Продукция Naim не нуждается в особом представлении — она отлично зарекомендовала себя за почти 50 лет работы компании на Hi-Fi-рынке. Конечно, здесь хорошо знают, как оснащать аппаратуру подходящими источниками питания, причем в фирменной идеологии этому уделяют особое внимание, что зачастую выливается в нестандартные форматы аудиотрактов.
Чтобы раскачать колонки и заставить их работать, нужна электроэнергия — как правило, она поставляется в дом через стенные розетки в виде некоего полуфабриката, а каждое устройство преобразует его в удобоваримую форму. Блок питания усилителя доводит его до нужной кондиции, давая возможность контурам наделить мощностью слабый аудиосигнал. Роль этого элемента очень существенна — во многом именно от его свойств будет зависеть качество звучания системы.
Электроэнергия требуется и слаботочным компонентам, к числу которых относятся проигрыватели разного рода, фонокорректоры, предусилители — отдельные или встроенные в интегральники. От блоков питания такой аппаратуры требуется особая стабильность параметров, малошумность и неподверженность влиянию внешних факторов.
Модульная конструкция
В Naim исповедуют модульный подход, позволяющий владельцам фирменных компонентов повышать качество звучания путем несложного апгрейда, в том числе и за счет обеспечения питания слаботочных устройств от внешних источников.
В Hi-Fi-салоне InSound мне удалось проверить, как это работает, на примере прослушивания интегрированного усилителя Naim Nait XS 3 с блоками питания двух моделей: соответствующим ему по ценовому уровню Naim HiCap DR и существенно более дорогим Naim SuperCap DR.
Без применения таких устройств схемы каскада предусиления запитываются от блока самого интегральника. При подключении внешнего блока соответствующая цепь разрывается посредством реле, и эти контуры получают электрическую энергию с требуемыми параметрами. При этом она очищена от всего, что может ее «загрязнить» или вывести из равновесия.
Оба блока выполнены в характерном фирменном стиле Naim и располагают солидными корпусами: HiCap — половинной ширины, SuperCap — стандартной стоечной. Первый имеет два выхода на 24 В, второй — 13 на 24 В и один на 12 В. Таким образом, они могут использоваться с несколькими фирменными компонентами.
Каждый из них имеет в конструкции массивный тороидальный трансформатор и отборные высококлассные комплектующие. Кроме того, на каждом из выходов установлен дискретный регулятор напряжения (DR), разработанный специалистами компании в 2012 году и с того момента нашедший применение практически во всей аппаратуре Naim.
Композиция на засыпку
Помимо усилителя Naim Nait XS 3, собранная для прослушивания Hi-Fi-система включала в себя сетевой проигрыватель Naim NDX 2, а также малогабаритные напольные колонки Totem Acoustic Sky Tower. В аудиотракте был использован сетевой фильтр Puritan Audio Laboratories PSM-156, а соединения компонентов Naim были выполнены фирменными кабелями с разъемами DIN.
Характер этого усилителя знаком мне по опыту тестирования, однако на этот раз и комната прослушивания, и колонки были другими. Также надо иметь в виду, что цель нынешнего исследования — блоки питания, так что некоторые недостатки проигрывания будут излишне акцентированы, а сама программа выбрана таким образом, чтобы сделать задачу для усилителя и системы в целом как можно сложнее. Ведь не секрет, что многие записи делают так, чтобы производить хорошее впечатление даже при FM-трансляции.
Симфоническая сюита «Планеты» Г. Холста состоит из семи довольно разнообразных частей, но первую, «Марс», можно назвать настоящим вызовом для Hi-Fi-системы. Вот с ее записи в формате 24 бит/96 кГц (Лондонский симфонический оркестр под управлением Андре Превина) и начинаем тестовое прослушивание.
Это очень сильная и эмоциональная вещь, но только в качественном исполнении. В данном случае она не вызвала большого отклика в душе из-за некоторой сумбурности подачи. При вполне масштабной, наделенной некоторой глубиной сцене и хорошей динамике инструменты на ней предстают слитной массой, тембральная насыщенность их голосов оставляет желать лучшего, отчего они звучат не вполне натурально. Сложный, напряженный ритмический рисунок дается размашистыми мазками.
Можно подумать, что слабым звеном здесь выступают миниатюрные напольники Totem, которым трудно справиться с таким объемом музыкальной информации, однако подстановка в аудиотракт внешнего блока питания Naim HiCap DR показывает, что их потенциал еще далеко не исчерпан.
С технической точки зрения метаморфозы, произошедшие со звуком, описываются понятием «повышение отношения сигнал/шум», а ушами это ощущается с первых же секунд как возросшая детальность, более точная проработка приобретшей перспективу сцены, лучшая узнаваемость голосов инструментов, вариативность динамики, стабильность на взлетах громкости.
В самом начале композиции тишайшее пиццикато приобретает отличное разрешение — буквально видно, как музыканты извлекают эти ритмичные, напряженные ноты. Вдали возникают духовые, будто только пробующие свою силу. Их перекличка позволяет оценить тембральную насыщенность каждого из инструментов, гармонию их совместной игры.
Предназначение труб здесь — как бы нагнетать истерию своими внезапными выкриками, однако порой они звучат излишне резко, но все же не как в исходном варианте системы. Масштабность и громкость неумолимо возрастают, пока не обрываются мощными ударами барабанов. Здесь отметим скорость и острую атаку, заставляющие напрячься перед дальнейшим развитием музыкального повествования.
Во второй половине сюиты «Марс» ситуация будто успокаивается, но духовые вновь гнут свою линию, им вторит перкуссия — звуки щеток становятся более отчетливыми — и вновь они переходят на повышенные тона, ведущие к еще более мощному, буквально оглушительному крещендо в финале с боем барабанов и выкриками труб. В плане информативности и эмоциональности все гораздо лучше, но последние аккорды все же вышли жестковатыми.
Третье дыхание
Замена HiCap на Naim SuperCap DR в связке с усилителем Nait XS 3 — это, конечно, из области теории, однако никто не запрещает проверить ее на практике. Оказывается, что можно еще немного повысить качество звучания модели из второй снизу линейки компании. При еще более чистом и стабильном питании схемы каскада предусиления, что называется, получают второе (или уже третье?) дыхание.
Упомянутое выше пиццикато становится еще более подробным с прорисовкой чуть ли не отдельных струн. Трубы ощутимо вырисовываются в глубине сцены, а не практически в одной плоскости, но потише, как было с менее дорогим блоком питания. Голоса всех духовых приобретают округлость, наполненность и большую живость.
Динамика нарастает решительнее, отчего угроза войны, которую доносит музыка, тяжело ложится на нервную систему. Оглушительные удары барабанов становятся еще весомее. Однако в самом финале мрачная и подавляющая гармония все же немного размывается резкостью труб, а музыкальному полотну недостает той четкости линий, которую можно ожидать при такой суммарной цене двух устройств.
Аналогичные изменения в звучании наблюдались и с другими композициями самых разных жанров. Всегда возрастала детальность, улучшались микродинамика, а также фокусировка и организация сцены, повышалась текстурность басов. Подача произведений любого жанра становилась более выразительной за счет способности системы передавать тонкие вариации динамики. Также можно отметить повышение стабильности на высокой громкости.
Вывод
Если на роль усилителя в вашей Hi-Fi-системе вы однажды выбрали Naim Nait XS 3, то можно легко поднять качество звучания на новый уровень с помощью внешнего блока питания Naim HiCap DR. А вот вариант SuperCap DR все же не стоит рассматривать, поскольку затраченные на него деньги не позволят получить звук, сопоставимый с тем, что характерен для компонентов линейки Classic.
Существенное улучшение звучания с HiCap DR и разительное — с SuperCap DR.
Цена
Naim HiCap DR — 160 720 рублей, Naim SuperCap DR — 597 675 рублей, Naim Nait XS 3 — 325 900 рублей.
Naim HiCap DR
Выходы: 2х24 В
Габариты (ШхВхГ): 207х87х314 мм
Масса: 7,35 кг
Naim SuperCap DR
Выходы: 13х24 В; 12 В
Габариты (ШхВхГ): 432х87х314 мм
Масса: 11,6 кг