Обновленную линейку Dynaudio Confidence впервые показали около двух лет назад, и ее сразу же весьма тепло приняли на рынке. Сейчас эта линейка — старшая в каталоге производителя. Послушаем, что же собой представляет эта работа именитой датской компании.
Мне хорошо знакома эта серия: различные модели я слушал на Мюнхенской выставке в 2018 году, где данную акустику поставили в ряде систем. Потом знакомился с линейкой непосредственно на производстве в Дании, а позже несколько раз слушал ее как в салонах, так и в системах владельцев.
Таким образом, для меня это не первое знакомство. Но для тех, кто пока не так хорошо знаком с новой линейкой Dynaudio Confidence, необходимо некоторое погружение в историю и технологии.
Под названием Confidence компания Dynaudio выпускала не одну линейку. Если посчитать, то нынешняя — уже третья обновленная версия. А серии в целом не один десяток лет.
Первые версии Confidence были сконструированы в закрытых корпусах — они отличались жутковато-низкой чувствительностью и очень высокими требованиями к усилению. Впрочем, я сам с большой теплотой отношусь к Confidence 5 из первой линейки — это была отличная акустика, с чьей помощью я провел массу тестов.
Во втором поколении колонки Confidence стали уже фазоинверторными по исполнению, моделей разработали побольше (вначале существовали по одному варианту полочников и напольников), тогда же появилось использование конструкций d'Apolitto и фирменной схемы с парой твитеров Esotar.
Фазоинвертор вниз и полусфера Hexis
И вот — третья, нынешняя актуальная линейка. В ней одна 2-полосная модель, которую можно назвать условно полочной, и три модели 3-полосных напольников разного масштаба.
Младшие «полочники» не являются предметом нашего теста, но я должен объяснить, почему слово «полочники» я взял в кавычки — фазоинвертор у них выведен на нижнюю поверхность, и вся конструкция работает только в паре с фирменными, специально разработанными стойками. У трех моделей напольников, конечно, стоек нет, но есть нижнее основание и так же выведенные в него порты фазоинверторов.
Впрочем, решение хорошее — при поиске правильной расстановки с колонками такой конструкции справиться несколько проще, чем когда порт выведен назад. И потенциальное усиление выглядит чуть легче, чем для закрытого ящика. Но об усилении — чуть позже.
Еще одна важная особенность новой линейки Confidence — твитеры здесь уже не сдвоенные. Во всех моделях только по одному Esotar3 с 28-мм мягким куполом.
Стоит отдельно сказать, что в концепции Dynaudio в качестве высокочастотного излучателя используются только твитеры с мягким куполом и никак иначе — это правило производителя. А разные версии Esotar в разные годы многими признавались одними из лучших купольных излучателей в принципе.
Обновленный Esotar3 имеет ряд важных отличий от предшественника. Внутри, под мягким куполом, на некотором расстоянии от него, расположена пластиковая, покрытая выемками полусфера — ее назвали Hexis. Задача этой детали — оптимизировать воздушный поток и стабилизировать работу купола.
Казалось бы, такая мелочь: сама деталька не стоит почти ничего, но вот на ее разработку, а потом на внедрение в производство, потребовавшее переделать в твитере и процессах изготовления многое, — для всего этого производителю потребовалось весьма много интеллектуальных, временных да и финансовых ресурсов.
Dynaudio Confidence 30 — 3-полосная акустика с парой низкочастотных излучателей с диффузорами диаметром 18 см и среднечастотником диаметром 15 см. Традиционно для производителя, диффузоры изготовлены из полимера MSP, а динамики оснащены мощными магнитными системами с максимально проработанной системой тока воздуха без лишнего сопротивления. Частоты раздела кроссовера: 290 и 3 700 Гц.
Акустическая линза и свобода расстановки
Следующее серьезное изменение, на которое нужно обратить внимание — передняя панель сложной формы, что особенно заметно ближе к твитеру. По сути, это акустическая линза, корректирующая диаграмму направленности.
Вся же панель, на которой закреплены динамики, тоже не проста. Она отчасти продолжает формы, заданные акустической линзой, но основная ее задача — и продолжение линзы и развязка взаимного влияния динамиков друг на друга.
Я видел эту панель в виде полуфабриката: это какой-то композит, спеченный из порошка, а затем обработанный и покрашенный. Материал весьма интересен по свойствам — это буквально можно почувствовать пальцами, особенно если обратить внимание на поведение материала в тот момент, когда акустика играет на достаточно приличной громкости.
Подключение здесь только двухпроводное — других вариантов производитель не предусмотрел. Клеммы — отличные по качеству WBT. Внутренняя проводка — кабелем Van den Hul. Грили идут в комплекте: они очень изящные, тонкие, отчасти повторяющие изгибами форму передней панели. Ну и магнитные крепления здесь очень кстати — с ними все смотрится очень хорошо.
Если абстрагироваться от деталей, то лично мне вся акустика новой линейки Confidence кажется безоговорочно красивой и цельной. А в деталях просто не хочется ни к чему придираться: ни к отделке, ни к формам, ни к качеству материалов и сборки.
На тесте была уже некоторое время поработавшая пара. Как именно звучит акустика из коробки, сказать не могу, но по опыту общения с продукцией Dynaudio предположу, что некоторое время на приработку потребуется обязательно. Расстановка акустики была некоторой заранее проверенной данностью, и в процессе теста я не заметил какой-то сверхкритичности или узкой диаграммы направленности.
Наоборот, звук хорош и в точке прослушивания, и когда достаточно сильно от нее отклоняешься. Хотя понятно, что это разный звук, но даже «фоновый» не ощущается сколько-нибудь ущербным.
Впрочем, расстановке нужно обязательно уделить внимание — акустике не очень понравится теснота или прижатость к стенам. Тут логичнее соизмерять модель с помещением.
От себя добавлю: я просто в восторге от младших полочников этой новой линейки, и как-то даже не хочется говорить о них, как о младшей модели. Confidence 30 же могут чувствовать себя достаточно уверенно и в помещениях более 30–35 кв. м. И свободная расстановка, как и достаточный запас по усилению, здесь точно не будут лишними.
Усиление
В рамках теста я попробовал несколько вариантов: интегрированный усилитель Esoteric F-05, предусилитель Gryphon Essence и стереоверсия усилителя мощности Essence Stereo, а в качестве единственного источника выступил SACD-проигрыватель Esoteric K-03XD.
По формальным критериям и того, и другого усиления хватило по мощности и току — никаких проблем с контролем акустики не наблюдалось. Но и разная стилистика подачи разных аппаратов тоже угадывалась безошибочно. Да и в целом, используя эту акустику, можно было бы проводить практически любые эксперименты и тесты — все было отлично слышно, заметно и наглядно.
В начале запустили систему с усилением Esoteric. Объективно считывалась точная прохладная аналитичность в звуке, детальность, иногда доходящая до математической точности и строгости. А также все остальное, что можно было бы услышать именно от Esoteric в тех условиях, когда аппараты раскрыты полностью в своем почерке и характере — без приукрашивания или переиначивания.
Поставил диск Nils Landgren «Sentimental Journey». Звук спокойный, уравновешенный, точный, но не зажатый. Скорее прохладный — в том смысле, что точно не теплый. Но и никакой холодности или отстраненности. Аккуратная уверенная сдержанность и точность.
Эмоциональность очень естественная, окраски не ощущается. Подача не вальяжная и тем более не расхлябанная — все очень точно и аккуратно, без суеты. Динамики и детальности хватило полностью — тут никаких оговорок или условностей.
На примере этой конкретной записи и издания я услышал все то, что привык там слышать — и с очень качественной, подробной проработкой. К частотному диапазону тоже никаких вопросов — все ровно и цельно. Если что-то где-то немного раздуто, я целиком и полностью отношу это к записи, к тому, как она сделана, или даже к манере исполнения. Передано же все точно и аккуратно.
Сцена правильная, пропорции такие, какими они записаны, ничего не прибавлено и не убавлено. Из неких особенностей, о которых стоит сказать — чуть больше строгости в звуке, чуть больше сдержанности, чем иногда хотелось.
Реальность
Следующий диск — Angelo Badalamenti «Evilenko». Звук не просто детальный или динамичный — он реалистичный. С одной стороны я слышу в тракте практически всю технику с ее особенностями, но все-таки в первую очередь я слышу музыку и запись, хотя и тут очень заметна правдоподобность звучания всех составляющих — вплоть до артефактов.
Это точно звук не для домашней дискотеки — слишком уж он сдержан и аккуратен. Но для всего остального — от внимательного прослушивания до тестирования чего-либо или отбора музыкального материала — этот звук вполне подходит. А уж если есть желание вслушиваться в нюансы и оттенки, но не терять ощущения целостности — это точно подходящий вариант.
Прослушивание здесь похоже на идеальный диалог с музыкой, которую не хочется тянуть на себя или отталкивать. Формально же — очень правильный верх, без окраски или перекосов; ровно переходящая в этот верх середина; цельный, правильный бас.
Все-таки надо отдать должное: при имеющихся у производителя возможностях для замеров и тестирования прототипов — не удивительно. Хотя и очень приятно, ведь мало кто может предложить такую ровную подачу и сшивку по полосам — даже за существенно большую цену.
Еще одна запись: Psapp «The Only Thing I Ever Wanted». Отличный ритм и объем звука, и одновременно — отменная детальность и прозрачность. Особенности записи считываются на раз, легко и непринужденно. Правда, немного островато и несколько педантично по подаче. Но я бы даже не сказал, что жестко. А при наличии динамики и напора я не заметил никакого излишне, искусственно форсированного звука.
Бархат
Затем попробовал акустику с другим усилением — с Gryphon Essence. Для контроля впечатлений это никогда не лишне, а из того, что было под рукой, это было не менее интересно. Смену усилителя (при том же источнике в виде плеера Esoteric K-03XD) прекрасно слышно. Другой звук, менее математично-строгий, более бархатный, с большим упором на послезвучия и атмосферу.
Но вот акустика как играла чисто, точно и нейтрально, так и продолжила в том же духе. Изменились акценты в подаче, но не результат. Подача не стала явно мягче — просто и с первым, и со вторым вариантом усиления здесь ярко проявлялся один интересный эффект.
Ощущение того, что получается «много звука», возникает не за счет крупных форм, а за счет очень детализированной подачи. За счет количества информации, а не за счет умения акустики «выкрикнуть» некую форму. Впрочем, если на записи есть что-то, что нужно именно «выкрикнуть» — то это мы и услышим. Но категорически без огрубления или упрощения.
Дальше поставил диск Stivie Ray Vaughan And Double Trouble «Texas Flood». Запись сама по себе тихая и несколько камерная, хотя музыка подразумевает несколько иное. Однако слушается интересно. Большого объема и напора нет, но вот детальность вытягивает очень многое. Отлично слышно музыку, манеру игры и голос.
Сцена строится очень неплохо, со всеми подробностями, да и воздух имеется. Тембральная подача естественная, точно не темная, но и светлой или затепленной ее не назвать. Все ровно и нейтрально — только ощущается эта нейтральность не как мониторная отстраненность, а как естественность, открытость, при которой не нужно прикладывать даже минимальные усилия, чтобы «дотянуться» до звука. Это приятно.
Альбом Anorexia Nervosa «New Obscurantis Order» постине удивил меня. Эталонная разборчивость звуков, никаких перекосов, никакой каши. Чтобы все это звучало так же подробно — я слышал, но чтобы одновременно звучало так естественно, без напряжения и без утомительной назойливости — вот такое я встречал весьма редко.
Тут же можно разобрать и услышать буквально каждую партию, и при том без потери ощущения цельности. Хотя на многих системах эта запись была бы только ревущей кашей и ничем более. И эмоционально звук не становится разобранным — все на своих местах.
Раз так — можно и что-нибудь совсем сложное. Реквием Верди вполне подойдет. Это материал на пределе записи как таковой, а даже не на пределе возможностей воспроизведения. Но все прекрасно: каши нет, хорошая проработка и артикуляция инструментов и партий, честная тембральная подача, хорошая масштабная сцена с приличной раскладкой по глубине. Воздуха в достатке, и с хоровыми партиями все отлично.
Выводы
Исключительно «взрослая» и самодостаточная акустика. Новая линейка Confidence приглянулась мне еще при первом знакомстве, да и при последующих тоже, но вот подробно оценить ее потенциал можно было только в режиме внимательного теста.
То, что я услышал на производстве в Дании, было очень интересно, но за этим угадывался лишь большой потенциал — потому что нужно было другое усиление и другая обвязка. Не такая осторожная и аккуратная.
В нашем же случае с разными аппаратами можно было узнать очень многое: и про акустику, и про аппараты из пар. К Dynaudio Confidence категорически не надо бояться подбирать систему с максимальной детальностью и динамикой. Акустика все это примет и пропустит, она на это способна, и я бы даже сказал, что ей это нравится.
Но тут возникает несколько моментов. Во-первых, нужно отдать должное системе. Не только усилению и источнику — абсолютно всему. Вот даже в салоне при прослушивании я заметил некоторые эффекты от тех же стоящих между акустикой стоек. Вот почему моя техника стоит сбоку от системы — мелочь, но заметно.
Но есть одно приятное качество, которое приводит все это в состояние баланса. За несколько прослушиваний в самых разных условиях я не уловил здесь явной проблемы в построении звука. Это не тот случай, когда пара маленьких изменений — и все, система перестает играть, а звук рассыпается.
Бывает такая честная, но капризная техника. А в нашем случае, хотя все изменения хорошо слышно, я не могу представить себе, что от какой-либо мелочи вдруг станет категорически плохо. Интересное свойство.
А во-вторых, потенциальному владельцу нужно спросить себя, а хочет ли он так детально и подробно слушать все, что есть на записях и в исполнениях? Если да — то это и вправду хороший вариант. Я бы сам с удовольствием выстроил тестовую систему на такой паре колонок.
Но и тут нужна одна оговорка — подобную «тестовую» систему, с очень высокими звуковыми качествами, на практике можно слушать часами без усталости и ощущения перегруженности информацией. Пусть даже информации получается очень много.
Музыкальный материал
Angelo Badalamenti — Evilenko / Minus Habens Records MHSC004 / CD Stereo
Anorexia Nervosa — New Obscurantis Order / Osmose Productions, SPV GmbH OPCD 125, SPV 084-08472 CD / CD Stereo
Nils Landgren — Sentimental Journey / ACT 9409-2 / Stereo CD
Psapp — The Only Thing I Ever Wanted / Domino DNO 095 / CD Stereo
Stivie Ray Vaughan And Double Trouble — Texas Flood / Epic EPC 4609512 / CD Stereo
Verdi — Requiem — Renata Scotto, Agnes Baltsa, Veriano Lucetti, Evgeny Nesterenko, Ambrosian Chorus, Philharmonia Orchestra, Riccardo Muti / EMI 7243 5 86239 25 / CD Stereo
1 688 500 рублей
Чувствительность: 88 дБ (2,83 В/1 м)
Мощность: 350 Вт
Импеданс: 4 Ом (мин. 2,8 Ом/85 Гц)
Частотный диапазон: (±3 дБ): 38 Гц — 22 кГц
Оформление: фазоинвертор, направленный в основание
Число полос: 3
Частоты раздела кроссовера: 290, 3 700 Гц
Схема кроссовера: 2/3 порядок
НЧ излучатель: 2x18 см, диффузор MSP
СЧ излучатель: 15 см, диффузор MSP
Вч излучатель: 28 мм, мягкий купол, Esotar3
Масса: 44,2 кг
Размеры (ШхВхГ): 364x1382x424 мм