Композиция, открывающая другого Летова
Привет, друзья.
Размышлял, стоит ли размещать здесь эту статью. Какая-то она слишком лиричная получилась для наших привычных обсуждений железок. Но всё же решил разместить, потому что где ещё, если не в сообществе людей, чувствующих и любящих музыку? Как бы мы с вами не улучшали свои сетапы, мы всё же стремимся к одному: как можно глубже, полнее услышать музыку, которая находит отклик в наших душах. И всегда актуальный вопрос "как слушать" не снимает не менее важного "что слушать".
И вот это что слушать найти куда сложнее, чем подходящий фонокорректор. Такие находки, когда понимаешь, что "это оно", весьма редки и проникают в твою жизнь совершенно случайно. Например, когда решил зашазамить что-то, что играло из пыльного радио в автосервисе. Или услышал в кафехе. Влиять на процесс, мониторить новые релизы, отыскивать незнакомые имена - не работает, проверено. Отличные вещи всегда находятся сами и неожиданно.
Так случайно я нашёл у Е.Летова композицию "Город детства", ту самую, которую пела Э. Пьеха.
"Город детства" Пьехи. У Летова.
Сначала подумал, совпадение названий, но нет, это именно та песня. И лишь прослушав, понял, насколько же Летов правильно её обработал и потрясающе сильно исполнил. А работать там было над чем.
Со словами песни всё интересно. В них отчётливо проступает борьба лирического поэта и поэта советского. Р. Рождественский начинает очень лирично, возможно, в нём проснулись какие-то детские воспоминания. Начинаются прекрасные стихи.
Где-то есть город тихий, как сон
Пылью текучей по грудь занесен
В медленной речке вода как стекло
Где-то есть город в котором тепло
Наше далёкое детство там прошло
Ночью из дома я поспешу
В кассе вокзала билет попрошу
Может впервые за тысячу лет
Дайте до детства плацкартный билет
Тихо кассирша ответит: Билетов нет, билетов нет
Тут врывается советский поэт с гражданской позицией, которому некогда распускать нюни. Следующая строфа "ну что дружище! как ей возразить" абсолютно сбивает первоначальный ритм, переиначивает интонацию. Рифмы более простые, образы более топорные, она просто вклинивается в ткань стиха инородным телом. Но затем снова начинается поток из души, и здесь найдены сильнейшие слова:
В городе этом сказки живут
Шалые ветры с собою зовут
Там нас порою сводили с ума
Сосны до неба, до солнца дома
Там по сугробам неслышно шла зима
Завершает Рождественский уместным компромиссом между лирикой и простором для мечты и для жизни, который, впрочем, особых переживаний в себе не несёт.
Дальняя песня в нашей судьбе
Ласковый город- спасибо тебе
Мы не приедем, напрасно не жди
Есть на планете другие пути
Мы повзрослели, поверь нам, и прости
Семья Пьеха, как и положено хорошим исполнителям, честно отрабатывает всю песню от начала и до конца, не чувствуя диссонанса.
Но Егор Летов - поэт. И один поэт понял другого. Егор Летов исполняет только 1,2 и 4 строфы! (и вот это "дружище", наверное, выбросил, знатно наградив матерным словом).
Ну и то, как он исполняет эту песню, думаю, мало кого оставит равнодушным.