Теоретически я понимаю, что чем совершеннее тот или иной компонент системы - тем звучание системы более приближается к совершенству. Это теория. А как на практике? Совсем недавно (20 февраля 2022) я заменил свой виниловый проигрыватель - Pro-Ject X1 на более совершенный аппарат - Electrocompaniet ECG 1. Обзор обоих проигрывателей делал наш коллега Виктор Горбатов, поэтому я не буду останавливаться на подробностях. Уточню только одно отличие от обзора В.Горбатова - подшипник ECG 1 был в обильной густой смазке. Коротко об Electrocompaniet ECG 1:
· Акриловый диск, весом 3 кг;
· Пассиковый привод, от двигателя непосредственно на акриловый диск, без субдиска;
· Трёхслойный стол с двумя акриловыми плитами, между которых запресован алюминиевый лист; вес стола - 10 кг;
· Полностью развязанный со столом двигатель, установленный в металлическом корпусе на металическом основании с тремя ножками; вес мотора - 1.3 кг;
· 10-и дюймовый S-образный тонарм Jelco SA-750EB со съёмным шеллом (тип SME);
Для того, что бы сравнить с тем, что было коротко об основных моментах бывшего проигрывателя Pro-Ject X1:
· Акриловый диск, весом 1.5 кг;
· Пассиковый привод на пластиковый субдиск, двигатель закреплён на столе;
· Стол из МДФ, вес стола, без субдиска и диска - чуть более 5 кг;
· 8.6 дюймовый прямой тонарм из карбона, шелл не съёмный;
Оба проигрывателя обладают всеми необходимыми настройками тонарма. С обоими проигрывателями использовался звукосниматель Ortofon Quintet Black S. Если X1 имеет RCA разъёмы для подключения фонокабеля, то ECG 1 имеет DIN разъём. Для обоих проигрывателей использовался кабель Ortofon 6NX-TSW 1010, только с разными разъёмами. Отмечу, что штатный джелковский кабель, который шёл в комплекте с ECG 1 - на меня не произвёл никакого впечатления и был отправлен на хранение. X1 комплектовался штатным фетровым матом, который мной был заменён на резино-пробковый (от той же Pro-Ject). ECG 1 не комплектуется никаким матом и желания его установить - не возникает.
С обоими проигрывателями использовался фонокорректор Luxman E-200. Также одинаковой была и стерео система:
· акустика - ASP Optimus Classic SB II, акустические провода - DH Labs Prelude;
· усилитель - PAS-240, модель 6, сетевой кабель - DH Labs Red Wave+Wattgate 320;
Прежде всего, отмечу более удобный для настройки тонарм Jelco SA-750EB, установленный в Electrocompaniet ECG 1. И хотя настройкой я занимался только первые две недели эксплуатации - тем не менее. Особо отмечу удачную систему установки антискейтинга. Некоторая дискретность антискейтинга в X1 (три фиксированных положения груза) - сперва меня ввергала в задумчивость, но, справедливости ради - на всех трёх головках, которые я использовал на X1 - антискейтинг устанавливался без проблем.
Первый плюс от замены проигрывателя. Короткий тонарм X1 давал угловую погрешность, которая на голове Ortofon Quintet Black S выражалась в том, что настроить голову я мог только на одну из третей пластинки: начальную, среднюю или заключительную. Естественно, я предпочитал середину. В остальных третях - я слышал падение качества звука. В ECG 1 с тонармом в 10 дюймов эта проблема ушла. Замечу, что при использовании менее острой иглы (Ortofon 2M Blue) на X1 я от короткого тонарма - не страдал.
Второе. Звук стал более детальным и менее жёстким. В частности я услышал то, чего ранее не было в хорошо знакомых записях, а вот излишне звенящие высокие ушли. Как следствие - глубина сцены выросла. Голографичность, как характеристика локализации источника звука - стала выше. Низ стал собранее. Такое чувство, что и динамический диапазон - расширился.
Третье. Хорошо записанные пластинки стали звучать лучше. На их фоне менее удачный винил - потерял в звуке (вернее - не вырос). Правильно будет сказать так: рост качества звука - неравномерный, на X1 все пластинки звучали ровнее.
Четвёртое. С новым проигрывателем подача стала более эмоциональной и масштабной. Всё же X1 тяготел к камерности и сдержанности. Кстати, многосоставное исполнение на ECG 1 стало менее "кашистое".
Пятое. С настройками пришлось повозиться больше. Чувствительность к неточной настройке - стала выше. Тоже касается и клэмпа. Сейчас его применение (по крайней мере того, который у меня - 200 гр.) - абсолютно вредное.
Стоят ли эти перемены трёхкратной разницы в стоимости проигрывателей Pro-Ject X1 и Electrocompaniet ECG 1 (на момент приобретения Electrocompaniet ECG 1 стоил 200 тыс. руб., а Pro-Ject X1 - 72 тыс. руб.)? Тут каждый решает сам.
Pro-Ject X1 хороший проигрыватель. Я с благодарностью его вспоминаю. Но, видимо, его предел - голова типа Ortofon 2M Blue (эллиптическая заточка). Головы с более острой заточкой (микролайн, шибата) я бы не рекомендовал на этот проигрыватель, ввиду короткого тонарма (а, следовательно более высокой угловой погрешности), который даёт заметную (на слух) разницу звучания в начале и конце пластинки. А также невозможности раскрыть полностью звучание более совершенных звукоснимателей.
Немного о минусах ECG 1. Если X1 комплектуется крышкой, то у нового проигрывателя эта опция - не предусмотрена. Это приводит к ненужной пыли на поверхностях проигрывателя. Выходы, конечно - есть. Но они менее элегантные, нежели хотелось бы.
Я далёк от мысли, что мой нынешний виниловый сетап - предел совершенства. Но то, что сделан очередной шаг к более точному звуку - для меня - очевидно.
Я ничего не писал об эстетической составляющей проигрывателей. Тут дело вкуса. Тем не менее и тот и другой проигрыватель выполнены аккуратно и консервативно. Без выпендрёжа. И это - мне нравится.