично дополняют положительные качества и нивелируют недостатки друг друга. Устойчивая к волновым изгибам алюминиевая пластина обеспечивает чисто поршневой режим колебаний без паразитных деформаций, а демпфирующий бумажный слой подавляет резонансы металла.

Чтобы максимально усилить жесткость вогнутого купола, на его поверхности формируется мозаика из плоских многогранников, похожая на кристаллическую структуру. Такой ход позволяет уменьшить толщину и, соответственно, массу алюминия. А значит, расширить рабочий диапазон головки и снизить уровень искажений даже на высоких уровнях сигнала. Отсюда и вторая часть названия — Extended Range.

Коаксиал с секретом

А самый интересный излучатель расположен над мидбасом. По сути это коаксиальная сборка, составленная из кольцевого среднечастотника и ленточного твитера. Работает она в очень широком частотном диапазоне — от 360 Гц до 50 кГц. Именно такова верхняя граница для фирменного твитера JET 5, построенного по принципу акустического трансформатора Хейла.

Диффузор СЧ-драйвера граненый и, как вы уже догадались, тоже относится к типу AS-XR. Единый материал для всех драйверов кроме высокочастотника должен отлично сказываться на тональной однородности, то есть естественности звучания. Геометрические центры диафрагм СЧ/ВЧ-модуля совпадают, что означает отсутствие пространственных сдвигов и, соответственно, фазовых аберраций по всему диапазону их работы.

А теперь самое интересное: если взглянуть на колонку с тыла, обнаружится интересный регулятор, расположенный как раз позади коаксиальной сборки. Это настоящий микрометрический винт, прямо как в точных механических инструментах. Нужен он для перемещения коаксиального блока по горизонтали относительно корпуса колонки. Проще говоря, СЧ/ВЧ-драйвер можно приблизить или отдалить от слушателя на 8 мм, чтобы точно адаптировать саунд к особенностям помещения.

Повелители пространства

Основой тестового сетапа стал двухканальный мощник Plinius RA-300. Это выдающийся аппарат, умеющий по выбору работать в классах А или АВ и выдающий на 8-Омной нагрузке 300 Вт на канал при пиковом токе 100 А.

У наших испытуемых импеданс 4 Ом и чувствительность 90 дБ/2,83 В/1 м — вполне гуманные параметры, однако даже в официальной брошюре честно написано, что для полного раскрытия динамического потенциала потребуется как минимум 100-Вт сильнотоковый усилитель.

В качестве предусилителя у нас выступил ламповый интегральник Octave V 70 Class A, источник — ЦАП Atoll DAC300, акустические кабели — Nordost Heimdall 2.

Прослушивание началось с камерного джаза. Альбом Melody Gardot «Currency of Man» может похвастаться тщательно выстроенной объемной панорамой, филигранным вокалом и глубокими массивными басами. ELAC Concentro не просто шутя отыграли все эти сложные моменты — по ходу дела они удивительным образом сумели точно воссоздать дыхание студийного пространства.

Есть такое клише — «погрузиться в музыку с головой». Так вот, это тот редкий случай, когда огромный динамический диапазон и высочайшее разрешение действительно дают возможность раствориться в мире звуков. Малейшие оттенки вокала, рассыпчатые искры тарелок, могучий, глубочайший бас — все это сплеталось в живую музыкальную ткань, на которой абсолютно не чувствовалось ни инородных вплетений, ни досадных складок.

С завораживающего джаза переключаемся на мегаэнергичный пульсирующий псай-транс Infected Mushroom. Музыкальная сцена здесь ярка и рельефна, но она полностью синтезирована при сведении, так что об акустическом натурализме не порассуждаешь. То же касается и баса — он не слишком затейлив, но по-настоящему быстр, мощен и вездесущ.

Одним словом, открывается прекрасное поле для экспериментов с объемом и пространством. Прослушивание проходило в просторном помещении (порядка 70 кв. м) с потолками высотой метра в три с половиной. Однако в силу топологии с внешних сторон Concentro места оставалось не слишком много. Чтобы добиться лучших пространственных характеристик, в таких обстоятельствах принято играть углом направленности колонок на слушателя.

В нашем случае это тоже сработало, однако куда большего эффекта удалось добиться изменением положения коаксиального драйвера. Сдвинув его всего на несколько миллиметров вперед, получаем более отчетливую фокусировку и рельеф музыкальных образов, а покрутив регулятор в обратную сторону — заметное расширение виртуального пространства. Так что необычный и совершенно механический инструмент оказался на удивление эффективным.

Его можно использовать и для приведения звучания в точное соответствие с эталонной фонограммой, и для максимально эффектного саунда во время вечеринки — все зависит от вкусов и обстоятельств. Но перед соблазном поэкспериментировать с ним не устоит никто — это точно.

Как мы уже знаем, коаксиальный модуль работает с частоты 360 Гц, а диапазон до 120 Гц находится в распоряжении басовой четверки, нижний предел которой составляет 18 Гц. Воздействовать на такие глубины взаимным перемещением динамиков или поворотом колонок, понятное дело, не получится.

А раз так, то счастливый обладатель ELAC Concentro должен заранее знать, куда и как он поставит немаленькие колонки, у которых назад стреляют могучие фазоинверторы, а в стороны — пары 10-дюймовых сабвуферных драйверов. Надежда на авось в этом вопросе запросто может привести к потере энергетики панча и возникновению стоячих волн — в ходе наших экспериментов такое случалось.

Живой концерт

Жизненное кредо ELAC Concentro — устранение любых, даже самых эфемерных препятствий на пути фонограммы к слушателям. Обеспечьте этим колонкам достойное усиление и адекватное жизненное пространство — и они просто перенесут вас в другой мир.

Перед нами не просто очень большие колонки с множеством динамиков. Все их излучатели прецизионно согласованы и по фазовым, и по динамическим характеристикам, а трехканальный кроссовер объединяет их частотные полосы практически бесшовно. Отсюда по-настоящему свободное гармоничное звучание на любой громкости и на музыке практически любых жанров.

Абсолютно разные по стилистике вещи — например, швейцарский электро-поп Yello, брутальный блюз Amanda Fish или дип-хаус Parov Stelar — звучали настолько живо и драйвово, как будто акустика создавалась специально под них.  

Отдельно хочется еще раз отметить связку СЧ/ВЧ-драйверов. Фирменный AMT-твитер JET 5 просто поражает молниеносной реакцией и ювелирной точностью в мельчайших деталях. А вместе с кольцевым среднечастотником AS-XR они блестяще справляются даже с самыми сложными вокальными партиями. О громоподобном басе можно не напоминать: могучие вуферы не дадут о нем забыть, даже когда система выключена.

Одним словом, ELAC Concentro — большие колонки для большого звука. Во всех смыслах этого слова.

Гармоничная и стильная внешность, помогающая вписать внушительные корпуса в любой интерьер. Отличные динамика, разрешение и тональная точность во всем огромном диапазоне частот. Жанровая универсальность. Система точной фазовой настройки коаксиального модуля.

Не минус, но важная особенность: колонки требуют простора и серьезного акустического планирования. Если они почувствуют себя хоть немного стесненными в пространстве, раскрыть их потенциал будет непросто.

Elac Concentro

7 195 698 рублей

Число полос: 4

Количество динамиков: 7

Акустическая схема: Фазоинвертор

Воспроизводимые частоты (по стандарту IEC 268-5): 18 Гц — 50 кГц

Импеданс: 4 Ом

Чувствительность: 90 дБ/2,83 В/1 м

Частоты раздела полос: 120/360/2700 Гц

Ном. продолжительная мощность: 400 Вт

Ном. динамическая мощность: 600 Вт

Рек. мощность усилителя: 80–600 Вт

Габариты (ШхВхГ): 460х1 680х610 мм

Масса: 140 кг (каждая)