Если не видно разницы - зачем платить больше?! Объективное сравнение аудиокабелей

Предлагаю всем, кто считает, что может услышать разницу в звучании кабелей заработать $1 000 000. Пока ни один желающий не смог этого сделать.

К сожалению почему то изображения из статьи не скопировались. Полная версия статьи с изображениями находится по ссылке https://dzen.ru/a/Y9wt4WjsqCSXcpxH

Отправной точкой для написания данной статьи послужило событие, точнее - предложение, которое было сделано автору после очередного спора о "звучании" или "не звучании" аудиопроводов. Суть предложения заключалась в том, что один человек, безвозмездно готов предоставить автору аудиофильский межблочный кабель, в свою очередь автор обязуется "послушать" данный кабель и поделиться своим мнением. Предложение было весьма заманчивым и не долго думая оно было принято автором, ведь это отличный повод провести подробное исследование того, что из себя представляет самый настоящий аудиофильский межблочный кабель, установить есть ли в действительности какая-то разница между ним и самыми обычными проводами.

Кабель, предоставленный для экспериментов, выглядел следующим образом:

Аудиофильский межблочный кабель Van Den Hull D102 MK III Hybrid

На момент написания и первой публикации данной статьи (август 2018 года), стоимость данного кабеля, по информации полученной из интернета, составляла приблизительно 12 000 российских рублей (или около $180, по курсу 2018 года). В начале 2023 года, за этот же кабель просят уже почти 35 000 рублей (или около $500, по курсу 2023 года).

Стоимость кабеля Van Den Hull D102 MK III Hybrid в одном из российских магазинов

Стоимость мягко говоря - приличная, особенно если учесть, что это просто пара шнурков длиной 80 сантиметров.

Справедливости ради хочется отметить, что копию данного кабеля, можно приобрести на Алиэкспресс за куда более скромную сумму - 1300 рублей (без малого $20, по курсу 2023 года).

Копия Van Den Hull D102 MK III Hybrid с Али

Чем и насколько сильно отличается копия от оригинала - вопрос открытый и достойный отдельной публикации, как и вопрос о том, достался автору именно оригинальный кабель или его копия с Алиэкспресс. Человек, предоставивший кабель, по этому поводу лишь обмолвился фразой вроде: "это хорошо прогретый кабель из начала двухтысячных". В пользу оригинальности кабеля, попавшего в руки автора, говорит тот факт, что на Али нет предложений по данному кабелю длиной 0,8 метра, тогда как оригинальный кабель выпускается длиной, и 0,8 метра, и 1,0 метр, а также других длин.

Внешне, кабель производит очень приятные впечатления: выполнен качественно, довольно толстый (диаметр - 7 мм), жесткость - средняя, разъемы - качественные, сидят плотно, но при этом не требуется прикладывать чрезмерной силы для подключения и отключения, можно сказать, что разъемы подогнаны идеально. Кабель приятно держать в руках.

Однако не зная сколько стоит данный кабель, автор совершенно точно не оценил бы его в 12 и тем более в 35 тысяч рублей. Во сколько бы оценил? Вряд ли больше, чем в $20, особенно учитывая его совсем небольшую длину, которая составляет всего 80 сантиметров.

Субъективное мнение автора касательно стоимости кабеля, подтвердил товарищ, который во время написания данной статьи, зашел к автору в гости . На вопрос: "во сколько денег, на вид, оценишь данный кабель?", недолго покрутив кабель в руках и подозревая, будучи психологом по образованию, что кабель не простой, он ответил - $20 (собственно столько и стоит его копия на Али). Надо отметить, что человек не является, ни аудиофилом, ни меломаном, ни электронщиком, то есть - далек от всего этого.

Первым дело, получив кабель, автор его конечно же подключил и начал "слушать". Удивительно, но с первых же секунд "прослушивания", оказалось, что разница действительно есть и она совершенно точно в пользу аудиофильского кабеля. Жаль только то, что эта разница обусловлена не изменениями в "звучании", а психологическим аспектом - удовольствием от обладания дорогим аудио шнурком, чего не могло быть, пока в аудиосистеме использовался самый обычный, дешевый и невзрачный межблочный аудиокабель.

Быть обладателем дорого аудиокабеля действительно приятно (а полученным бесплатно - приятно вдвойне). Жаль только то, что на звучании аудиосистемы это никак не отражается. Хотя нельзя исключать того, что более склонный к самовнушению и менее подкованный в электронике индивид, под впечатлением от дорогой игрушки, вполне мог бы "услышать" разницу.

Не будем углубляться в психологию, тем более, что автор статьи не психолог, сразу перейдем к объективному сравнению.

Далее будут представлены другие участники сравнения, которым предстоит побороться с аудиофильским кабелем.

Первый участник сравнения, условно названный автором - "дешевый кабель" или просто "дешевый" - это наверное самый плохой и некачественный кабель, который только можно было найти. Подобные кабели входят в комплект любой бюджетной мультимедийной техники: компьютерных колонок, телевизоров, DVD-плееров и прочей техники. Конкретно данный кабель шел в комплекте с какой-то видеотехникой, так как имел три пары "тюльпанов", две из которых предназначены для аудиосигнала, а одна - для видео сигнала (которая была автором варварски удалена, что можно видеть на фотографии).

"Дешевый кабель"

Второй участник сравнения, условно названный автором - "хороший кабель". Недорогой кабель - стоимость чуть большее $2 за метр (без учета разъемов), но уже весьма неплохой межблочный аудиокабель. Кабель имеет центральную жилу достаточно приличного сечения и двойной экран.

"Хороший кабель"

Наконец, третий участник сравнения, тот самый "аудиофильский" (так его и будем условно называть) кабель - Van Den Hull D102 MK III Hybrid, фотографию которого вы могли видеть в самом начале этой статьи.

Изначально, "дешевый", "хороший" и "аудиофильский" кабели, имели разную длину ("дешевый" - 1,5 м, "хороший" - 2,2 м, "аудиофильский" - 0,8 м), поэтому, прежде чем приступать к сравнениям, необходимо было привести все испытуемые кабели к одинаковой длине, равной длине аудиофильского кабеля - 0,8 м, что и было сделано.

Укорачивая "дешевый" и "хороший" кабели, представилась возможность сделать фотографии их внутреннего устройства.

"Дешевый кабель" в разрезе

"Хороший кабель" в разрезе

"Хороший кабель" в разрезе

В результате было получено три образца, которые далее будут между собой сравниваться.

Все три образца равной длины

Первый этап сравнения кабелей. Теоретический.

Сравнение кабелей началось с измерения и внесения в таблицу их паразитных параметров (емкости и индуктивности). Получилась следующее:

Сравнительная таблица емкостей и индуктивностей исследуемых образцов кабелей

По результатам, представленным в таблице, можно видеть, что индуктивность сигнальной жилы у всех образцов почти одинакова. Индуктивность экрана - одинакова у "хорошего" и "аудиофильского" кабелей, а вот у "дешевого" кабеля - выше более чем в два раза.

С емкостью ситуация более интересная. Емкость сигнал-экран "хорошего" кабеля оказалось самой большой, а "дешевый" и "аудиофильский" кабеля продемонстрировали почти одинаковый результат.

Может показаться странным то, что по информации с официального сайта производителя, емкость кабеля Van Den Hull D102 MK III Hybrid, между двумя внутренними проводниками составляет - 37 пФ/м:

Информация с сайта производителя

В авторской же таблице, измеренное значение емкости, оказалось вдвое выше. Нет, это не ошибка измерений и не обман производителя. Дело вот в чем. Данный "аудиофильский" кабель состоит из двух жил, находящихся под общим тройным экраном (оплеткой). Одна из жил - сигнал, а другая - земля, соединена с экраном (оплеткой) на одном из концов кабеля. Производитель приводит значение емкости между этими двумя жилами: сигнальной и земляной, без учета соединения последней с экраном (оплеткой). Указанное же в таблице значение емкости, соответствует емкости, измеренной между сигнальной жилой и параллельным соединением второй - земляной жилы и тройного экрана. Именно этим объясняется различие заявленного и измеренного значений емкости для данного кабеля.

Внутреннее устройство кабеля Van Den Hull D102 MK III Hybrid

Глядя на табличные значения, нельзя сказать, что "аудиофильский" кабель имеет какое-то преимущество над двумя другими кабелями.

Чтобы увидеть насколько "значительным" является влияние межблочного кабеля при соединении источника сигнала с усилителем в аудиосистеме, была смоделирована цепь, состоящая из эквивалента выходного сопротивления источника сигнала, кабеля (представленного его паразитными индуктивностью и емкостью), эквивалента входного сопротивления усилителя.

Выходное сопротивление источника сигнала (ЦАП'а, звуковой карты компьютера, CD-проигрывателя и так далее), обычно находится в диапазоне от десятков до сотен Ом. И чем больше выходное сопротивление источника сигнала - тем сильнее влияние кабеля на верхнюю границу частотного диапазона. Для моделирования, выходное сопротивление источника было выбрано равным 500 Ом, как наибольшее из возможных значений и наиболее влияющее на вклад паразитных составляющих кабеля на конечный результат.

Входное сопротивление усилителя обычно находится в диапазоне от 10 до 100 кОм. Чем ниже входное сопротивление усилителя - тем также сильнее влияние кабеля на верхнюю границу частотного диапазона. Входное сопротивление было выбрано равным 10 кОм, по уже указанным выше соображениям.

Так как, сопротивление всех кабелей ничтожно мало и стремится к нулю, его можно было бы вовсе не учитывать, поскольку она не окажет никакого сколько-нибудь заметного влияния на конечный результат моделирования. Но на всякий случай (для сомневающихся), примем сопротивление всех кабелей равным 1 Ом как наиболее худшее из возможных, значение сопротивления.

Результаты моделирования:

Результат моделирования "дешевого" кабеля

"Дешевый" кабель показал следующий результат: верхняя граница частотного диапазона (по уровню -3 дБ относительно 1 кГц) = 5,4 МГц, фазовый сдвиг на 20 кГц = -0,24 градуса.

Результат моделирования "хорошего" кабеля

"Хороший" кабель: верхняя граница частотного диапазона (по уровню -3 дБ относительно 1 кГц) = 3,7 МГц, фазовый сдвиг на 20 кГц = -0,32 градуса.

Результат моделирования "аудиофильского" кабеля

И наконец - "аудиофильский" кабель: верхняя граница частотного диапазона (по уровню -3 дБ относительно 1 кГц) = 5,1 МГц, фазовый сдвиг на 20 кГц = -0,23 градуса.

По результатам моделирования, лучшим из кабелей оказался "аудиофильский" и "дешевый" кабель, который почти не отстал от "аудиофильского", а вот "хороший" ожидаемо оказался хуже двух других кабелей.

"Так вот же разница!" - воскликнет кто-то. Спешу расстроить. Разница конечно же есть, но как вы сами можете видеть, речь идет о разнице на мегагерцовых частотах, то есть - далеко за пределами звукового диапазона частот. На краю звукового диапазона частот (на частоте 20 кГц), между наиболее разными кабелями - "аудиофильским" и "хорошим" разница в уровне АЧХ менее чем 0,001 дБ.

Сравнительный график АЧХ трех различных кабелей

Зеленый - "дешевый", красный - "хороший", синий - "аудиофильский". Вертикальной, красной чертой отмечен конец звукового диапазона частот (частота 20 кГц).

Хорошо можно видеть то, что в звуковом диапазоне частот и даже далеко за его пределами - разницы нет абсолютно никакой. Различия начинаются на частотах выше 1 МГц, которые не способен слышать ни один человек, даже если он аудиофил и считает свой слух идеальным.

Сравнительный график ФЧХ трех различных кабелей

Зеленый - "дешевый", красный - "хороший", синий - "аудиофильский". Вертикальной красной чертой отмечен конец звукового диапазона частот (частота 20 кГц).

Что касается фазо-частотной характеристики (ФЧХ), то и здесь какой-либо значительно разницы в звуковом диапазоне частот - нет. Наибольшее различие в фазах на 20 кГц, зафиксировано между "аудиофильским" и "хорошим" кабелями, которое составило 0,09 градуса, а между "дешевым" и "аудиофильским" кабелями - 0,01 градус. На более низких частотах (ниже 20 кГц), различие в фазе становится еще меньше.

Выводы по данному, теоретическому этапу сравнения кабелей:
1. Не выявлено какого-либо заметного превосходства "аудиофильского" кабеля на двумя другими исследуемыми кабелями;
2. Различия в АЧХ и ФЧХ между тремя исследуемыми кабелями - присутствуют, но они начинают проявляться лишь на частотах выше 1 МГц;
3. В звуковом диапазоне частот сколько-нибудь значительных различий, которые могли бы быть зафиксированными с помощью человеческого слуха - нет;

Этап второй. Практический, с использованием осциллографа и генератора

Целью следующего этапа сравнения было выяснить то, насколько значительно или незначительно, различные кабеля, способны исказить форму электрического сигнала по нему проходящего. Для этого был собран простенький стенд состоящий из: функционального генератора (выходное сопротивление порядка 100 Ом), осциллографа, нагрузки в виде резистора на 10 кОм, имитирующей входное сопротивление усилителя, а так же пары RCA-гнезд, к которым подключались исследуемые кабели.

Схема испытательного стенда выглядела следующим образом:

Схема испытательного стенда

Суть данного эксперимента заключалась в том, чтобы сравнить исходную форму сигнала на выходе функционального генератора, с сигналом, тем же сигналом, но прошедшим через один из испытуемых кабелей. В качестве тестового сигнала был выбран сигнал прямоугольной формы (меандр), как наиболее сложный сигнал из всех возможных вариантов.

Демонстрация результатов эксперимента будет начата с самого сложного для исследуемых кабелей случая - частоты 1 МГц (на самом деле частота будет чуть больше - 1,3 МГц). Если разница между кабелями есть, то на столь высокой частоте она точно должна быть видна.

Здесь и далее, белый луч - сигнал на выходе функционального генератора, желтый луч - сигнал после прохождения его через исследуемый кабель.

"Дешевый" кабель. Частот 1,3 МГц.

"Хороший" кабель. Частота 1,3 МГц

"Аудиофильский" кабель. Частота 1,3 МГц

Между формой сигнала до кабеля и после кабеля, отчетливо видны различия - все три кабеля заметно искажают форму проходящего по ним сигнала. Но по данным осциллограммам непонятно есть ли различия в форме сигнала между самими кабелями?! Поэтому далее сравним форму сигнала после различных кабелей.

К сожалению, здесь графики обоих сравниваемых кабелей будут показаны одним цветом, поэтому нельзя будет понять кто из них кто, но различия увидеть будет возможно (если они есть).

"Аудиофильский" и "хороший" кабели. Частота 1,3 МГц

На данной осциллограмме, где показаны формы сигналов, прошедших через "аудиофильский" и "хороший" кабели, отчетливо заметны различия в их форме. Можно ли считать данную разницу значительной - вряд ли, тем более что речь сейчас идет о частоте 1,3 МГц (1 300 000 Гц).

"Аудиофильский" и "дешевый" кабели. Частота 1,3 МГц

А на этой осциллограмме демонстрируются два графика, для двух различных кабелей - "аудиофильского" и "дешевого". Нет, вам не показалось, на осциллограмме два графика, просто они идеально повторяют форму друг друга, поэтому создается впечатление, что график всего один. То есть, можно видеть, что даже на частоте 1,3 МГц, между самым дешевым и очень дорогим, аудиофильским кабелем, нет абсолютно никакой заметной разницы (кроме разницы в стоимости).

Тот же самый эксперимент был повторен на частотах 100 и 20 кГц.

Здесь и далее, белый луч - сигнал на выходе функционального генератора, желтый луч - сигнал после прохождения его через исследуемый кабель.

"Дешевы" кабель. Частота 100 кГц

"Хороший" кабель. Частота 100 кГц

"Аудиофильский" кабель. Частота 100 кГц

Здесь, как и на частоте 1,3 МГц, заметно влияние кабелей на форму сигнала по нему проходящему. Однако на этой частоте, влияние кабелей уже далеко не такое значительное как это было на частоте 1,3 МГц.

При дальнейшем снижении частоты сигнала, влияние кабелей на его форму так же будет все менее заметным. На частоте 20 кГц имеем следующую картину:

"Дешевый" кабель. Частота 20 кГц

"Хороший" кабель. Частота 20 кГц

"Аудиофильский" кабель. Частота 20 кГц

При таком масштабе осциллограммы, на частоте 20 кГц (наивысшая частота доступная человеческому слуху), влияния кабелей на форму сигнала уже совсем не заметно, не говоря о различиях между различными кабелями.

Ниже показаны растянутые во времени осциллограммы, чтобы была возможность лучше рассмотреть то, как изменяется форма сигнала на частоте 20 кГц после прохождения по кабелю.

"Дешевый" кабель. Частота 20 кГц

"Хороший" кабель. Частота 20 кГц

"Аудиофильский" кабель. Частота 20 кГц

В таком, растянутом по времени виде, различия в форме сигнала до и после - заметны. Однако стоит учесть то, что развертка осциллограммы - 50 нс/клетка, а это значит, что на приведенных выше осциллограммах видно лишь чуть более 1% от одного полупериода сигнала.

На сам сигнал, даже на относительно не высокой частоте 20 кГц, кабели по-прежнему хоть немного, но влияют, но есть ли различия в форме между двумя разными кабелями?

Далее будут снова показаны по два графика для двух различных кабелей. К сожалению, здесь графики также будут показаны одним цветом.

"Аудиофильский" и "хороший" кабеля. Частота 20 кГц

Между "аудиофильским" и "хорошим" кабелями незначительная разница все таки присутствует.

"Аудиофильский" и "дешевый" кабели. Частота 20 кГц

А вот в случае с "аудиофильским" и "дешевым" кабелями, снова видим два графика, которые идеально повторяю друг друга. Настолько идеально, что даже при развертке 50 нс/клетка, невозможно заметить какой-либо разницы в форме сигнала прошедшего через два этих кабеля.

Исходя из результатов данного эксперимента можно сделать однозначный вывод о том, что влияние различных кабелей на форму проходящего по ним сигнала, а точнее на то, насколько кабель искажает форму сигнала, целиком и полностью зависит от его паразитных параметров: емкости и индуктивности.

Взглянем еще раз на таблицу, которая ранее уже демонстрировалась в рамках данной статьи:

,Сравнительная таблица емкостей и индуктивностей исследуемых образцов кабелей

Как уже было отмечено ранее, значения паразитной индуктивности у различных кабелей, почти не различаются, значения паразитной емкости "дешевого" и "аудиофильского" кабелей - почти идентичны, поэтому данные кабеля и показали себя абсолютно одинаково в вышепоказанном эксперименте, несмотря на колоссальное различие в стоимости. "Хороший" кабель, который имеет самую большую и отличную от двух других кабелей, паразитную емкость, также и на форму сигнала оказал наибольшее влияние.

По результатам второго этапа сравнения можно сделать следующие выводы:
1. Степень искажения формы сигнала, прошедшего через кабель, целиком и полностью зависит от его паразитных параметров: паразитной емкости и индуктивности;
2. Стоимость и бренд кабеля никак не влияют на степень искажения формы сигнала проходящего через этот кабель.

Этап третий. RMAA

RightMark Audio Analyzer (RMAA) - компьютерная программа, предназначенная для тестирования качества аналоговых и цифровых трактов любой звуковой аппаратуры. Тестирование осуществляется путем воспроизведения и записи тестовых сигналов, прошедших через исследуемый звуковой тракт, посредством алгоритмов частотного анализа.

В нашем случае, звуковым трактом являлись различные кабели, включенные между выходом и входом звуковой карты компьютера. Через них прогонялись тестовые сигналы, генерируемые программой RMAA и ей же анализировались. По результатам анализа, программа отображала численные значения измеряемых параметров, а также строила графики зависимостей.

В качестве звуковой карты использовалась плата - Asus Xonar Essence ST:

Внешний вид звуковой карты Asus Xonar Essence ST

Сравнительная таблица, полученная в результате анализа сигнала, пропущенного через исследуемые кабели:

Результат теста - сравнительная таблица кабелей

Каких-либо бросающихся в глаза различий не наблюдается.

Кратко пробежимся по всем пунктам:

Частотный диапазон. Получился абсолютно идентичным для "дешевого" и "аудиофильского" кабелей. "Хороший" кабель незначительно выделился, настолько незначительно, что даже на графике этого не заметно.

Частотный диапазон (АЧХ)

Уровень шума (соотношение сигнал/шум). Здесь"аудиофильский" кабель наконец смог обойти своего конкурента в лице "дешевого" кабеля - уровень шума последнего хуже на 0,1 дБ. По этому параметру "хорошей" кабель также показал себя с лучшей стороны - уровень шума с ним оказался самым низким (ниже на 0,5 дБ, чем у остальных исследуемых кабелей).

Уровень шума

Динамический диапазон. Получился идентичным для "аудиофильского" и "дешевого" кабелей. "Хороший" кабель снова отличился в лучшую сторону, обойдя своих конкурентов на 0,3 дБ.

Динамический диапазон

Гармонические и интермодуляционные искажения. Нет абсолютно никакой разницы.

Нелинейные искажения + шум (при уровне -3 дБ)

Интермодуляционные искажения

Взаимопроникновения каналов (разделение каналов). Здесь лучшим оказался "аудиофильский" кабель, который на 1,1 дБ и 1,8 дБ превзошел "дешевый" и "хороший" кабели, соответственно.

Для понимания того, насколько значительными для возможностей человеческого слуха, являются зафиксированные величины, необходимо сделать небольшое отступление.

Минимальные различия по частоте, интенсивности или длительности звука, воспринимаемые человеческим слухом, называются - дифференциальным порогом слуха.

По данным Т. Н. Мильштейн и А. П. Велицкого, дифференциальный порог интенсивности звука при нормальном слухе для 250 Гц равен 1,6 дБ, а для 2000 Гц — 1,8 дБ. Другими словами, зафиксированные нами различия в разделении каналов, находятся ниже дифференциального порога слуха здорового человека (не говоря уже о не совсем здоровых людях, к которым так же можно отнести людей среднего и пожилого возраста, со сниженным дифференциальным порогом слуха в следствии возрастных изменений).

Интермодуляции и частотный диапазон на переменной частоте. Во всех случаях - результат одинаков.

Выводы по данному этапу сравнения:
1. Было выявлено несущественное влияние кабелей на уровень шума (менее 1 дБ) и взаимопроникновение каналов (менее 2 дБ). Однако вряд ли подобные, столько малые различия, могут быть заметны на слух, особенно на фоне абсолютных значений указанных параметров;
2. Какой-либо принципиальной разницы между различными кабеля по-прежнему не выявлено;

Этап четвертый, заключительный. Слепой тест

Слепой тест был виртуальным и проходил в сообществе автора вконтакте. Для проведения теста было записано три аудиофрагмента, каждый из которых записан через один из исследуемых кабелей (через один из исследуемых образцов). Участники теста не знали через какой кабель записан тот или иной музыкальный фрагмент. Суть теста заключалась в том, что подписчикам сообщества предлагалось прослушать все три фрагмента на своей аудиосистеме и выбрать тот фрагмент, который им больше всего понравился на слух (тот, который лучше звучит). При отсутствии слышимых различий - выбрать вариант "не слышу разницы".

Всего в опросе приняло участие 100 человек, из них непосредственно в слепом прослушивании приняли участие менее половины - 44 участника.

Результат опроса:

Результат опроса

Не услышали никакой разницы и выбрали соответствующих вариант - 31 из 44 участников (70,5%). Мнение оставшихся 13 участников разделилось между тремя вариантами ответа:

Вариант "образец #1" выбрали 4 участника опроса (9,1%), под ним скрывался "дешевый".

Вариант "образец #2" выбрали 6 участников (13,6%), под ним скрывался "аудиофильский" кабель.

Вариант "образец #3" выбрали 3 участника (6,8%), под ним скрывался "хороший" кабель.

Не принимая во внимание тот факт, что большая часть участников опроса (70%), не услышали никакой разницы, можно было бы считать, что "аудиофильский" кабель успешно прошел слепой тест, ведь его выбрало наибольшее количество опрошенных. Но учитывая малое количество участников, отдавших предпочтения какому-либо из трех образцов, незначительный разрыв в количестве голосов за тот или иной образец, а также то, что не услышали разницу 70% участников теста, кажущиеся превосходство "аудиофильского" кабеля можно считать случайным.

Чтобы убедиться в случайности получившегося результата можно было бы провести еще один подобный слепой тест, но не хотелось заставлять подписчиков сообщества тратить свое время на очередное прослушивание музыкальных фрагментов. Автор уверен в том, что проведи аналогичный слепой тест второй раз, распределение голосов изменилось бы случайным образом и только вариант "не слышу разница", по прежнему набрал бы не менее 70% голосов.

Выводы по четвертому этапу сравнения:
1. Большинство участников слепого теста не услышали никакой разницы между различными кабелями;
2. Выбор остальных участников похож на случайный.

Последний аргумент

Если после всей изложенной выше информации, вы все еще продолжает верить в то, что обладаете уникальным слухом, позволяющим слышать как "звучат" провода, то спешу вас обрадовать - один известный человек создал фонд, который готов хорошо заплатить за демонстрацию ваших паранормальных способностей, к которым фонд относит и способность "слышать" провода.

Знакомьтесь - Джеймс Рэнди и его фонд!

Джеймс Рэнди (1928-2020)

Джеймс Рэнди - это канадско-американский иллюзионист и научный скептик. Является одним из основателей Комитета по научному расследованию заявлений о паранормальных явлениях и основателем образовательного фонда Джеймса Рэнди (James Randi Educational Foundation).

В 1996 году, бывший иллюзионист - Джеймс Рэнди, основал образовательный фонд. Фонд поддерживает образовательные программы, направленные на формирование научного мировоззрения у молодёжи, издаёт литературу, оказывает помощь в создании учебных программ. Фонд ежегодно выплачивает премии общим размером в нескольких тысяч долларов США американским учащимся за лучшие работы, демонстрирующие научный потенциал автора и приложение критического подхода к выбранному научному направлению.

Наиболее всего фонд Джеймса Рэнди известен тем, что официально гарантирует премию любому, кто сможет продемонстрировать любые паранормальные способности в условиях корректно поставленного эксперимента. До сих пор ни один претендент не смог добиться получения этой премии, хотя желающих довольно много - заявки на тестирование подают около 50 человек в год.

Фонд Джеймса Рэнди взялся за аудиофилов после того, как Джеймс Рэнди возмутился очередным аудиофильским обзором дорогостоящего акустического кабеля за $7250. Джеймс Рэнди высказал мнение о том, что двенадцатифутовый провод не может столько стоить и все аудиофилы, включая автора обзора Дэйва Кларка, могут попробовать доказать ему, что этот продукт лучше, чем обычные дешёвые кабели. Если в слепом тесте хоть один аудиофил сумеет услышать разницу между кабелями, он получит премию - $1 000 000.

Посему, если кто-то из читателей не согласен с выводами, озвученными ранее и окончательным выводом, которые следует далее, если вы считаете свой слух уникальным, способным уловить нюансы и тонкости "звучания" любого кабеля, то у вас есть все шансы стать богаче на один миллион долларов. Дерзайте, вперед!

Общий вывод

По результатам проведенных в рамках данной статьи экспериментов, можно считать доказанным тот факт, что влияние межблочных кабелей на сигнал звукового диапазона частот - стремится к нулю. По некоторым объективным параметрам различия незначительны, по другим - отсутствуют вовсе. Причем в ходе экспериментов было замечено, что самый дешевый и аудиофильский кабели, на проходящий через них сигнал, порой влияют абсолютно одинаково. То есть, при огромной разнице в стоимости, по степени влияния на сигнал - разницы нет никакой, вообще никакой. Даже те различия, которые удалось обнаружит в ходе описанных здесь экспериментов, являются настолько незначительными, что их совершенно точно неспособен уловить несовершенный человеческий слух, так как эти различия ниже разрешающей способности человеческого слуха.

Хотя сам по себе кабель не способен заметно для человеческого слуха повлиять на тот звук, который слушатель слышит на выходе из акустической системы, но осознание того, что в аудиосистеме используется дорогущий кабель, может повлиять на подсознание человека и привести к искаженному восприятию объективной действительности - когнитивным искажениям.

Когнитивные искажения - понятие когнитивной науки, означающее систематические отклонения в восприятии и мышлении, обусловленные субъективными убеждениями и стереотипами, социальными и эмоциональными причинами, сбоями в обработке и анализе информации, а также физическими ограничениями и особенностями строения человеческого мозга.

Находясь под действием стереотипов и убеждений, навязанных продавцами, маркетологами, "форумными гуру", блогерами и другими заинтересованными людьми, о том, что провода каким-то заметные образом влияют на "звук", поддающийся внушению и как правило - малообразованный в техническом плане человек, впадает в состояние, когда объективную действительность для него заменяет своя собственная субъективная реальность, которая является продуктом когнитивных искажений. Находясь в этом состоянии, человеку кажется что он «слышит», но в действительности то, что он «слышит», находится лишь у него в голове.

Так, а что в итоге: могут провода повлиять на "звучание" или нет?

С технической точки зрения и точки зрения физиологии человека (физических возможностей человеческого слуха) - крайне маловероятно и лишь при определенном стечении большого количества условий. С точки зрения психологии - это более чем возможно, о чем только что было упомянуто. Если вы в это верите - то обязательно "услышите" это влияние. Но помните, что в полночь карета превратится в тыкву - слепой тест разрушит ваши иллюзии.