Ниша компактных напольников — одна из самых популярных. С одной стороны, это уже, вроде как, полноценные колонки, а с другой — пока еще небольшие, аккуратные, особо не привлекающие внимания и практически не способные навлечь на себя гнев мало причастных к звуку домочадцев. Стоят себе, занимая площадь меньше листика А4, иногда урчат — что ж еще для счастья надо?
Серия Opticon существует уже более пяти лет, об этой акустике регулярно спрашивают в разделе вопросов, так что владельцев достаточно. Это такой крепкий середняк в каталоге DALI — не самый бюджетный и удостоившийся парочки флагманских технологий. В этот раз у нас на тесте Opticon 5 — младшие напольники серии.
Поярчим?
Если большинство 2,5-полосных аудиосистем представляют собой конструкцию из одного твитера, одного низкочастотника и одного динамика, отыгрывающего низко- и среднечастотный диапазон, то в Opticon 5 история совсем иная: полторы полосы у них приходятся на высокочастотную область.
Там резвится гибридная схема из классического твитера с мягким куполом диаметром 28 мм и ленты размером 17х45 мм. Купольный твитер играет от 2,4 кГц и до победного конца где-то за 20 кГц, а на 14 кГц к нему присоединяется лента, способная воспроизводить частоты аж до 32 кГц.
Низы и середину отыгрывает один динамик диаметром 6,5 дюймов с диффузором из хорошо знакомой бумажно-древесной массы. В этой серии уже используется фирменный материал SMC — магнитомягкий компаунд, из которого и собрана часть магнитной системы динамика. О нем подробно рассказывал @Gorbatov, побывавший у DALI в гостях — даже с графиками.
Сам излучатель выгнут ровной чашечкой, в центре нет никаких фазовыравнивающих пуль. Подвес у него резиновый, крепится к алюминиевому кольцу. В кольце, кстати, спрятаны и отверстия для штырьков защитной решетки — вполне успешно маскирующиеся под винты. До магнитной решетки Opticon еще не доросли.
Технически конфигурация СЧ/НЧ-звена не отличается от Opticon 2: динамик только один и такого же размера, но зато в напольном варианте ему отведен достаточно серьезный объем, и воздуха он гоняет заметно побольше.
Басить ему помогает фазоинвертор, настроенный на 43 Гц — причем расположен он непосредственно напротив динамика, то есть по центру задней стенки. Ближе к днищу размещены две пары клемм для подключения — так что бивайринг есть.
МДФ для корпусов нарезают на датской фабрике, там же вкручивают и динамики. В корпусе используют листы двух вариантов: для фронтальной панели потолще, аж 25 мм. В белой версии основной корпус покрыт сатиновым винилом без структуры дерева дерева, а фронтальная панель выделена глянцем, на котором серебрятся блок с твитерами и логотип, да темнеет кольцо вуфера.
У меня есть небольшие опасения насчет того, что со временем белая версия из-за разницы в типе отделки будет неравномерно желтеть — но, думаю, существующие владельцы Opticon смогут этот момент подтвердить или опровергнуть.
Белая акустика — это все-таки красиво. В плане ухода может быть хлопотно, да и пыль на ней видна слишком уж хорошо, но мне кажется, что белые версии выглядят элегантнее черных. Особенно в случае DALI: белый собирает коричневые диффузоры, серебристые волноводы твитеров и черные кольца вокруг динамиков в единый ансамбль.
Ну и не стоит забывать, что колоночки-то небольшие, а белый цвет визуально увеличивает габариты. Может, кому-то этот момент будет важен. Но несмотря на небольшие габариты, собраны Opticon 5 ладно, крепко, передвигать их с места на место совсем не страшно — не развалятся. Чуть выходящие за габариты корпуса площадки с ножками-шипами обеспечивают узким напольникам довольно неплохую устойчивость (но один шип у тестового образца постоянно откручивался).
В угоду тенденциям
В разговорах с коллегами и представителями брендов я часто слышала, что в последние годы идет мода на яркий, звонкий звук. Кто-то добивается такого характера за счет использования металлических твитеров, а DALI решили поставить два разных высокочастотника — и добились нужного эффекта. Самое веселье у них как раз творится в высокочастотном диапазоне и на стыке с серединой.
Важно помнить, что DALI рекомендуют параллельную установку акустики — при направленной на слушателя сцена проваливается куда-то к дальней стене, выгибаясь чашечкой, и фокусируется исключительно между колонками, практически не выкидывая всполохов звука в стороны и вверх. Параллельная же установка расправляет сцену вширь, дает ей объема и многослойности — особенно в глубину.
Акустике очень нравится играть с глубиной, особенно хорошо это чувствуется в мелодиях, наполненных стереоэффектами: они роятся вокруг колонок, не сталкиваясь друг с другом, каждый на своем расстоянии от слушателя, бегают туда-сюда достаточно свободно. Музыка с Opticon 5 в принципе кажется слоеным пирогом — правда, с не очень равномерно промазанными связующим кремом слоями.
Я не знаю, как так вышло, но бас у них, по моим ощущениям, немного разрозненный: партии, стремящиеся к инфранизу и, наоборот, заседающие в мидбасовом диапазоне, очень явно отделены друг от друга, хотя их воспроизводит один динамик.
Низы очень аккуратные, некрупные, но выпуклые и фактурные. Иногда, правда, гудят, но это в первую очередь особенность помещения, а не самой акустики. Такая довольно интеллигентная подача в низкочастотном диапазоне не очень хорошо уживается с агрессивными тяжелыми жанрами и гулкими джазово-трип-хопными историями. Тошинори Кондо звучит, конечно, психоделично и живо, но недостаточно глубоко, будто затрагивая лишь поверхностный уровень сознания.
Тяжелые жанры играют очень светло, но в многослойных мелодиях это даже на руку — если обычно за жиром и мясом бывает не слышно деталей, то в случае с Opticon 5 они становятся более заметными. В «BFG Division» из саундтрека «DOOM» намного ярче ощущались псевдодискретные фоновые завывания, да и Animals As Leaders обрели дополнительную мелодичность, хоть и в ущерб текстурности гитары Тосина Абаси.
Мясистости низам можно добавить, поиграв с расстановкой акустики и расположением места для прослушивания, экспериментируя с самой комнатой — но придется немного пожертвовать детальностью. А Opticon 5, кажется, очень любят фоновые элементы мелодий и охотнее взаимодействуют с ними, чем с вытащенным на первый план ритмом. Легкий шелест тарелок в джаз-хопе не пропадает за гулом контрабаса, а отлично вписывается в тандем с ним и с нежным фортепиано.
Скорости недостает: шуструю и мощную бочку, истеричные запилы скрипок, неизящную электронную долбежку Opticon 5 не могут отыграть четко и немного теряются. Эффекта каши не создают, но объема в этих моментах недостаточно. А вот с аккуратными струнными, не ставящими рекорды по скоростной игре, такого нет: на месте и фактура, и звонкость, и даже какой-то вес.
Стрекот в начале «Drove Through Ghosts To Get There» от 65daysofstatic обласкан акустикой в самом максимальном объеме: он увесистый, плотный, осязаемый, особенно на фоне меланхоличного пианино и ломаных сэмплов, и в исполнении DALI получился действительно гнетущим.
Даже в самую плотную музыку акустика добавляет воздуха — этот эффект очень явно почувствовался в шумной кульминации «The Day The World Went Away» Nine Inch Nails: казалось бы, момент должен задавить немелодичными волнами гула и искажений, но акустика ему этого не дает, подмешивая немного свободы. С индастриалом история похожая: Opticon 5 разделят пласты шума, добавив между ними пространства, и не позволят утонуть в крови из ушей, даже если этого очень хочется.
Габариты акустики и всего один динамик, работающий на СЧ/НЧ-диапазон, все же создают ограничения. Например, масштабную симфоническую музыку, глубоко басовитую, протяжную, наполненную инструментами, слушать скучно — колонкам недостает эпичности и грандиозности. А вот что-то аккуратно-камерное, меланхоличное, лишь изредка взрывающееся яркими моментами, вроде саундтрека «Hollow Knight», Opticon 5 воспроизводят приятно. Эта акустика — для личных историй, а не для глобального душевного подъема.
Попадание в струю
Серия Opticon существует уже давно, но остается актуальной — она плотно сидит в тренде на звонкую и яркую акустику. Винить в этом — или благодарить, в зависимости от отношения к такому характеру звука — стоит сдвоенные твитеры, которыми славится DALI. Они действительно с удовольствием разбирают высокочастотный диапазон на составляющие, выставляют мелкие звонкие детали на передний план и не дают забыть их на фоне низов.
Потому что низов тут немного — сказывается архитектура самой системы. Очень аккуратного, небыстрого баса явно будет недостаточно для агрессивного металла или ритмичного мат-рока, да и эпичная симфоническая музыка потеряет в масштабе.
Легкость и светлость в звуке Opticon 5 стараются компенсировать подробностями. Им очень нравится обращать внимание на те элементы мелодии, которые вроде как не основные, но добавляют ей изюминку — и вытаскивать их поближе, делать ярче, наполнять эмоциями.
Среди компактных напольников это очень даже достойный представитель с собственным характером, отлично вписывающимся в современные тенденции как звука, так и дизайна интерьера. Но стоит понимать, что чуда не бывает, и маленькие колонки не играют так же крупно, как шкафоподобные — хотя Opticon 5 отчаянно пытаются.
Небольшие габариты, яркий и достаточно подробный звук, много воздуха и объема, не превышают по стоимости моральную планку в 100 000 рублей.
Не справляются со скоростными и ритмичными жанрами, яркости может быть многовато, как и воздуха, из-за чего иногда звучат разрозненно.
98 890 рублей
Акустическое оформление: фазоинверторное
Количество полос: 2,5
ВЧ-динамики: 1x28 мм с тканевым куполом и 17х45 мм ленточный
СЧ/НЧ-динамик: 1х165 мм, армированная древесными волокнами бумага
Частоты раздела кроссовера: 2 400 Гц и 14 000 Гц
Диапазон частот: 51–32 000 Гц
Чувствительность: 88 дБ
Импеданс: 4 Ом
Рекомендуемая мощность усилителя: 30–150 Вт
Двухкабельное подключение: да
Габариты (с цоколем): 195x891x310 мм
Масса: 15,6 кг