Британской фирме Tannoy уже более 90 лет. За это время компания выпускала много чего, но в этот раз мы поговорим об одном из самых значимых ее изобретений, которое, собственно, для многих меломанов и есть синоним бренда — драйвере Tannoy Dual Concentric.
Точечный источник звука — понятие из теоретической акустики. Если предельно упрощенно, то теория говорит, что пара точечных источников в идеальных условиях в состоянии воспроизвести стерео в варианте, наиболее приближенном к исходному.
Не останавливаясь на интерференции сферических волновых фронтов и прочих премудростях, отметим, что, строго говоря, в реальной жизни точечный источник нереализуем. Однако максимально приблизиться к этому Святому Граалю звуковоспроизведения позволяют коаксиальные системы.
В этом типе драйверов каждый из динамиков отвечает за свой частотный диапазон, а расположены они сонаправленно, концентрически и соосно. Этот принцип реализован во многих устройствах разных брендов и зафиксирован во множестве патентов. Реализация Tannoy, тем не менее, считается одной из самых лучших. Все дело в том, что высокочастотный динамик (твитер) в устройстве Dual Concentric расположен не просто соосно с диффузором НЧ-динамика.
Двойной и концентрический
В 1947 году компания выпустила свою версию коаксиальной технологии под названием Dual Concentric (любопытно, что первоначально он назывался Concentric Dual). Принципиальных изменений с тех пор, пожалуй, и не было.
Рупор твитера в Dual Concentric практически без зазоров и нарушений точности линий переходит в диффузор низкочастотного драйвера. При этом диффузор становится частью акустического оформления твитера. Это обеспечивает системе фазовую когерентность и точечную визуализацию. Результат — чистота звучания.
Двухполосная система звучит так же хорошо, как широкополосный драйвер, но без присущих ему недостатков — сужений диапазона, неравномерности и прочих неприятностей, вызванных чисто физическими ограничениями процесса. При мощности в 20 Вт чувствительность систем Dual Concentric позволяла, используя не самые мощные ламповые послевоенные усилители, получать масштабное, широкодиапазонное звучание.
Работа в режиме точечного источника означает, что полнодиапазонный звук исходит из одной области. Сравните это с несколькими драйверами, отыгрывающими свои части звукового спектра из разных расположений на передней панели колонки. Подход Tannoy устраняет сдвиги фаз, неизбежно присущие обычным многополосным колонкам, и, как результат, обеспечивает очень точное и естественное воспроизведение.
Dual Concentric вчера
Первоначальная конструкция Dual Concentric оказалась настолько хороша, что она оставалась практически неизменной в течение почти 30 лет. После модели Monitor Black, в 1958 году, был представлен Monitor Red, который наряду с Monitor Gold (1967) стал, пожалуй, самым почитаемым из всех коаксиалов Tannoy.
Наиболее значительные качественные улучшения продукта были достигнуты за счет использования более совершенных кроссоверов у более поздних моделей, таких как Monitor Gold и позднее — HPD. В частности, кроссовер предусматривал многоступенчатую регулировку АЧХ. Кроме того, первые модели Dual Concentric имели импеданс 15-18 Ом для лучшего согласования с ламповой техникой. У «мониторов» это значение снизили до привычных и в наше время 8 Ом.
К началу 70-х фирма стала выпускать 12-дюймовые и 10-дюймовые модели систем, работающих по принципу Dual Concentric, к ним предлагались конструкции кабинетов, которые можно было купить или сделать самостоятельно. Интересно, что Tannoy не производила специально разработанных студийных мониторов до 1979 года, но уже в 1950-х, 60-х и 70-х годах почти во всех ведущих британских студиях в качестве мониторов работали системы Dual Concentric Tannoy, включая студию Decca, которая с их помощью контролировала свои трехмикрофонные стереофонические записи Decca Tree.
EMI также использовала Tannoy в своих студиях Abbey Road. Но, справедливости ради, отметим, что в Studio Two, где чаще всего писались The Beatles, стояли колонки Altec 605As. Это тоже коаксиалы, но отличные от Dual Concentric — с выделенным рупором ВЧ в центре диффузора низкочастотника. Впрочем, в конце 1968 года их заменили на Monitor Gold. Впоследствии звукорежиссеры EMI сочли Gold слишком яркими, и в конце концов их место заняла более ранняя версия — Monitor Red.
В 1974 году серия акустики Tannoy с использованием Dual Concentric была полностью переработана и представлена как серия Tannoy Monitor. В частности, в линейку Tannoy Monitor HPD входили модели, названные именами местностей Англии — Cheviot (HPD315A), Berkeley (HPD385A), Eaton (HPD295A), Arden (HPD385A), Devon (HPD315A). Это системы с вполне современными параметрами, при сопротивлении 8 Ом их чувствительность — от 87,5 до 91 дБ, мощность 50–85 Вт.
Каркас динамиков был литым, с золотистым или цветным покрытием, с четырьмя или восемью крепежными отверстиями — в зависимости от года выпуска. Бедой многих Tannoy Monitor оказался подвес динамиков, изготовленный из специальным образом обработанного пенопласта или пенополиуретана (так называемый Tannoplas Surround). Эта технология давала очень мягкий демпфированный подвес диффузора, однородный, обеспечивающий хорошую линейность и возможность минимизировать величину магнитного зазора. Но со временем, окисляясь, материал вырождался в липкую субстанцию, которая затем, лет за 25, превращается в порошок. У современных моделей этот недостаток, очевидно, преодолен.
Dual Concentric сегодня
Dual Concentric устанавливается в консьюмерских моделях Tannoy семейства Hi-Fi. Среди них немало переосмысленных версий легендарных колонок. О многих из них писалось на страницах Stereo.ru. Сейчас выпускаются, например, Tannoy Legacy Arden, Legacy Cheviot, Legacy Eaton, GRF90, Kensington Gold Reference и другие.
Если попытаться суммировать мнения экспертов, тестировавших акустику Tannoy Dual Concentric разных моделей и разных лет выпуска, то выявится несколько характерных свойств этих систем. К ним стоит отнести несомненную «породистость», точность прорисовки сцены, масштабность и, в то же время, подробность звучания.
С другой стороны, иногда отмечается не самое крупное «сладкое пятно» прослушивания. Отдельной темой стала капризность многих моделей Tannoy с драйверами Dual Concentric по отношению к усилителям. Не каждый, казалось бы, подходящий по параметрам усилитель был способен раскрыть потенциал громкоговорителей. Зато с достойным партнером эта акустика звучала очень хорошо.
Интересно продолжение традиции применения Dual Concentric в профессиональной сфере. Недавно компания вывела на рынок серию из трех активных студийных мониторов ближнего поля Gold. В нее вошли модели 5, 7 и 8, оснащенные, соответственно, драйверами Dual Concentric 5, 6,5 и 8 дюймов в корпусе с фронтальным выходом фазоинвертора. Системы получили раздельный (для флагманской Gold 8 — 300-ваттный) усилитель класса AB для высоких и низких частот, они оснащены титановым твитером с волноводом Tulip. Применение Dual Concentric в мониторах ближнего поля, пожалуй, особенно востребовано, благодаря возможностям этой технологии.
Наконец, есть даже бинауральная запись колонок Tannay Eaton. Хоть в наушниках всех особенностей коаксиального динамика не услышать, но можно попробовать.