Современный рынок Hi-Fi-акустики сложно назвать единообразным или консервативным — одних только типов излучателей и вариантов акустического оформления набирается едва ли не по десятку. Но разнообразие — это, скорее, вопрос предложения, а как обстоят дела со спросом? Проблемы возникают в тот момент, когда в процесс выбора акустики начинают вмешиваться стереотипы: металлический диффузор — звонкий, рупор — крикливый, фазоинверторный напольник — гулкий. И так далее.
Чаще всего такой подход используется при выборе недорогих моделей, ведь любое нестандартное решение — это сложно, а значит, должно быть дорого. Если вдруг оказывается не дорого — значит, сделано плохо, только для виду, и даже слушать такое не имеет смысла.
И если вам не чужда подобная логика — самое время менять подход. Для начала — отбросить излишние умозаключения и просто послушать что-нибудь необычное, укладывающееся в имеющийся бюджет. Вот я, например, не так давно добрался до вдумчивого изучения недорогих напольников Klipsch R610F и, даже зная на что способен этот бренд, был немало удивлен результатом.
Это провокация!
С точки зрения конструкции Klipsch R610F выглядят очень провокационно. Судите сами: подозрительно недорогой напольник со сложным высокотехнологичным рупором. Ну, наверняка сделано чисто для красоты — ничего кроме окрашенности и не выдаст!
Связка твитер+басовик, которой самое место в полочнике, вставлена в напольный корпус с большим фазоинвертором — однозначно будут гудеть и бумкать, ни ровных средних, ни нормального баса не получится! А уж металлический диффузор твитера, спрятанный в недрах рупора, однозначно гарантирует страдания чувствительных аудиофильских ушей!
Одним словом, едва ли не все, чем можно напугать аудиофила-параноика, собрано воедино. Не хватает разве что дешевого глянцевого лака, который царапался бы от дуновения ветра! Практичная отделка — это, пожалуй, единственный фактор, который при выборе по фотографии играет однозначно в плюс. В остальном же — красные флажки и ничего более.
Свежий взгляд
Но с другой стороны, для человека, не погруженного в тему и не обученного «искусству» определять себестоимость колонки и внедренных в нее технологий на глаз, Klipsch R610F выглядят совсем по-другому. Агрессивный и брутальный дизайн с блестящими шурупами, медным басовиком и симметричным рупором, упакованные в суровый «деревянный» корпус на острых ножках — это же чистый рок-н-ролл, а местами даже хард-н-хэви.
В некоторые интерьеры такие колонки впишутся как родные. Сделать дизайн поскромнее можно с помощью грилей — в этом случае вы получите нейтральные черные прямоугольники (других цветов не предусмотрено). Одним словом, внешний вид, хоть и обязывает ко многому, но все же получился весьма привлекательным.
Если же копнуть глубже и почитать, что за дядька такой был Пол Клипш и сколько поколений инженеров, начиная с него самого, трудились в поте лица над совершенствованием рупоров, градус доверия к бренду начинает стремительно расти.
Давайте рассуждать логически. С момента появления легендарных Klipschorn до наших дней прошла целая жизнь. И если бы рупоры Клипшей не были столь хороши, смогла бы компания продержаться с этой технологией на рынке более 70 лет? Очень сомневаюсь. Пустые дизайнерские проэкты, не подкрепленные по-настоящему качественным звуком и собственной философией, в мире Hi-Fi редко живут дольше года-двух.
Так что в рупорах эти ребята явно знают толк — и умеют их правильно готовить. А понимая суть технологии и имея в распоряжении современные производственные мощности, производить недорогое рупорное оформление не так уж и сложно. Это вам не фанеру гнуть в далеком 1949-м!
Все через рупор
Присмотревшись внимательно, можно заметить, что абсолютно все, что связано с излучением звука у Klipsch R610F, оформлено в рупор. Начнем с самого очевидного: квадратный рупор Traсtrix с углом рассеивания 90° обрамляет твитер с алюминиевым диффузором, установленным на каптоновом подвесе.
Такой твитер отличается высокой степенью линейности — в процессе движения его диффузор не деформируется, а это значит, что он обладает малым уровнем искажений. Рупор же обеспечивает, с одной стороны, фокусирование его усилий в точке прослушивания, а с другой стороны — распределяет энергию излучения равномерно на 90° по вертикали и по горизонтали.
Средне-низкочастотный излучатель, имеющий фирменную «медную» расцветку, на самом деле изготовлен из композитного полимера методом литья под давлением. Одной из составляющих структуры композита является графит, дающий конусу диффузора необходимое сочетание легкости и прочности.
Заставить СЧ/НЧ-динамик работать в поршневом режиме — задача более сложная, чем в случае с твитером. Для ее решения помимо прочного композита был использован достаточно большой по диаметру и практически плоский пылезащитный колпачок, формирующий вместе с конусом диффузора жесткую пространственную конструкцию. Добавляем к этому мягкий резиновый подвес, дающий большой рабочий ход, — и цель достигнута.
А где же тут рупор? Его форму и функцию имеет фланец средне-низкочастотника. В отличие от ВЧ-рупора, он значительно меньше влияет на диаграмму направленности, но позволяет минимизировать искажения, формирующиеся при установке динамика вровень с поверхностью корпуса.
Третий рупор, как и первый, легко обнаруживается невооруженным глазом, но располагается он позади акустики, прямо над клеммами подключения, и обрамляет фазоинвертор. Несмотря на вытянутую форму, я бы не назвал порт щелевым, поскольку к оригинальной идее и реализации щелевого порта он имеет весьма косвенное отношение.
Скорее, это грамотное развитие темы классического фазоинвертора-трубки, которому придали вытянутый профиль. Наличие рупоров-раструбов на обоих концах фазоинвертора помогло избежать турбулентности и призвуков, а значит, снизило искажения и сделало низкочастотный отклик более быстрым и точным.
Рупоры на практике
При прослушивании акустики достаточно немного походить по комнате, чтобы стало очевидно, что рупор Traсtrix формирует звуковое поле вполне соответствующее заявленному углу рассеивания — 90°. Именно в этом диапазоне — и по горизонтали, и по вертикали — нет ощущения потери верхних частот, а отклонение от оси излучения в пределах заявленного угла минимально влияет на характер звука. При этом за пределами эффективного угла отдача верхних частот резко падает.
Что же дает нам эта занимательная геометрия? Во-первых, не трудно сделать вывод, что при установке колонок классическим способом, образовав с точкой прослушивания равносторонний треугольник, мы получим довольно широкую зону формирования стереокартины.
Более того: практика показала, что на дистанции порядка 2–2,5 метров зона комфорта вмещает уже 2–3 человек, а высота посадки не имеет принципиального значения. На фоне традиционных колонок, нередко вынуждающих слушателя находиться в единственно верной точке прослушивания, это однозначный плюс.
Второй вывод менее очевиден на первый взгляд, но, по-моему, куда более важен. Как и в случае с волноводом СЧ/НЧ-динамика, рупор Traсtrix предотвращает эффект дифракции — преломления звуковых волн на гранях фронтальной панели корпуса. А сравнительно узкая направленность еще и минимизирует количество первых отражений в помещении. Таким образом, исключаются сразу два фактора, оказывающие существенное негативное влияние на звук.
С чисто бытовой точки зрения это удобно тем, что не нужно завешивать комнату прослушивания акустическими панелями, гасящими первые отражения. А на слух верхние частоты в точке прослушивания действительно оказываются на удивление чистыми и прозрачными, что не часто встречается в том ценовом сегменте, к которому принадлежит линейка Klipsch Reference.
Но больше всего впечатляет другой момент. Отсутствие первых отражений и наличие отражений более поздних, возникающих по бокам и позади точки прослушивания, создают исключительно объемную, буквально трехмерную картину. Привязки звука к акустике нет вообще.
Например, при прослушивании альбома «Amused To Death» Роджера Уотерса звуковые эффекты окружают со всех сторон, словно работает многоканальная аудиосистема. Совершенно потрясающий эффект объема проявляется при прослушивании двухмикрофонных записей и качественных Live-релизов с малым количеством инструментов.
Знаменитая версия «Fever (Take 1)» в исполнении Элвиса, содержащая разговоры в студии, воспроизводится убийственно реалистично — последний раз подобное ощущение я испытывал при прослушивании бинауральных записей в наушниках. Любители считать гитары и отслеживать их положение в пространстве на живой записи «Отеля Калифорния» тоже останутся довольны.
Ну а чтобы не создать ложного впечатления, будто квадратный рупор — это панацея, обозначу специфику использования акустики, которую создает такой подход. Во-первых, Клипши нужно точно направлять в точку прослушивания — уж не поленитесь сделать это один раз, и результат не заставит себя ждать. Именно при таком раскладе получится идеальная фокусировка сцены.
Для того, чтобы пространство по бокам и позади слушателя сформировалось настолько же идеально, крайне желательно добиться симметрии размещения системы в помещении. Все это, конечно же, касается и любых других колонок, но с Клипшами правильная установка дает буквально магический эффект.
Второй специфический момент: с рупором, имеющим раскрытие 90°, довольно сложно равномерно озвучить сразу всю комнату. При перемещении относительно акустики характер звука и ощущение сцены будут заметно меняться.
А что в целом?
Отпилить от Klipsch R-610F нижнюю часть — и получится пара полочников. Мысль не добрая, но точно описывающая визуальный образ. По звучанию эти колонки мне тоже напомнили полочники, но другие. Не маленькие хайфайные колоночки с 6-дюймовыми басовиками, которые могли бы получиться путем уменьшения размера корпуса, а скорее крупные 8-дюймовые студийные мониторы — из тех, что можно использовать без сабвуфера. 610-е точно так же в меру басовиты и предпочитают не заменять качество баса его количеством.
А вот гулкости, размытости баса и прочих артефактов, которые являются едва ли не неотъемлемой частью напольников такой цены и типоразмера, у Klipsch R-610F нет в принципе. Ощущения критической нехватки баса, мешающей восприятию отдельных музыкальных композиций, тоже нет. При прослушивании вполне понятно, что некоторое количество нижних нот еще можно добавить, но и без этого любой музыкальный материал звучит очень основательно и полноценно.
Для комнат малого и среднего размера такие колонки подойдут хорошо, а если хочется большего — можно будет либо добавить хороший сабвуфер с большим драйвером в закрытом корпусе, либо посмотреть в сторону старших напольников из той же серии Reference.
В целом, басовый диапазон в исполнении Klipsch R-610F воспроизводится очень собранно, аккуратно и точно, середина предельно прозрачна и хорошо сфокусирована, верхние звучат свободно — с большим количеством воздуха и мелких деталей. Динамика и ритмичность не вызывают нареканий, нет никакого намека на медлительность, вальяжность или рассинхронизацию звука по частотам.
Тут не лишним будет упомянуть и усилитель, который также внес заметный вклад в звучание. Это интегрированная модель Emotiva TA-100. Именно с ней Клипши напомнили по характеру хорошие профессиональные мониторы или не дешевый и грамотно собранный Hi-Fi топ-класса. А ценник на такой комплект оказался очень скромным.
Со своим характером
И раз уж не единожды был упомянут мониторный звук, самое время сказать о том, что характер Klipsch R-610F все-таки свой, особенный и узнаваемый, как и полагается любому уважающему себя Hi-Fi-продукту с богатой историей. От профессионального подхода к звуковоспроизведению у них есть точность и собранность баса, ритмичность, прозрачный и детальный верх — по сути, необходимый минимум, чтобы качественно и достоверно звучали не только джаз и классика, но также металл и электронная танцевальная музыка.
Что же касается характера подачи, он у Клипшей очень энергичный, плотный, но при этом светлый, открытый и неожиданно комфортный. Смещая внимание в область верхних частот, акустика не добавляет в звук ни грамма жесткости. Напротив, звук приятен, легко воспринимается на высокой громкости, музыку хочется слушать еще и еще.
В звучании нет мути и недосказанности, которая встречается в системах сравнимой стоимости, но вместо этого проявляется некая откровенная прямота и простота. Связка Klipsch R-610F и Emotiva TA-100 делает ставку на передачу энергетики, динамики и масштаба, не утруждает себя филигранным очерчиванием мельчайших тембров и обертонов. Разрешающая способность при этом достаточна, чтобы можно было отличить МР3 от CD, а CD от винила буквально с первых секунд.
Демонстрируя открытость и честность в звучании, акустика располагает к себе и выгодно смотрится на фоне конкурентов. А как иначе? Фирменный характер есть, и он хорошо слышен. При этом — слушаете ли вы металл, экспериментальный джаз или танцевальную электронику — все ноты останутся на своих местах, ритмические рисунки не собьются и не перепутаются, ничего не будет резать слух.
Рекомендую к прослушиванию один единственный тестовый трек: «Shy Boy» — Katie Melua. Он отлично демонстрирует, как чисто система работает с басом, насколько детально, ритмично, выразительно и абсолютно комфортно может звучать запись, которая гудит и режет слух сибилянтами на самых безобидных на вид классических бюджетных колонках.
Вывод
Удачный вариант для тех, кто устал от гулкого и размазанного баса, ищет чистый, светлый и четкий саунд, любит качественно записанную, динамичную современную музыку. Klipsch R-610F впечатляют своим звучанием, особенно когда сверяешь его с ценником. А избавление пользователей от казалось бы неизбежной борьбы с первыми отражениями — бесценный дар.
Не последнюю роль в полученных результатах сыграл и усилитель Emotiva TA-100. Конечно, это не единственное, но однозначно удачное сочетание — чистый плотный саунд Emotiva отлично подчеркивает специфику звучания акустики и хорошо раскрывает ее динамический потенциал. Да и по соотношению качество/цена связка получилась привлекательная.
Собранный четкий бас, открытый чистый верх, отличная ритмичность и динамика, трехмерная сцена, хорошо звучат в помещении без специальной акустической подготовки.
Подчас звучание может казаться чересчур простым и прямолинейным, нет возможности биампинга/бивайринга, ко многому обязывающий дизайн без выбора цвета.
40 000 рублей
Количество полос: 2
ВЧ динамик: 25-мм алюминиевый купол в рупоре Tractrix
СЧ/НЧ динамик: 165 мм, композитный диффузор с графитовым наполнением
Диапазон частот: 45–21 000 Гц (±3 дБ)
Чувствительность: 94 дБ
Мощность: 85 Вт (постоянная)/340 Вт (пиковая)
Импеданс: 8 Ом
Частота раздела кроссовера: 1 800 Гц
Акустическое оформление: фазоинвертор
Габариты: 240х940х384 мм
Масса: 16,3 кг
Отделка: винил, черное дерево