Судя по всему, для большинства OLED — это своего рода знак качества. Меж тем OLED-телевизоров стало много, их делают 19 компаний, и все они очень разные. До сего момента мы тестировали модели по большей части от самого производителя «органических» панелей. А сейчас расскажем об OLED-телевизоре на базе Android — Sony A8.
С телевизорами на ОС Android TV тоже связано немало заблуждений, главное из которых — из-за системы они все одинаковые. Хотя отчасти это правда: у них похожие управление и возможности — но показывают они часто совершенно по-разному, потому что алгоритмы обработки вообще никак не связаны с ОС.
Условно говоря, они «прописаны» для видеокарты телевизора, в которой и работает так называемый искусственный интеллект, а он у каждой фирмы свой. Причем алгоритмы его работы у разных производителей порой отличаются настолько, что диву даешься. И тестируемый аппарат демонстрирует это особенно выпукло.
Звучит
В серии А8 есть две модели с диагоналями 55 и 65 дюймов. В более дорогой серии AG9 — три модели: 55, 65 и 77-дюймовая. Мы же тестировали младший и самый доступный по цене OLED-телевизор Sony KD-55A8.
В выключенном состоянии его можно спутать с ЖК-телевизорами, потому что по сравнению с ними он не настолько уж и тонок. Без учета подставки — а точнее, ножек — его толщина составляет 5,2 см, и это не в самом низу или по центру.

Если смотреть сзади, действительно тонким корпус сделан лишь немного по бокам и сверху, а на большей часть площади он подчеркнуто угловатый и прямоугольный, что сделано не вынужденно, дабы разместить разъемы и электронику, а специально — ради точно сфокусированного звучания.
Другие компании упирают на малую толщину OLED-матриц, а Sony использует другое их преимущество — гибкость. В толстой части корпуса телевизора стоят четыре динамика, два из которых в качестве диффузора используют саму OLED-матрицу, то есть фактически она работает излучающей поверхностью (два других динамика — это низкочастотники, звук от которых выводится снизу).
В Sony это назвали Acoustic Surface Audio. Это дает, пожалуй, лучшее совмещение звуковых и зрительных образов. Звук идет не вокруг, а непосредственно из экрана, как бывает разве что в кинотеатрах со звукопрозрачными полотнами, где колонки также ставят позади экрана. Для тех, кто не собирается инсталлировать телевизор прямо в стену, это лучший вариант.

По идее, такое решение помогло бы кардинально уменьшить ширину неиспользуемой площади панели по периметру экрана, но по факту ширину этой рамки не назовешь рекордной. Она узкая, примерно 6–7 мм по бокам и сверху и около 1 см снизу, но уже есть аппараты, где она составляет 2–3 мм. Впрочем, это не вина инженеров Sony, а просто матрица имеет такую ширину рамки — и значит, у всех OLED-телевизоров она будет примерно одинаковой.
Ярчит
Разрешение матрицы соответствует стандарту UHD, более известному публике как 4К, то есть 3840х2160 пикселей. Тип матрицы, как и у всех OLED-телевизоров — WRGB, то есть с белыми органическими светодиодами и цветными фильтрами поверх них. А вот подробности относительно «железа» выяснить, к сожалению, не удалось.
Могу сказать, что центральный процессор ощутимо мощнее, чем у прошлогодних моделей, причем практически всех производителей — приложения открываются и закрываются мгновенно, скорость открытия файлов зависит лишь от быстроты подключенных флешек и работы серверов, если работать по сети, а меню просто «летает» — никаких претензий.
А в качестве видеопроцессора трудится самый мощный фирменный X1 Ultimate, как на 8К-моделях. Он-то и осуществляет всю обработку изображения по фирменным алгоритмам, а их довольно много.

Один из самых упоминаемых — Pixel Contrast Booster. Он реально делает картинку чуть контрастнее, то есть светлые участки делает чуть светлее, а белые — ярче, в чем я лично убедился еще зимой, когда представилась возможность сравнить эту модель с моделью от самого производителя матриц. Но насколько контрастнее — измерить это не представляется возможным.
Дело в том, что на хоть сколько-нибудь длительное время увеличить яркость даже небольшой площади панели нельзя — она сгорит. Именно поэтому действительно ярких OLED-телевизоров «классической» конфигурации без дополнительных «усиливающих» слоев мы не увидим — это ограничение технологии.
Яркость можно немного поднять, но лишь на очень малое время и на очень малой площади. Для видео, где постоянно меняется картинка, этого достаточно, чтобы визуально поднять контрастность. Темные участки ведь у OLED и так темнее некуда.
И чтобы результат выглядел естественно, а не просто выцветшим или переконтращенным изображением, нужен серьезный анализ исходной картинки с адаптивной обработкой, то есть так называемый искусственный интеллект. Это определение Sony не применяет, говоря в официальных материалах об «объектно-ориентированном ремастеринге», но сути это не меняет. Он же задействуется и при обработке движущихся объектов, и при масштабировании, и даже при оптимизации характеристик под условия освещения в комнате.

Главное в нем — база данных, по которым телевизор «определяет» тип изображения и применяет соответствующую обработку. Сложность вот в чем: чтобы с каждым новым поколением улучшать обработку, базу надо не только увеличивать, но и фактически полностью обновлять. Например, чтобы различать разные типы шумов — одни заглаживать, уровень других уменьшать, а пленочную зернистость на старых фильмах вообще не трогать.
Единой или какой-то стандартной базы данных не существует — каждый производитель применяет свою. Но мало того, что ее нужно создать, главное — добиться, чтобы она идеально отрабатывалась программой. А на этом пути крайне сложно избежать проблем, в результате которых обработка изображения будет, так сказать, не совсем адекватной. Такие проблемы есть у всех телевизоров с «искусственным интеллектом». И у данной модели, как оказалось, тоже.
Шумит
Если смотреть видео с потоковых сервисов, то ничего предосудительного мы не заметим. Разве что шума чуть больше, чем ожидалось, а артефакты не опознаются однозначно как огрехи обработки — они и в сигнале тоже есть в избытке, потому что битрейт видео не большой.
Но если смотреть 4К-видео с внешнего плеера, то шума уже будет явно больше, чем нужно, и вокруг мелких деталей будет много шероховатостей — хотя и с цветами, и контрастом визуально будет полный порядок. Сюрпризы обнаружились при подключении компьютера — на графике Sony показал неадекватно много артефактов. Они и на меню плеера есть, но просто не так бросаются в глаза.
Исправить это, с помощью настроек нельзя — шумодав в пределе убирает даже часть зернистости, но не артефакты. А калибровать изображение для достижения идеального цветового баланса и вовсе бесполезно — смотрите наши измерения и сами все поймете.
Вывод здесь только один: нынешняя версия ПО, несмотря на рабочий статус, еще очень сырая, чему есть очень веское подтверждение — телевизор вообще не воспринимает жесткие диски с данными по USB и не «видит» MKV-файлы с флешек, хотя и то и другое отлично распознавали все модели Sony предыдущих поколений. Это можно было бы списать на очередной виток борьбы с пиратством, но нет.

Нынешнее положение вещей не смертельно: просто из-за пандемии еще почти не было вдумчивых тестов новых линеек телевизоров, а простые пользователи огрехи могут и вовсе не заметить — мало кто пользуется внешними плеерами, а уж тем более подключает компьютеры.
Новых же игровых приставок, которые бы выявили какие-то недостатки, еще нет в наличии. Соответственно, про работу портов HDMI 2.1 тоже пока сказать нечего. А вот когда все это появится и пойдут негативные отзывы, тогда, надеюсь, компания и подготовит новую версию ПО, где исправит все недочеты.
Измерения
Несмотря на возможность управления динамическими настройками изображения, на деле полностью их выключить невозможно. В результате, «искусственный интеллект» всегда пытается анализировать и по-своему «улучшить» любое изображение, включая тестовые таблицы и лишенные деталей измерительные фоны.
Простые тесты, вроде измерения контрастности на «шахматном поле» (методика ANSI), ему удаются блестяще. На черных полях он выключает пиксели, получая фактически нулевую яркость, а на белых (50% площади экрана) — поднимает ее до 246,9 кд/м2. Итоговая контрастность — бесконечность.
К насыщенности цветов на максимальных уровнях тоже не придраться. Цветовой охват получается закономерно широким, по площади даже превышающим стандарт DCI-P3 c хорошим запасом в красной области.

Но при отображении градаций в темных, ярких и контрастных сценах он все время пытается «улучшить» контрастность, одновременно защищая панель от выгорания — то есть в зависимости от ситуации либо уменьшает, либо увеличивает исходную яркость. В результате, график яркостного отклика (гамма) выглядит вот так:

Либо вот так при включении яркого режима (задействован Pixel Contrast Booster):

При этом ни в одном из возможных вариантов настройки итоговый график не совпадает с референтной кривой, обозначенной пунктиром.
Баланс цветовых составляющих при выключенных динамических регулировках и выбранной самой теплой цветовой температуре в меню выглядит вот так:

Реальная цветовая температура по диапазону закономерно получается далекой от стабильных значений:

А в режиме «Яркий», чтобы повысить кажущуюся «яркость» однородных по контрасту сцен, «интеллект» просто повышает уровень синего:

Температура при этом в среднем по диапазону составляет 13 000К вместо рекомендованных 6 500К.
Выводы
Телевизор, который показывает контрастнее и ярче, чем даже модели от производителя OLED-матриц, да и звучит лучше других OLED-моделей. Но действительно хорошим его можно будет признать только после обновления ПО.
OLED, дизайн, контрастное и яркое изображение, отличный звук, Android TV.
Ошибки адаптивной обработки изображения, не воспринимает MKV-файлы.
220 000 рублей
Матрица: OLED (WRGB)
Диагональ: 55 дюймов (139 см)
Разрешение: Ultra HD 3840 x 2160
Частота обновления (заявленная): 100 Гц
Яркость: нет данных
Контрастность: нет данных
Поддержка HDR: HDR 10, Dolby Vision, HLG
ТВ-тюнер: PAL, SECAM, DVB-T/T2/C/S/S2
Подключение: 4 x HDMI v2.1 (HDCP2.3), LAN, 2 x USB 2.0, 1 x USB3.0, Wi-Fi 2,4 и 5 ГГц, Bluetooth v4.2, оптический Toslink
Звук: 2x5 + 2x10 Вт
Декодирование аудио: Dolby Digital, Dolby Digital Plus, Dolby Atmos, DTS
Габариты: 1 227х733х326 мм с подставкой (1 227x712x52 мм без нее)
Вес: 18,6 кг с подставкой
Настенное крепление: VESA 400х400 мм
Потребляемая мощность: 131 Вт