Уже четыре компании заявили, что их 8К-телевизоры соответствуют требованиям, предъявляемым к 8К-аппаратам, основываясь на заключениях некой ассоциации. Что это значит для нас с вами?

Нынешний переход от одного стандарта к другому — то есть от 4К к 8К — со стороны производителей видеотехники проходит вроде бы по стандартному сценарию, который мы все наблюдали при переходе с аналогового на цифровое вещание, со стандартного разрешения на HD и c Full HD на 4К.

Из всех пресс-релизов льется привычный нарратив: это стандарт будущего, вот-вот на него перейдут все самые влиятельные киностудии, в новом стандарте снимаются очередная олимпиада и чемпионат мира, скоро появятся новые игровые приставки, продажи моделей нового стандарта растут и скоро превысят некий значимый процент.

Но есть и нечто новое, чего не было раньше: компании стали особо подчеркивать, что их новые 8К-телевизоры — это действительно реальные 8К-телевизоры, а не такие, как у конкурентов, где 8К — только матрица. Якобы это подтверждают весьма уважаемые органы в лице ассоциации потребительской электроники и независимых лабораторий. Некоторые компании на этом основании присваивают своим моделям логотип «Real 8K» и даже упоминают некий магический метод определения — контрастную модуляцию.

Суть контрастной модуляции в графиках

Такой метод реально существует, причем очень давно — еще со времен кинескопных телевизоров и аналогового видео. Дело в том, что к аналоговому видео не применимо понятие разрешения — в нем нет пикселей, но есть отсчет строк. Поэтому для оценки четкости было введено понятие разрешающей способности. Раньше ее оценивали количеством различимых строк, а для теста использовали специальные таблицы.

Проблема этого метода заключается в неизбежном субъективном факторе оценки результатов. Поэтому, чтобы исключить варианты «а я вижу тут N строк», был введен процент различимости и приняты паттерны, характерные для определенных значений.

Суть метода вкратце такова: на экран выводится видео с черными и белыми строками, которые уменьшаются до предельной толщины, а их количество, напротив, увеличивается до предельного числа разрешающей способности. В нынешней ситуации толщина строк уменьшается до одного пикселя, а число строк увеличивается до 2160 для 4К и 4320 для 8К.

Процент различимости — это число процентов, на которое различается яркость соседних строк. Яркость строк при этом никто не измеряет, конечно — все пользуются обозначенными выше патернами. А чтобы было понятнее, объясним проще: при 50% яркость соседних строк становится одинаковой и они перестают различаться. Если процент выше — значит, строки все же отличаются друг от друга, и тогда дисплей формально показывает то предельное число строк, что прописано в его стандарте. Для 8К это 4 320 строк.

По такой таблице раньше определяли разрешающую способность. Фактически, на глаз. Место, где линии на «крестах» сливались, означало предел разрешающей способности

Компания LG первой заявила, что ее новые телевизоры соответствуют стандарту 8К, что подтвердила потребительская ассоциация CTA, использовав описанный метод контрастной модуляции. Затем, уже перед самой выставкой в Лас-Вегасе, компания Samsung также заявила о соответствии своих телевизоров стандарту 8К, подтвердив свои слова сертификацией от той же ассоциации. Sony и Panasonic просто упомянули, что их телевизоры соответствуют всем современным стандартам.

Что это значит? Например, в ту пору, когда стали появляться первые 4К-телевизоры,, никто не делал подобных заявлений, да и в период становления 3D никто не говорил, что их техника «реально тридешная». Всегда существовала конкуренция разных технологий и форматов, а сейчас ситуация несколько изменилась.

Значит ли это, что конкуренция обострилась? Или что пользователи стали намного опытнее и умнее? И да, и нет. Конкуренция обострилась, но не кардинально. Не последнюю роль теперь играют китайские компании, но в тоже время много известных ранее производителей почили в бозе — например, Toshiba. Потенциальные покупатели стали тщательнее искать информацию в интернете. Однако суть не в этом.

Если раньше с выходом 4К-телевизоров было и кое-какое оборудование, которое можно было подключить к ним — те же компьютеры — то сегодня к 8К-телевизорам подключать решительно нечего. Есть разве что видеокарты, которые в специальном режиме могут выдать усеченный видеосигнал 8К/30 (но никак не полный!), о поддержке которого заявляют производители телевизоров, а источников с выходом HDMI 2.1 не существует вовсе.

С контентом похожая ситуация. Роликов 8К-видео в сети ничтожное количество, что и понятно — 8К-видеокамеры запредельно дороги для потребителей, да и у большинства студий их нет. Более того, они ими пока и не планируют обзаводиться.

Примерно так выглядят современные паттерны для определения разрешающей способности

Вот и приходится производителям телевизоров самим брать все в свои руки. Вот только что именно они этим доказывают? Лишь то, что со внешнего входа их телевизоры показывают 8К-видео — причем самое простое в плане поддержки — не замыливая его. А как же все остальное? Как насчет поддержки разных кодеков? Как насчет четкости воспроизведения внутренним проигрывателем, который задействуется в том числе и при использовании потоковых сервисов?

Ассоциация 8К (естественно, есть и такая), объединившая множество производителей техники и контента, для соответствия телевизоров стандарту 8К определила следующие минимальные требования:

• Разрешение: 7680 x 4320 пикселей

• Частота кадров на входе: 24p, 30p и 60p кадров в секунду

• Яркость дисплея: более 600 нит (кд/м2)

• Поддержка видеокодека HEVC

• Интерфейс: HDMI 2.1

В последнем пункте и кроется вся загвоздка. HDMI 2.1 предполагает передачу не просто 8К-видео с частотой до 60 Гц, но и глубину до 12 бит, поддержку HDR при таком разрешении, режим минимальной задержки для игр, автоматическую смену разрешения (переменное разрешение) и многое другое. Ассоциация же CTA выдала свои сертификаты, используя только лишь самое простое 10-битное видео.

Примерно так должно выглядеть преимущество «реального 8К-телевизора» (слева) при тестировании перед «обычным». На самом деле, получить столь четкую сетку из субпикселей, как слева, весьма затруднительно

А формат 8К, согласно стандарту SMPTE, имеет цветовое пространство и, соответственно, цветовой охват более широкие, чем используемый в 4К-телевизорах ВТ.2020, а именно — ВТ.2100. Кроме того, изначально прописана динамически меняющаяся яркость (динамические метаданные) — то есть самый сложный вариант HDR.

Ничего подобного у новых телевизоров, естественно, пока нет, потому что для этого должны сначала появиться либо соответствующий контент, либо техника с поддержкой означенных стандартов, а лучше — и то, и другое. А сертификат СТА, по сути, показывает, что телевизоры соответствуют лишь самым минимальным требованиям.

Короче говоря, один в один повторяется ситуация с выводом техники 4К. Все очарованы потрясающей четкостью и детализацией, а про HDR и соответствие новым стандартам скромно умалчивается. Лишь отдельные эксперты тогда высказывали свое недоумение по данному вопросу, но их голоса не были восприняты всерьез. А сейчас ситуация поменялась. Все мы уже научены опытом, включая, как я надеюсь, теперь и читателей Stereo.ru.