Прошло около года с момента моей первой публикации о работе SmartAudio Recording Lab, а развитие событий и поводы для хороших новостей набирают скорость как многоканальная мастер-машина.
Что общего между органом Хаммонда и 24-дорожечным мастер-магнитофоном? В нашем случае то, что они оба поселились у Михаила Мамонова в SmartAudio Recording Lab — и процесс у команды Михаила явно не стоит на месте.
Три года истории студии и первая десятка аналоговых изданий на лентах: в отличии от многих других актуальных издателей записей на магнитных лентах, на студии Михаила создаются оригинальные студийные мастер-ленты исключительно современных музыкантов. Михаил фактически осуществляет весь процесс: от выбора музыкального материала до выпуска тиража копий с оформлением буклетов.
Три года с момента становления студии и 10 аналоговых альбомов — много это или мало? Попробуем спросить Михаила Мамонова и разобраться вместе с вами.
Михаил Мамонов:
«Мы сильно продвинулись за это время в технологии аналоговой записи и мы ни с кем не конкурируем. Мы в идеальной ситуации, когда можем заниматься тем, что нравится. Для меня большая гордость — те десять релизов, которые мы издали в аналоговом формате. Как ни удивительно, но это именно то, что реально востребовано в пленочной, эстетской, аудиофильской тусовке. Наша студия — не бизнес-конвейер, каждый проект — hand-made. Кто-то сказал, что наша студия — это мотивированное хобби, и для нас нет задачи привлечь артистов любой ценой».
Инструментарий для аналога достойный:
Аналоговый микшерный пульт Audient ASP8024-Heritage Edition (48 ch with preamps and EQ, 24 bus, 14 Aux, 4 Stereо EFX returns, 8 sub groups, in-line, 104 faders, buss compressor). А также:
Ampex ATR-102 1/2″ Master Recorder
Studer A800 (24 ch)
Studer A80 Master Recorder 1/2″ (Studio Edition)
Studer A80 Master Recorder (Broadcast Edition)
Nagra IV S Tape Recorder
Артем Сунцов, звукорежиссер SmartAudio Recording Lab:
В одном из интервью Артем описал свой уникальный опыт работы в режиме "прямо на мастер-ленту":
«Лента беспощадна. Музыканты, играя одновременно всем составом, не имеют права на ошибку. По нашему собственному опыту, музыканты, которых мы записывали и издавали на ленте, все делали с первого или второго дубля. Когда я начал готовиться к записи на ленту, нашел видео про олдскульные методы записи именно рок-н-ролльного коллектива.
Если вкратце, то музыканты расставляются в тон-зале относительно одного ленточного микрофона: ближе всех располагается вокалист, затем контрабасист, гитара, клавишные, дальше всех — ударная установка. Это создает натуральную глубину звуковой картины. Но этой инструкцией мне воспользоваться не удалось. Вся идиллия разрушилась, как только я узнал, что в Rommitz & The OL’ Time Shakers вокалистом является барабанщик! А значит — барабаны неизбежно попадут в вокальный микрофон».
Трудно не согласиться с этим, имея некоторый личный опыт. Но в ответ на дружеское предложение Михаила перезаписать Bomb Lane Band на ленту в аналоге — я сильно задумался... А может, все-таки взять и пересвести исходный мастер?
Кристина Ковалева и трио Антона Зубарева — работа над новым материалом начата в августе и успешно завершена.
Новое поколение звукорежиссеров — и там, и здесь — выросло на цифре и аналоговых эмуляциях. С начала аналогового ренессанса возникло устойчивое мнение, что запись звука на ленту — удел профессионалов высочайшего класса.
Действительно, с появлением компьютеров и различных программ записи открылись практически безграничные средства редактирования и улучшения. Плюс отсутствие лимита дорожек. Звукозапись стала доступной.
Сегодня каждый может за пару часов в домашних условиях записать музыку и исправить все неточности. Лента в этом плане воистину беспощадна. Музыканты, играя одновременно всем составом, не имеют права на ошибку. Но и результат весом — в случае удачи.
Единственный способ исправления сделанного – полная перезапись произведения. Более того: если что-то стирается, нет возможности откатиться назад. Поэтому, как сказал один мой знакомый звукорежиссер, если хочешь проверить профессионализм музыкантов, предложи им записаться на ленту.
В отличие от цифры, магнитофон вносит свой отпечаток в звуковой сигнал в виде ленточной сатурации (добавление гармоник) и компрессии. Кроме того, у ленты есть определенный динамический диапазон — тот самый промежуток между уровнем шума и точкой искажения, где и нужно «расположить» исходный звук. Чем ближе уровень звука к искажению и чем дальше от уровня шума — тем полезнее записываемый сигнал.
И у такой записи принципиально другая динамика: на примере записи ударных заметно, что на скорости 15 IPS лента слегка подъедает атаки — особенно если стрелка индикатора превышает 0 VU. Еще драматичнее это явление на 30 ips и на полудюймовой ленте. Западные гуру аналогового звука подсказали, что бороться с этим можно, только используя динамическую обработку для увеличения атак на старте.
Я почему-то вспомнил истории о Руди ван Гельдере и его экспериментах с записью Джимми Смита и органа Хаммонд на Blue Note... А теперь у Михаила есть свой легендарный орган Hammond + спикер Hammond Leslie 3300 Rotary Speaker. И хочется блюза, хорошего блюза!
Итак, что у нас в каталоге за «подотчетный» период? Пока я готовил этот материал, появилось уже 11 изданий мастер-лент — и процесс идет.
Про этот альбом я уже писал — Jon Davis Trio
Каталог мастер-лент «SmartAudio Recording Lab»
Моя личная первая тройка новых записей SmartAudio Recording Lab сегодня выглядит так:
Kristina Kovalyova & Anton Zubarev Trio — My Favorite Things
Доступно на двух дорожках на 15 IPS и 7.5 IPS / CCIR и NAB — это наиболее актуальная работа студии.
Прослушать фрагменты: K. Kovalyova & A. Zubarev Trio - My Favourite Things (2020) Tape Preview
Ampex ATR-102 1/2″ Master Recorder как основная мастер-машина дал существенное изменение в подаче звука последних релизов. Студия получила модульную конструкцию, сильно облегчившую обслуживание устройства и увеличившую гибкость всей системы и полудюймовые мастер-ленты. А мощный, панчевый и прекрасно артикулированный бас, обеспечиваемый моделью, буквально вводит вас в медитативное состояние. Слитный плотный и слегка теплый звук, который многие cпециалисты звука в аналоге ставят выше Studer.
Альбом «My Favorite Things» записан сразу на полудюймовую ленту на 76-ю скорость на Ampex ATR-102 без мультитрекинга в промежутке — live session direct to master. Высший пилотаж и музыкантов, и студии! Композиция «Social Call» просто обволакивает и уносит...
Kristina Kovalyova (feat. Jon Davis & Anton Zubarev) — I wish you love
Не менее волшебная по качеству запись, особенно You Go To My Head - реально входит.
Для справки:
Кристина Ковалева — молодая джазовая певица, композитор и музыкант. Еще несколько лет назад, оказавшись в столице и выступая в московских клубах, она заявила о себе как о музыканте с чувством стиля и творческой свободой, ярким тембром и притягивающей харизмой. Огромное влияние на ее творчество оказала украинская культура и музыка, поэтому Кристина не только мастерски исполняет всемирно известные джазовые стандарты, но и пишет свою музыку, экспериментирует со стилями.
Сейчас Кристина живет в Санкт-Петербурге и сотрудничает с такими яркими музыкантами как Андрей Кондаков, Jazz Classic Trio Андрея Зимовца, Алексеем Черемизовым, Григорием Воскобойником и его ансамблем. Не так давно Кристина приняла участие во всероссийском туре нью-йоркского джазового пианиста Джона Дэвиса «Джаз объединяет континенты», который прошел с большим успехом. И в результате — прекрасный аналоговый материал на лентах.
Недавно Кристина поступила в Amsterdamsch Conservatorium — нидерландское высшее музыкальное учебное заведение. Входит в состав Амстердамской высшей школы искусств.
Andre Bernovski — Preludio Saudade
Меня поразила эта запись, еще когда Михаил дал мне послушать наброски к ней год назад на MHES. Но результат превзошел ожидания и первые впечатления.
Andre Bernovski — израильско-немецкий гитарист, начал играть на фортепиано в возрасте шести лет, в возрасте десяти лет перешел на классическую гитару, а затем закончил Академию музыки в Иерусалиме (Jerusalem Academy of Music and Dance) под руководством Yoram Zerbib в 2015 году. С 2015 года он живет в Германии, работает как гитарный педагог и концертный гитарист. Помимо гитары, он является специалистом в технических областях звукозаписи и обработки звука, проработав два года на радио в Беэр-Шева в Израиле.
Хорошая аналоговая техника способна передать все нюансы фонограммы, включая атмосферу и пространство концертного зала. Современные технологии записи и воспроизведения, в принципе, позволяют записывать звук в цифровом виде с настолько высоким разрешением, что человеческое ухо просто не может отличить его от оригинала. Другое дело, что при всем обилии «хайрезов» далеко не все из них записаны по-настоящему хорошо.
Соберите группу аудиофилов вместе послушать магнитофон, и вскоре разговор перейдет к очаровательной дискуссии: аналоговое против цифрового. Скорее всего, дело перерастет в яркий спор.
Будут выдвинуты взаимоисключающие заявления, мнения и слухи будут выдаваться за факты, а затем все пойдут домой, весело проведя время и все еще гордясь теми же чувствами, с которыми пришли. При совместном прослушивании аналоговых работ от SmartAudio Recording Lab вышеописанная ситуация исключена в принципе, ибо музыка — это единый язык мира, особенно когда она хороша...
Обычно большинство современных записей приходят к нам, пройдя через несколько рук: инженер отвечающий за первичную запись, инженер сведения, инженер мастеринга, продюсер и мало ли еще кто... В случае с аналоговыми релизами от SmartAudio Recording Lab музыка приходит к нам из «первых рук».
К имеющимся трем тон-залам студии планируется построить еще один, чтобы можно было записывать большие составы музыкантов. В перспективе новые проекты, некоторые уже в работе, и мы пожелаем Михаилу и его команде: выше стропила, плотники аналога!!!
И я не могу не поделиться этим прекрасным материалом от Леонида Голованова