Этот проигрыватель, выпущенный немногим более года назад, — на сегодня старший в каталоге компании Sony. И он же первый за многие годы аппарат, по признакам и характеристикам попадающий не в сверхбюджетный сегмент, а в сегмент аппаратов постарше. Кроме того, проигрыватель интересен не только сам по себе, но и одной своей незаурядной функцией — у него имеется встроенный АЦП, позволяющий делать записи в формате DSD. Просто встроенным АЦП в бюджетном сегменте сейчас сложно кого-то удивить, но, насколько я знаю, никто кроме Sony DSD конвертер в проигрыватель раньше не встраивал.
В истории компании Sony было много вертушек. С разными типами приводов, с автоматикой и без, вплоть до портативных аппаратов, больше напоминающих игрушки. Но так сложилось, что серьезное признание получили буквально несколько моделей. В первую очередь — профессиональный аппарат Sony PS-X9, фономотор TTS-8000 и проигрыватели на его основе. И тут список заканчивается. Разве что прибавить еще серию тонармов PUA-1500 и головки линеек Sony XL-55. Но все это скорее исторический экскурс и прошлые достижения, которые к настоящему имеют весьма опосредованное отношение. Наработки компания, возможно, сохранила, однако долгое время вертушек не выпускала или делала сверхбюджетные варианты.
Sony PS-HX500 заинтересовал меня еще по первым анонсам. Да, это относительно бюджетная модель, но сейчас в этом сегменте сильная конкуренция, поэтому интересно посмотреть, что же может предложить на современном рынке компания Sony.
Разобрать условно-неразборное
Проигрыватель, который мне достался, явно уже побывал на тестах и демонстрациях, но единственной потрепанной деталью из всей конструкции выглядела только пылезащитная крышка. Из этого косвенно можно сделать вывод, что в целом проигрыватель достаточно прочен и лишен хлипких узлов. Корпус аппарата компактный и не тяжелый, изготовлен он из МДФ и покрашен черной матово-шершавой краской (или покрыт пленкой, по внешнему виду понять было сложно). При всей простоте выглядит отделка аккуратно. Вообще внешность у аппарата приятная — практически все детали в черном цвете, тонкие четкие линии формы, лишние элементы отсутствуют. Даже для своего класса аппарат достаточно красив и смотрится солиднее многих одноклассников.
Ножки у проигрывателя нерегулируемые, оканчиваются резиновыми пружинящими полусферами. Корпус звонкий, но в сочетании с ножками развязку можно считать удовлетворительной для своего класса. Впрочем, сложно было ожидать, что подобный аппарат укомплектуют шипами и подпятниками.
На нижнюю поверхность корпуса вынесен металлический кожух, закрывающий плату фонокорректора и АЦП. Еще, рассматривая нижнюю поверхность проигрывателя, можно увидеть нижнюю часть корпуса подшипника, который проходит насквозь через стол. Также на нижней поверхности можно найти закрытые пластиковым кожухом подстроечники для настройки каждой из скоростей. А вот это уже интересно — в инструкции про возможность подстройки не сказано ни слова, и даже на схеме узлов эта деталь никак не обозначена.
Основной подшипник у проигрывателя условно неразборный. Крепится он не непосредственно к МДФ, а сначала к колечку-вставке, а вставка эта уже крепится к корпусу. Видимо, для дополнительного демпфирования эта промежуточная деталь оклеена чем-то типа тонкого фетра. Похожим способом, через кольцевую вставку, закреплен и мотор, только здесь уже никакого фетра нет (использованы резиновые шайбы, развязывающие и мотор от проставки, и проставку от корпуса).
Привод у Sony PS-HX500 пассиковый. Вращение передается со шкива мотора плоским пассиком на внутренний малый радиус основного диска — никаких промежуточных субдисков здесь нет. Сам диск довольно легкий, литой алюминиевый. Судя по тому, что на обратной стороне диска есть точки для стробоскопа, но само кольцо стробоскопа не окрашено, да и лампочки в конструкции проигрывателя нет, диск не сделан специально под эту модель проигрывателя, а взят от какого-то другого аппарата. Блок питания мотора выносной, в виде вилки-адаптера.
В конструкции даже не диска и привода, а всего проигрывателя в целом есть необычный момент: если установить только диск — его поверхность оказывается вровень с поверхностью корпуса. А вся выступающая наверх часть — необычно толстый силиконовый мат. Мат черный, диск сверху тоже окрашен черной краской, поэтому на первый взгляд это конструктивное решение не бросается в глаза, но видимая малая толщина диска утончает и облегчает внешний вид всего аппарата.
За управление приводом и проигрывателем отвечает одна единственна ручка —круглая, утопленная в корпус. У нее предусмотрены 4 положения — аппарат выключен, режим ожидания (правда, не совсем понятно, чем он отличается от выключения, вероятнее всего, тем, подается питание на АЦП и корректор или нет) и два положения скоростей вращения — 33 и 45 оборотов. Все предельно просто и что радует — ни одного светодиода, никакой индикации.
Вопросы к тонарму
К тонарму в процессе разбора матчасти у меня возникло наибольшее количество вопросов. Внешне он смотрится неплохо — все значимые детали металлические, никакого пластика, да и сделан он аккуратно. Но первое недоумение вызывает чтение паспортных данных. Там тонарм охарактеризован как «Dynamic balanced straight-shaped with soft damping control» (т. е. прямой, динамически-сбалансированный — это основное) с эффективной длинной 221 мм. И все, больше про тонарм не сказано ни слова.
Первейший вопрос — каким местом он динамически сбалансированный? Я разве что на винтики конструкцию не разобрал — и ничего указывающего на динамическую конструкцию не обнаружил. Обычный статически сбалансированный тонарм, у которого прижим выставляется при помощи противовеса. Демпфирование оставим, кто же знает, что именно имелось в виду — возможно, демпфирование противовеса или наличие микролифта... Но ясно одно — тонарм этот к динамически сбалансированным никакого отношения не имеет. Если только не предположить невесть где спрятанную пружинку, но в таком случае должна присутствовать раздельная настройка, а ее нет. И остается загадкой, что же имели в виду авторы паспорта проигрывателя.
Дальше — снова вопросы. На шелле нанесены риски, есть какая-то точка, но что же это такое и для чего оно, остается загадкой (в инструкции нет ни слова). Могу предположить, что точка — проекция правильного выноса иглы. Ведь выставить заход иным способом у нас возможности нет: цифр мы опять же не знаем, а если бы и знали, поворотный узел сконструирован так, что довести тонарм до шпинделя просто невозможно. С точкой более-менее ясно, а для чего риски? Похоже, чтобы выставить по ним параллельность головки. На практике это оказалось крайне неудобно. Почему нельзя было добавить в комплект простенький, распечатанный на картоне шаблон для настройки положения головки? Загадка.
Теперь сам шелл. Сконструирован он так, что и головку поменять, и ее положение теоретически настроить можно. Да вот только беда — большинство головок просто не встанут правильно, уперевшись в соединение шелла и трубки. Там совершенно точно можно было бы сделать немного другую конструкцию, и проблемы такой не возникло бы. Если кто-то захочет подобрать сменную головку, выбирать следует модели максимально узкие, лучше те, у которых задняя часть корпуса лишь немногим шире контактной группы. Тогда, может быть, что-то и получится.
Высоту не регулирует, голову менять не желает
И еще про настройки и смену головок. Высота у тонарма не регулируется. Это существенный минус. Регулировка прижима самая обычная, я «вывесил» тонарм в ноль и при помощи противовеса установил нужную прижимную силу. При проверке по весам и последующих повторах эксперимента отклонение реального значения от показателя шкалы было 0,2-0,3 грамма. Много, даже для бюджетного аппарата.
Азимут тоже условно не регулируется. Снизу трубки тонарма есть пара винтиков, крепящих шелл, но нормально их открутить и что-то отрегулировать — занятие крайне неудобное. Даже очень короткая отвертка подлезает с трудом.
Но и на этом список вопросов не заканчивается. Разъемы и провода в конструкции использованы проще некуда: провода очень тонкие и хлипкие, разъемы — тугие, даже не позолоченные (со временем подкиснут). Понятно, что это все в сочетании с не очень опытным пользователем сильно повышает вероятность обрыва. Складывается ощущение, что разработчики приложили максимальные усилия для того, чтобы ни у кого и мысли не возникло поменять головку. А жаль. Штатная — это что-то, сделанное на основе Audio-Technica AT91, т.е. бюджетнее практически некуда. По внешним признакам этот факт опознать не сложно. Правда из паспорта проигрывателя можно узнать, что головка рассчитана на прижим в 3 грамма и имеет на выходе 2,5 мВ. Да, разумеется это головка ММ-типа. А у Audio-Technica AT91 при исключительно схожей внешности параметры другие — 3,5 мВ на выходе и прижим 1,5-2,5 грамма с рекомендованным значением в 2 грамма. Хорошо, с этим разберемся позже.
Получается, что в отношении тонарма не вызвала вопросов только настройка антискейтинга. Указаний, пружинная там система или магнитная нет, но с функционированием у этого узла все в полном порядке.
Остается фонокорректор и АЦП. Параметров в паспорте нет практически никаких. Фонокорректор, понятное дело, ММ и у него есть возможность отключения, чтобы подключать аппарат к внешнему фонокорректору. АЦП поддерживает оцифровку в PCM вплоть до 24/192 (но не менее чем 16/44) и в DSD — 2,8 или 5,6 МГц. С сайта Sony можно скачать бесплатную программу Hi-Res Audio Recorder, предназначенную для работы с АЦП. Работает программа и под OS X, и под Windows. Она записывает, сохраняет, плюс позволяет простейшее редактирование — поставить метки, порезать на фрагменты, задать теги при сохранении.
Так как проигрыватель достался мне уже бывшим в использовании, перед тестом я проверил все настройки, почистил специальным составом иглу, оценил ее состояние, рассмотрев под большим увеличением. И просто дал аппарату поработать в фоновом режиме какое-то время, погонял разные малоценные пластинки. И решил вернуться к вопросу, а почему же и зачем рекомендован прижим в 3 грамма? Попробовал уменьшить. Никакой катастрофической разницы с двумя граммами я не заметил, скорее наоборот, при значении в 2,2 грамма звук мне понравился чуть больше. Перенастроил, проверил антискейтинг и оставил прижимную силу в покое. Больше экспериментировать с проигрывателем я не стал — конструкция не слишком к этому располагает. Разве только узнать, каков же он (штатный фонокабель) у меня возможности не было, так как приехал проигрыватель уже без кабеля. Не беда, хорошим кабелем тест не испортить. Подключил тем, что нашел у себя в запасах.
Упрощает звук, раздувает бас
В начале решил послушать проигрыватель со встроенным фонокорректором. Начал тест с пластинки Terje Rypdal «Waves». Звук какой-то выхолощенный, простоватый, с акцентом на ВЧ и одновременно с чуть раздутым, но плоским басом и некоторой синтетической, цветастой окраской. Детальность невысокая, динамика тоже средняя. Воздушной прозрачности и зимнего хрусталя, свойственных изданиям ECM, совсем не наблюдается.
Сцена широкая, экраноподобная, с небольшой глубиной. Образы и планы разделены недостаточно, да и телесности с воздушностью маловато. В какой-то момент показалось, что я слушаю компрессированную цифру, только без характерной угловатости и специфики на верхних частотах.
Следующая пластинка — Shelby Lynne «Just A Little Lovin'». Очень прилично записанный и изданный альбом, впрочем, привычного звучания я здесь тоже не услышал. Звук плоский, смягченный и одновременно сухой. Бас глубокий, но плохо проработанный. Середина малодетальная, а верха наоборот острые, подкрашенные. Синтетическая окраска тоже присутствует. И снова экраноподобная сцена, почти лишенная воздуха и объема. Иначе говоря, результаты значительно хуже ожидаемых. Что делать? Попробовал отключить встроенный фонокорректор и повторно послушать все то же самое. Получилось чуть получше: повыше детальность, побольше воздуха, но все равно звук окрашенный и невыразительный. Да и с проработкой сцены картина не сильно изменилась.
Послушал пластинку Nils Peter Molvaer «NP3». Вроде бы все слышно, но атмосферы нет. Детальность средняя, атака сглажена, все какое-то скомканное, суховатое, лишенное воздуха и объема.
Похоже, надо менять головку. Для сравнения: я когда-то ставил ту же Audio-Technica AT91 одному своему знакомому. Человек этот был абсолютно далек от аудиофилии, слушал старенький, простецкий проигрыватель Sansui в связке с древним ресивером Pioneer (той древности, когда существовали еще деревянные корпуса и стрелочки, а ресиверы были стерео или квадро, и от просто усилителей отличались наличием радио) и старенькой же акустикой. И в тех условиях простецкая AT91 звучала намного лучше.
На свежую голову
Подобрать получилось не с первого раза. Как я уже говорил, далеко не каждая головка поместится в шелле этого проигрывателя, да и, согласитесь, странно было бы поставить головку дороже самого проигрывателя. Исходя из характера звука, хотел изначально поставить Ortofon 2M Red, но как раз эта головка в шелле и не поместилась. Однако удалось поставить уже не выпускающуюся сейчас OM30. Да, с небольшими огрехами по высоте, но в данном конкретном случае, на фоне общей картины, это — дело десятое. От такой замены уже удалось получить кое-какие результаты. Звук стал ровнее, детальнее, чище, уже не так заметна окраска. Но вот что осталось? Звук плосковатый, динамика средняя, нюансы сглаживаются сильнее, чем хотелось бы. Правда эмоциональная составляющая стала ощущаться тоньше и многограннее. Одно только можно поставить в плюс относительно штатной головки — очень слабую чувствительность к пыли и потертостям пластинок.
Поставил пластинку Pink Floyd «The Wall». Слушать в целом можно, но звук зажатый. Атака слабая, наполненность и объем тоже могли бы быть больше. По динамике ничего выдающегося.
Вернул штатную головку, послушал те пластинки, которые слушал с другой головкой, — да, впечатления примерно верные, но все это далеко от того, что хотелось бы услышать.
Еще в процессе и со штатной головкой, и со сменной я изучал, как работает АЦП. В целом все предельно просто, с задачей оцифровки справится даже человек, который увидел пластинку впервые в жизни. Программное обеспечение простое, удобное и понятное. Пишет и в хайрез, и в DSD, но есть одно но: тот звук, который получается у проигрывателя, да еще в виде тяжеловесных DSD-файлов, — какой в нем смысл?
Напоследок, уже заканчивая с тестом, поставил пластинку с записью Carmina Burana. Нет, никаких чудес я уже не ожидал, просто нужно было отработать запланированную программу теста. Одно порадовало — проигрыватель отыграл эту сложную запись примерно с тем же почерком, что и остальные. Не хуже, как можно было ожидать (с этой пластинкой далеко не каждый тракт справится), а просто так же, как остальные. Слушать можно, но к звуку все равно вопросов довольно много.
Выводы
Давно в тестах у меня не было такого расхождения между ожиданием и реальностью. Казалось бы, серьезный производитель, достаточно амбициозная заявка по функционалу и откровенно симпатичный проигрыватель, но все вышло иначе.
Если собрать вопросы к конструкции, их оказывается слишком много. От мелочей, типа невнятной инструкции и отсутствия шаблона, до плясок с бубном при подборе сменной головки и неясностей с характеристиками штатной головки. Основные вопросы, конечно же, касаются реализации тонарма. Дальше идут диск и странный мат (который, скорее всего, тоже виноват, и не только в том, что прекрасно собирает и держит любую пыль). Относительно небольшая разница между звуком со встроенным корректором и без него указывает на то, что дело здесь не в корректоре. А про АЦП повторюсь: я не вижу в нем большого смысла, хоть с DSD, хоть без, если сам по себе проигрыватель звучит достаточно сомнительно.
Музыкальный материал
1.Carl Orff - Carmina Burana - Gundula Fanowitz, Gerhard Stolze, Dietrich Fischer-Dieskay, Chorus und Orchester der Deutschen Oper Berlin, Eugen Jochum - Deutshe Grammophon SLPM 139362 / Stereo
2.Nils Peter Molvaer – NP3 / Emarcy 017 795 1 / Stereo
3.Pink Floyd – The Wall – CBS/Sony Japan 40AP 1750-1 / Stereo
4.Shelby Lynne - Just A Little Lovin' / Analogue Productions APP 041 / Stereo
5.Terje Rypdal — Waves / ECM PAP-9098 / Stereo
приличный для своего сегмента и одновременно классический внешний вид
откровенно слабое звучание
39 990 руб
Тип привода: пассиковый
Скорости вращения: 33,3 и 45 оборотов в минуту
Коэффициент детонации: менее 0,25>#/p###
Соотношение сигнал/шум: более 50 дБ
Эффективная длинна тонарма: 221 мм
Настройки: прижимная сила, антискейтинг, положение головки (ограничено конструкцией шелла)
Головка звукоснимателя: ММ-типа
Рекомендованная прижимная сила: 3 грамма
Выходное напряжение: 2,5 мВ
Размеры (ШхГхВ): 430х336х104 мм
Вес: 5,4 кг