Самые старшие напольные Bowers & Wilkins — 801 D4 — стали предметом изучения некоторое время назад, а теперь пришло время взяться, на контрасте, за младшую модель в уже в пятый раз обновленной линейке.
И это не менее интересно и показательно, ведь именно на примере двухполосной системы можно более отчетливо выявить изменения в звуке и характере и сформулировать саму концепцию произошедшего апгрейда.
Как и в случае с остальными моделями серии, узнать 805-е несложно — здесь заметны все ранее заложенные черты. Изменения в конструкции также схожи с вектором развития старших моделей.
У акустики переделали корпус, изменились схема ребер жесткости и сам профиль: теперь, как и у старших моделей, выгнутая из многослойной фанеры конструкция заканчивается сзади массивной ребристой алюминиевой панелью.
Изнутри на этой панели вертикально располагается плата фильтра, а снаружи — две пары акустических терминалов. Также по конструкции панели можно понять, что она является одним из ключевых элементов, обеспечивающих жесткость корпуса.
Однако самым важным изменением в конструкции я бы счел не ее, а верхнюю панель, также изготовленную из алюминия. В свою очередь, это изменило систему крепления корпуса твитера.
Как и в других моделях новой линейки, твитер не изменился — тот же хорошо известный и зарекомендовавший себя алмазный купол, встроенный в точеный алюминиевый корпус-трубу. И труба здесь — не только форма, но и принцип работы. Так что тут все узнаваемо. Но крепление переделали существенным образом — и это интересно.
На примере старшей модели в линейке это было еще и ощутимо на слух, так что и здесь можно ожидать определенных результатов. А еще защитный колпачок теперь не снять без специального инструмента. Сначала подобную конструкцию использовали у моделей помладше, но теперь так сделано и у всех моделей 800-й серии. В плане сохранности купола и безопасности это полезное нововведение.
Остальные составляющие Bowers & Wilkins 805 D4 остались весьма похожи на D3. В паре с твитером работает небольшой СЧ/НЧ-динамик размером 165 мм. Материал диффузора — уже знакомая многослойная конструкция Continuum Matrix, дополненная мягким центральным колпачком. Порт фазоинвертора Flowport выведен на переднюю панель, и профиль его поверхности тоже узнаваем.
В качестве дополнения к акустике выпустили и новые стойки, адаптированные именно под эту модель. Стойки собираются из нескольких деталей на винтах, имеют засыпную конструкцию, и акустика к ним прикручивается. В моем понимании это важно — особенно возможность собрать все в единое целое и закрепить.
К сожалению, на момент теста стойки в Россию еще не привезли, так что пришлось оценивать акустику в паре с другими стойками — неплохими, но без засыпки и сборки. Предположу, что в плане точности звучания и проработки нижней части диапазона родные стойки улучшили бы результат еще больше.
Больше разнообразия
Слушали акустику уже после некоторого времени приработки, с разными аппаратами и не один раз. По первым наблюдениям — при фактически идентичных паспортных данных D3 и D4 новая модель показалась то ли чуть менее критичной к усилению, то ли просто играющей чуть более легко, открыто и пластично.
Еще один очень существенный момент: по сравнению с предыдущей моделью новинка заметно подорожала. Конечно, сегодня дорожает абсолютно все, но факт остается фактом.
Сначала я попробовал запустить акустику с полностью ламповым усилением Primaluna. Звук получился в меру светлым, достаточно мягким и ближе к камерному по масштабу. В помещении размерами больше среднестатистической комнаты масштаб показался недостаточным.
Впрочем, если все то же самое попробовать перенести в небольшое помещение, картинка станет более соразмерной. Впрочем, судя по предыдущей модели этой акустики, она может играть масштабнее — не вижу здесь причин для изменений. Однако в ряде случаев и подобное усиление вполне возможно.
Звук получается в меру мягким и комфортным, но детальным. Есть хорошая слитность, приличное количество послезвучий и — при общей камерности — неплохое ощущение объема и цельности. Даже при компактной расстановке получается сфера звука с плавно затухающими краями, явно выходящая за пределы акустики.
Однако в целом такая подача могла бы подойти не только для системы в небольшом помещении, а еще и для системы, владелец которой больше слушает камерные жанры. Для чего-то более сложного хочется уже другой подачи, более выраженной динамики, атаки и басовой составляющей.
Соответственно, берем другой усилитель. Из имеющегося я выбрал недавно вышедший на рынок гибридник Primaluna EVO 300, где ламповой является только секция предусилителя, а вот дальнейшее усиление — транзисторное. Здесь масштаб уже побольше, а бас не ощущается камерным — скорее соразмерным и довольно убедительным для такой некрупной акустики.
Поставил диск Dr John «Mercenary». Ритм весьма неплох и эмоционален, есть телесность и наполненность, но в то же время нет переизбытка плотности и ощущения подфорсированного мидбаса. Все аккуратно, даже стройно, но при этом не противоречит ни музыке, ни записи. Звук в целом не яркий, но и совершенно не тусклый.
Зная по предыдущим прослушиваниям, как работает этот твитер, точно могу сказать, что получить более яркий звук от этой акустики вполне возможно — просто нужно подобрать другие компоненты и иную концепцию системы. В нашем же случае особой яркости нет, но верха получаются информативными, вполне разборчивыми и естественными.
Бас уверенный, довольно скоростной, но тоже не жесткий и не грубый. Середина ближе к ровной — я не заметил ни явной приподнятости, ни зажатости. Сшивка полос и диапазон ощущаются более слитными и цельными, чем у предыдущей модели.
Сцена, пожалуй, больше ожидаемой — и в ней неплохо читаются планы. Все соразмерно — вокал и инструменты на своих местах. Слои неплохо разделены, воздух присутствует. Какой-либо голографичности я не заметил — получается скорее естественно, детально и музыкально, с упором на музыку в целом, на общую картину, а не на ее отдельные составляющие.
Далее включил Keith Jarrett «The Celestial Hawk for Orchestra, Percussion and Piano». Звук фортепиано кажется чуть более акцентированным, хотя в целом картинка интересная, сочная и цветная. Детальность высокая, хотя при других компонентах могла бы быть еще выше — а в данной системе основные акценты приходятся на слитность, мелодичность и эмоциональность.
При этом звук масштабный, уверенный и совершенно лишенный какой-либо расхлябанности. Пожалуй, тут найдется и немного теплоты, и доля смягченности, но на фоне общего хорошего контроля это воспринимается интересно и однозначно комфортно для не особо въедливого прослушивания.
Что отдельно понравилось — этот достаточно крупный, в меру силовой звук с долей теплоты совсем не содержит в себе никакой грубости или неповоротливости. А вот с некоторой утонченностью, уместной для этой записи, все получается хорошо. В сравнении с предыдущей версией акустики проработка материала стала более аккуратной, точной и изящной.
Следующий диск — «Music Composed by Nino Rota». Здесь весьма эффектно, с хорошей глубиной и масштабом прописана сцена. И ее слышно — пожалуй, даже лучше, чем я ожидал. Как-то все тоньше, естественнее и прозрачнее.
Бас на очень приличном уровне, хорошего объема и масштаба, стройный, не отяжеленный и не медлительный. В звуке есть хорошая атака и наполненность, но все это воспринимается как само собой разумеющееся, естественное, без приукрашивания.
Эмоции тоже передаются корректно: мрачноватые фрагменты звучат именно так, а более светлые и радостные — тоже сообразно. Какого-то перекрашивания и переосмысления за счет акустики я тут не заметил.
Хорошо выдержанный ритм не груб и не жесток. Впрочем, если есть хлесткость — ее слышно. Также неплохо слышны послезвучия, как и естественность их затуханий. Здесь присутствует здравый баланс.
Запись Shape Of Despair «Illusion's Play» понравилась в этом прочтении. Динамика неплоха, детали слышно, звук достаточно прозрачный и читаемый. Чуть мягче, чем могло бы быть, но это вопрос приоритетов в системе. Эффект эмоционального включения и погружения присутствует.
Объем звука — больше ожидаемого, с хорошей наполненностью и разделением на планы. Звук не кажется миниатюрным и не теряется, хотя система и работала в большом помещении.
Также не заметно излишней плотности. Есть жесткость, сообразная записи, но не резкость, да и грубости или упрощения тоже нет. Все на своих местах: достаточно увлекательно, но не навязчиво.
Последняя запись, прослушанная в рамках теста — исполнение Carmina Burana Орфа. Здесь тоже хватило детальности, хотя звук получился чуть более бархатным. Но для сочетания с гибридным усилителем все весьма хорошо, и потенциал акустики вполне понятен — других, явно отличных верхов по сравнению со старшими моделями здесь не будет. А середина оказалась мягче только в данном конкретном случае — и ее можно варьировать по желанию, выстраивая систему под себя.
Пространство сцены получилось интересным, масштаб для этой записи небольшой, но все правильно и цельно разложено по своим местам. При этом результат будет зависеть не только от системы, но и от расстановки акустики: в силу ее размеров и конструкции слушатель тут окажется ближе, чем в случае со старшими моделями.
Поэтому расстановку в помещении нужно подбирать индивидуально — это могут быть варианты от параллельного размещения до установки с существенным поворотом колонок на слушателя. Я бы не боялся пробовать направить ее на слушателя сильнее обычного.
А что касается музыки — даже на сложной записи и со скорее мягким усилением здесь получился неплохой баланс информативности и эмоциональности.
Выводы
Выводы оказываются схожими с теми, что я формулировал при прослушивании старшей модели в линейке. При всей преемственности серии изменения здесь ровно те, которым стоило бы появиться. Это новая акустика, звук стал точнее, стройнее и интеллигентнее. Жанрово, как и раньше, в своем стиле и в своем прочтении она может отыграть любой материал, да и от системы может зависеть очень многое.
Предположу, что ту часть поклонников старших Bowers & Wilkins, которые любили вытянуть из моделей максимально силовой, напористый и мускулистый звук, новая версия может в какой-то мере разочаровать. С другой стороны, те слушатели, что считали прежний звук несколько избыточным — возможно, даже нагловатым — оценят изменения как движение в правильном направлении.
Музыкальный материал
Carl Orff — Carmina Burana — Gundula Janowitz, Gerhard Stolze, Dietrich Fischer-Dieskau, Chor Und Orchester Der Deutschen Oper Berlin, Eugen Jochum / Esoteric Company — ESSG-90206 / SACD Hybrid
Dr John — Mercenary / Blue Note / EMI 0946 3 54541 2 3 / CD Stereo
Keith Jarrett — The Celestial Hawk for Orchestra, Percussion and Piano — ECM 1175 829 370-2 / Stereo
Shape Of Despair — Illusion's Play / Season Of Mist SOM 115 / CD Stereo
Various / Music Composed by Nino Rota — 1999 / EMI Japan TOCT-24124 / CD Stereo
900 000 рублей без стоек. Стойки FS-805 D4: 105 000 рублей
Тип: 2-полосная АС с портом фазоинвертора
Динамики:
1x25 мм (1 дюйм) алмазный купольный твитер
1x165 мм (6,5 дюймов) FST СЧ-динамик с диффузором Continuum
Частотный диапазон: 34 Гц — 35 кГц, 42 Гц — 28 кГц ±3дБ от референсной оси
Чувствительность: 88 дБ
Гармонические искажения:
2-я и 3-я гармоники (90 дБ, 1м на оси)
<1% 90 Гц — 20 кГц
<0,3% 120 Гц — 20 кГц
Номинальный импеданс: 8 Ом (мин. 4,6 Ом)
Рекомендованная мощность усилителя: 50–120 Вт на 8 Ом без клиппирования
Максимальный рекомендованный импеданс кабеля: 0,1 Ом
Размеры без стоек (ШхВхГ): 240х440х373 мм
Масса: 15,5 кг
Отделки: глянцевый черный лак, белая, розовое дерево, орех