Купите для начала что-нибудь простое, двухголовое. Лишь бы было исправное, тут тоже целая история. Ну и да, исправное и в состоянии "40 лет никто не лазил, кое как работает", вещи абсолютно разные.
В случае чего вас будет ожидать долгий и увлекательный процесс с переборкой лентопротяжки, заменой всей резины, точной отстройкой скорости и всем таким вот... А если очень повезёт, то замена голов, с перестройкой тракта записи, с чем справится не каждый, а за небольшие деньги врятли кто возмётся.
Насчёт огромных денег - по моему это несколько преувеличено. 3 головые пионеры реально купить в пределах 15 тыс, если поискать. Другое дело, что есть определённые особенности: Не самая износостойкая башка хард пермаллой, резина, которую для получения от магнитофона нормальных характеристик придётся менять почти всю: пассик и идлер подмотки точно, ещё может быть прижимные ролики, они у дек пионер особым качеством не отличаются. Ещё можно обратить внимание на всякие акаи тоже из поздних моделей. Но и там, скорее всего замена межвального пассика, ролики у акаев по живее, да и головы стеклофферит.
Если покупать магнитофон - понятно что неспешная проверка на предмет работоспособности всех функций, на предмет исправности логики. Тесты на запись-воспроизведение. Детонацию можно будет легко услышать, на звучании струнных инструментов, чего-нибудь такого. Слышно будет, как небольшое плавание звука, но опять же, может быть заметна в большей или меньшей степени. Стоит обратить внимание на следы от заводской краски на регулировочных винтах головки, на износ головки и состояние роликов. Если менялась голова - то требуйте ачх записи-воспроизведения, там не просто 4 проводка перепаять, ещё и электрическую часть надобно настроить. Лучше искать аппараты с оригинальной головой, а состояние её легко можно проверить на глаз, пропила от ленты на ней не должно быть, так же и вал должен быть идеально чистым, максимум небольшой след от ленты, легко убираемый ваткой со спиртом, на ролике след от ленты допускается. В том что в аппарате стоят заводские ролики, ничего плохого нет, лишь бы они не были сильно задубевшие и кривые в форме бочки.
Самих кассет, на мешке есть много разных, обращать внимание стоит на японские кассеты выпуска 78-89 годов. Немецкие агфы не советую, басфы на японских деках не факт что на всех будут хорошо писаться, да и чистый хром несколько абразивнее псевдохрома, из-за чего повышенный износ головки.
У более ранних кассет лента так себе, у более поздних - корпуса. Можно и начала 90-х, те стоят дешевле, но мне не особо нравятся, иной раз паршивые не разборные корпуса, да и убого смотрятся, в моих правильных винтажных деках. Бушные тоже можно рассматривать, лишь бы отличать " на глаз" пригодную к использованию кассету, от хлама с помойки. Вторых весьма и весьма много встречается. А если надо совсем в идеале, надо искать непользованную с повреждённой упаковкой, где-то надрыв или ещё что на целлофане, засчёт чего цена соответственно ниже. Совсем, имелось ввиду состояние футляра и вкладыша. В теме про свою кассетную деку я выкладывал ачх записи воспроизведения. Так вот, этот самый график был получен на бушной кассете д90, тех что на барахолках пачками валяются за недорого. Писалась она как не странно весьма неплохо, как минимум делал на неё ещё 2 тестовые записи, без выпадений.
Вот в общих чертах так.