Рынок домашней техники пытается адаптироваться к пожеланиям многих покупателей собрать приличную AV-систему при относительно небольших инвестициях. Однако когда речь заходит о бюджетных Hi-Fi компонентах, возникает резонный вопрос: «недорого — это много или мало, достаточно или не очень?» Можно ли купить качественные напольные колонки от ведущего производителя, да еще европейской сборки по цене, сравнимой с «бюджетным» для категории High End сетевым кабелем? Попробуем разобраться в этом на примере нового поколения акустических систем GLE производства немецкой компании Canton.
Тестировать бюджетную акустику от именитых брендов всегда интересно, поскольку производителю традиционно приходится решать весьма нетривиальную задачу: с одной стороны, нельзя упасть в грязь лицом, с другой — важно обеспечить массовые продажи при как можно меньшей себестоимости. Дилемма и еще какая! Однако до недавнего времени многие компании, производящие акустику в начальном ценовом диапазоне, не очень-то заботились о качестве корпусов, элементной базы, да что уж греха таить, — звучания. Считалось, что и так все купят. И покупали, покупают и до сих пор.
В этом плане компания Canton всегда стояла особняком: начиная с самых первых акустических систем, выпущенных в 1972 году, и до последнего времени она уделяла особое внимание качеству своей продукции вне зависимости от ее цены. Здесь можно провести аналогию между бюджетной акустикой от Canton и небогатым человеком, одетым весьма скромно, но при этом аккуратно и со вкусом.
Первое поколение серии GLE выпустили еще в 1980, и эта линейка успела занять бесчисленные гостиные Западной Европы (по большей части в Германии). По заявлениям производителя, именно серия GLE стала одной из самых продаваемых линеек акустических систем в Европе за всю историю аудиоиндустрии.
Новое семейство GLE — это семь типов колонок, из которых можно собрать не только стереосистему, но и домашний кинотеатр, включая работу в формате Dolby Atmos. Итак, в этот раз мы тестировали систему из следующего набора акустики: напольные колонки GLE496 (флагманы линейки GLE), полочные — GLE426, настенные сателлиты GLE 416 и центральный канал GLE 456.
Учитывая обозначенную семейственность продукта и следующие из этого родовые черты, благодаря которым колонки образуют слаженный, гармоничный ансамбль, в основном описании я позволю себе остановиться преимущественно на напольных акустических системах серии, а именно — модели GLE496.
Респектабельность
На сегодняшний день колонки Canton GLE представлены в трех вариантах оформления: белом, черном и макассар — драгоценной породы с контрастным рисунком, которую любят производители дорогих музыкальных инструментов.
При первом взгляде на акустику возникает ощущение, что в этой истории что-то не так: колонки выглядят более чем респектабельно. Достаточно взглянуть на фото, чтобы усомниться в объективности заявленной цены. Особое впечатление производит матовый блеск металлических диффузоров на черной фронтальной панели, усиливая общее впечатление роскоши.
Лишь приблизившись вплотную можно заметить не совсем детальную имитацию шпона и классическое для бюджетной акустики «оригами» из стыков МДФ на задней панели. Впрочем, качество и прочность ламината таковы, что из него вполне можно делать столешницы для школьных парт.
Кончено, я охотно допускаю, что найдутся производители, готовые за аналогичную сумму предложить еще более нарядные корпуса, в том числе покрытые натуральным шпоном. Но чем Canton берет наверняка, так это вниманием к деталям и пакетом технологий.
Дополнительная волна
Массивные корпуса высотой чуть более метра покоятся на четырех цилиндрических ножках, выполненных из металла. Признаться, не самое лучшее решение для эффективной виброакустической развязки. Впрочем, ножки отвинчиваются, а значит, вместо них всегда можно установить шипы (в комплект не входят). Фронтальная панель толщиной 22 мм (благодаря специальной обработке) утоплена вглубь корпуса и придает изделию еще большую внешнюю выразительность.
На задней панели располагаются акустические терминалы с единственной парой универсальных клемм, порт фазоинвертора и фирменная система крепления пылезащитной сетки Canton Rearfit. Все довольно просто, за исключением качества сборки — оно безупречно. Простукивание не выявило каких-либо значимых послезвучий, а значит, корпуса колонок хорошо задемпфированы.
Теперь немного скучной, технической информации. Колонки выполнены по трехполосной схеме с фазоинвертором, выведенным на заднюю панель. Батарея излучателей состоит из двух одинаковых НЧ-динамиков диаметром 200 мм, СЧ-драйвера диаметром 180 мм и 25 мм твитера.
Приятно отметить, что в конструкции динамических головок используются материалы и технологии, заимствованные из более дорогих акустических систем. Так СЧ- и НЧ-динамики выполнены на особо прочных шасси (корзинах) из поликарбоната и обладают мощной магнитной системой.
Эта самая магнитная система приводит в действие алюминиевые диффузоры на синусоидальных резиновых подвесах, выполненных по фирменной технологии Wave с S-образным поперечным сечением. По сути подвес получил дополнительную «волну», позволяющую в два раза увеличить ход мембраны: даже при большой нагрузке это должно гарантировать высокую линейность во всем диапазоне воспроизводимых частот.
Твитер также оснащен мощной магнитной системой, которая двигает текстильный купол с пропиткой, расположенный в небольшом рупоре с широкой диаграммой направленности. Как заявляет производитель, высокочастотная секция специально расположена на уровне уха потенциального слушателя с целью улучшения пространственной картины звучания, что вполне логично. Другое дело, что либо я вырос, либо немцы за последние несколько десятилетий заметно измельчали: для достижения этого эффекта мне пришлось с довольно низкого дивана пересесть на пол.
Кроссовер акустической системы расположен на виброизолированной плате, собран из минимального числа электронных элементов и работает по технологии Displacement Control, позволяющей удерживать колебания диффузора каждого из низкочастотных динамиков в заданном диапазоне.
Центральный канал GLE 456 представляет собой довольно крупную, трехполосную акустическую систему закрытого типа с двумя динамиками диаметром 160 мм, один из которых настроен на низкие, другой — на средние частоты. Между ними установлена высокочастотная головка с текстильным куполом диаметром 25 мм в небольшом рупоре.
Модель GLE 426 — это полноценные полочные колонки в корпусах фазоинвертерного типа с двумя динамиками — мидвуфером диаметром 160 мм и твитером диаметром 25 мм, нагруженным на небольшой рупор. Как и у GLE 496, отверстия фазоинвертеров выведены на заднюю панель, что, безусловно, следует учесть на этапе инсталляции.
Наконец, GLE 416 — настенные акустические системы двухполосной конструкции в корпусах закрытого типа. Каждая из этих колонок оснащена мидвуфером диаметром 160 мм и 25-мм твитером с текстильным куполом. Их особенность — плоский корпус, на задней панели которого расположена система настенного крепления, не выходящая за его габариты.
Все перечисленные выше акустические системы оснащены съемными пылезащитными сетками и однотипными акустическими терминалами с одной парой универсальных клемм.
Приборы и инструменты
Известно, что для стерео и кино лучше делать отдельные тракты, но в данном случае мы тестировали решение, которое часто встретишь в обычных квартирах — комплект колонок, подключенный к AV-ресиверу. В качестве последнего взяли недорогую модель Denon AVR-X2300W с поддержкой Dolby Atmos (тест на Stereo.ru). Лично я отметил у него наличие симпатичного и понятного экранного меню и специального режима для стерео, что придется по душе меломанам. Источником сигнала выступил BD-проигрыватель Denon DBT-3313В.
В качестве акустического кабеля для подключения фронтальных колонок GLE496 взяли Inakustik LS-803, цену которого, во избежание психологической травмы, лучше не называть. Зато на остальные каналы пошел недорогой Inakustik Star LS cable. Для полноты впечатлений к ресиверу подсоединили сабвуфер Canton Sub80.2 (кабель Inakustik Premium Y-Subwoofer Cable). Сам же ресивер был соединен с источником сигнала HDMI-кабелем Inakustik Premium.
Расстояние между фронтальными колонками составило чуть более двух с половиной метров, расстояние до слушателя этих и других акустических систем также не превышало трех метров. Перед началом тестирования в многоканальном режиме звучание всех акустических систем настроили под конкретное помещение системой коррекции Audyssey MultEQ XT, встроенной в ресивер Denon.
В качестве тестового материала использовалась подборка демонстрационных Blu-Ray дисков с поддержкой технологии Dolby Atmos, а также SACD AYA, тестовый CD EISA Inakustik «Whisky&Blues» и CD Ken Peplowski Gypsy Jazz Band — «Gypsy Lamento».
Давайте смотреть кино
Первым кинофрагмент был из фильма «Эверест»: снежная буря, пытающаяся уничтожить палаточный лагерь альпинистов, истошные вопли, заглушаемые снежными зарядами, рвущиеся тросы. Далее смотрим эпизод взрыва на корабле в «Битве при Черноводной» из бесконечной телевизионной саги «Игра престолов». Мощная волна клубящегося зеленого огня, пожирающего все на своем пути, движется прямо на меня. Центральный канал и акустические системы окружающего звучания демонстрируют удивительно слаженную командную работу. Слышно буквально все — каждый звук и шорох, каждая реплика.
Ловлю себя на мысли о том, что звук системы в кино, хоть и не лишен очарования, но словно спроецирован на стены помещения, и упорно не желает отрываться от них навстречу слушателю, чтобы стать по-настоящему трехмерным. При просмотре фильма возникло ощущение недостаточной плотности звукового поля, которое, учитывая потенциал оборудования, как минимум не должно было нас разочаровать. В разговорах с инсталляторами я нередко слышу, что доверять системам автоматизированной настройки многоканальных систем по меньшей мере неразумно, поэтому в нашем случае ее лучше просто отключить, выполнив один раз вручную эту несложную процедуру. Уверен, результат превзойдет наши самые смелые ожидания.
На концерте и в записи
Продолжая тему многоканального звука, слушаем SACD AYA. Впечатления хоть и не прямо противоположные, но заметно разнятся. Акустика зала, голоса, масштаб, напор, энергетика оркестра, тембры музыкальных инструментов переданы настолько реалистично, что даже с закрытыми глазами не остается никаких сомнений в том, что я присутствую на настоящем, живом концерте. Единственное, что заставляет меня усомниться в этом, так это отсутствие обязательного кашля, а также то, что в течение всего прослушивания никто так и не попросил меня подняться, чтобы пройти на свое место по билету.
Подобный эффект я испытывал последний раз, слушая акустику стоимостью в десятки раз дороже. Ладно, отключаем все акустические системы, в том числе и сабвуфер, и переводим ресивер в режим классического стерео.
Слушаю Ken Peplowski. Звучание согласованное и отлично сбалансированное. Высокие частоты совершенно неутомительны и обладают высокой разрешающей способностью. Средние частоты предельно аккуратны и элегантны. Акустика не упускает даже самых незначительных деталей, передавая особенности сложных тембральных оттенков живых инструментов и вокала. Бас очень глубокий, но в то же время без потерь в детализации и скорости. О звуковой сцене можно сказать просто: она есть, и это само по себе уже является неплохим результатом при прослушивании стереофонических записей на многоканальном ресивере (вне зависимости от его ценового диапазона).
Когда дело доходит до диска «Whisky&Blues», впечатления становятся уже не столь однозначными, хотя и перед этой адской смесью рока с блюзом система не спасовала. Звучание вокала, инструментов на высоких и средних частотах также оказалось очень комфортным и аккуратным, однако недоставало живости. Гитарные рифы отработали рельефно и эмоционально. Что касается баса, то далеко не все низкочастотные пассажи прозвучали в равной степени хорошо — где-то бас был бубнящим. Помните, мы уже говорили о том, что у колонок вывинчиваются ножки, а значит, вместо них всегда можно ввернуть виброизолирующие шипы? Уверен, эта нехитрая процедура позволит чуть улучшить звучание тракта в области низких частот. Как и в предыдущем случае, сцена проявила себя сравнительно схематично.
Вывод
Признаюсь, грешен. Перед началом тестирования я мало верил в то, что этим колонкам суждено произвести на меня хоть какое-то впечатление. Более того, мысленно даже прикидывал заключение, дескать, ну что можно было ожидать от акустики за столь скромную сумму. В действительности новая линейка Canton GLE оказалась красивым, предельно качественным и высокотехнологичным продуктом, обладающим акустическими характеристиками, которые не так легко встретить даже в куда более высоких ценовых сегментах.
У колонок этой линейки качество звука, за которое еще пару лет назад приходилось платить в несколько раз больше. На этом фоне любые разговоры о недостатках и тех незначительных шероховатостях, которые были выявлены в процессе тестирования, теряют всякий смысл. При минимальных инвестициях эти колонки способны вывести домашнюю систему на качественно новый уровень. Во всяком случае, их обязательно стоит послушать.
Достоинства: высокое качество изготовления, широкий диапазон воспроизводимых частот, беспрецедентно низкая цена.
Недостатки: скромная гамма цветовых решений.
Официальный сайт: Canton GLE 496, Canton GLE 426, Canton GLE 416, Canton GLE 456
Цены: Canton GLE 496 — 63 990 рублей, Canton GLE 426 — 24 990 рублей, Canton GLE 416 — 24 990 рублей, Canton GLE 456 — 17 990 рублей (весь комплект 131 960 рублей)
Паспортные данные
Напольная акустика GLE 496
Тип акустического оформления - фазоинвертор
Динамики 2 x НЧ – 200мм, СЧ – 180мм, ВЧ – 25мм
Мощность 150/320Вт
Сопротивление 4 – 8Ом
Диапазон воспроизводимых частот 20Гц – 30кГц
Частота разделения кросовера 300Гц / 3200Гц
Рекомендуемая мощность усилителя 10 – 150Вт
Чувствительность 90,5Дб
Габариты 1060x210x310мм
Вес одной колонки 19,6кг
Полочная акустика Canton GLE 426
Тип акустического оформления - фазоинвертор
Динамики СЧ/НЧ – 160мм, ВЧ – 25мм
Мощность 70/130Вт
Сопротивление 4 – 8Ом
Диапазон воспроизводимых частот 42Гц – 30кГц
Частота разделения кросовера 3200Гц
Чувствительность 86,5Дб
Габариты (ВxШxГ) 295х170х270мм
Вес одной колонки 4,6кг
Настенная акустика Canton GLE 416
Тип акустического оформления - закрытый ящик
Динамики СЧ/НЧ – 160мм, ВЧ – 25мм
Мощность 60/100Вт
Сопротивление 4 – 8Ом
Диапазон воспроизводимых частот 45Гц – 30кГц
Частота разделения кросовера 3200Гц
Чувствительность 86Дб
Габариты 295х170х100мм
Вес одной колонки 3кг
Центральный канал Canton GLE 456
Тип акустического оформления - закрытый ящик
Динамики 2 х СЧ/НЧ – 160мм, ВЧ – 25мм
Мощность 80/140Вт
Сопротивление 4 – 8Ом
Диапазон воспроизводимых частот 30Гц – 30кГц
Частота разделения кросовера 400Гц/3000Гц
Чувствительность 89Дб
Габариты 170х455х310мм
Вес одной колонки 8,6кг