Дэн Кларк увлекался музыкой с раннего детства. Пока дома никого не было, он включал себе The Beatles, Jefferson Airplane и Grateful Dead. При этом удовольствие от музыки напрямую зависело от темброблока: секретные источники сообщают, что регуляторы баса и высоких частот были выкручены почти до упора, раскрывая суть задумки исполнителя по индивидуально настроенному графику АЧХ.

Теперь же в наше непростое аудиофильское время использование эквалайзера влечет за собой праведный гнев и негодование всех посвященных в эту тайну.

Но важно другое: это ведь был основополагающий для Дэна этап, где формировались его вкусы и предпочтения в звуке, на основе которых позднее он начал создавать разного рода наушники. Или все же общепринятые правила с ровной АЧХ взяли верх, и мы услышим то же самое, что и у других? Пришло время разобраться в вопросе, и для этого у нас есть хороший пример: полноразмерные наушники Dan Clark Audio E3.

Имя как бренд

Те, кто увлекается портативным High-End уже продолжительное время, обязательно должны были как минимум слышать, а еще вероятнее — слушать наушники от компании MrSpeakers. Если да, то, скорее всего, это была модель Alpha Dog, которая является по своей сути модификацией наушников другого производителя руками самого Дэна.

Не удивляйтесь, потому как в мире портатива подобное встречается довольно часто: берем удачную модель от любой компании, вносим конструктивные изменения на свой вкус (или вкус уважаемого форумного сообщества) и продаем — чем не стартап для 2012 года? Конечно, далеко не все моддеры имели бэкграунд, подобный опыту Дэна: тут и инженерное образование, и опыт в разработке акустики, и прослушивание The Beatles с басбустом.

В общем, с первой задачей на тот момент Дэн справился и модернизировал открытые наушники в закрытые так, чтобы они продолжали давать почти такую же просторную сцену, но при этом имели изоляцию и слушателя от внешнего мира, и внешнего мира от слушателя. В будущем эта затея стала основополагающей, и многие открытия с патентами у Dan Clark Audio пришли именно через попытки сделать так, как раньше никто не делал.

На гребне волны этого стартапа Дэн стал не только идолом среди любителей сделать что-то своими руками, но и узнаваемым брендом на тематических выставках. На одной из них, в 2019 году в Вашингтоне, он объявил о ребрендинге MrSpeakers в Dan Clark Audio и представил публике новые наушники ÆON 2. Ну а дальше — инновации, патенты и прочие штуки, которые следует иметь в арсенале каждой серьезной компании.

Наушники у Дэна получаются действительно необычные, с флером эксклюзивности и «не так как у всех». И дело здесь совсем не в эквалайзере, а целях и ценностях, которые заложены в основу бренда: сосредоточенность на конкретных идеях, упор в технологическую эксклюзивность и максимальное удобство использования.

Ничего лишнего

Такое впечатление складывается, если судить по упаковке: это простой картонный короб черного цвета с магнитной застежкой, на верхней панели которого нанесен логотип бренда. Скромно, очень скромно, Дэн. Комплектация при этом тоже не вызывает удивления: это проставка между амбушюр, чтобы они не мялись в сложенном состоянии; мягкий бархатистый чехол для кабеля; твердый, отформованный будто из карбона кейс для наушников — вещица не только полезная, но и приятная сама по себе, как тактильно, так и визуально.

Приятностью оказался комплектный кабель, потому как это не стоковый шнурок в силиконе, которые можно повстречать в коробках многих даже недешевых наушников. Здесь вам сразу вручают серьезный аудиофильский инструмент: заказной кабель из посеребренной меди высокой очистки, в приятной толстой оплетке, которая хороша всем, кроме того, что ее не получается игриво накручивать на палец, пока слушаешь «битлов».

Завидная гибкость

Ну и красота тоже завидная: несмотря на определенную массивность в силу полноразмерного формата, наушники имеют легкий дизайн, который лишает их напускной громоздкости, да и брутальности здесь места не нашлось — это вам не MrSpeakers Alpha Dog. Даже наоборот: пружины оголовья выглядят ну очень хрупкими и тонкими, но нужно понимать, что эта нежность обманчива.

Дело в том, что они изготовлены из нитинола, который представляет собой сплав титана и никеля. Его задача — изгибаться так, как вы того пожелаете (в разумных рамках конечно). То есть оголовье можно буквально крутить «винтом», сгибать и разгибать, и ни ему, ни вам за это ничего не будет. Поэтому жесткий кейс сделан таким компактным — ведь наушники складываются почти до состояния «бросил в карман и пошел». Сопутствуют такой гибкости двухсекционные металлические держатели чашек.

Основа чашек тоже выполнена из металла, на их лицевой стороне нанесен рисунок, напоминающий сетку на наушниках с открытым оформлением. Эта обширная площадь прикрыта защитным стеклом Gorilla Glass 3, и лишь пара портов фазоинвертора нарушают этот технологичный минимализм.

В нижней части расположены четырехпиновые разъемы для подключения кабеля. И амбюшуры тоже понравились: основа из кожи, контактирующая с аудиофилом поверхность выполнена из велюра, а внутренняя часть — из перфорированной кожи. Тема кожи продолжается в оголовье; изнутри оно расшито ромбами синей нитью, снаружи строчкой прошито название модели. И обратите внимание, что нет никаких регулировок посадки, потому что наушники сами настроятся под вашу голову, когда вы их наденете. Вот это технологии, да?

Технологии

И вот это тоже технологии, только их не видно: здесь будет описание всего того, что имеется внутри Dan Clark Audio E3. Например, драйвер: как и полагается серьезной компании, у Dan Clark есть свое видение излучателей, которое уже пять раз пересмотрено. Технологии ведь не стоят на месте, поэтому держите пятое поколение фирменного изодинамического драйвера, повлекшее за собой множество конструктивных изменений.

Например, здесь изменилась система натяжения мембраны, а также появилась технология DCA — это та самая парочка миниатюрных фазоинверторов на чашах, которые улучшают басовый отклик, уменьшают гармонические искажения, но при этом оставляют наушники в категории «закрытое акустическое оформление». Изменились и материал диафрагмы, и способ нанесения дорожек, и еще множество мелочей, которые, по словам производителя, теперь позволяют сравнивать отклик этого драйвера с первоклассными электростатическими излучателями.

Но главное внимание уделяется технологии AMTS, пришедшей в наушники E3 из старших моделей. Это один из запатентованных приемов Дэна, который использует метаматериал для настройки акустических способностей наушников. Проще говоря, имеем дополнительный элемент между драйвером и ухом слушателя, который отпечатан на 3D-принтере по строго рассчитанному для конкретных наушников лекалу из суперсекретных материалов.

Это ячеистая структура волноводов, которая регулирует пропускную способность драйвера по каждой конкретно взятой частоте, что позволяет производителю работать напрямую со звуком наушников, не вмешиваясь в конструкцию драйвера или кроссовера. Не это ли тот самый условный эквалайзер, с которого у Дэна все начиналось? Если даже и так, то пожелаем каждому производителю наушников иметь в своем арсенале технологий что-то подобное, потому как ничего, кроме восхищения, эта технология не вызывает, даже среди таких же технарей, как сам Дэн.

Здесь и балансировка АЧХ, и подавление резонансов со стоячими волнами, и прочие нюансы, которые влияют на наше восприятие звука — все учли и все выровняли с помощью AMTS. А заодно продвинулись еще на шаг вперед к заветной мечте — «открыть» закрытые наушники.

Открываем закрытое

Задачу Дэн поставил себе непростую: по сути, это то же самое, что научить человека проходить сквозь закрытые двери. Решающую роль здесь может сыграть ключ от замка, который в этом случае просто откроет дверь (вместе с акустическим оформлением наушников). Но с ключом может пройти каждый, а вот без ключа? Амбициозная задача, которая граничит с научной фантастикой — но без таких вещей все было бы однообразным и предсказуемым.

Чего не скажешь про звучание Dan Clark Audio E3, потому как с первого же трека «Scorpion» от O'o удивление не могло избежать визуального проявления на лице. Понятно, что усилитель был выбран соответствующий классу наушников — это ламповый Auris HA-2 SE+. Понятно, что источник был тоже неплох — это Shanling EM7. Но чтобы выдать вот такой звук, другим наушникам понадобился бы сетап, который до сих пор находится где-то там, за закрытыми дверьми без ключа.

Вокал почти в полный размер, будто перед слушателем акустика ближнего поля, способная рисовать масштабы в натуральную величину. Составляющие саунда лежат в области досягаемости, нет ощущения бесконечности сцены — все очерчено и находится в доступности для анализа, с такой плотностью, что хочется прикоснуться. И чем сложнее пассажи, тем больше этот звук увлекает за собой. Здесь сразу ставим точку в вопросе ранга Dan Clark Audio E3, потому что они умудряются провести для слушателя внутренние параллели со звучанием акустики класса, приближенного к High End.

Успокаиваемся с треком «Melisma» от Jean Du Voyage. Здесь можно расслабиться и подобраться к самой разгадке: где именно должна заканчиваться сцена у открытых наушников, и могли ли закрытые наушники подобраться к ее размерам? Можно сказать, что Дэн здесь выкручивался, как мог, модернизируя драйвер, вовлекая патентованные технологии и просчитывая резонансы.

Результат — превалирование глубины на шириной. Можно сказать, что более чем половина пути к достижению намеченной цели пройдена, потому как звучание не сведено в точку, как это часто бывает в закрытых наушниках. Здесь грамотно сформированное пространство — и это слышно наверняка, что сцена именно формировалась и отстраивалась, потому что ее слышимые параметры находят отклик с внутренней правильностью, которая привита нам вместе с хорошими манерами.

Не академично, а естественно, слуховые формы обретают образы и свое положение, слушатель оказывается в точке, вокруг которой разворачивается sound design. И — да, это одно из лучших эгоистических удовольствий, пережитых с помощью наушников полного формата.

Продолжим со средневековым кавером на трек «Old Man» от Marina Viotti. Вот где сцене можно разгуляться — а она берет и не разгуливается, а остается в естественных по ширине и глубине рамках, чередуя одно с другим в образах крупного, почти полного масштаба. Вместе с тем естественными остаются и тональное расположение задействованных в фонограмме инструментов, и голос — снова дежавю с акустикой ближнего поля.

Пожалуй, эти наушники слишком много себе позволяют, на самом деле. Акустике стоит приготовиться: мало что сдержит неуемного аудиофила от замены одно на другое. Хотя о полной замене говорить еще рано, но как дополнение, как альтернатива — с Dan Clark Audio E3 будет новый экспириенс иного уровня, а вместе с ним и сказ о том, как Дэн закрытые наушники открывал.

Выводы

Дэн хотел покорить физику, а вместо этого покорил тысячи ценителей прослушивания музыки в наушниках. Но больше всего удивляет та легкость, с которой ему все это дается. Легкость во внешнем виде наушников, легкость в их посадке и эргономике, и легкость, с которой Dan Clark Audio E3 преподносят музыку слушателю.

Вместе с этими наушниками слушатель переходит на новый уровень восприятия контента, потому что техническая сторона здесь доведена до той степени, когда перестаешь обращать на нее внимание. Выверенно, выдержано, безотносительно правильно и просто так, как вы представляли себе эгоистический High End.

абсолютно естественная подача любого материала; звук, с которым можно провести часы и дни, не уставая; эргономика соответствует и располагает

требуют должного усиления, нацелены на стационарное использование — комплектный провод с разъемом 6.3 мм

Dan Clark Audio E3

219 990 рублей

Тип наушников: проводные полноразмерные

Разъемы для подключения кабеля: 2 x 4-pin

Тип излучателя: изодинамический

Тип акустического оформления: закрытые

Сопротивление: 27 Ом

Чувствительность: 90 дБ

Комплектация: кабель 2 х 4-pin / 6.3 мм, кейс для наушников, кейс для кабеля, проставка для амбушюр

Страна производства: США

Вес: 455 г