Многоканальные системы объемного звука начали появляться еще в середине прошлого столетия. Однако потребовалось немало времени, чтобы «звук вокруг» стал по-настоящему популярен в домашних инсталляциях. 

Первая большая волна пришлась на начало нулевых: тогда в моду вошли подключаемые к компьютерам комплекты 5.1 и 7.1. Чуть позже полки магазинов завалило ДК-наборами с мультимедийными проигрывателями, колонками и сабвуферами.

В наши дни такие комплекты стали менее распространены из-за появления многоканальных саундбаров, иногда сопровождаемых компактными сателлитами. Тем не менее, серьезного прорыва еще не случилось. 

Даже самые технологичные саундбары пока не могут заменить полноценные многоканальные системы окружающего звука на основе колонок. Если учесть, что теперь индустрия ориентируется на форматы с так называемыми звуковыми объектами (Dolby Atmos, DTS:X и частично Auro-3D), то добиться нужного звука с саундбаром стало еще сложнее.

Тем, кто хочет получить «истинный» объемный звук, остается, как и прежде, полагаться на многоколоночные системы. Конечно, это могут быть домашние кинозалы со встроенной, спрятанной акустикой, но чаще речь идет о тех самых комплектах с длинными проводами по всему полу. Многие киноманы, геймеры и любители музыки отказывались и продолжаются отказываться от объемного звука именно из-за разбросанных проводов. 

И здесь возникает вопрос: неужели в начале третьего десятилетия XXI века, когда новые футуристичные технологии появляются ежедневно, все еще нельзя собрать ДК-систему без проводов? Ответ неоднозначен.

По всей видимости, массового распространения беспроводных систем объемного звука, способных работать полностью «бесшовно», придется подождать еще 2–3 года. Но что делать, если хочется уже сегодня? Существует несколько решений. Попробуем разобраться.

Совсем без проводов не получится

В первую очередь нужно понять, что избавиться от проводов полностью пока невозможно: кабели питания и розетки еще не отменили. Но некоторые компании уже начали как-то решать эту проблему.

К примеру, в линейке JBL есть комплекты с колонками-сателлитами на аккумуляторах. Тем не менее, в большинстве случаев у каждой АС есть свой кабель с вилкой. Существуют системы с хабами питания, но сути это не меняет: провода все равно придется тянуть.

Зато избавиться от сигнальных проводов можно. На сегодняшний день индустрия предлагает несколько способов беспроводной передачи аудио на АС.

Радиочастотные передатчики и приемники

Если вы уже собрали многоканальную систему и покупать все заново нет никакого желания, то можно попробовать самый простой способ апгрейда: трансмиттеры и ресиверы на основе РЧ-технологии.

Для правильной работы такой «псевдобеспроводной» (об этом чуть ниже) системы понадобится подключить РЧ-передатчик к AV-ресиверу, а колонки будут подключены к РЧ-приемнику. Таким образом получится отдельная аудиозона, соединенная с главным источником (AV-ресивером) по воздуху. Подвох в том, что кабели все равно останутся — они нужны для соединения колонок с РЧ-приемником сигнала (он же будет выполнять роль усилителя мощности).

Выгода в том, что эта аудиозона может быть расположена довольно далеко от источника. Современные трансмиттеры способны передавать радиочастотный сигнал на 25–35 метров без ощутимых потерь качества. 

Как правило, вышеописанное решение чаще используется для беспроводного подключения тыловых и боковых каналов. Фронтальные АС подключаются напрямую к AV-ресиверу. Также стоит учесть, что большинство предлагаемых комплектов «трансмиттер-ресивер» заточены под звук 5.1. Такие продукты есть в каталоге JBL (модель WEM 1) и, например, SVS (комплект Soundpath Wireless Audio Adapter).

Окружающий звук через домашний Wi-Fi

Если предыдущий способ предполагал обновление-улучшение существующей системы (скорее всего, вынужденное), то многоканальный звук на основе Wi-Fi подразумевает построение целиком нового сетапа. Любители всего самого современного, компактного и продвинутого могут порадоваться: во-первых, никакие дополнительные передатчики/приемники здесь не понадобятся, во-вторых, можно обойтись без AV-ресивера. Главное — мощный и стабильный Wi-Fi.

Самое популярное Wi-Fi-решение для объемного звука — это саундбар с процессором и, соответственно, беспроводным модулем. Такие в наши дни выпускают Sonos, Harman Kardon, Denon, Nakamichi и другие компании. 

Саундбар в такой Wi-Fi-системе станет базой-хабом, к которой пользователь сможет добавить совместимые колонки окружающего звука. Здесь важно отметить, что с совместимостью в индустрии существует проблемы: на сегодняшний день большинство производителей делают свои системы «закрытыми» и нарочно несовместимыми с устройствами сторонних брендов.

К примеру, для построения звуковой Wi-Fi-системы на базе колонок Amazon Echo потребуется приставка Fire TV. А для беспроводного ДК на колонках Apple HomePod понадобится приставка Apple TV. 

По такому же принципу работают саундбары. Выпущенный в 2020 году Sonos Arc может заменить традиционный сетап на базе AV-ресивера. У Arc есть нативная поддержка Dolby Atmos, он бесшовно сопрягается с беспроводными Sonos-колонками и сабвуфером, однако модель не готова к работе с сателлитами от других производителей. 

Помимо проприетарных экосистем, не стоит забывать о минусах самой технологии Wi-Fi: помехи, прерывания и периодическое снижение качества звука.

Bluetooth

Для некоторых технология Bluetooth уже стала синонимом беспроводного подключения. Однако этот вид связи практически неприменим для построения многоканальных систем. Традиционное стерео на базе Bluetooth возможно, но если взять самую простую 5.1-канальную конфигурацию, то ничего хорошего не выйдет.

Теоретически производители могут начать выпускать такие системы, но качество звука будет существенно ниже того же Wi-Fi. К тому же, Bluetooth сильно подвержен влиянию другой электроники, передающей сигналы без проводов. Другими словами, преградой станут помехи. 

Иногда маркетологи вводят нас в заблуждение, утверждая, что тот или иной саундбар снабжен Bluetooth и способен на звук форматов 5.1 или 7.1 с использованием беспроводного подключения. На самом деле, речи о настоящем дискретном многоканальном аудио здесь быть не может. Саундбар лишь принимает сигнал с источника через Bluetooth и путем DSP-обработки превращает его в виртуальное объемное аудио (работают только встроенные динамики саундбара, но не внешние беспроводные колонки).

Например, такие «эмуляторы» иммерсивного звука используются в саундбарах Samsung (технология Acoustic Beam) и Sony (технология Vertical Surround Engine). При желании пользователь даже может активировать режим виртуального объектно-ориентированного звучания. В любом случае, Bluetooth здесь применен только для приема данных со смартфона, телевизора, плеера или другого девайса. 

WiSA

Американская организация Wireless Speaker and Audio Association, установившая стандарт WiSA, создавалась специально, чтобы решить проблемы беспроводного подключения многоканальных аудиосистем. Это тот случай, когда компании поняли, что развитие собственных ограниченных экосистем (как правило, на основе Wi-Fi) — не самый выгодный и удобный путь развития.

Объединившиеся компании решили, что миру нужна единая беспроводная технология. Инициативу уже поддержали гиганты вроде LG, Harman, Denon и Onkyo. В списке числится уже более полусотни производителей.

Стандарт WiSA — это не предел мечтаний киномана, желающего построить мощный Dolby Atmos без проводов, однако это весьма перспективная технология. На сегодняшний день на основе WiSA-сертифицированных продуктов можно собрать беспроводной ДК на восемь каналов. Качество передачи аудио может достигать 24 бит/96 кГц (зависит от оборудования).

В отличие от Wi-Fi-систем, для WiSA не нужен «хаб», то есть главный саундбар/приставка. Через WiSA каждая колонка может работать независимо, самостоятельно принимая сигнал с источника, которым может быть как уже подготовленный телевизор или медиаплеер с WiSA-модулем, так и небольшой фирменный трансмиттер, подключаемый к телевизору через HDMI.

В 2020 году организация объявила о добавлении совместимости WiSA-протокола с форматом Dolby Atmos. На сегодняшний день технология дает возможность построить Atmos-систему в конфигурации 5.1.2 (все те же упомянутые восемь каналов). Есть вероятность, что в будущем добавят поддержку еще четырех каналов. 

Другие способы

Помимо вышеперечисленных решений, существуют альтернативные варианты, не получившие широкого распространения. Время от времени некоторые производители предлагают свои собственные технологии для беспроводных ДК.

Например, одной из таких технологий была Damson JetStreamNet от компании Damson Audio. В 2017 году на базе этого протокола выпустили беспроводной комплект, заточенный под Dolby Atmos. Компания обещала высокое качество, звук без задержек и возможность передачи сигнала на 50 метров. Более того, тыловые колонки не нуждались в кабелях питания — их сделали аккумуляторными. 

Комплекты от Damson Audio не стали популярны по уже известным причинам: невозможность интеграции с продуктами сторонних производителей, ограниченное число каналов, риск несовместимости с телевизорами и медиаплеерами новых поколений.

Бывает, что компании сами выпускают дополнительные аксессуары для существующих устройств, однако это дело случая. Тем не менее, к примеру, в 2021 году фирма DALI выпустила HDMI-модуль и сабвуферный приемник WSR для хаба Sound Hub. Эти два дополнения позволили владельцам активных колонок серии «C» построить беспроводной ДК в конфигурации до 7.1. 

О беспроводных сабвуферах

Беспроводной саб чаще всего подразумевает наличие встроенного приемника сигнала и усилителя. Передача звука может происходить как по РЧ-каналу, так и через Bluetooth или Wi-Fi. Последний как правило используют в экосистемах вроде Amazon Echo (у Amazon есть сабвуфер Echo Sub, который как раз предназначен для подключения к колонкам Echo). 

Подключить сабвуфер без провода можно за счет передатчика, который вставляется в AV-ресивер или в усилитель. Если речь о комплекте «саундбар и сабвуфер», то передатчики могут не понадобиться — они уже встроены производителем.

Несмотря на весьма широкую распространенность беспроводных сабвуферов, проводные модели по качеству и чистоте звука все еще впереди. Нужно учитывать, что вне зависимости от технологии передачи аудио без провода периодические обрывы связи, искажения и снижение качества все равно возможны. Это особенно актуально для больших помещений. 

Итог

Если не брать в расчет радиочастотные передатчики для проводных колонок, псевдообъемный звук с использованием Bluetooth и DSP, а также различные уникальные беспроводные технологии, то мультиканальная система без проводов возможна с использованием Wi-Fi или WiSA. По крайней мере, эти два способа — самые распространенные на сегодняшний день.

В случае с Wi-Fi стоит помнить, что большинство компаний основываются на проприетарных форматах. Это значит, что добавить в систему Sonos устройство на базе, например, HEOS будет невозможно или очень проблематично.

К тому же, немногие производители Wi-Fi-колонок изначально задумывалась о мультиканальном звуке. Вряд ли кому-то придет в голову использовать Apple HomePod в качестве высотных (потолочных) каналов для Atmos-звука.

С WiSA все выглядит более основательно. Здесь присутствует конкретная концепция и специализированный подход. Пользователи сами могут выбирать колонки и источники, а также трансформировать уже собранные сетапы в более продвинутые, в том числе Dolby Atmos. Учитывать нужно только наличие сертификации.