Заметили ли вы, что на наших глазах в сегменте персонального High End происходит самая настоящая революция? Планарно-магнитные наушники все более активно захватывают умы и головы аудиофилов, отодвигая в прошлое главенствовавшие ранее динамические модели. Но так ли слабы позиции наушников с динамическими излучателями, или им все еще есть чем ответить? Защищать статус королей персонального High End в нашу лабораторию были приглашены наушники Audio-Technica ATH-A2000Z.

По цене стереопары

Модель Audio-Technica ATH-A2000Z не является самой старшей в линейке — существует еще несколько модификаций с индексом 5000, которые стоят вдвое дороже. Но и двухтысячную модель дешевой не назовешь. За эти деньги можно купить и планарные наушники, и старшие модели динамических наушников других производителей, и даже очень приличную по звучанию пару полочных колонок (если вы вдруг решили завязать с персональным аудио). Тратя такую сумму, пользователь имеет право претендовать не только на роскошный звук и эксклюзивные технологии, но и на применение самых дорогих и качественных материалов. Скажу без лишних предисловий: все это у Audio-Technica ATH-A2000Z есть.

Титан, магний и большие динамические излучатели — таков персональный High End от Audio-Technica

Начать список достоинств модели имеет смысл с самого очевидного — закрытых чашек наушников. Если кому-то вдруг показалось, что это алюминий, сталь или даже пластик — не угадали, берите выше! Чашки изготовлены из титана. Материал предельно жесткий и легкий. А чтобы снизить вес основной части корпуса чашек, избежав при этом резонансов, на которые способен ABS-пластик и другие недорогие материалы, в ход пошел магниевый сплав. Снижению веса способствовали не только аэрокосмические материалы, но также и легкая конструкция оголовья, состоящая из двух узких стальных пластин и нескольких пластиковых деталей.

В результате, крупные наушники с охватывающими амбушюрами, в которых уместятся даже самые развесистые уши, весят чуть меньше 300 г! Положите на весы любые другие закрытые наушники такого же размера, даже не обязательно планарно-магнитные, и вы получите куда более внушительные цифры.

Амбушюры легко вмещают даже большие уши

Солидных размеров динамики калибра 53 мм установлены внутри чашек наушников под таким углом, чтобы ось излучения была направлена соосно слуховому проходу пользователя. Звуковая катушка намотана проводом из бескислородной меди с высокой степенью очистки 7N. В магнитной системе использовался материал с неблагозвучным для русского слуха названием «пермендюр». Это сплав железа с кобальтом и небольшим добавлением ванадия, обеспечивающий высокие значения индукции магнитного поля. Ну и самое главное — динамики собираются вручную в Японии.

Взгляд изнутри

Снятие крышек открыло взору картину, радующую глаз. Не нужно быть инженером-акустиком, чтобы оценить лаконичность и совершенство конструкции, качество изготовления деталей и аккуратность сборки. Даже защитная решетка, прикрывающая тыльную часть динамика, выполнена так, словно предполагалось выставлять ее напоказ. Отражения и собственные резонансы титановой чашки гасит круглая вкладка из плотного нетканого материала.

Пенополиуретановое кольцо вокруг излучателя — часть специфической системы демпфирования

Большую часть пространства между динамиком и чашкой заполняет поролоновое кольцо, и аналогичное по плотности кольцо установлено снаружи под амбушюром. Таким образом, разработчики создают необходимые условия для работы динамика и расширяют диапазон воспроизводимых частот в пользу глубокого баса. Данная технология получила название Double Air Damping System — двойная система воздушного демпфирования.

Аналогичное пенополиуретановое кольцо окружает динамик с тыльной стороны

Кабель наушников изготовлен из бескислородной меди со степенью очистки 6N. Он имеет симметричную Y-образную схему подключения и является несъемным. С одной стороны, это хорошо, поскольку между штекером и динамиком отсутствуют какие-либо лишние спайки, скрутки и разъемные соединения. Однако я вижу в этом один большой минус: ведь разработчики лишили пользователей возможности выбрать другой кабель, в том числе кабель для балансного подключения, которого наушники высокого класса достойны просто по умолчанию.

Сплошной позитив

Все многообразие старших моделей Audio-Technica, которые мне приходилось тестировать до сего момента, имели открытое акустическое оформление, но при этом размер чашек и тип оголовья, включая подпружиненные упоры или «3D-крылья», удерживающие наушники на голове, были абсолютно идентичны модели Audio-Technica ATH-A2000Z. У меня накопились претензии к посадке наушников открытой серии: они еле держались на голове и норовили сползти куда-то под подбородок от малейшего движения. Каково же было мое удивление, когда с двухтысячной моделью не произошло ничего подобного! Наушники сидели абсолютно комфортно и, как бы я ни двигал головой, сохраняли позицию, которая была выбрана изначально.

Защитные решетки динамиков вполне можно выставлять на показ, но настроены они для закрытых корпусов

Еще одно важное сравнительное наблюдение касается звуковой сцены. Имея закрытую конструкцию, Audio-Technica ATH-A2000Z принципиально не уступают открытым версиям по способности передавать объем и ощущение пространства вокруг. Без сомнения, при прямом сравнении открытые будут звучать чуть более широко и свободно, но разница эта не столь значительна, сколь важна основательная шумоизоляция, которую обеспечивает модель Audio-Technica ATH-A2000Z, а также тот факт, что любимую музыку будете слушать только вы и никто другой. Жанр и темпоритм воспроизводимого контента можно определить разве что по выражению лица и покачиванию головы. Одним словом, своими эксплуатационными свойствами наушники порадовали буквально по всем статьям, осталось только разобраться со звуком.

Мониторы высокой точности

С первых нот Audio-Technica ATH-A2000Z удивляют тем, что абсолютно все звуки находятся на своих местах. Ничего не ярчит, не гудит, не свистит и не выпирает. В первые моменты возникает ощущение некоторой отдаленности верхних частот от слушателя, однако это лишь добавляет ощущение реализма и подчеркивает высокое разрешение в СЧ/НЧ-диапазоне.

Пружины упоров для головы идеально компенсируют вес наушников

Звуковые образы натуральны вплоть до того, что кажутся осязаемыми, и не имеют ярких акцентов, цепляющих внимание. Можно даже сказать, что в звуке нет ничего особенного, потому что наушники в буквальном смысле не проявляют какой-либо характер — они просто воспроизводят музыку максимально качественно и достоверно. Заметить главные плюсы Audio-Technica ATH-A2000Z можно, переслушав десяток тестовых треков и попробовав пару-тройку различных источников сигнала.

На смену контента, источника и усилителя Audio-Technica ATH-A2000Z реагируют очень живо, проявляя сильные и слабые стороны всех участников процесса. И это первый момент, когда посещает мысль о том, что название серии High-Fidelity Art Monitor появилось явно не случайно.

Пластик, магниевый сплав, сталь, титан, кожа — все на одном фото

При максимальной подводимой мощности 2 Вт и импедансе 44 Ом наушники обладают довольно высокой чувствительностью в 101 дБ, что позволяет им успешно работать не только с мощными стационарными усилителями, но и с ультракомпактными USB-ЦАП вроде Cambridge Audio Dac Magic XS или Audioquest Dragonfly и даже с портативной техникой. Наушники совершенно не капризны и не побрезгуют стареньким iPod, вытащив из него возможный максимум качества. И с каждым этапом повышения качества воспроизводящего тракта и контента, соответствующим образом растет качество звучания. Так что по поведению Audio-Technica ATH-A2000Z являются настоящими мониторами в самом широком понимании этого слова.

Маленькое аудиофильское счастье

В вопросах жанровости (а точнее — ее отсутствия) Audio-Technica ATH-A2000Z оправдали ожидания в полной мере. Какая бы музыка ни была им предложена, задача выполнялась всегда на отлично. Все претензии, возникающие к звучанию, в итоге неизменно перенаправлялись звукорежиссерам конкретных записей, поскольку наушники воспроизводили всё, не пряча недостатки и не приукрашивая их дополнительными реверберациями.

Если Halestorm были записаны пронзительно, ярко и жестко — слушайте, как есть, и не злоупотребляйте громкостью, берегите слух. Появилось желание отдохнуть душой и ушами — извольте включить Dire Straits или позднего Леонарда Коэна, тут вам и эстетическое удовольствие, и маленькое аудиофильское счастье в комплекте.

Качественный и длинный кабель со съемным переходником поможет подключиться к любимой Hi-Fi-системе

«Treading Water» — Alex Clare порадовало исключительно заводным и бодрым саундом с четким разделением инструментов, разборчивой серединой и превосходной проработкой НЧ-диапазона. А разобрать на детали забористую кашу из звуков, которую обычно заваривает Алекс, не испортив общего впечатления от композиции, далеко не так просто, как кажется на первый взгляд! «No roots» — Alice Merton порадовала отличной ритмичностью и четкостью, очень точно была передана динамика композиции, отрывистое звучание гитары, впечатывающие плотные удары бас-бочки, эффектные паузы в начале композиции и очень живое, естественное звучание голоса. На этом треке наушники особенно отличились высоким разрешением, позволяющим услышать мельчайшие детали записи, включая гейтирование микрофона. И не меньше понравилась цельность и выразительность, с которой преподносилась музыка, и высокое разрешение тому нисколько не мешало, а скорее способствовало.

В композиции «Giorgio by Moroder» — Daft Punk маэстро Джорджио будто рассказывал свою историю лично мне, глядя в глаза. А какая сочная басовая линия началась после — это невозможно передать словами! И окончательно добили упругие, теплые ноты аналоговых синтезаторов, вступающие на второй минуте. Слушать можно бесконечно!

Замена кабеля не предусмотрена, единые проводники тянутся от разъема до динамиков

В том, что эмоции, передаваемые наушниками, — следствие превосходных звуковых характеристик — можно было убедиться на знакомых записях разного качества. Наиболее интересно звучали записи, имеющие наилучшую детальность и больший динамический диапазон, особенно классическая музыка и разнообразные масштабные музыкальные полотнища, начиная с японских барабанов и заканчивая классическим прогрессив-роком.

Рассказывая об Audio-Technica ATH-A2000Z, хочется особенно долго и подробно расписывать то, как они играют бас. И вовсе не потому, что все остальное они делают хуже, просто не так часто встречаются большие мощные наушники, способные настолько разборчиво и четко воспроизводить весь низкочастотный диапазон, включая нижний бас. Заявленную в паспортных данных нижнюю границу воспроизводимых частот 5 Гц не стоит рассматривать как преувеличение возможностей.

Измерения

Audio-Technica ATH-A2000Z — одна из тех немногочисленных моделей, ради которых хочется менять правила игры. Например, расширить диапазон измерений или увеличить масштаб по оси Y, чтобы разглядеть мелкие детали. Но уходить от принятой однажды методики — плохая практика, искажающая восприятие общей картины, поэтому будем придерживаться стандартных рамок.

Глядя на АЧХ наушников важно отметить три момента. Первый — поведение частотной характеристики на краях диапазона. За пределами 20 Гц и 20 кГц наушники сохраняют свою эффективность. Опыт показал, что при достаточной нагрузочной способности усилителя Audio-Technica ATH-A2000Z воспроизводят частоту 10 Гц по уровню не ниже –10 дБ и подают признаки жизни на заявленных в паспорте 5 Гц. Спад АЧХ в НЧ-области невелик, и это можно характеризовать как положительный момент, поскольку, не вызывая каких-либо значимых потерь в плане качества звучания, это снижает нагрузку на слух. В ВЧ-области диапазон воспроизводимых частот уверенно выходит за привычные рамки.

Второй важный момент — это средняя линия АЧХ. На участке 100–2500 Гц частотная характеристика, в принципе, линейна и горизонтальна. На частотах от 3000 Гц и выше эта тенденция сохраняется с некоторым понижением отдачи: все колебания вполне вписываются в коридор значений, располагающийся на координатной плоскости горизонтально.

Третье, что необходимо отметить — разница громкости между каналами, а точнее её фактическое отсутствие. Динамики правого и левого канала буквально идентичны по форме АЧХ, в то время как индустриальным стандартом является разбаланс в 3 дБ.

Уровень искажений рекордно низок в основной части диапазона, и даже выброс в районе 4 кГц не портит картину, ведь он поднимается всего до 0,5%, при том что основная линия проходит вдоль отметки 0,1%. На частотах ниже 100 Гц усилителю приходится сложновато, что несколько портит общую картину. Но даже в этой ситуации система с наушниками Audio-Technica ATH-A2000Z проявляет удивительную стабильность: искажения растут плавно, без резких колебаний.

Выводы

Как человек, не понаслышке знакомый с процессом настройки наушников, могу сказать, что работа, проделанная японскими инженерами, превосходна. Они смогли добиться практически идеального тонального баланса и высокого разрешения, избежав при этом эффекта плоского и сухого звучания, чем нередко страдает аппаратура, дающая идеальные показания на измерительных приборах.

На фоне самых замечательных планарно-магнитных моделей сопоставимой стоимости классические динамические Audio-Technica ATH-A2000Z показывает себя очень достойно, а по ряду свойств и вовсе превосходит своих коллег и конкурентов, принадлежащих к высшей лиге.

Детальное и отлично сбалансированное звучание, сравнительно малый вес, качественное изготовление, комфортная посадка

Нет возможности замены кабеля

Audio-Technica ATH-A2000Z

43 990 рублей

Акустическое оформление: закрытое

Диаметр излучателя: 53 мм

Диапазон частот: 5–45000 Гц

Максимальная мощность: 2000 мВт

Чувствительность: 101 дБ

Импеданс: 44 Ом

Масса: 294 г (без учета кабеля)

Длина кабеля: 3 м