Как превратить средства акустической обработки в элементы домашнего интерьера?

Вопросом из анонса я задался сразу, как только увлекся акустикой помещений и обнаружил, что никто на рынке не предлагает подобных решений. Так родилась идея создать компанию, которая впоследствии получила название «Интерьер для звука». Ее миссия — предложить пользователю такие средства акустической обработки, которые своим внешним видом и функциональными возможностями будут гармонично дополнять интерьер, а не разрушать его в угоду единственной цели улучшения акустики помещения.

В этой статье речь пойдет о комплекте, который был создан для акустической обработки площадки первых отражений тыловой стены и сочетает в себе также функционал осветительного прибора. Обзор, как вы уже поняли, подготовлен производителем, поэтому на объективность материала можете даже не надеяться ☺.

Что входит в комплект?

В основу идеи комплекта лег макетный образец изделия, с историей создания которого можно ознакомиться в одной из моих предыдущих статей. Нынешний набор я назвал ОСДОК 18У9, и он состоит из трех диффузоров ОСДОК 66, трех диффузоров ОСДОК 63 и комплекта крепления Рама ОС 18У9. В обозначение комплектов и изделий мною были заложены три составляющих: коллекция, тип и размер.

«ОС» указывает на принадлежность осветительной коллекции, «ДОК» является аббревиатурой от словосочетания «диффузор одномерный квадратичный» (тип изделия), «18У9» указывает на размеры в собранном виде — примерно 180 на 90 см. Для всех позиций в составе комплекта была разработана прочная упаковка (все коробки двойные) для сохранности при транспортировке, а упаковки изделий для удобства дополнительно снабжены ручками для переноса.

Цветной круг, следующий за обозначением изделия, указывает на его цвет — в данном случае коричневый

Рама ОС

Одной из важных задач для комплекта стало создание надежной и удобной системы крепления изделий — она получила название «Рама ОС» и представляет собой модульную систему, позволяющую разместить диффузоры на стенах или на потолке. Комплект крепления Рама ОС 18У9 состоит из восьми элементов Рама ОС 6, двух элементов Рама ОС 3 и четырех угловых элементов Рама У. Установка диффузоров в раму выполняется с помощью болтов через сквозные отверстия в элементах рамы (кроме углового). Я счел достаточным, чтобы ни о чем не переживать, если каждый из диффузоров вне зависимости от места расположения в раме будет иметь не менее двух (и до восьми) точек крепления к ней болтами М6.

Комплект Рама ОС 18У9 позволяет разместить шесть диффузоров

«ОС» добавлено мной в название комплекта крепления не случайно, он тоже является осветительным прибором. Вот как это работает: с обратной стороны, на прилегающей к поверхности стороне, в углублении вдоль всего элемента находится светодиодная лента, служащая источником освещения. Перпендикулярно углублению, в котором она расположена, находятся сквозные пазы: боковые для скрытого подключения элементов между собой, центральный для прокладки кабеля питания (или иных кабелей). Таким образом, последовательно друг к другу можно подключить любое количество элементов, и они образуют единый световой контур. Что касается крепления элементов (кроме углового) к стенам или потолку, то для этих целей предназначены два уголка с корректирующими отверстиями. С торцов всех элементов (включая угловые) находятся отверстия для центровки их между собой с помощью мебельных шкантов.

Подключить неправильно элементы не позволит разъем, но на всякий случай кабели промаркированы цветом

ОСДОК

После глубокой переработки конструкции предшественника, который также являлся диффузором, рассчитанным на основе квадратичных вычетов, на свет появился ОСДОК. За счет систематизации и унификации внутреннего пространства у меня получилось решить задачу создания размерного ряда. Так, изделие с индексом 63 отличается от изделия с индексом 66 только уменьшенной с 594 до 297 мм высотой — во всем остальном они полные аналоги.

Вот два аргумента, которыми я руководствовался при создании изделия с меньшими габаритами: его достаточно для эффективной работы на площадках первых отражений в случае одного СЧ-динамика в АС, и его проще разместить в условиях жестко ограниченного пространства.

Отделка может быть выполнена как в одном, так и в нескольких цветах

С обратной стороны изделия находится съемная задняя крышка, которая закреплена четырьмя болтами. По углам крышки находятся четыре отверстия, с помощью которых можно выполнить монтаж изделия на стену без использования рамы, просто повесив его на крепежные элементы. По центру каждой из сторон задней крышки и задней стороны боковых стенок изделия находятся пазы для скрытой прокладки кабелей с целью подключения изделий друг к другу и к сети электрического тока. Я постарался сделать так, чтобы они совпадали с аналогичными пазами в элементах рамы соответствующего размера ☺.

Шильдик с обозначением изделия не маячит спереди, а находится на задней крышке

Также мне хотелось бы показать, как изделие выглядит внутри. В самом центре на DIN-рейке размещается нулевая шина, через которую поданное извне питание распределяется на четырнадцать независимых светодиодных лент, по две на каждую ячейку. Для того, чтобы подсветка ячеек вне зависимости от их глубины выглядела одинаковой, с обратной стороны они теперь закрыты листами ДВП. В углах изделия расположены пластиковые детали, которые позволяют выполнить его монтаж всеми возможными способами: без рамы на стену, с рамой на стену или потолок, к другому изделию. К этим же пластиковым деталям крепится и задняя крышка.

Внутреннее устройство диффузора ОСДОК 63

Монтаж на стену

Вот чем я воспользовался для монтажа комплекта ОСДОК 18У9 на стену: карандаш с уровнем (удобнее лазерный), перфоратор с крепежными элементами, отвертка и шестигранник (удобнее шуруповерт). Сначала выполняется разметка и сверление отверстий, затем к стене крепятся элементы рамы, выравненные друг относительно друга с помощью мебельных шкантов. Угловые элементы рамы держаться только за счет них и несут исключительно декоративную функцию.

При необходимости из рамы может быть быстро демонтирован любой отдельно взятый диффузор

Следующим шагом осуществляется подключение элементов рамы между собой. Оно производится скрыто, на внешнем периметре остаются видны только пазы с уходящими в них проводами. После этого остается последнее действие — установить диффузоры в раму, не забыв предварительно выполнить все подключения, связанные с ними, а именно: подключить к одному из изделий раму, подключить изделия друг к другу, подключить одно из изделий к линии питания. На протяжении всего монтажа меня не покидала мысль, а не забуду ли я подключить один из кабелей? И в итоге я не смог устоять перед соблазном ☺.

За счет отрыва от стены создается впечатление, что конструкция висит в воздухе

Центральный паз в элементах рамы позволяет осуществить скрытую прокладку любой кабельной обвязки. Например, для моей тыловой стены оказалась актуальной прокладка питающего и сигнального кабелей для подключения проектора, а в будущем планируется заведение акустических кабелей для подключения тыловой акустики домашнего кинотеатра. При этом за счет воздушного зазора между стеной и диффузорами (к поверхности прилегает только рама, диффузоры висят на ней не касаясь стены) остается возможность гибкой корректировки положения кабелей уже после монтажа с возможностью загнать внутрь лишнюю длину. Главное, во время монтажа проследить за тем, чтобы кабели оказались в пазах элементов рамы.

Диффузоры, закрепленные на стене без рамы, также позволяют выполнить скрытую прокладку кабелей

Вид в интерьере

После окончания монтажа остается только подключить комплект ОСДОК 18У9 к сети электрического тока и включить его. Ориентация ребер диффузоров выбрана при монтаже не случайно: на уровне головы слушателя она должна быть вертикальной, а ближе к уровню пола и потолка горизонтальной. На некоторых из фотографий ниже также присутствует аналогичный комплект меньшего размера ОСДОК 6У9, который я использовал на боковой стене за слушателем.

Возможен выбор цветовой температуры, кучности и яркости подсветки

Представленные в статье изделия и комплект крепления имеют отделку декоративной пропиткой цвета палисандр и глянцевым лаком (с затенением торцов). Все использованные мной в отделке лакокрасочные материалы имеют водную основу и одобрены к применению даже для отделки детской мебели. Скорость работы с ними существенно ниже, нежели при использовании ЛКМ на алкидной или нитрооснове, но я убежден, что ассоциации «экологичность» и «натуральность» больше соответствуют по духу классическому Hi-Fi.

На стене справа от комплекта ОСДОК 18У9 его младший родственник — ОСДОК 6У9

Изначально задача, которую я решал по освещению помещения, выглядела следующим образом. При использовании проектора просмотр кино требует полностью затемненного помещения, что создает бытовые неудобства. Во-первых, путь от кресла до выключателя света и обратно (при начале/окончании просмотра и перерывах) может таить в себе много опасностей в виде оставленных ни к месту табуреток или раскиданных детских игрушек. Тот, кто хоть раз в жизни наступал на деревянного коня на колесиках, меня поймет.

Во-вторых, просмотр фильма в нашей семье часто сопровождается напитками с закусками и изредка даже полноценным ужином, а в полной темноте ни черта не видно, в чью тарелку вилкой тычешь. Возможность включить и выключить освещение дистанционно в первом случае и включить его на невысокой яркости источника освещения во втором полностью избавляет от описанных выше неудобств. По происшествию времени освещение только контуром рамы стало основным в ночное время (видно куда идти и не будит спящего).

Рассеянное освещение помещения при кинопросмотре будет актуальным для кинолюбителей

Управление освещением

Мне понравилась идея управления освещением с помощью пульта ДУ еще у макетного образца, поэтому она была усовершенствована. Теперь этот способ предоставляет возможность разбиения изделий на независимые группы и управление ими по отдельности. Решение реализовано в виде опции, которую можно добавить со временем (в случае необходимости). Базовым же вариантом управления в осветительной серии является выключатель, расположенный на кабеле питания. Или можно осуществить подключение к штатной проводке помещения и управлять освещением с помощью настенного выключателя.

Пять кнопок позволяют управлять каждой из четырех групп в отдельности или всеми сразу

У меня в разработке также находится модуль для управления с помощью приложения на смартфоне, который помимо включения и выключения предоставит расширенные возможности по формированию групп (без ограничений их количества, как сейчас в пульте ДУ), а также по осуществлению плавной регулировки яркости свечения. Хотя задействование групп само по себе уже позволяет регулировать световой поток. Для диффузоров и рам комплектов ОСДОК 18У9 и ОСДОК 6У9, выделенных в отдельные группы, возможные значения светового потока составят от 300 до 2520 Лм.

Последовательность изменения светового потока: 1260, 1800, 2220, 2520, 840, 2520, 1680 Лм

Результаты измерений

Как преобразился интерьер, я показал — теперь самое время продемонстрировать, как преобразился звук. Смыслом использования диффузоров является получение такого звукового поля в точке прослушивания, которое образовано звуковыми волнами одинаковой интенсивности, приходящими одновременно и равновероятно со всех сторон. Наиболее объективной для диффузоров мне видится оценка эффективности работы с точки зрения времени реверберации — скорости затухания звука с течением времени. Если подправить интенсивность можно электронной коррекцией, то влияние на время реверберации может быть оказано только пассивными средствами акустической обработки.

Сверху график T20 (черный), T30 (розовый) и Topt (зеленый) до установки диффузоров, снизу — после

Меккой в измерении скорости затухания звука является показатель RT60, представляющий собой значение времени, за которое уровень звукового давления в помещении снижается на 60 дБ. На деле оценить такую большую разницу сложно из-за уровня естественного шума: при норме в квартире порядка 45-55 дБ для измерения придется создать уровень звукового давления 105-115 дБ, но я думаю, что после проведения такого измерения диффузоры, скорее всего, никому уже не понадобятся ☹. Поэтому для расчета RT60 пользуются упрощенными методами (T20, T30 и Topt), измеряющими падение уровня звукового давления в меньших пределах и прогнозирующими его на полный диапазон. В идеальном диффузном звуковом поле значения, рассчитанные исходя из разных методов замера, должны полностью совпадать друг с другом.

Вот что мне удалось намерить в своей комнате: до установки диффузоров расхождение расчета RT60 между разными методами измерений составляло более 0,12 с, а после установки стало менее 0,04 с (в идеале разницы быть не должно вообще). Также я сравнил время раннего затухания (EDT), которое измеряется во время падения уровня звукового давления на первые 10 дБ, состоит из первоначальных отражений звука и наиболее ощутимо воспринимается нами на слух. Как показано ниже, установка диффузоров позволила нивелировать перепады между «соседями» с более 0,14 секунды до менее 0,07 секунды (в идеале перепадов быть не должно вообще). Насколько изменения существенны оставляю на суд вам, я же со своей стороны могу заметить только одно — это работает.

Сверху график EDT до установки диффузоров, снизу — после

Результаты прослушивания

Для тестового прослушивания я решил не подбирать ничего особенного для скрупулезной оценки, а взял обычную повседневную музыку, и вот, что мне удалось услышать. Во-первых, повысилась разборчивость музыкального материала. Наиболее заметным эффект оказался на композициях в быстром темпе и с большим количеством инструментов, они стали явно лучше отделены друг от друга. Также в большей степени обозначили себя мелкие детали, находящиеся на пороге слышимости. Считаю, что это произошло за счет общего снижения времени реверберации и его выравнивания для соседних частот, они стали меньше перебивать друг друга. Во-вторых, положительные изменения коснулись тембральной достоверности, рельефности и пространственности звучания. В этом предлагаю винить непосредственно приведение звукового поля в точке прослушивания к диффузному. В общем и целом больше всего мне понравилось то, как стали звучать виолончель, скрипка и женский вокал.

Музыкальный материал, использованный для оценки

Резюме

В качестве резюме хочу еще раз подчеркнуть идеи, которые закладывались в рассмотренный комплект ОСДОК 18У9. Это готовое решение для акустической обработки тыловой стены, которое сочетает классический подход к акустической обработке помещения с новацией в виде бытового функционала. Широкие возможности кастомизации должны позволить подобрать такое цветовое и световое оформление, которое не будет нарушать гармонию интерьера.

Отмечу также моменты, в которых пока еще не удалось достичь намеченных высот. Обратной стороной заказной отделки является длительный срок изготовления, вплоть до 45 рабочих дней. Точность выполнения столярных работ и качество сборки могли быть выше: элементы рамы стыкуются с зазорами, а в угловых соединениях боковых стенок диффузоров видны следы клея. Система крепления получилась надежной, но не слишком удобной — монтаж имеет высокую сложность.

P.S. Я был бы признателен, если бы вы поделились в комментариях к статье вашим мнением о визуальной и технической составляющей получившегося результата. Мне также было бы приятно получить вашу поддержку в реализации проекта по разработке и изготовлению акустического диффузора с цветной управляемой подсветкой.

Сайт компании: Интерьер для звука

Стоимость комплекта: 235 400 руб.

Характеристики:

Размеры (ШxВxГ): 1842х951х212 мм

Вес: 75 кг

Материал: фанера березовая, стекло

Проектная частота: 560 Гц

Световой поток: 1800 Лм

Варианты отделки: цвет и степень глянца на заказ