«Честно говоря, я не знаю, что такое "настоящий звук". Но я знаю, что такое эмоции и удовольствие», — рассказал в одном из своих интервью Ив-Бернард Андре, основатель компании YBA Audio. Проведя много времени за разработкой компонентов и их схем, Ив-Бернард очень убедительно настаивает на том, что цель Hi-Fi системы — воспроизводить музыку и дарить слушателю эмоции, а не быть техническим инструментом.
Подобные идеи и высказывания могут показаться читателю весьма догматичными, но в этом случае мы решили пойти дальше и на практике проверить, насколько теоретический подход согласован с конечной реализацией продукта.
Немного истории
С 1981 года берет начало история фирмы YBA. Ив-Бернард Андре (Yve-Bernard Andre), трудившийся до этого момента у Goldmund и Audax, решил воплотить в жизнь свое видение Hi-Fi и, опираясь на сформировавшиеся идеи и принципы их реализации, основал собственную фирму. Название ее сложилось из инициалов Ива-Бернарда.
Принципы, что служили для него основой в построении аудиокомпонентов, можно выразить буквально одним словом — простота. При этом Ив-Бернард уточняет, что под словом «простота» в данном случае подразумевается не упрощение, а глубокая оптимизация всех параметров и составляющих аудиотракта. Данный принцип применяется как к схемотехнике, так и к дизайну всех устройств, которые выходят в свет под маркой YBA.
В целом, Ив-Бернард Андре называет себя любителем музыки, и не причисляет себя к рядам аудиофилов. Музыкант, воспитанный музыкантом, предлагает слушателю оценить свой подход к построению системы Hi-Fi, во главе которой — удовольствие и эмоции.
Наследие
Как и принято у большинства брендов в этой среде, YBA имеет в своем арсенале несколько линеек продукции, которые могут сформировать вполне законченный в части компонентов сетап. Линейка «Heritage» (в пер. с англ. — «наследие»), если судить по высказываниям Ива-Бернарда, является второй в списке по количеству применения тех самых принципов оптимизации.
В ассортименте серии Heritage представлены интегральные усилители А100 и А200, проигрыватель компакт-дисков CD100, ЦАП D100, фонокорректор РН100, музыкальный центр с возможностью стриминга R100 и стример МР100SE, который уже снят с производства, но упомянуть его, думаю, стоит.
Остальные линейки YBA — Design, Genesis, Passion и Signature — также очень разнообразны и включают в себя всевозможные вариации компонентов, начиная от весьма бюджетного стереоресивера и заканчивая усилителями мощности (как моно-, так и стереофоническими), которые можно отнести к классу High End.
Все устройства линейки Heritage представлены в двух цветах: серебристом или черном.
Оптимизация и лаконичность
Пришло время обратить наш пристальный взгляд (а затем и слух) на одного из участников сегодняшнего тестирования — фонокорректор YBA Heritage PH100.
Возвращаясь к теории оптимизации, по моему мнению, в этом случае Ив-Бернар также сделал шаг в сторону лаконичности дизайна. На первый взгляд — абсолютно непримечательное внешне устройство. На лицевой панели можно видеть один единственный фирменный рычажок (к ним мы еще не раз вернемся), который позволяет выбрать нужный режим работы фонокорректора — для ММ- или МС-картриджей.
Остальные грани устройства остались нетронутыми, за исключением тыльной — здесь расположились разъемы коммутации. Выигрышно смотрятся два входа RCA, рядом — выход такого же типа. Здесь также нашлось место для фирменного рычажка, который в данном случае переводит фонокорректор в режим работы с МС-картриджами с высоким выходным напряжением. Оставшиеся два элемента задней панели — это разъемы «земли» и питания.
Опорой для устройства служат три ножки. Это тоже одна из «фишек» YBA — все их устройства опираются на три ножки: одна спереди и две сзади. Оптимизация в действии.
В целом, устройство ощущается как увесистый черный металлический брусок, который своим внешним видом демонстрирует абсолютную аскетичность, тем самым как бы говоря пользователю: «Не смотри на меня. Слушай музыку».
Надежный, бесшумный и простой в использовании
YBA Heritage CD100 — следующий компонент из тестируемой системы, о котором пойдет речь. Это устройство представляется нам как полноценный CD-плеер, но по факту он может быть использован как в качестве ЦАПа, так и в сценарии, когда используется внешний ЦАП — в качестве CD-транспорта.
По экстерьеру CD100 уже можно проследить те общие черты дизайнерских решений, которые объединяют все устройства от YBA Audio.
Лицевая панель разместила на себе необычных пропорций окошко, которое включает в себя прямоугольный дисплей с янтарного цвета подсветкой символов, для отображения минимума необходимой информации. Справа от него находится лоток CD-транспорта, слева — те самые рычажки, которые позволяют управлять плеером.
Оказалось, что эти рычажки не всегда работают как тумблеры. В случае с CD100 они всегда находятся в центральном положении, и при нажатии на рычажок вверх или вниз он тут же самостоятельно возвращается в центр. Откровенно говоря, довольно нестандартное решение — и поначалу такой способ управления может доставить некоторые неудобства. Благо, пульт ДУ выполнен в классическом стиле, с привычными кнопками.
Функционал, который возложен на рычажки, обычный для CD-проигрывателей. Отдельно стоит выделить только самый правый из них — «SRC». Этот элемент управления позволяет повышать частоту дискретизации сигнала вплоть до 192 кГц — максимально возможной для встроенного в проигрыватель ЦАПа Wolfson WM8740.
По традиции, на тыльном торце разместились разъемы: по аналоговой части — это пара балансных выходов стандарта XLR и пара RCA, по цифровой — коаксиальные вход и выход, вход стандарта USB Type B.
В общих чертах, YBA Heritage CD100 выглядит весьма строго, не броско (особенно, в черном цвете) и не стремится пестрить разнообразием светодиодных лампочек: ничто не должно отвлекать вас от музыки!
Мощный, продуманный и функциональный
Интегральный усилитель YBA Heritage A200 позиционируется как усовершенствованная версия младшего Heritage A100.
Внешне — это все тот же узнаваемый дизайн, опирающийся на несимметричную форму окна дисплея и фрезерованную линию вдоль фронтальной панели. Элементов управления минимум: регулировка громкости и выбор входа. На небольшом дисплее, элементы которого также подсвечены янтарным цветом, можно видеть информацию о выбранном входе и об уровне громкости в децибелах. Все. А с другой стороны — что еще нужно?
Возможности коммутации довольно широки, так как внутри А200 также имеется цифровая схема. Реализована она на чипе АК4490EQ — что лично для меня оказалось приятным сюрпризом — и поддерживает частоту дискретизации до 32 бит/384 кГц и DSD256 включительно.
Можно подать цифру на ЦАП через оптику, либо же воспользоваться разъемом USB. Кстати, разъем USB здесь стандарта Type C, что не часто можно встретить на рынке современных Hi-Fi-устройств.
Еще один довольно интересный момент: если вы подаете на усилитель уже аналоговый сигнал, то питание цифровой части интегральника можно отключить. Для этого на задней панели есть специальный рычажок. Куда же без них.
Опциональный модуль Bluetooth поддерживает протоколы aptX и aptX HD. Кстати, к нему мы еще вернемся. Мне кажется, за развитием и реализацией этих новомодных штучек нужно пристально наблюдать.
По аналоговой части коммутации: в наличии пять пар разъемов RCA и пара XLR, две пары клемм для подключения акустики. Также есть выход с предусилителя.
A200, как и другие усилители YBA, использует дифференциальный входной каскад усилителя мощности, работающий в классе А. Сам же усилитель мощности работает в классе АВ. При этом, компания ставит драйверные транзисторы с широким частотным диапазоном (до 40 МГц), а выходные транзисторы — с большим выходным током (до 30 ампер).
Отдельно упомяну пульт ДУ: довольно тяжелый, но позволяет управлять всеми компонентами YBA. Когда пульт активирован на управление, допустим, проигрывателем CD — регулировка громкости все равно остается подконтрольна усилителю. То есть нет необходимости активации управления усилителем, чтобы изменить громкость. Вроде мелочь, но приятно.
Общая картина сложилась такой: взгляду предстал черный, аскетично строгий сетап компонентов, из рамок которого выбивается разве что фонокорректор — в силу своих габаритов. И, честно говоря, в моем случае визуальный эффект не сработал — дизайн мне не приглянулся. Но это, как говорится, дело вкуса.
Если рассматривать устройства YBA со стороны схемотехники — здесь, по утверждениям Ива-Бернарда, использованы многие компоненты, которые изготавливаются для YBA на заказ.
Отмечу, что на пути сигнала отсутствуют пассивные элементы, используются только активные с симметричной топологией. Идея здесь — избавить сигнал от искажений и защитить его от электромагнитных помех. Там, где необходимо минимизировать колебания температуры и дать высокую проводимость, для припоя используется индий.
Деревянные брусочки на элементах схемы — это фирменная технология «Memory Free Design». Компания пишет, что таким образом удается избежать появления тепловых вибраций, электромагнитных и электростатических искажений.
Прослушивание
В свое время Ив-Бернард Андре разработал и запатентовал динамики с "симуляцией бесконечного дефлектора", которые, по его словам, позволяют ощутить настолько реальный эффект присутствия, что порой это может вызвать даже тревогу и дискомфорт. Но что же с другими устройствами YBA? Позволят ли они ощутить такой же эффект?
Помощниками в реализации потенциала линейки Heritage были акустические системы Sonus Faber Sonetto III, проигрыватель винила Thorens TD 1601 c MC-картриджем Sumiko Starling и смартфон.
Прослушивание проходило в несколько этапов, и, пожалуй, каждый из этапов нужно вкратце описать, дабы выводы по YBA Heritage стали более понятны читателю.
YBA Heritage PH100 и A200
Поначалу, глядя на YBA Heritage PH100 на фоне Thorens, в качестве первых ассоциаций было некоторое снисхождение. Но, как говорится, встречают по одежке...
При прослушивании никаких снисхождений не было — звучала полноценная, самодостаточная система с винилом во главе! Связка из фонокорректора PH100 и интегральника А200 показала очень высокий уровень детальности и отличные динамические характеристики.
Детальность, не затмевающая виниловый шарм — звуковая картина слышится свободной, естественной и непринужденной. Хорошим примером будет альбом «Hope» от Hugh Masekela. Трек «Stimela (The Coal Train)» заключает в себе все то, о чем сказано выше: и нарастающую динамику, и естественность вокала с инструментами, и хорошую компоновку воображаемой сцены.
Мсье Ив-Бернард Андре оказался прав. Все случилось по заветам: стоило многих сил удержать себя в рамках эксперимента, чтобы не забыться в эмоциях, которые волнообразно накатывали в такт трубе.
YBA Heritage CD100 и A200
В данном случае YBA Heritage СD100 выступал в роли полноценного CD-плеера, отдавая аналоговый сигнал усилителю посредством разъемов XLR.
Стоит отметить: несмотря на то, что фонокорректор и CD-плеер — абсолютно разные устройства, общие моменты в их звучании все-таки нашлись. «Фирменный почерк», как принято говорить в наших кругах, явно прослеживался — это подача и отработка средних и высоких частот, общая сбалансированность и естественность звучания. Теперь все стало на свои места: слышимая эмоциональность вокала и то внимание, которое разработчик уделяет этому моменту в своих словах, не оказались очередным нарративом маркетологов.
В очередь на прослушивание выстроились Frank Sinatra, Sade и коллектив Down с довольно агрессивным кейсом композиций.
Кстати, Down показал систему с другой стороны — агрессии в звуке оказалось достаточно, должный уровень детальности позволял при желании расслышать любой инструмент, а четкий и хлесткий панч создавал напористый ритм. Высокие частоты, которые далеко не всегда хорошо записаны у подобных групп, здесь заставили обратить на себя внимание. Стремление сетапа к деталям в этом диапазоне сыграло злую шутку, разбив тарелки на мелкие осколки. Поэтому решение сменить диск было окончательным и бесповоротным.
Frank Sinatra и Sade — здесь без эксцессов. У Sade хотелось бы выделить композицию «No Ordinary Love» — прозвучала она превосходно, с образцовой голографией и контролем низких частот.
YBA Heritage A200 и смартфон
Довольно интересный этап тестирования. И не менее интересны те результаты, которые констатировались по его итогам.
Как уже говорилось ранее, максимально возможный протокол связи у модуля Bluetooth, который установлен в усилителе — это Qualcomm aptX HD. И я скажу прямо: на сегодняшний момент — это лучший результат беспроводного звука из всех, что мне довелось слышать.
О каком-либо серьезном упрощении деталей на ВЧ или в области воображаемой сцены даже не шло речи. На должном уровне остались также средние и низкие частоты. Единственный момент, который смутил — это слышимая потеря «воздуха».
Но, учитывая, что в тестируемой системе его было очень даже достаточно, эта потеря не критично сказалась на итоговом результате: признаюсь, композиция «No More Knows» от моих любимцев Marian Hill все-таки заставила вздрогнуть зачерствевшее аудиофильское сердце.
Выводы
Прослушивание компонентов YBA вышло довольно плодотворным и до сих пор живо в моей слуховой памяти — периодически я еще напеваю «…no more knows…». Эффект присутствия, о котором упоминалось в начале прослушивания, ощутить удалось. Но тревоги или дискомфорта он не вызвал — скорее, наоборот.
По итогам, все представленные на тестировании устройства серии Heritage показали себя весьма конкурентоспособными в этой ценовой категории, а, возможно, и в категории выше. Грань, где техничность соприкасается с музыкальностью, в данном случае очень искусно отточена.
Внеся в нейтральную подачу звукового материала еле заметные акценты, дабы сохранить его увлекательность, инженеры YBA создали достойное «наследие», на которое, по моему мнению, стоит обратить внимание поклонникам качественного аудио.
хорошее сочетание компонентов; эмоциональная, естественная подача музыкального материала с сохранением деталей; отличные ритмические способности системы; привязки к жанрам не обнаружено
относительно высокая стоимость компонентов линейки Heritage; не всегда удобные рычажки управления у CD100; весьма спорный дизайн PH100
YBA Heritage PH100 — 89 000 рублей, YBA Heritage CD100 — 119 000 рублей, YBA Heritage A200 — 199 000 рублей
Фонокорректор YBA Heritage PH100
Тип головки: MM/MC
Коэффициент усиления ММ: 45 дБ
Коэффициент усиления МС: 65 дБ
Тип выхода: RCA
Тип выхода: RCA, 2 шт.
Точность кривой RIAA: 0,3
Частотный диапазон: 20 Гц — 20 кГц
Соотношение сигнал/шум: 90 дБ
Габариты: 125x118x360 мм
Масса: 2,5 кг
CD-проигрыватель YBA Heritage CD100
Диапазон частот: 20 Гц — 20 кГц
Соотношение сигнал/шум: 108 дБ
Искажения: менее 0,001%
ЦАП: Wolfson WM8740
Входы: USB-B, коаксиальный
Выходы: аналоговые балансный и не балансный, цифровой коаксиальный
Габариты: 430х374х118 мм
Масса: 5 кг
Стереоусилитель YBA Heritage A200
Пульт д/у: в комплекте
Встроенный ЦАП: АК4490EQ
Разрядность ЦАП: 32 бит
Частота дискретизации аудио ЦАП: 384 кГц
Частота воспроизведения: 20 Гц — 20 кГц
Соотношение сигнал/шум: 95 дБ
Коэффициент нелинейных искажений: 0,04%
Каналов усиления: 2
Мощность на канал: 165 Вт (4 Ом), 110 Вт (8 Ом)
Габариты: 430х118х400 мм
Масса: 10 кг