Два момента заставили меня взяться за написание этой статьи: а) наблюдение за приспосабливаемостью человеческого слуха к абсолютно любым источникам звука и б) критериям выбора аудиофильской основы: акустики и стереоусилителя. Давайте поговорим об этом.

31 января 2020 года я заказал изготовление акустики ASP Loudspeakers Optimus Classic SB II и, пока шло изготовление этой акустики (это заняло ровно два месяца), я, дабы не сидеть без музыки, приобрел полочники DALI Oberon 3.

Примерно через месяц активного (2–4 часа в день) слушания я заметил, что тональный баланс Оберонов устаканился и я с удовольствием слушал музыку. Все меня устраивало.

Но вот 31 марта я получил акустику ASP. Обероны были убраны в коробку (с дальнейшим прицелом — организовать второй сетап), а с ASP история повторилась: примерно месяц я активно прогревал акустику, а потом, когда тональный баланс перестал изменяться — стал наслаждаться звучанием. Все было прекрасно до тех пор, пока мне не пришла в голову идея извлечь из коробки Обероны и сравнить их звучание с ASP.

Это был шок. Обероны звучали отвратительно! Надо ли говорить, что вскоре я их без сожаления продал. Но ситуация заставила меня задуматься: что произошло? Ведь Обероны не стали звучать хуже, а ведь я был ими вполне доволен. Просто мой слух перестроился на звучание акустики ASP. И для того, чтобы Обероны вновь зазвучали — надо было заново прогревать свои уши с этой акустикой!

Я давно знал об адаптивности человеческого зрения: через пару месяцев вы начинаете воспринимать изображение из любого телевизора как эталонное. Невзирая на реальные параметры этого телевизора.

Правда, если вы посмотрите другой телевизор — скажем, более качественный, — вас начнет терзать неудовлетворенность картинкой своего телевизора. «Все познается в сравнении». Адаптивность человеческого слуха лишь дополнила общую картину адаптивности.

Попробуйте не есть сахар. Т.е. вообще. Через месяца два попробуйте лимон — он вам не покажется кислым, а те сладости, которые вы с удовольствием ели в «сахарную эпоху», будет невозможно без отвращения употреблять в пищу. То же касается и соли. Так я пришел к простому выводу: человек — существо адаптивное. Несколько выводов из адаптивности человека.

Вывод 1. Не важно, какую акустику и усилитель вы купили

Адаптивность человека через пару месяцев подкорректирует восприятия звучания новой стереопары, и Вы будете воспринимать данное звучание как естественное. Тут самое главное — не слушать больше никаких иных усилителей и акустики. Можно заниматься самым главным: слушанием музыки.

И я не уверен, что аудиофилия, т.е. постоянный поиск совершенного звучания — важнее, нежели знакомство со всеми трактовками моцартовского «Реквиема» разными дирижерами. Ведь время у нас у всех одинаковое: 24х365?

Вывод 2. О «прогреве» компонентов сетапа

Конечно, есть компоненты сетапа, которые физически прирабатываются. Например: динамики акустических систем. Но большинство компонентов вашей системы прогреваются только в вашем присутствии.

Попробуйте погреть новый сетевой кабель без вашего присутствия. Ничего не произойдет. А вот тот же прогрев в вашем присутствии — даст необходимый эффект. Звучание системы с новым компонентом начнет изменяться. И судить о реальном звучании прогреваемого компонента надо только после того, как вы перестали слышать изменения в звучании сетапа.

Значит ли это, что влияние звучания любого нового компонента системы будет адаптировано нашим мозгом до некоторого усредненного варианта? Нет, возможности адаптации не безграничны. Поэтому даже после прогрева мы слышим иное звучание замененного компонента. Но это иное — уже существенно мягче по сравнению с первоначальным впечатлением.

И еще: всегда прогревайте только один компонент сетапа. Дабы точно оценить его влияние на звучание системы.

Вывод 3. О необходимости слушать

Адаптивность к звучанию своего сетапа надо поддерживать частыми прослушиваниями. Иначе, месяц не послушав свою технику, вы можете «забыть», как она звучит. Ничего страшного. Надо заново «прогреть» свои уши. Благо, на это потребуется значительно меньше времени, нежели в первый раз.

Вывод 4. О желании иметь несколько сетапов

Несколько сетапов в одной КДП заставляет метаться ваш мозг в поисках эталона. Особенно если смена звучащего сетапа происходит несколько раз в день. Обычно это заканчивается тем, что вы слушаете наиболее качественный сетап. Естественный путь — оставлять наиболее качественный сетап. С остальными — расставаться. Заодно можно сэкономить ;)

Вывод 5. О прослушивании в шоу-руме

В шоу-руме вас поджидает два момента:

а) подготовленная для прослушивания КДП;

б) непрогретый мозг.

Будьте готовы схватить «вау-эффект». Поэтому, если есть возможность, попросите покупаемые компоненты на тест под залог стоимости. Этим вы решите обе проблемы: прогреете мозг и услышите, как звучит приобретаемая техника в реальной КДП.

И последнее

Я нередко слышу, что оценка звучания того или иного сетапа основывается на эмоциях: мне нравится, когда «бочка в грудь» или «мало баса» — и прочее. А ведь сокращенное Hi-Fi — это High Fidelity, т.е. высокое соответствие.

Соответствие чему? Вашим вкусовым предпочтениям? Нет. Натуральному звучанию. Поэтому чаще бывайте на живых концертах в залах с хорошей акустикой. Пусть ваша звуковая память запомнит натуральное звучание. Тогда ваш поиск своего сетапа будет иметь смысл.

И самое последнее

Многим нравится путь, полный ошибок, в поисках своего сетапа. Но мне видится, что, пригласив специалиста, который этих сетапов видел больше, чем вы съели огурцов в этой жизни, вы: а) сэкономите деньги и б) сэкономите время, а также в) получите лучший результат. Главное, чтоб специалист был честен — и с адекватной оценкой своего труда. И еще лучше, чтобы специалист еще и сэкономил бы на стоимости компонентов при их покупке.

Всем хорошего звука!

PS. Автор понимает полемичность вышеизложенного и не претендует на истину в последней инстанции. Эта статья — скорее приглашение поговорить.