Уже четыре компании заявили, что их 8К-телевизоры соответствуют требованиям, предъявляемым к 8К-аппаратам, основываясь на заключениях некой ассоциации. Что это значит для нас с вами?
Нынешний переход от одного стандарта к другому — то есть от 4К к 8К — со стороны производителей видеотехники проходит вроде бы по стандартному сценарию, который мы все наблюдали при переходе с аналогового на цифровое вещание, со стандартного разрешения на HD и c Full HD на 4К.
Из всех пресс-релизов льется привычный нарратив: это стандарт будущего, вот-вот на него перейдут все самые влиятельные киностудии, в новом стандарте снимаются очередная олимпиада и чемпионат мира, скоро появятся новые игровые приставки, продажи моделей нового стандарта растут и скоро превысят некий значимый процент.
Но есть и нечто новое, чего не было раньше: компании стали особо подчеркивать, что их новые 8К-телевизоры — это действительно реальные 8К-телевизоры, а не такие, как у конкурентов, где 8К — только матрица. Якобы это подтверждают весьма уважаемые органы в лице ассоциации потребительской электроники и независимых лабораторий. Некоторые компании на этом основании присваивают своим моделям логотип «Real 8K» и даже упоминают некий магический метод определения — контрастную модуляцию.
Такой метод реально существует, причем очень давно — еще со времен кинескопных телевизоров и аналогового видео. Дело в том, что к аналоговому видео не применимо понятие разрешения — в нем нет пикселей, но есть отсчет строк. Поэтому для оценки четкости было введено понятие разрешающей способности. Раньше ее оценивали количеством различимых строк, а для теста использовали специальные таблицы.
Проблема этого метода заключается в неизбежном субъективном факторе оценки результатов. Поэтому, чтобы исключить варианты «а я вижу тут N строк», был введен процент различимости и приняты паттерны, характерные для определенных значений.
Суть метода вкратце такова: на экран выводится видео с черными и белыми строками, которые уменьшаются до предельной толщины, а их количество, напротив, увеличивается до предельного числа разрешающей способности. В нынешней ситуации толщина строк уменьшается до одного пикселя, а число строк увеличивается до 2160 для 4К и 4320 для 8К.
Процент различимости — это число процентов, на которое различается яркость соседних строк. Яркость строк при этом никто не измеряет, конечно — все пользуются обозначенными выше патернами. А чтобы было понятнее, объясним проще: при 50% яркость соседних строк становится одинаковой и они перестают различаться. Если процент выше — значит, строки все же отличаются друг от друга, и тогда дисплей формально показывает то предельное число строк, что прописано в его стандарте. Для 8К это 4 320 строк.
Компания LG первой заявила, что ее новые телевизоры соответствуют стандарту 8К, что подтвердила потребительская ассоциация CTA, использовав описанный метод контрастной модуляции. Затем, уже перед самой выставкой в Лас-Вегасе, компания Samsung также заявила о соответствии своих телевизоров стандарту 8К, подтвердив свои слова сертификацией от той же ассоциации. Sony и Panasonic просто упомянули, что их телевизоры соответствуют всем современным стандартам.
Что это значит? Например, в ту пору, когда стали появляться первые 4К-телевизоры,, никто не делал подобных заявлений, да и в период становления 3D никто не говорил, что их техника «реально тридешная». Всегда существовала конкуренция разных технологий и форматов, а сейчас ситуация несколько изменилась.
Значит ли это, что конкуренция обострилась? Или что пользователи стали намного опытнее и умнее? И да, и нет. Конкуренция обострилась, но не кардинально. Не последнюю роль теперь играют китайские компании, но в тоже время много известных ранее производителей почили в бозе — например, Toshiba. Потенциальные покупатели стали тщательнее искать информацию в интернете. Однако суть не в этом.
Если раньше с выходом 4К-телевизоров было и кое-какое оборудование, которое можно было подключить к ним — те же компьютеры — то сегодня к 8К-телевизорам подключать решительно нечего. Есть разве что видеокарты, которые в специальном режиме могут выдать усеченный видеосигнал 8К/30 (но никак не полный!), о поддержке которого заявляют производители телевизоров, а источников с выходом HDMI 2.1 не существует вовсе.
С контентом похожая ситуация. Роликов 8К-видео в сети ничтожное количество, что и понятно — 8К-видеокамеры запредельно дороги для потребителей, да и у большинства студий их нет. Более того, они ими пока и не планируют обзаводиться.
Вот и приходится производителям телевизоров самим брать все в свои руки. Вот только что именно они этим доказывают? Лишь то, что со внешнего входа их телевизоры показывают 8К-видео — причем самое простое в плане поддержки — не замыливая его. А как же все остальное? Как насчет поддержки разных кодеков? Как насчет четкости воспроизведения внутренним проигрывателем, который задействуется в том числе и при использовании потоковых сервисов?
Ассоциация 8К (естественно, есть и такая), объединившая множество производителей техники и контента, для соответствия телевизоров стандарту 8К определила следующие минимальные требования:
• Разрешение: 7680 x 4320 пикселей
• Частота кадров на входе: 24p, 30p и 60p кадров в секунду
• Яркость дисплея: более 600 нит (кд/м2)
• Поддержка видеокодека HEVC
• Интерфейс: HDMI 2.1
В последнем пункте и кроется вся загвоздка. HDMI 2.1 предполагает передачу не просто 8К-видео с частотой до 60 Гц, но и глубину до 12 бит, поддержку HDR при таком разрешении, режим минимальной задержки для игр, автоматическую смену разрешения (переменное разрешение) и многое другое. Ассоциация же CTA выдала свои сертификаты, используя только лишь самое простое 10-битное видео.
А формат 8К, согласно стандарту SMPTE, имеет цветовое пространство и, соответственно, цветовой охват более широкие, чем используемый в 4К-телевизорах ВТ.2020, а именно — ВТ.2100. Кроме того, изначально прописана динамически меняющаяся яркость (динамические метаданные) — то есть самый сложный вариант HDR.
Ничего подобного у новых телевизоров, естественно, пока нет, потому что для этого должны сначала появиться либо соответствующий контент, либо техника с поддержкой означенных стандартов, а лучше — и то, и другое. А сертификат СТА, по сути, показывает, что телевизоры соответствуют лишь самым минимальным требованиям.
Короче говоря, один в один повторяется ситуация с выводом техники 4К. Все очарованы потрясающей четкостью и детализацией, а про HDR и соответствие новым стандартам скромно умалчивается. Лишь отдельные эксперты тогда высказывали свое недоумение по данному вопросу, но их голоса не были восприняты всерьез. А сейчас ситуация поменялась. Все мы уже научены опытом, включая, как я надеюсь, теперь и читателей Stereo.ru.