В 90-х Philips отказалась от High-End-претензий и сделалась своего рода лавкой чудес бюджетного Hi-Fi-сектора. Посмотрим, что из этого получилось.
Несмотря на предельное удешевление первых однобитных конвертеров, Philips все никак не могла успокоиться, придумывая все новые ЦАПы с целью уменьшить потребление питания и стоимости. Этому способствовало развитие и миниатюризация микросхем КМОП (комплементарная структура металл-оксид-полупроводник; англ. CMOS, complementary metal-oxide-semiconductor).
В 1993 году у Philips появился крошечный (размеры 5х6 мм в формате SO8) чип TDA1545A с восемью ножками — первый из семейства Continuous Calibration (CC). Но, увы, предпоследний из конвертеров с мультибитным преобразованием.
В то время Bitstream считалась более прогрессивным направлением, и потому голландские гусляры решили назвать ЦАП Continuous Calibration схожим сочетанием Bitcheck, породив тем самым некоторые недоразумения, поскольку это все-таки разные технологии.
Можно сказать, что Continuous Calibration был своего рода прочтением фирменной концепции Dynamic Element Matching (DEM), прекрасно зарекомендовавшей себя в TDA1540 и TDA1541. Только в новых условиях.
Вместо резистивной матрицы R-2R здесь работает CMOS-микросхема, которая умела сохранять заряд. На ней поток разделялся на блок пяти старших бит с автокалиброванием, а остальные 11 бит обрабатывались пассивными делителями.
Теоретически такой подход сулил вполне достойные показатели дифференциальной линейности при отсутствии необходимости подстройки. Но, как уже говорилось, у Philips не было амбиций создавать референсные микросхемы для топовой аудиотехники.
Пузатые серые магнитолки, портативная техника и другая мелочевка ждали своих конвертеров за недорого. На эту аудиторию и нацелилась наша славная голландская компания. Собрали микросхемку: измерения вполне пристойные, энергопотребление лилипутское — вот и отгружаем малым сим.
Отсыпали TDA1545A и младшеньким плеерам Philips и Marantz. Что-то даже всплыло у некоторых аудиофильских брендов — например, модель CD-проигрывателя Jadis Symphonia Evolution. Дальнейшие вариации Philips на тему Continuous Calibration стали появляться буквально сразу.
TDA1387 (1994 г.) — технически такая же реализация, как TDA1545A, но вместо протокола EIAJ эта версия использовала I2S-вход. Микросхема не поступала в CD-проигрыватели и ставилась в основном в звуковые карты, но самоделы периодически колдуют над TDA1387 до сих пор, пытаясь вызвать дух TDA1541.
В это же время настал черед гибридов на базе мультибитных Continuous Calibration и дельта-сигма-методик.
TDA1549Т (1994 г.) умел принимать до 18 бит и имел куда более изощренную схему, где аудиопоток ждала череда преобразований. После полуполосного цифрового фильтра 7-го порядка и нескольких стадий повышения дискретизации, интерполяции и нойзшейпера 2-го порядка, данные преобразовывались в блоки по 5 бит.
Далее все это декодировалось 32-битным счетчиком с непрерывной калибровкой на единственный источник опорного тока. Голова не закружилась?
TDA1549Т ставились в очередное поколение проигрывателей Philips и Marantz, но также вырос и круг применения сторонними производителями. Помимо Jadis, добавились Sugden, Micromega и даже легендарный Museatex IDAT. Еще более широкое распространение получил следующий релиз TDA1305 (1995 г.)
TDA1305 мог осилить до 20 бит на вход и также предлагал многокаскадную схему, где сигналы малого уровня обрабатывались по 1-битному принципу, а старшие взвешивались пачками по 5 бит. Этот гибридный чип при своей дешевизне приглянулся многим аудиопроизводителям: от Cambridge Audio и Rotel до Naim и Studer.
Рассмотрим типичного представителей этого поколения. В старшем Philips CD751 за 399 дойчмарок установлен TDA1549Т, который считался более продвинутым чипом относительно семейства Bitcheck. Кстати, этот плеер знаменит еще и тем, что как-то выиграл сравнительный тест в нашем журнале (№12/1996).
Модель выполнена в дизайнерском стиле с кругленькими кнопками и «улыбающимся» дисплеем и, как остальные плееры Philips имеет своего клона в линейке Marantz (CD-48), который продавался дороже.
Все эти аппараты снабжались пикапами на базе CDM12.1, которые показали себя неплохо звучащими транспортами, но с коротким сроком жизни. И во всех этих коробках внутри гуляют ветра, что побуждает самоделов заполнить пустоты лампами и другими игрушками немолодых усидчивых мужчин.
В стоковом состоянии аппарат демонстрирует хорошие показатели по измерениям, и звук тоже остается в рамках приличий — но не более того.
На регулируемом выходе CD751 минимальное напряжение составляет 0,2 В — и это уже слишком громко на современных дисках. Да и звучит хуже, чем в полном сигнале — края диапазона как бы сплющены излишней интенсивностью, нет дыхания. Так что его лучше слушать через интегральный усилитель в полном диапазоне.
В целом звучание CD751 больше похоже на CD950, т.е. скорее на дельта-сигму, чем на мультибит. Нормальный приятный Hi-Fi-уровень, чистенький и опрятный, но все-таки, увы, без магии. Для искушенного слушателя этого маловато. По нынешним временам заменять такими CD-плеерами можно лишь бюджетные no-name устройства. Поэтому развернемся еще на один круг и прошерстим-посмотрим самые значительные проекты 80-х.