В последнее время появилось желание сменить свою стереосистему на более лучшую. Много думал. И вот что вышло:
Современный нам капитализм навязывает свои, экономически оправданные, ценности, стимулирует развитие общества потребления. Система старается превратить нас в потребителей, за счет которых обогащается высший слой «хозяев жизни». А индивидуальный умственный, нравственный, духовный рост человека замедляется, если не подвергается инволюции. Это не могло не затронуть и сферу Hi-Fi. В связи с этим у меня возникла пара вопросов.
1. Способствует ли на самом деле музыка положительному развитию моих духовных и интеллектуальных качеств? Я могу предположить, что слушая Баха и Вагнера я духовно развиваюсь; Oscar Peterson и Queen, возможно, дают пищу для ума; Аквариум и Земфира также стимулируют развитие моих нравственных качеств… Даже Offspring и КиШ наверняка могут содействовать моему эстетическому росту. Но, возможно, то радостное и волнительное ощущение «мурашек» при прослушивании определенных композиций никак не связано с талантом авторов и исполнителей, а всего лишь является рефлекторной реакцией организма на определенные частоты или комбинацию звуков в сигнале?
Можно ли оправдать практику прослушивания музыки определенным духовным ростом или это пустая трата времени? Вместо этого можно книжку почитать или даже заняться чем-то по дому и пользы будет больше? На само деле в современной культуре многое делается для привлечения внимания и соответственно рекламы либо прямой продаже определенных товаров. Эти многочисленные сериалы, низкопробные книги и журналы, ТВ- и радиопередачи, блогеры в соцсетях, да та же музыка некоторых коллективов, появившихся только из желания заработать денег. И порой сложно в толпе раскрученных бездарностей найти настоящий талант. Так стоит ли этим заниматься?
2. Предположим, что получилось ограничить круг музыки той, что способствует духовному и нравственному росту. На чём её слушать? Стандарты Hi-Fi предполагают, что соответствующая им аппаратура обеспечивает должный уровень качества. Соответственно на своей стереосистеме я услышу именно то, что хотел звукорежиссер (надеюсь и автор с исполнителем), отправляя финальный мастер в тираж. Таким образом, имея бюджетную систему общей стоимостью 50-100-150 000, я могу наслаждаться музыкой в правильном качестве. Но есть системы стоимостью 500 000, 1 000 000 и 10 000 000, верхний предел не ограничен.
В принципе я смогу напрячься и купить себе сетап на порядок дороже того, что имею сейчас. Какой в этом смысл? Мне будет доставлять удовольствие различать мычание Глена Гульда, которое как раз и старались скрыть при записи? Я стану восторгаться, когда отчетливо услышу как певец открывает и закрывает рот?
У меня есть пластинка «Мелодии» - Рахманинов, концерт №2 для фортепиано с оркестром в исполнении С. Рихтера и оркестра п/у К. Зандерлинга. Запись монофоническая. Если я возьму Transrotor, к нему моно- MC-головку, соответствующие по цене трансформатор и фонокорректор, только тогда я смогу оценить гениальность замысла и мастерство исполнения этого произведения?
Pro-Ject Essential с предустановленым MM-картриджем и встроенный в Yamaha A-S700 фонокорректор не дадут мне эстетического удовольствия?
Так же и с усилителем и с акустикой. Наверняка, я услышу разницу, если поменяю свою Yamaha A-S700 на A-S3000 или даже 5000 серию. Если я поменяю свои Klipsch RF-62 II на La Scala или, например, на Heco La Diva, несомненно, разница будет очевидна. Про провода лучше помолчу.
Нужно ли вкладывать такие большие средства в систему? Или на самом деле это рекламный развод? Желание иметь статусные вещи: автомобиль, смартфон, украшения, одежду… далее проецируется и на Hi-Fi? Лохи и нищеброды будут слушать JBL Charge, простые смертные — Magnat Tempus на Denon 600, а я смогу себе позволить DALI Opticon и Marantz PM-14. Тогда я стану ближе к солнцу и просветление снизойдёт на меня?
Ладно, что-то понесло. Дает ли удорожание стоимости реального прироста качества? Зачем тогда вообще бюджетный Hi-Fi, если он не позволяет услышать всё то, что должно быть услышанным? Или повышение стоимости аудиокомпонентов — выкачивание денег из наших карманов?