Модные тенденции приходят и уходят, но элегантность классического дизайна, выдержавшего испытание временем, остается. В автомобильном мире Dodge предлагает такие продукты, как Charger, а Ford — Mustang, автомобили в во вдохновленном классикой дизайне.

На рынке домашнего аудио есть свои Charger и Mustang — колонки в стиле ретро от ведущих производителей, включая Klipsch, JBL, PSB, KLH и Burwell & Sons. Их ретро-модели, как и популярные Dodge и Ford, оснащены новейшими технологиями, решающими широкий спектр задач, включая и традиционное стерео, и современное иммерсивное аудио.

И хотя в некоторых отраслях отдельные производители и вовсе никогда не отказывались от фирменного дизайна, ретро-движение на потребительском рынке продолжает набирать обороты — все больше компаний в своих новых продуктах опираются на прошлое. Это и бренды, никогда не прекращавшие выпускать свои классические продукты, как McIntosh Laboratories на рынке домашнего AV, и производители музыкальных инструментов, вроде Gibson и Fender.

В целом, за последние 20 с лишним лет популярность ретро-дизайна на всем рынке потребительских товаров неуклонно росла благодаря успеху таких продуктов, как Volkswagen Beetle, который, возможно, и положил начало повальному увлечению ретро-дизайном, и вплоть до бытовой техники таких брендов, как Kitchen Aid.

В случае с домашней электроникой кроме классической стеклянной фронтальной панели и вольтметров McIntosh можно вспомнить Klipsch — это еще одна крупная компания, производящая домашнее аудио, которая тоже никогда радикально не отклонялась от своего основного промышленного дизайна.

Сегодня на рынке все большее число производителей аудиотехники, присоединяясь к McIntosh и Klipsch, предлагают акустику в стиле ретро, чтобы удовлетворить растущий спрос на решения, восходящие к золотым временам домашнего аудио.

В ретро-дизайне колонок классические концепции сочетаются с современными технологиями

Вернемся к упомянутым Gibson и Fender; обе этих компании испытывали определенные проблемы с продвижением своих продуктовых линеек, основанных на прошлом. Для них частью проблемы стала реакция потребителей.

Отдельные потребители негативно реагируют на нововведения, и наоборот, другой потребительский сегмент критикует эти бренды за то, что они живут прошлым. Значит, этим компаниям, соответственно, пришлось научиться предлагать как продукты, вдохновленные классикой, вроде Les Paul Standard 1960-х годов и Telecaster American Vintage 1963 года, так и более современные модели.

К счастью, в индустрии бытовой электроники производители вроде Klipsch никогда не имели проблем недовольства потребителей — таких, с которым столкнулись Gibson и Fender. Это позволило Klipsch двигаться вперед, опираясь на свое прошлое и при этом внедряя новые тенденции и технологии.

Тони Мартин (Tony Martin), директор по промышленному дизайну Klipsch Group, Inc., отметил, что фирменная линейка продуктов Heritage доступна уже несколько десятилетий, но одновременно компания следит за постоянно меняющимся рынком домашнего аудио.

«Серия Klipsch Heritage производилась с момента выпуска первых моделей в 1946 году, и несмотря на то, что на протяжении многих лет в промышленный дизайн вносились незначительные модификации, она остается в основном неизменной», — говорит Мартин.

«Оценивая появление в аудиопродуктах таких технологий, как входы Bluetooth или HDMI, наряду с классическими входами — линейным или добавлением встроенного фонокорректора, мы хотели убедиться, что новая технология вам (пользователям) не помешает. Один из способов этого достичь — сохранить физические характеристики спикера, неизменные много лет. Комбинация ретро-дизайна с новейшими технологиями позволила потребителю чувствовать себя комфортно, получая при этом преимущества новых функций». 

Продукты Klipsch вроде Three II отличаются элементами классического дизайна и современными вариантами подключения

В применении этого подхода к дизайну Klipsch Мартин отмечает, что публика приняла не только классический дизайн продуктов Heritage, но и вдохновленную стилем ретро серию Heritage Wireless.

Мартин заявляет, что в каждой линейке продуктов, будь то Heritage с их влиянием классики или Heritage Wireless с Bluetooth и Google Assistant, цель Klipsch — верность первоначальной миссии своего основателя.

«Непрерывно следуя высоким стандартам воспроизведения звука Пола В. Клипша (Paul W. Klipsch), мы воплощаем его философию дизайна в новейшем поколении продуктов Heritage», — подчеркивает он.

«Последние модели демонстрируют новую современную рупорную технологию, недоступную ни в каких других продуктах, и продвигают принципы высокой эффективности и низкого уровня искажений с беспрецедентной точностью. Они обеспечивают широкий динамический диапазон в традициях прекрасных громкоговорителей Klipsch с реалистичным воспроизведением музыки и фильмов. Они также демонстрируют легендарное мастерство ручной работы из США».

Новые бренды предлагают немного старого доброго рок-н-ролла

Подобно новым группам вроде Greta Van Fleet или Dirty Honey, покорившим рок-сцену, Burwell & Sons по сравнению с таким брендом, как Klipsch, является относительным новичком на рынке домашнего аудио. Как и новые, многообещающие рок-группы, Burwell & Sons предлагает классический подход к рынку домашнего аудио.

Burwell & Sons разрабатывает и производит рупорные колонки с ретро-дизайном, вдохновленным классическими системами 1950-х и 1960-х годов. Гордон Беруэлл (Gordon Burwell) утверждает, что одна из причин, по которой рупорные технологии остаются актуальными на протяжении десятилетий — в том, что они хорошо работают независимо от остального оборудования в аудиосистеме.

«Помимо невероятного впечатления от прослушивания, я бы сказал, что одной из наиболее привлекательных особенностей наших рупорных систем является утонченность, с которой они работают, используя почти что угодно, что вы выберете в качестве остальных компонентов сетапа», — комментирует Беруэлл.

«Мы встроили в каждую колонку аттенюаторы, смягчающие звучание среднечастотного рупора и твитера, чтобы вы могли настроить тон по своему вкусу, а наше сабвуферное решение дает слушателю полный контроль над басами. Такое решение позволит настроить звук по своему вкусу при использовании ламповой техники многих производителей, не применяющих регуляторы низких и высоких частот, вроде желанных моноблоков Cary (Cary Audio) и Audio Research (усилителей)».

В отличие от некоторых аудиофилов, Беруэлл говорит, что с рупорными колонками их владельцам не обязательно ограничиваться использованием исключительно ламповых компонентов. И добавляет, что один из интеграторов Burwell & Sons отдает приоритет акустическому дизайну, используя продукцию его компании — полупроводниковые усилители со встроенными DSP (цифровыми сигнальными процессорами) и сабвуферы.

«Он получает фантастические результаты как с нашими сабвуферами, так и без них, — признает Беруэлл. — Лично я все еще предпочитаю сабы». 

Дизайн громкоговорителей Burwell & Sons отдает дань уважения классическим конструкциям громкоговорителей золотой эры домашнего аудио

Беруэлл подчеркивает, что рупорные ретро-колонки также не следует относить к классическому стерео. Он говорит, что продукция его компании отчасти основана на звуковом оборудовании коммерческих кинотеатров.

«Мы показали, что если все сделано правильно, то для традиционного двухканального стерео рупорные громкоговорители могут быть хороши в в ближнем поле, и в небольших, и в больших помещениях», — подчеркивает Беруэлл.

«Помните также, что драйверы, которые мы используем в нашей серии Homage, — это винтажные Altec Lansing Voice Of The Theatre, поэтому они будут всегда кстати, поскольку они прекрасно формируют основу любой многоканальной аудио- или видеосистемы».

Кроме того, Беруэлл также подчеркивает, что, хотя рупорные ретро-системы и не всегда хороши в любом домашнем декоре, существует множество вариантов интерьера, в которых классическая акустика ненавязчиво вписывается в современные домашние пространства.

«Если наш стиль не подходит к определенному декору, может найтись другой производитель, который подойдет. Мы, сохраняя собственный стиль, с удовольствием наблюдаем за растущим числом производителей рупоров и их дизайнами, потому что чем больше людей будут знакомиться с рупорами, тем лучше будет расти рынок», — с энтузиазмом говорит он.

«Хотя наш фирменный стиль — это деревянные раструбы и корпуса, мы предлагаем в качестве вариантов в разделе прототипов на сайте ряд различных материалов отделки, таких как латунь, медь, полированная нержавеющая сталь, автоэмаль и даже позолота. Для изготовления рупоров и корпусов мы также экспериментируем с такими материалами, как мрамор, гранит, полированный бетон и цветные эпоксидные смолы с состаренными досками. Инкрустации, изделия из кожи и искусство фрактального выжигания — все это присутствует. Готов поспорить, мы можем придумать образ практически для любого интерьера».

Классический дизайн, классические бренды возвращаются

В то время, как производители, подобные Klipsch, всегда поддерживали продукты Heritage в своем ассортименте, другие компании, вроде JBL и PSB Speakers, возродили модели предыдущего поколения.

Сделав следующий шаг после возрождения продукта, Дэвид Келли (David Kelley), опытный руководитель в домашнем аудио, взял на себя задачу возродить классический бренд — KLH Audio.

Сегодня KLH Audio предлагает полную линейку продуктов, включающую как современные продукты — напольные громкоговорители, системы центрального канала, сабвуферы, наушники, архитектурные колонки, — так и акустику в стиле ретро: Model 3 и Model 5 (которую мы простестировалиприм. ред.).

Келли, генеральный директор KLH Audio, отмечает, что он, возрождая бренд, видел будущее компании не только в разработке продуктов, отвечающих потребностям сегодняшних потребителей, но и в том, чтобы отдать дань уважения истории бренда.

«KLH имеет богатую и легендарную историю, поэтому для нас было важно напомнить индустрии о значительной роли, которую KLH играла на заре Hi-Fi — когда бренды Генри Клосса (Henry Kloss), KLH и Acoustic Research, доминировали на рынке громкоговорителей», — признает он.

Келли вспоминает, что перед перезапуском бренда он исследовал рынок домашней аудиотехники и обнаружил высокий уровень интереса к винтажной технике. Он отмечает, что на самом деле винтажная домашняя аудиоаппаратура превратилась в кустарное производство, и говорит, что его задача в KLH — объединить классический вид прежних продуктов бренда с технологией закрытого объема, используя при этом современные материалы и технологии. 

Рекомендованная производителем розничная цена громкоговорителя Model 3 от KLH составляет 899 долларов за штуку, и компания предлагает колонку с различными цветами гриля

Обсуждая ретро-колонки компании Model 3 и Model 5, Келли заявляет, что они выгодно отличаются от классики KLH прошлых лет.

«Основные принципы проектирования не так сильно изменились за 50 лет. В нашем случае мы создаем продукты на основе инженерного принципа закрытого объема, который сегодня так же актуален, как и тогда», — комментирует Келли.

«Что изменилось, так это материалы и техника, которые используются в разработке. В этом отношении мы буквально на световые годы опережаем то, что было 50 лет назад. Хотя фундаментальный принцип проектирования не изменился, наша способность оптимизировать конструкцию с использованием современных методов моделирования и измерений гарантирует, что мы сможем реально превзойти параметры оригинальных продуктов». 

Оригинал: Retro Speaker Designs Prove What’s Old is New