Отдельных тестов головок звукоснимателя на Stereo.ru не было довольно давно, так что даже сам факт подготовки такого материала уже меня порадовал. В качестве объектов в этот раз оказалась почти что случайная выборка картриджей Audio-Technica, но выборка, потенциально способная дать полное представление не только о конкретных моделях, но и общих чертах головок производителя. Эти три головки относятся к разным семействам и классам: одна бюджетная MC, одна ММ, относящаяся к старшим моделям и давно существующему семейству VM, и верхняя МС-головка в культовой 33-й серии.
Японские звукосниматели под маркой Audio-Technica выпускаются очень давно, и за десятилетия компания сконструировала сотни моделей и модификаций. Например, база данных Vinyl Engine на данный момент насчитывает 344 их позиции, и это не считая тех, что компания разрабатывала и выпускала для сторонних производителей. Но значимо не только количество, но и то, насколько полным производственным циклом обладает производитель и какими технологиями владеет. В прошлом и нынешнем арсенале Audio-Technica можно найти многое, но в этом множестве вырисовывается некий собственный профиль. Например, картриджи с алмазными иглодержателями (столь редкие в общей массе) компания выпускала, и получались они хорошо. Правда сейчас предпочтение отдано иглодержателям из бора, или привычным алюминиевым. А вот высоковыходные МС-модели за всю историю представлены буквально несколькими моделями. Также четко прослеживается градация по типам — есть только ММ или МС модели и никаких других. Еще один штрих — ценовой диапазон. Он всегда был максимально полным, начиная от самых бюджетных моделей, стоимостью в несколько десятков долларов, до моделей старших и дорогих, где счет идет уже на тысячи.
Да, головки — не единственная продукция компании. Кроме них есть приличный диапазон наушников самого разного класса, в том числе и старшего, есть широкая линейка микрофонов, масса профессиональной техники и некоторое количество электронных компонентов. Да и вообще стоит помнить, что Audio-Technica — весьма и весьма крупная компания, и у нее существует масса направлений, вплоть до производства сложной бытовой техники (ориентированной на японскую кухню), плюс кабельное производство, направление по автомобильному аудио и т.п. Разные направления по-разному представлены в разных странах (кстати, к выбору головок это тоже относится). Но нас в первую очередь интересует все, что связано с виниловой тематикой, а с ней получается необычная картина. Кроме головок, имеются проигрыватели и аксессуары, однако все вертушки относятся к младшему и среднему классу, и среди них нет моделей, на которые можно было бы обоснованно поставить топовые картриджи собственного производства. Тонармы были в прошлом, к тому же весьма интересные, но сейчас в виде отдельной позиции в каталоге их нет, как нет и повышающих MC-трансформаторов.
Но вернемся к головкам. Тут что интересно: компаний, производящих звукосниматели десятилетиями, не одна и не две, но мало кому из них удалось избежать упреков в том, что они, дескать, уже не те. Эти высказывания иногда оправданы, не все же дело только в аудиофильском брюзжании про траву зеленее. А про Audio-Technica мне такое слышать не доводилось. Да я и сам имел возможность сравнить разные модели, в том числе и те, что были ближе к топовым, выпускавшиеся примерно с начала 80-х годов и до настоящего времени. Из знаковых мне пока незнакома разве что AT-ART1000, отличающаяся необычным расположением катушек. Вот представителей 33-й линейки я знаю неплохо, а ее монофоническую версию и вовсе периодически использую. Так что будет интересно, что же представляет собой модель 33Sa.
Прежде чем непосредственно знакомиться с участниками теста, попробую привести свои впечатления о головках Audio-Technica, полученные на основе опыта. Но пока, не затрагивая звук, ограничусь только пользовательскими характеристиками. Для начала отмечу очень приличное качество изготовления, будь то младших или старших дорогих моделей. Например, у бюджетных ММ головок вероятность того, что вставка будет болтаться или криво сидеть, почти отсутствует. По крайней мере, мне такое почти не встречалось, в отличие от многих других производителей.
Потом — очевидно инженерный подход, никакого дерева или необычных материалов, хотя я не скажу, что это всегда плохо, просто иногда странно. Качественные материалы и обработка всего, начиная с иглы и иглодержателя, и заканчивая выходными контактами. Плюс к этому — стабильно высокий срок службы и хорошая предсказуемость, когда, например, при замене изношенной головки на новую полностью совпадают все настройки и звук, что говорит не только о качестве внешнего исполнения, но и о стабильно высокой точности внутренней сборки.
И еще один очень существенный момент — взаимозаменяемость. Многие модели разного назначения имеют одинаковые, совпадающие до миллиметра, размеры и геометрию. Это позволяет, учитывая остальные параметры (например, прижимную силу или настройки корректора) и при подходящей под оба варианта эффективной массе тонарма, менять головки разного типа вместе с шеллом. Просто и с минимальными перенастройками.
И не в последнюю очередь важна «живучесть» головок. Конечно, все будет сильно зависеть от конкретной модели с конкретной заточкой иглы, а также от условий эксплуатации, но, судя по моим наблюдениям, картриджи этого производителя честно отрабатывают положенный им срок в районе 1000 часов, а иногда служат и дольше. Правда, моя статистика собрана только по MC головкам старших линеек.
Непосредственные участники нашего теста AT-F2, VM750SH и AT33Sa. Рассмотрим каждую по отдельности.
Audio-Technica AT-F2 — весьма бюджетная по меркам MC модель, оснащенная классической эллиптической заточкой с профилем 0,3х0,7. В целом головка похожа на достаточно большое количество недорогих MC японского производства из тех лет, когда виниловая пластинка была одним из основных носителей. Об остальном нужно будет судить по результатам прослушивания — все-таки понятия «бюджетная» и «MC-головка» не очень стыкуются в моем понимании: примеры в истории есть. Это как с Denon DL-103 — недорого само по себе, но дорого вытащить из картриджа то, на что он способен. С другой стороны, если бюджет скромен, а хочется попробовать MC и есть проигрыватель, к которому она подойдет по параметрам, и, например, хороший винтажный усилитель (опять же из времен господства винила) с приличным встроенным MM/MC корректором, то пробовать стоит. Отдельно можно сказать о профиле иглы — это один из самых универсальных вариантов, не столь специфический, как конус, но и не капризный, как более сложные заточки. Это относится и к требовательности в точности настройки, и к состоянию пластинок — среднее состояние не будет противопоказанием.
Audio-Technica VM750SH относится к давно выпускаемой производителем старшей линейке ММ-головок, в основе которой двухмагнитная система с V-образным расположением магнитов и катушек, разделенных пермаллоевой пластиной. Плюс к этому длинный алюминиевый иглодержатель и игла с заточкой Шибата. Если посмотреть по характеристикам,получается весьма и весьма приличная ММ-головка. Ну а на деле такая конструкция может дать большее разрешение, хотя она также и более критична к точности настроек, к состоянию пластинок и к согласованию с тонармом по параметрам податливости иглодержателя и эффективной массы.
Еще стоит учесть, что эта головка, как и положено привычным ММ-моделям, оснащена съемной сменной иглой, и к "телу" подходит не только "штатная" сменная вставка VMN50SH но и некоторые другие. Совместимость вставок и головок предусмотрена весьма широкая, чтобы с ней разобраться лучше обратиться к таблице, помещенной ниже, в разделе технических характеристик.
Audio-Technica AT33Sa — новинка только частично. Существенно то, что у головки боровый иглодержатель и заточка Шибата, что раньше было несвойственно для моделей этой серии. В остальном параметры схожи с другими 33-ми, но различия в игле и иглодержателе на деле очень значимы и отражаются на звуке. Предположу, что головка окажется требовательной к настройкам и состоянию пластинок, но в то же время у нее получится не замечать мелкие дефекты сильнее, чем у той же AT-F2. В остальном от AT33Sa я надеюсь получить очень хорошие динамику и детальность. Но это пока ожидания.
Что еще можно сказать в качестве обобщения? Например, то, что абсолютно все модели Audio-Technica стандартного полудюймового крепления имеют в корпусе сквозные отверстия для крепежных винтов. Т.е. все головки крепятся к шеллу при помощи винтов и гаек (и не надо забывать об идущих в комплект шайбах). Такой тип крепления, особенно в сочетании с несъемным шеллом тонарма менее удобен, чем когда винт вкручивается в ответку в корпусе головки. Но тогда вместе с удобством появляется вероятность, что неумелые руки эти винты перетянут, и в лучшем случае это скажется на звуке (чаще всего неприятной звонкостью), а в худшем все закончится сорванной резьбой. Конструкция из винта и круглой гайки хоть как-то, но защищает.
Еще одна общая особенность — использование монокристаллической PCOCC (Pure Copper by Ohno Continuous Casting) меди в катушках и проводниках, вплоть до идущих в комплекте с некоторым головкам проводков для шелла. Но тут понятно, этот материал впервые был использован в головке AT33ML/OCC еще в 1986 году, да и кроме головок у Audio-Technica много где находится применение для подобных медных проводников.
Также в большинстве своем MC-головки производителя отличаются не самым низким выходом — в среднем значения крутятся около цифры 0,4 мВ, а по согласованию импеданса с активным корректором от последнего зачастую требуется значение от 100 Ом и выше.
По согласованию с тонармом нужно помнить, что параметры динамической податливости в паспортах здесь даны на 100 Гц (как у многих японских производителей), а не на 10 Гц. Соответственно, реальная податливость на 10 Гц, используемая для расчетов совместимости головки с тонармом, будет выше. На деле, конечно, не помешает каждый результат проверять по тестовым дискам (ладно податливость иглодержателя, производители тонармов тоже не всегда указывали и указывают эффективную массу), но маловероятно, что владелец Audio-Technica AT-F2 купит еще и измерительную пластинку ценой в треть стоимости головки. Поэтому тут моя усредненная рекомендация — из текущего модельного ряда выбирать тонармы, начиная со средней эффективной массы в 12-14 грамм. Хотя гарантированный результат получится, если или есть все цифры и расчеты, или измерения, по результатам которых можно делать корректировки.
В приработке все три головки скучны, и поначалу ручку громкости проще всего убрать на минимум, а на проигрыватель ставить какие-нибудь не имеющие ценности пластинки. В первую очередь это относится к MC-моделям из нашего теста (в начале звук у них вялый, плотный, скомканный и с прижатыми краями диапазона), но по опыту и другие модели Audio-Technica этого типа ведут себя примерно так же. ММ, наоборот, резчат и ярчат, что тоже не доставляет удовольствия. Так что первые примерно 20-30 часов (MC подольше, MM побыстрее) прослушивания проще пропустить. А вот потом уже можно услышать тот звук, на который головки рассчитаны.
Для теста я использовал один проигрыватель с двумя одинаковыми тонармами и один корректор, так что звукосниматели можно было спокойно сравнить и с несколькими сторонними моделями, и между собой. Пластинки использовались самые разные, как по годам издания, так и по жанрам. Плюс я взял пару дисков в состоянии заметной запиленности, чтобы понять, как головки справляются с дефектами.
Первой в тестовый цикл пошла младшая в наборе AT-F2. Звук чуть светлый, но не резкий, а как будто бы даже немного смягченный, округлый. Сцена значительная по ширине, но не очень глубокая, с достаточно мягко очерченными образами. Воздух и объем пространства ощущается умеренно, но без заметного ущерба. Бас получился средней глубины, напористый, с подчеркнутым объемом и масштабом, но средней фактурностью — некоторые нюансы упрощены сильнее, чем хотелось бы. И в то же время звук получается ритмичный, но часто как будто немножко фанковый. Серединка не то чтобы приподнята, однако на тех же вокальных партиях есть легкая акцентированность. Верхние частоты аккуратно сглаженные, без остроты или окраски. Динамика в целом неплоха, хотя для совсем сложных многосоставных записей ее может оказаться мало, особенно если есть с чем сравнить. Детальность на уверенно-среднем уровне, и звук кажется чуть более слитным, чем ему стоило бы быть. Однако я не заметил значимого ухудшения в зависимости от сложности жанра, более того, некоторые не идеально изданные пластинки с классической музыкой, выпущенные около 60-х годов отыграли лучше ожидаемого. Подача в целом скорее музыкальная, чем аналитичная, но по эмоциям все аккуратно, без неуместного форсирования или гиперэмоциональности.
Просто на хороших пластинках в паузах достаточно тихо, а вот если пластинка старая и потрепанная — иголка неплохо проскакивает артефакты. И, как и предполагалось, головка не очень-то критична к настройкам. Например, в системе, в которой со штатной головкой слышна разница в 0,05 грамма прижимной силы, AT-F2 минимально реагировала на подвижки в пределах своего рекомендованного диапазона.
Следующей в очередности тестирования оказалась Audio-Technica VM750SH. Звучание открытое и по характеру скорее светлое. Динамика на хорошем уровне, верхняя середина и верха представлены очень и очень разнообразно, однако не без доли аккуратности. Сильно басовитой эту головку я бы не назвал, но качество баса неплохое — есть хлесткость и вполне подробная проработка. Да, черты ММ улавливаются во многом, но головки хорошей, добротной. Про звук можно смело сказать, что он быстрый, яркий, прозрачный и воздушный, но что едкий или режущий слух — нет. Дальше прослеживается интересное сочетание качеств — звук одновременно и силовой, напористый, с хорошей атакой, но в то же время упор как будто бы в равной степени есть и на мелодичность, и на музыкальность, и на хорошую эмоциональную отдачу. Сцена получается средней ширины и глубины, но с правильными пропорциями и отчетливыми образами. Жанрово VM750SH более-менее универсальна, описываемый почерк примерно в равной степени проявляется на самых разных записях и жанрах. Хотя на симфонической и хоровой музыке мне не хватило точности послезвучий и оттенков — временами инструменты оказывались более упрощенными, чем нужно.
В настройке эта модель куда более капризна, чем предыдущая, но это можно было бы предположить, учитывая паспортные данные. К настройкам, особенно к точному позиционированию головки, стоит отнестись с должным вниманием. С запиленными пластинками результат неоднозначный. Старые потрепанные пластинки, предположительно попиленные старыми же иглами со сферической заточкой отыгрались отлично, но в других случаях щелчков, шума и артефактов слышно было больше, чем в среднем. Так что, кроме настроек, при использовании этой головки, стоило бы озаботиться и уходом за пластинками.
И последняя, третья испытуемая — Audio-Technica AT33Sa. Качественно это, конечно, же головка уровнем выше, что слышно, особенно в мелочах и нюансах. Звук глубокий, объемный, не жесткий, а скорее фактурно-обволакивающий, с хорошей детальностью, микродинамикой и вниманием к послезвучиям.
Бас прекрасно вписывается в общую картину — он масштабный и быстрый; серединка ровная, точная; верхние частоты подробные, но совершенно не резкие и не едкие. В общей картине звука есть доля теплоты и как будто бы смягченность, но она была бы таковой в прямом смысле, если бы не хорошая проработка деталей и динамика. Объем и эмоциональная теплота чем-то отчасти напомнили винтажный звук, но не японский, а американский, породистый, лампово-рупорный (в хорошем смысле). Но это скорее ассоциации, а формально — просто есть большой масштаб, хорошая плотность без тяжести или неповоротливости. Немножко теплоты и качественная проработка нюансов.
Эта головка в процессе теста в равной мере неплохо справлялась с самыми разными записями и разве что на большом хоре немного неестественно звучала теплота, а какой-нибудь металл или жесткая экспериментальная электроника оказывались по звуку не такими «злыми», как нужно, хотя формально динамика была на уровне.
С пластинками в неидеальном состоянии картридж справляется хорошо, но те артефакты, которые дают сильные щелчки, явно не любит.
В плане настроек — стоит возиться. Геометрию обязательно выставлять с максимальной точностью, прижим подбирать в пределах диапазона на слух, минимум после 30 часов приработки. Да и приличный тестовый диск в список инструментов включить будет не лишним — разница в точности здесь будет заметна, если сама система позволяет эту разницу услышать. И это уже тот уровень звукоснимателя, когда можно экспериментировать даже с проводками для шелла, что в точной прозрачной системе внесет свои коррективы.
Выводы
Все три протестированные головки очень разные, но у них есть и общие черты, как, например, отсутствие в звуке наглости или вульгарности, или в чем-то схожий характер в целом. Но применение каждой найдется разное, в зависимости от личных предпочтений и особенностей системы, в которой предстоит работать.
Например, Audio-Technica AT-F2, в моем понимании, неплохо бы подошла в полностью винтажную систему, особенно в систему из компонентов с ярким звуком (а например, среди японской техники 80-х ярко звучащей немало), или просто в яркую систему, но при условии одновременно наличия MC-корректора. Тем более, если фонотека состоит из разношерстных пластинок, как по жанрам, так и по состоянию.
Audio-Technica VM750SH во многом, наоборот, может не прижиться в системе с ярким или подчеркнуто резким звуком, но если головка хорошо сработается с проигрывателем (а проигрывателей, которым стоит поддать динамики и яркости тоже хватает) — можно получить весьма универсальный вариант, к тому же вариант долгоиграющий — в силу живучести иглы и не очень сложной процедуры смены в случае износа. Динамика и детальность здесь тоже могут быть плюсом (правда, я не знаю случаев, когда они были бы лишними), да и варианты сочетания с ламповым ММ-корректором не стоит списывать со счетов — может получиться интересно.
Audio-Technica AT33Sa, пожалуй, самая универсальная из всех, но ей нужно соответствующее окружение — стол, тонарм, фонокорректор, кабельная обвязка. Хотя свой почерк у головки есть, и идеально-нейтральной ее не получится назвать, она относится уже к старшему классу. Пусть даже по цене к его начальному уровню, но качество изготовления и стабильность поведения могут дать фору ряду картриджей дороже. В остальном — характер цельный и предсказуемый, что упрощает поиск подходящих сочетаний.
Audio-Technica AT-F2 — 15 000 рублей, Audio-Technica VM750SH — 28 000 рублей, сменная вставка VMN50SH —22 000 рублей, Audio-Technica AT33Sa — 62 000 рублей
Audio-Technica AT-F2
Тип: MC
Частотный диапазон: 15 Гц - 30 кГц
Разделение каналов: 25 дБ
Разбаланс каналов: 1,5 дБ
Выходное напряжение: 0,32 мВ
Внутренний импеданс: 12 Ом
Рекомендуемое сопротивление нагрузки: от 100 Ом
Тип заточки иглы: эллипс 0,3х0,7
Материал иглодержателя: алюминий
Статическая податливость: 35х10 -6 см/дин
Динамическая податливость (100 Гц): 9х10 -6 см/дин
Материал корпуса: алюминий/пластик
Рекомендованная/оптимальная прижимная сила: 1,8-2,2 / 2 г
Вес: 5 г
Audio-Technica VM750SH
Тип: MМ
Частотный диапазон: 20 Гц - 27 кГц
Разделение каналов: 30 дБ
Разбаланс каналов: 1 дБ
Выходное напряжение: 4 мВ
Внутренний импеданс: 800 Ом
Рекомендуемое сопротивление нагрузки: 47 кОм
Рекомедуемая емкость: 100-200 пФ
Тип заточки иглы: Шибата
Материал иглодержателя: алюминий
Статическая податливость: 40х10 -6 см/дин
Динамическая податливость (100 Гц): 10х10 -6 см/дин
Материал корпуса: алюминий/пластик
Рекомендованная/оптимальная прижимная сила: 1,8-2,2 / 2 г
Вес: 8 г
Audio-Technica AT33Sa
Тип: MC
Частотный диапазон: 15 Гц - 50 кГц
Разделение каналов: 30 дБ
Разбаланс каналов: 0,5 дБ
Выходное напряжение: 0,4 мВ
Внутренний импеданс: 10 Ом
Рекомендуемое сопротивление нагрузки: от 100 Ом
Тип заточки иглы: Шибата
Материал иглодержателя: бор
Статическая податливость: 40х10 -6 см/дин
Динамическая податливость (100 Гц): 10х10 -6 см/дин
Материал корпуса: алюминий/пластик
Рекомендованная/оптимальная прижимная сила: 1,8-2,2 / 2 г
Вес: 6,9 г