Наушники Audeze LCD-GX — не первая модель компании, выпущенная специально для геймеров. Но если Audeze Mobius получились геймерскими и по дизайну, и по функциональным возможностям (чего только стоит процессор с 3D-звуком!), то модель LCD-GX позиционируется совсем иначе — как аудиофильские геймерские наушники. Не знаю, насколько привлекательна эта новинка для любителей видеоигр, но вот аудиофилы с момента анонса замерли в стойке как гончая, почуявшая дичь.

Суперпозиция

Появление модели Mobius не вызывало особых вопросов. Наушники ориентированы на вполне конкретную аудиторию, удовлетворяет всем ее потребностям и даже выполняет некоторые фантазии. И то, что богатейший набор передовых технологий Audeze отдает за весьма скромную цену, тоже понятно — геймеры в отличие от аудиофилов к шестизначным ценникам не привыкли.

В общем и целом, если представить, как должны выглядеть и что должны уметь идеальные геймерские наушники, Audeze в данную картину вполне вписывается. Но когда были анонсированы LCD-GX, я совершенно не понял логику производителя. После закрытых активных наушников с 3D-эффектами, встроенными усилителем и ЦАПом, новейшим Bluetooth, поддерживающим кучу кодеков, геймерам предлагают заплатить вдвое больше за громоздкие пассивные наушники открытого типа. К тому же, совершенно бесполезные и бессмысленные без качественной звуковой карты.

Не спорю, LCD-GX красивы. Но они в два раза дороже — и вообще без какой-либо электроники! Могу представить себе геймера, покупающего за эти деньги какой-нибудь суперский руль с педалями или очередное космическое кресло с массажером и подогревом, но вот что любителей видеоигр заинтересуют дорогие пассивные аудиофильские наушники — очень сомневаюсь.

Единственное разумное объяснение, которое я могу предложить: у Audeze созрел коварный план по «подсаживанию» геймеров на аудиофильские модели наушников. Ведь кабель с гарнитурой от LCD-GX подходит ко всей линейке LCD, начиная со второй модели. Еще один любопытный момент: не анонсированная юридически, но существующая де-факто коллаборация с Schiit Audio, у которых вышла пара моделей аудиофильских геймерских звуковых карт Fulla 3 и Hel, имеющих ту же цветовую гамму, что LCD-GX и обладающих достаточно качественным и мощным звуковым трактом, чтобы стать для них идеальными партнерами. Подобная связка представлена на официальных сайтах обоих производителей.

С другой же стороны, если отбросить заигрывание с геймерской аудиторией, перед нами, похоже, довольно типичный представитель семейства LCD. К тому же наушники выпускаются в корпусе от одной из старших моделей, а по цене конкурируют с младшими. С аудиофильской точки зрения все это выглядит очень даже соблазнительно. Впрочем, прежде чем бежать в магазин, давайте сначала разберемся с деталями — нет ли тут каких-нибудь скрытых особенностей?

Знакомые черты

Разбирать LCD-GX на детальки начнем с очевидных вещей — так интереснее. Первое, на что невозможно не обратить внимание: магниевые корпуса — такие же, как у LCD-MX4. Тех самых, которые стоят в три раза дороже, чем GX. Отличие лишь в том, что оголовье у геймерских наушников не карбоновое, а обычное, металлическое, а еще защитная сетка имеет другую расцветку. И если сетка — это константа, то карбоновое оголовье вполне можно рассматривать как апгрейд, данная деталь продается отдельно.

Разъемы подключения у наушников — стандартные мини-XLR, поэтому помимо штатных кабелей можно использовать любой другой аудиофильский кабель, в том числе и балансный. В комплект же входят обычный кабель с 6,3-мм разъемом для подключения к Hi-Fi-усилителю и геймерский — с микрофоном на гибкой ножке, 3,5-мм разъемом и переходником для отдельного подключения микрофона.

Мощный и неубиваемый пластиковый кейс для хранения и переноски, который можно наблюдать на многих фото, является опцией. Вещь, конечно, шикарная, но в 90% случаев не используемая, потому продается отдельно и основной ценник не отягощает.

Те, да не те

Заглядывать внутрь наушников в буквальном смысле мы, пожалуй, не будем. Фото «потрохов» при желании можно найти в интернете. Подойдем к вопросу с другой стороны — со спецификаций. Диаметр диафрагмы у LCD-GX в точности такой же, как и у других моделей, импеданс звуковой катушки — 20 Ом, как у наушников серии LCD, в обозначении которых фигурирует X. Малый импеданс позволяет использовать наушники с любым типовым усилителем, включая даже портативные устройства, выдающие не больше 1 В напряжения на выходе.

А вот с мощностью у LCD-GX ситуация совсем не типичная: в то время, как коллеги по серии требуют для нормальной работы от 1 Вт и заявляют максимальную мощность 5 Вт по стандарту RMS, у геймерских наушников RMS внезапно оказывается в 10 раз меньше — 500 мВт, а номинальная мощность еще скромнее — всего 250 мВт. При таком раскладе нельзя не задать главный вопрос: «а что, так можно было?!!». Большие, открытые планары, которые раскачиваются любым среднестатистическим усилителем, а не несколькими избранными моделями — это же мечта аудиофила! И вот она наконец получила реальное воплощение, но почему-то в геймерских наушниках. Даже обидно как-то за нашу аудиофильскую братию.

Секрет в излучателе, а точнее — в расположении магнитов. Их в конструкции в два раза меньше. Если во всех предыдущих моделях LCD использовалась двойная магнитная решетка, а мембрана располагалась между ними, в LCD-GX слой магнитов только один — и он находится позади мембраны. Отсутствие второй магнитной решетки — это, в общем-то, и неплохо, ведь она являлась заметным препятствием на пути звуковых волн от мембраны до уха слушателя. Для решения этой проблемы была даже разработана специальная технология Fazor — накладка на магниты специальной аэродинамической формы. Ну а у LCD-GX все решилось само собой: нет препятствий для звука — не нужен и Fazor.

Погружение в пространство

Первое, о чем я задумался непосредственно перед прослушиванием: «что кроме добавления микрофона можно сделать с обычными пассивными наушниками, чтобы они стали геймерскими?». Примерно половину ответа я получил сразу после прослушивания. А услышал я, как объемно и точно наушники прорисовывают звуковое пространство. Поскольку видеоигры — не моя стихия, тестовым контентом служили привычные Hi-Res-записи.

Так вот, пространство концертного зала или объем студии в Live-сетах наушники передают весьма и весьма достоверно. Звуки не выстраиваются в линию от уха до уха, они располагаются в полусфере перед слушателем и создается ощущение, что это звуковое пространство бесконечно и уходит куда-то за горизонт. Причем передача объемных звуковых образов в данном случае была очень естественной, дающей максимальный эффект присутствия.

По тональному балансу LCD-GX, как и многие другие модели серии, склонны к теплому и темному звучанию — традиционно немного недостает верхних частот и воздуха. Тем не менее, они играют светлее младших моделей, поэтому наиболее близкими к ним по тональности я бы назвал LCD-4z. В отличие от старших моделей, LCD-GX скромнее ведет себя в НЧ-области. Баса в целом достаточно, но он не масштабный, не заполняющий все вокруг и не всеобъемлющий. Звучит точно, аккуратно, иногда деликатно. Середина ожидаемо превосходна. Она идеально сбалансирована, прозрачна, открыта и легка.

По подаче LCD-GX вполне музыкальны и, в отличие от других моделей, имеющих в обозначении букву X, не пытаются раскладывать музыку по полочкам и демонстрировать ее нутро. Скорее наоборот, они сглаживают какие-то неровности и лишние детали, предпочитая общее частному. Если LCD-X и LCD-MX4 в аудиофильской записи контрабаса дадут услышать атаку, призвуки деки и вибрацию струны, то LCD-GX стремится показать красоту звукоизвлечения, мелодичность звучания и богатство тембров. Уступая в вопросах детализации таким монстрам, как LCD-4z и LCD-MX, геймерские аудиофильские наушники LCD-GX практически не проигрывают профессиональным студийным LCD-X.

Интересная особенность, вероятно, явившаяся следствием конструкции излучателя — работа наушников на малой и высокой громкости. Тогда как традиционные модели серии звучат более детально и сфокусированно на средней и высокой громкости, LCD-GX лучше проявляют себя на малой и средней. На высокой громкости у LCD-GX немного теряется детальность и фокусировка звуковой картины, а бас становится менее контролируемым. Но в способности воспроизводить тонкие оттенки и едва слышные призвуки без выкручивания ручки громкости ближе к максимальной отметке эта модель, пожалуй, даже даст фору старшим собратьям. Воспроизводить музыку не скучно на малой громкости — это особый талант, и LCD-GX обладают им в полной мере.

В список геймерских достоинств, помимо сцены, имеет смысл занести рекордное по меркам игровой индустрии разрешение и прозрачность, дающую возможность слышать мелкие шорохи и другие еле слышные звуки. Кроме того, в них абсолютно четко и разборчиво воспринимается голосовой диапазон — а это не только вокал, но еще и голоса партнеров по киберспортивной команде.

По спецификации

Что касается согласования наушников с усилителями, тут LCD-GX, как и ожидалось, оказались гораздо менее требовательными, чем все остальные LCD, с которыми мне приходилось иметь дело. Я послушал их с различными источниками и усилителями, начиная со старших Mytek и Schiit Audio, заканчивая портативными USB-ЦАПом и смартфоном.

Ни в одной ситуации не было какой-либо заметной деградации звучания, связанной с недостатком мощности, и оставался достаточный запас громкости. В играх идеальным партнером для LCD-GX действительно будет Schiit Audio Hel, да и музыку в таком сетапе тоже будет приятно послушать. Но для серьезного аудиофильского использования без геймерской составляющей можно смело выбирать усилитель и ЦАП на 1–2 ступени выше, да и над подбором кабелей и переходом в балансный режим тоже имеет смысл задуматься.

Измерения

По результатам измерений LCD-GX вполне вписывается в семейство LCD. Присутствует характерная «полка» в левой части АЧХ, в основном диапазоне частот фаза линейна, искажения не высоки. Но, как и полагается в случае применения новой технологии, есть нюансы.

Линия АЧХ в СЧ/НЧ-диапазоне плавно возрастает до отметки 1 кГц, но при этом не имеет существенных локальных изгибов, благодаря чему удается сохранить высокое разрешение с чуть облегченным басом и светлой, прозрачной серединой.

Спад в диапазоне 1–5 кГц происходит достаточно плавно, после чего есть еще два подъема на 6 и 17 кГц, что в целом дает достаточно информации в области ВЧ и верхней середины.

Уровень искажений у большинства моделей LCD укладывался в коридор 0,2–0,5%, что является отличным показателем. В случае с LCD-GX искажения в основной части диапазона балансируют вдоль линии 0,5% и имеют тенденцию плавно нарастать с понижением частоты. В целом, картина получается не так прекрасна, как у других моделей серии, но для Hi-Fi-наушников это хорошие и конкурентные результаты.

Выводы

Настройка наушников LCD-GX, несомненно, подходит для геймерских нужд, давая достаточно точную передачу объема и обеспечивая высокое разрешение во всем диапазоне частот. Чуть облегченная передача НЧ-диапазона в данном случае также пойдет на пользу, поскольку так наушники не будут излишне гулкими и грохочущими в моменты взрывов.

Положительным фактором можно назвать и вес. Магниевые чашки и уменьшенное количество магнитов буквально переломили ситуацию — в наушниках можно без проблем провести добрые полдня, не испытывая усталости.

Наверное, главным достижением назову приведение электрических характеристик к средним по индустрии значениям. Планары потребляемой мощностью, как у обычных динамических наушников — это сама по себе уже большая ценность.

Все эти качества не перестают быть плюсами, если рассматривать LCD-GX как наушники для прослушивания музыки. При грамотном подборе источника, усилителя и кабелей можно создать систему с исключительным сочетанием цены и качества.

Высокая детальность в том числе на малой громкости, ровный тональный баланс, объемная звуковая сцена, умеренные требования к усилению, малый вес.

Небольшой дефицит верхних частот, теряют самообладание на высокой громкости.

Audeze LCD-GX

75 000 рублей

Тип: планарно-магнитные

Акустическое оформление: открытые

Размер излучателя: 106 мм

Диапазон частот: 10–50 000 Гц

Чувствительность: 100 дБ

Максимальное звуковое давление: более 130 дБ

Искажения: менее 0,1% на 100 дБ

Импеданс: 20 Ом

Мощность: 500 мВт RMS/250 мВт номинальная

Минимальная мощность усилителя: 100 мВт