Американская компания Schiit в очередной раз обновила усилитель Asgard, который получил возможность установки в него дельта-сигма или мультибитного ЦАП-модуля, а также поменял схему усиления и стал заметно мощнее. На что способен новый аппарат и какое место он занял в линейке фирмы — мы выяснили при личном знакомстве.

Подход к дизайну у калифорнийцев подчеркнуто консервативный — новое устройство мало отличается от предшественника обликом и размерами. Спереди так и вовсе впору играть в «найди десять отличий». Я бегло нашел три: появившиеся на лицевой панели справа тумблеры Gain и переключатель входов DAC/Phono, а также иное оформление вентиляционных отверстий на верхней крышке. Предчувствую наболевший вопрос про тумблер включения аппарата — не надейтесь, вам по-прежнему придется нащупывать его на задней панели.

При минимальных внешних различиях перед нами по сути другое устройство в сравнении со вторым поколением Asgard

Основные различия скрываются под крышкой — и они для линейки Asgard революционные. Начнем с того, что разработчики решили отказаться от классической схемы усиления класса А, которой они так гордились в первых двух поколениях, и применили фирменный выходной каскад Continuity с постоянной проводимостью. Это позволило в разы увеличить мощность при работе с наушниками (3,5 против 1 Вт/канал RMS при 32 Ом, 300 против 190 мВт/канал RMS при 600 Ом) и существенно снизить искажения (THD: 0,002% против 0,008%; IMD: 0,002% против 0,010%).

Постепенное внедрение интегрированных конструкций — это другой фронт наступления на основы фирмы. Еще несколько лет назад в компании утверждали, что ЦАП и усилитель в одном корпусе снижают возможности выбора и апгрейда компонентов, и ратовали за раздельные блоки. Но «невидимая рука рынка» развернула эту позицию: сначала мы увидели модульный ЦАП-усилитель Jotunheim, а недавно на американский рынок подоспели его гибридный ламповый коллега Lyr третьего поколения и, разумеется, герой данного обзора — Asgard 3.

Новый трансформатор на 50% крупнее и заметно мощнее, чем в предыдущих моделях

Новый аппарат можно приобрести в трех модификациях, из которых самым доступным стал «пустой» вариант без цифроаналогового преобразования, работающий как усилитель для наушников и предусилитель для активной акустики и ряда усилителей мощности. Также вы можете выбрать из пары модулей ЦАПа: на основе известного чипа от Asahi Kasei AK4490 G2 или фирменного True Multubit.

Обычно устройства Schiit с мультибитным ЦАПом обозначаются специальным малоприметным логотипом в виде стилизованной буквы «М», но на новых образцах этого значка нет — и на тесте мы различали мультибит и дельта-сигму с помощью... положения USB-разъема (тип B) на задней стенке: у одного он расположен горизонтально, а у другого «боком». Конечно, такие проблемы вряд ли возникнут у вас с единственным домашним экземпляром.

На задней панели расположены цифровой USB (тип В) и аналоговый небалансный RCA входы, а также аналоговый выход предусилителя

Маркетологи компании умеют не только придумывать стебные названия аппаратам (и самой фирме), но и способны так развести устройства по собственным нишам, что ЦАПы в отдельном корпусе останутся востребованными благодаря не только высоким характеристикам, но и большей универсальности. Если даже младший ЦАП Modi может работать с разнообразными источниками через USB, оптический и коаксиальный входы, то наш интегрированный Asgard 3 в режиме ЦАПа принимает сигнал исключительно через USB-разъем.

Так что Asgard 3 с ЦАП-модулем подойдет владельцам относительно новых цифровых источников сигнала, у которых USB-выход — приоритетный и часто единственный. Также актуален он и для компьютеров. Жаль, что многие CD/DVD/сетевые плееры, телевизоры и ТВ-приставки не попадают в список совместимых устройств, впрочем, об этом уже было сказано в предыдущем абзаце.

На любой слух

Для тестирования я выбрал два аппарата Asgard 3: с дельта-сигма и мультибитным модулями, рассудив, что именно универсальные интегрированные устройства, способные работать и в режиме преобразования сигнала, и как усилитель/предусилитель, будут наиболее интересны потенциальным потребителям.

Источником сигнала выступил хорошо знакомый нашему читателю аудиофильский сетевой транспорт Aurender N100H, который со своим единственным (зато каким!) USB-выходом отлично подходит к концепции Asgard 3.

Аудиофильские геймерские наушники Audeze LCD-GX мы взяли исключительно ради эффектного кадра, а в целом Asgard 3 удачно сочетается со всей линейкой Audeze

Раз производитель заявил способность аппарата работать с широким модельным рядом наушников, то мы приготовили ему целую россыпь моделей. В первую очередь, не упустили возможность опробовать новинку рынка — 16-омные магнито-планарные Audeze LCD-1, сочетающие демократичную цену с фирменным почерком старших моделей. Также мы взяли ровные и нейтральные 20-омные Audeze LCD-Х и музыкальные Audeze LCD-3 с импедансом 70 Ом.

Традиционные динамические наушники представляли 300-омные открытые Sennheiser HD 650 и мой личный фаворит — закрытые Beyerdynamic DT250/250 Ohm. При прослушивании использовался музыкальный материал с сервиса Tidal и WAV-файлы с USB-носителя.

Близнецы с характером

Следующие насколько часов прошли в непрерывном сравнении треков разных жанров с каждыми наушниками попеременно на обоих аппаратах. Руки едва успевали переключать штекеры и USB-разъемы, однако щелкнуть тумблером Gain в сторону подъема так и не понадобилось — даже на относительно высокоомных динамических моделях.

Новая вентиляционная решетка представляет собой единое целое с крышкой, раньше она была чуть была чуть утоплена и монтировалась отдельно

Дабы не расползаться мыслью по древу, описывая весь процесс полностью, заострю внимание лишь на существенных деталях. Прежде всего, мне показалось, что Asgard 3 в дельта-сигма и мультибитном исполнении при прочих равных по звучанию ближе к более дорогому Jotunheim, нежели к начальному Modi. Однако разница между «дельтой» и мультибитом у Asgard 3 не столь явная, как у старшей модели.

Ожидаемо ЦАП AK4490 G2 звучал самую малость ярче и, можно сказать, «красочнее» мультибита, но совершенно без той резкости и остроты, которой грешат некоторые близкие по цене аппараты от других компаний на том же чипе. В свою очередь, True Multubit показался слегка ровнее, музыкальнее и комфортнее — особенно если вести речь о длительном прослушивании. Я всегда был неравнодушен к мультибитным преобразователям, и в линейке компании Schiit у меня есть свои «любимчики», но звучание «дельты» в исполнении Asgard 3 назову равнозначным. Вопрос «лучше-хуже» здесь вообще не стоит, зато у покупателей появляется реальный выбор в соответствии с собственными предпочтениями.

Переключатели уровня сигнала и цифрового/аналогового входов на лицевой панели появились только в третьем поколении аппарата

Обе модификации Asgard 3 демонстрируют подчеркнуто широкую воздушную сцену и здесь они переигрывают некоторые ЦАП-усилители раза в два дороже. Особенно это заметно на аудиофильских открытых Audeze LCD-Х и LCD-3 — и даже закрытые Beyerdynamic DT250, у которых сцена не была сильной стороной, зазвучали заметно «шире». Эти же «Байеры», с их чуть притемненным звуком, удачно сочетались с «дельта-сигмой», а более яркие Sennheiser HD 650 лично мне понравились с мультибитом.

Джазовые композиции в новых магнито-планарах Audeze LCD-1 в паре с мультибитным ЦАПом охарактеризовались чуть раздутым и гудящим контрабасом и более сбалансированным звучанием на «дельте». Это же можно сказать и о ряде рок-мелодий, хотя тут снова вступает в игру личное восприятие. А в целом именно LCD-серия, особенно две старшие модели (из тестового набора), без проблем справлялись с любым предложенным музыкальным материалом.

По жанровым предпочтениям версии Asgard 3 соблюдают паритет, но если быть особо въедливым, то на примере работы с «ровными» наушниками Audeze LCD-Х, можно отметить, что электронная музыка живее и бодрее звучит на AK4490 G2, а «старый добрый рок» — равно как и отдельные «металлические» композиции — эмоционально приятнее слушать на True Multubit.

Что касается джаза, эстрады и классики, то явных предпочтений нет — есть нюансы и собственное настроение. У меня оно, главным образом, «мультибитное», но это вовсе не рекомендация, а лишь констатация факта — компания предоставила нам возможность выбора.

Вывод

Новый интегрированный ЦАП-усилитель/предусилитель Asgard 3 показал, что может достойно работать с аудиофильскими компонентами: наушниками и сетевым транспортом. С каждым из двух предлагаемых чипов он демонстрирует качественное, детальное и при этом очень музыкальное звучание. Он отлично сработается с компьютером, выдавая сигнал на Hi-Fi-наушники или на активные мониторы. Но варианты использования в составе домашней стереосистемы ограничены единственным цифровым USB-входом.

Звук, который не разочарует требовательных меломанов. Возможность работы с «тугими» высокоомными наушниками. Выбор между нюансами подачи с помощью разных ЦАПов.

Существенно ограниченные варианты подключения к цифровым источникам. Неудобный тумблер включения.

Schiit Asgard 3

Усилитель/предусилитель без модуля ЦАП – 25 000 рублей, с модулем AK4490 G2 – 39 000 рублей, с модулем True Multibit – 49 000 рублей.

Тип: полностью дискретная обратная связь по току с выходным каскадом Continuity с постоянной проводимостью

Комплектация: ЦАП Asahi Kasei AK4490 G2, или True Multibit, или усилитель/предусилитель без модуля ЦАПа

Диапазон частот: 20–20 000 Гц (-0,1 дБ), 2–400 000 Гц (-3 дБ)

Мощность усилителя для наушников: 5 Вт (на канал) — 16 Ом; 3,5 Вт — 32 Ом; 2,5 Вт — 50 Ом; 600 мВт — 300 Ом; 300 мВт — 600 Ом

Коэффициент искажений: THD менее 0,002%, 20–20 000 Гц; IMD менее 0,002%

Выходное сопротивление: менее 0,2 Ом в режиме высокого или низкого усиления

Входное сопротивление: 22 кОм

Входы: 1 x USB тип B, небалансный RCA

Выходы: небалансный RCA

Размер (ШхВхГ): 22,8х5х15,2 см

Вес: 2,27 кг