Naim — яркая звезда на британском Hi-Fi-небосклоне. За десятилетия существования компания создала свой стиль — как в дизайне, так и в звучании — а также сформулировала основные принципы, которыми руководствуются ее разработчики при создании новых компонентов.

В последние годы компания будоражила и интриговала аудиофильскую общественность системами «все в одном» линеек Mu-so и Uniti, отражающими самые современные тенденции хранения и воспроизведения музыки. И надо отметить, несмотря на новаторство, в них легко угадывается происхождение. Однако не все любители качественного звука готовы отказаться от более традиционного подхода к формированию аудиотракта. И это обстоятельство в компании тоже принимают в расчет.

Лаконичность и узнаваемость — главные характеристики дизайна корпусов техники Naim

Недавно модернизации были подвергнуты два интегрированных усилителя классического формата, то есть не располагающие встроенными цифровыми контурами — модели Nait XS и Supernait. Спустя шесть лет после предыдущего апгрейда были выпущены третьи версии этих компонентов. Самая заметная инновация в них — оснащенность MM-фонокорректором, что также отражает запросы рынка.

Скорость реакции и MM-фонокорректор

Однако остановимся на объекте тестирования — усилителе Nait из второй по старшинству серии XS. Внешних изменений по сравнению с предшественником не наблюдается, но специалисты Naim серьезно поработали над электронными схемами устройства. В частности, им удалось вдвое повысить скорость каскада усиления по напряжению, а в итоге — и быстроту реакции оконечного. Транзисторы второго усилительного каскада были оптимизированы и не нуждаются больше в каскодном экранировании, что также ведет к повышению скорости реакции. И это обязательно должно было положительно сказаться на звуке.

Усилители данного ценового сегмента зачастую оснащаются переключаемыми MM/MC-фонокорректорами, но в Naim полагают, что лучше добиться максимального качества при поддержке MM-картриджей, нежели усложнять конструкцию контурами,требующими еще более надежной защиты от наводок и шумов и обеспечивающими работу с гораздо более слабыми сигналами с MC-головок.

MM-фонокорректор, которым располагает Nait XS 3, выполнен на трех каскадах: усилительном, каскаде пассивной эквализации и оконечном усилительном с активной эквализацией. Такое решение дает отличное соотношение сигнал/шум, возможность RIAA-эквализации за пределами слышимого диапазона и запас по перегрузке.

Примененные в блоке конденсаторы и резисторы — пленочные элементы для выводного монтажа с пониженным микрофонным эффектом и отменными пиковыми характеристиками. Поскольку входы на фонокаскады на три порядка чувствительнее, чем другие, такое решение позволяет заметно повысить качество звучания.

Блок питания с огромным тороидальным трансформатором гарантирует звучанию надежную энергетическую поддержку

В основе же своей Naim Nait XS 3 повторяет хорошо проверенные временем фирменные решения: усиление мощности класса AB, использование регулятора громкости Alps Blue Velvet, герконового реле выбора входов, керамических изоляторов транзисторов мощности, а также применение гальванической развязки секции микропроцессорного управления и обеспечение защиты печатных плат от микрофонного эффекта.

Надежный басовый фундамент

При тестировании Nait XS 3 его партнерами по системе выступали сетевой проигрыватель Naim NDX 2 из вышестоящей серии Classic и малогабаритные напольные АС Neat Motive SX-1.

Первое, что хочется отметить — это глубокий и наполненный НЧ-диапазон. В большинстве прослушанных композиций он был весомой основой, базисом звучания. Благодаря ему обеспечивалась масштабность и реалистичность музыкальной сцены при исполнении произведений для симфонического оркестра — к примеру, «Рапсодии в стиле блюз» Дж. Гершвина.

Всем инструментам и их группам хватало места для свободного дыхания, соло разнообразных духовых подавались выразительно, мелодично, их голоса были насыщены характерными для каждого тембрами. Рояль занимал достойное место на переднем плане и радовал полновесностью самых нижних нот — впрочем, как и всех остальных, поскольку усилитель, выдавая глубокий бас, не обделяет вниманием и прочие частотные диапазоны.

Эта бурная музыка звучала энергично, эмоционально, ритмические акценты расставлялись очень точно, что только прибавляло увлекательности, заразительности и веселого настроения.

В сольной партии контрабаса его струнные текстуры проступали отчетливо, в то время как ноты уходили глубоко вниз. Перкуссия в финале рапсодии явственно и разнообразно дополняла его дуэт-перекличку с роялем до полноценного джазового трио. Заключительное мощнейшее крещендо поражало динамическим размахом — при этом на самой высокой громкости сохранялись четкая структура сцены, разделение инструментов и ясность их голосов.

Часть RCA-входов продублирована на DIN-разъемах. При подключении Naim NDX 2 через последний звучание получалось немного более проработанным, а сцена чуть «воздушнее», что говорит о лучшем соотношении сигнал/шум

Имея в виду глубину НЧ у Nait XS 3, следует с осторожностью подходить к подбору акустики для работы с ним. Например, напольники Neat Motive SX-1 при их скромных габаритах отличаются несоразмерным басом, который создается при содействии фазоинвертора с портом, выходящим на нижнюю панель. Такие трюки удаются за счет грамотного использования резонансных свойств этой нагрузки, но звук может выходить из-под контроля. Так случилось при проигрывании альбома «Ten Lives» Гвинет Херберт. Ряд песен в нем сопровождается глубокой ритмичной басовой линией, с которой колонки просто не справлялись.

Но со многими записями, зафиксировавшими натуральный, а не электронно-форсированный бас, эти британские исполнители демонстрировали, что им удается то, от чего отступаются другие. Так, в оркестровом вступлении к арии «L’altra note in fondo al mare» из оперы «Мефистофель» А.Бойто с альбома «Verismo» А.Нетребко на очень маленькой громкости явственно проступает тема в исполнении контрабасов и виолончелей со всеми динамическими и тональными подробностями и нюансами. Вступающий затем вокал насыщен красивыми грудными тонами, а взлетающие вверх по частотной и динамической шкале колоратуры радуют звонкостью и чистотой.

Не столь навороченные, но очень душевные песни Эллы Фицджеральд с альбома «Clap Hands, Here Comes Charlie» подаются просто замечательно. Ее голос, артикулированный, выразительный, тембрально насыщенный, звучит тепло и плавно, что только добавляет притягательности и очарования ее пению. Образ артистки сфокусирован на просторной, наполненной воздухом сцене, ее окружают несколько инструментов, прописанных также до мелких подробностей.

Вывод

Прошедший модернизацию Naim Nait XS 3 демонстрирует хорошее звучание с глубокими и насыщенными басами, которые, тем не менее, правильно сбалансированы с остальными частотными диапазонами, что обеспечивает цельное, детальное и проработанное представление композиций самых разных жанров.

Размах шкалы и тонкие изменения динамики тоже заслуживают похвал, акценты и ритмические ударения во всех случаях расставляются весьма точно, что обеспечивает выразительность звучания музыки. Атака также впечатляет — усовершенствование схем усиления принесло свои плоды. Слушать систему с Nait XS 3 не скучно, а это и есть самая высокая оценка Hi-Fi-компонента.

сбалансированное, детальное, выразительное звучание; ритмичность; глубокий бас; масштабность.

ничего существенного, но нужно тщательно подбирать партнеров по аудиотракту.

Naim Nait XS 3

277 900 рублей

Выходная мощность: 2х70 Вт (на 8 Ом), 2х100 Вт (на 4 Ом)

Линейные входы: 4 RCA, 4 DIN

Вход на MM-фонокорректор: RCA

Вход на усилитель мощности: DIN

Линейные выходы (регулируемые): с предусилителя — DIN, Bi-Amp — DIN, на сабвуфер — 2 RCA

Линейные выходы (фиксированные): AV (DIN), Stream (DIN)

Выход на наушники: 6,35 мм

Габариты: 70x432x314 мм

Вес: 8,5 кг