Наши заграничные коллеги уже имели возможность познакомиться с обновленной линейкой KEF Q-серии. Судя по уже появившимся тестам, мнения исключительно положительные. И вот эта самая линейка добралась до России. Какие изменения она претерпела, а главное, как это отразилось на звуке?
Краткий обзор
Итак, что нового мы можем наблюдать? В целом, дизайн АС остался схожим с предыдущей серией. Говорить тут много не нужно, достаточно взглянуть на фотографии.
Одно из главных изменений — диффузор фирменного коаксиального динамика теперь обзавелся ребрами жесткости, как в старших сериях R и Reference, которые улучшают четкость средних частот. Фазоинвертор в полочных моделях (рассчитанный методом гидродинамического моделирования) переехал на заднюю стенку, что добавило внешнему виду АС больше цельности. Это может вызвать недовольство у любителей придвинуть колонки поближе к стене, но никто не мешает заткнуть порты прилагаемыми заглушками. Блестящая вставка с логотипом компании исчезла, а сам логотип переместился на верхнюю грань, опять же, как в серии R. Из колонок убрали bi-amping, хотя, учитывая бюджетность линейки, вряд ли находилось много владельцев, которым он был нужен.
Многие выбирают акустику «по картинке», и в KEF это отлично понимают, стараясь, чтобы их акустика выглядела эффектно. Признаться, я тоже люблю красивый вид колонок, потому как в современном интерьере «ящики» с классическими динамиками сморятся несколько архаично.
Вариантов отделок пока только два — в черным и белом матовом исполнении. В будущем, возможно, их станет больше. Грили, которые теперь имеют магнитное крепление, продаются, увы, отдельно. На первый взгляд это вызывает недоумение, но на самом деле не все захотят скрывать стильный вид колонок за грилями. К слову, новая серия Reference вообще не имеет грилей, даже опционально.
Относительно внутренних изменений: компания указывает на добавление демпфирующей разгрузочной трубы для ВЧ-динамика и новой катушки индуктивности с низким уровнем искажений, а также более широких подвесов низкочастотных динамиков, что «позволяет воспроизводить более корректно низкие частоты на высоких уровнях громкости». Пассивные радиаторы (ABR) тоже получили измененный подвес, который «обеспечивает улучшенные управляемые и более впечатляющие низкие частоты».
Честно говоря, компании в своих анонсах так часто используют слово «новый», что уже перестаешь обращать на это внимания, понимая, что чаще всего это является маркетинговыми уловками.
Технические характеристики новинок почти не отличаются от старой серии, но отмечу, что теперь KEF стала указывать честные характеристики частотного диапазона по нижней границе, не завышая цифры, как это было ранее.
Личные впечатления
В первую очередь выражаю большую признательность компании MMC Cinema за предоставленную возможность индивидуально ознакомиться с новой серией Q на день раньше запланированного мероприятия. Хочу заметить, что никаких подробных тестов я не проводил, было ограничено время, а также отсутствовала возможность менять компоненты в трактах.
На момент моего прибытия в офис компании, системы уже были собраны в трех различных помещениях. В первую очередь я приступил к непосредственному сравнению АС старой и новой линеек. Система состояла из младших напольников KEF Q500 и Q550, подключенных к двум одинаковым усилителям Primare i32 для быстрого переключения; источником служил проигрыватель Primare CD32; для соединения использовались «шланги» (извините, но по-другому назвать их не получается) Living Atmos.
Треки для прослушивания использовались знакомые, принесенные с собой. Сказать, что была слышна какая-то большая разница в звуке между разными поколениями акустики, я не могу. Звук АС старой серии показался чуть более теплым и разухабистым, а новой — более холодным и собранным. Вот и все, что можно сказать по первому впечатлению.
При переключении между усилителями выяснилась одна странная особенность: новая серия звучала чуть тише, на том же уровне громкости, что странно — чувствительность у акустики заявлена одинаковая. Из-за чего сначала могло показаться, что старая линейка звучит лучше, хотя это лишь психологический эффект. Стоило на пару децибел изменить громкость, и все становилось на свои места. Возможно, дело было в усилителях: один мог звучать громче.
Следующая система — старшие напольники KEF Q950, предусилитель Primare PRE60, мощник Primare A60 и все те же «шланги». Звучание системы сразу же показалось более комфортным, с приятным, обволакивающим басом. Скорее всего, сказывалась подготовленность помещения. К сожалению, ожидаемого объема в звучании я не услышал, что опять же показалось странным, т.к. я знаю, что серия Q способна на большее. Возможно, расстояние до АС было слишком мало, или сочетание с усилителем класса D не идет данной акустике на пользу. Очень жаль, что в этот раз не было усилителя ATI, который присутствовал в комнате прослушивания при моем прошлом посещении. Было бы интересно сравнить звучание именно через него.
Звук третьей системы (проигрыватель винила Thorens, пред Primare PRE32, усилитель Primare A34, акустика KEF Q350, кабели той же фирмы, но «нормального» диаметра) понравился больше всего. Не знаю, в чем дело на этот раз (в источнике или усилителе класса AB), но в звучании сразу почувствовался объем. Голоса вокалистов локализовались где-то в районе стойки с аппаратурой, как и должно быть, а не от колонки до колонки, как на предыдущих системах. Кроме того, полочники KEF Q350 удивили своей басовитостью даже в просторном помещении. Если бы не поджимающее время, с удовольствием послушал бы эту систему подольше.
Послесловие
Собственно говоря, никаких особенных выводов не будет. Новая серия играет на уровне старой или чуть по-другому и «на свои деньги», а в нюансах звучания надо разбираться в подробном тестировании. Другой вопрос — это подбор иных компонентов. Мне показалось, усилители Primare (особенно D-класса) — это несколько не то, к чему надо подключать KEF.
Возможно, к моменту официального прослушивания в представленных системах что-то поменялось, поэтому мне очень интересно узнать мнения тех, кто на нем был.
Данное прослушивание в очередной раз натолкнуло меня на мысль, что качественное стерео — это в первую очередь правильно (и индивидуально!) подобранная система и подходящее помещение, а не дорогой тракт сам по себе и не кабели, толщиной с упитанную змею.
Еще раз выражаю свою признательность компании MMS Cinema за организацию индивидуального прослушивания акустики!
И конечно же, отдельная благодарность за помощь с публикацией этой статьи @Катерине!