Компания KEF более полувека удерживает за собой репутацию адепта передовых технологий. Когда-то давно использование полипропиленовых диффузоров СЧ/НЧ-излучателей и применение компьютеров для расчетов сделали их технологическим лидером в индустрии. Сейчас компьютерами уже никого не удивишь, а полипропилен разработчики KEF давно сменили на алюминий. Но есть вещи неизменные. Например, желание инженеров превзойти самих себя. Насколько это получилось в этот раз, и стала ли новая акустика KEF Q по-настоящему лучше старой, я решил выяснить на примере модели Q750, недавно пришедшей на смену Q700.
Под знаком Q
Серия Q присутствует в ассортименте KEF с 1991 года и выпущенная недавно версия — уже восьмое поколение. Получается, что в среднем на разработку каждого нового поколения уходило чуть более трех лет, хотя на самом деле развитие шло не столь линейно. Были моменты, когда изменения имели скорее косметический характер, но случались и значимые эволюционные скачки.
Тест модели Q750 я проводил сразу после мероприятия, на котором проходило сравнительное прослушивание новой и старых линеек. Благодаря этому в моем распоряжении оказалась еще и пара Q700, а также комплект электроники с парой одинаковых усилителей Primare I32, позволяющий производить сравнение звучания двух пар акустики «на лету», переключаясь между ними фактически мгновенно.
![](https://img.stereo.ru/naumov/4c460e9069d5118e384826192c358da0.jpg)
Прежде чем перейти непосредственно к сравнению, необходимо сразу определиться с позиционированием модели Q750 и серии Q в целом. С самого появления это была серия с весьма интересным сочетанием цены, технологий и качества звучания. Само обозначение Q происходит от названия модуля Uni-Q. Это была самая доступная полноформатная акустика, оснащенная фирменными коаксиальными излучателями, и таковой остается в настоящий момент.
Шаг вперед
Не буду акцентировать внимание на внешних отличиях моделей, поскольку они очевидны, и я откровенно затрудняюсь сказать, какой из двух вариантов нравится мне больше. О концепции Uni-Q тоже сказано было немало, поэтому обратимся сразу к главному — отличию новой версии от предыдущей.
![](https://img.stereo.ru/naumov/daac1761e3fbf9b524646475b944b0aa.jpg)
Самое очевидное изменение: другая форма СЧ-диффузора. Он приобрел радиальные ребра жесткости и стал больше похож на модули Uni-Q других серий. Качество воспроизведения верхних частот улучшили с помощью нагрузочной трубки, расположенной позади ВЧ-диффузора и отвечающей за гашение звуковой волны, возникающей при его обратном движении. Изменение в конструкции центрирующей шайбы низкочастотного динамика дало возможность откорректировать работу драйвера на максимальной амплитуде, а диффузор и подвес пассивного излучателя модифицировали таким образом, чтобы бас получился более четким и лучше контролируемым.
![](https://img.stereo.ru/naumov/c8d537c7a3184609e20b1d9dfeaf467e.jpg)
Кроссовер полностью переработали — поставили новые катушки индуктивности с пониженным уровнем искажений, а также из схемы исключили проходные конденсаторы, что положительно сказалось в первую очередь на звучании НЧ секции.
Отдельное внимание хочется обратить на акустическое оформление модели Q750. Она имеет закрытый корпус, один активный басовик и два пассивных излучателя того же размера. При этом активным является средний излучатель, а над и под ним находятся два пассивных. Подобное расположение напоминает нам о перфекционизме KEF и их стремлении свести конструкцию акустики к формату точечного источника звука. Таковым является модуль Uni-Q и такого же эффекта разработчики добились в НЧ секции.
Знакомые ноты
Различные сочетания электроники Primare и акустики KEF я тестировал неоднократно, и поэтому весьма неожиданным для меня было услышать в звучании Q750 больше теплоты и тембрального богатства на средних и низких частотах, чем это было ранее с любой другой моделью KEF. Хорошо, что Q700 были рядом, и мне не пришлось мучиться мыслью, так ли оно на самом деле, или я просто привык к характеру связки Primare + KEF и начал воспринимать их звук более эмоционально.
![](https://img.stereo.ru/naumov/c2812bc027c736f4c6fcbe29afad76cf.jpg)
К счастью, мои предположения оправдались: Q700 прозвучали действительно более сухо и нейтрально во всем диапазоне, а верх оказался не настолько чистый и прозрачный, как у Q750. Кроме того, модель предыдущего поколения продемонстрировала меньшую глубину баса.
С другой стороны, свои плюсы в звуке прежних Q700 тоже были: например, исключительная собранность и сфокусированность на деталях, в то время как на Q750 середина была не столь прозрачна, а бас не настолько идеально четкий.
![](https://img.stereo.ru/naumov/9ab4a7d51b28acede2be3548738922c1.jpg)
Если звучание KEF Q700 я скорее охарактеризовал бы как точное и мониторное, к Q750 применимы эпитеты «выразительное» и «достоверное». Количество деталей в музыке в обоих случаях примерно одинаковое, но при звучании Q750 гораздо чаще хочется цитировать легендарное «Верю!» Станиславского.
Новый KEF в лучших традициях
Новые Q750 отличаются от Q700 при прямом сравнении, но фамильные черты демонстрируют в полной мере. Например, равномерную и предельно широкую направленность, позволяющую слышать одинаковый по тональности звук из любого места в комнате. Единственная тонкость: строго на оси Q750 звучат все же чуть ярче на верхних частотах, чем вне оси, и эта яркость как-то не очень вяжется с мягкой и округлой нижней серединой. Кроме того, при фокусировке строго на слушателя сцена получается узкой и чрезмерно глубокой. Поэтому я предпочел направить ось излучения в точку, находящуюся примерно в полуметре за спиной. Так сцена получила вполне адекватные пропорции и объем, степень детальности не снизилась, но звук при этом получился максимально комфортным.
![](https://img.stereo.ru/naumov/188fc648c02f33b810da908eb535e029.jpg)
Расположение акустики спиной к стене, так, чтобы оси излучения были параллельно, давало наилучший звук для тех, кто сидел в стороне от центральной точки прослушивания, а непосредственно из нее было слышно, что сцена потеряла глубину, но зато стала бесконечно широкой.
Микро- и макродинамика у Q750, без сомнения, хороши — и это фирменная черта современной акустики KEF. В этом плане очень показательны были «Libertango» и сюита «Кармен», где хорошо ощущались и общее нарастание громкости и масштаба композиции, и тонкая игра на повышение, имеющая место в каждом отдельном пассаже.
В знаменитой концертной записи «Отеля Калифорния» меня поразила идеальная сцена и (наконец-то!) адекватная, то есть не гулкая бас-бочка. Также эффектно передавались звуки из зрительного зала, четко локализовался каждый хлопок аплодисментов, каждый свист или крик. Разрешение очевидно выше, чем на большинстве колонок сравнимой стоимости.
![](https://img.stereo.ru/naumov/2a2164fd3b8f20bd2c8b8527d973a07a.jpg)
На тестовых записях вроде Brian Brombreg & Akira Jimbo «Brombo» я отметил идеальную передачу ритмического рисунка и безупречное сбалансированное звучание партии контрабаса, без скрадывания или раздувания отдельных нот. Последнее стало еще более наглядно на записи Christian McBride «Night Train».
Все аудиофильские стандарты в жанрах арт- и прогрессив рок, джаз, блюз, соул, поп и, конечно же, классика не вызывали ничего, кроме удовольствия от звучания каждой ноты и удивления от внезапно открывшихся новых деталей. А уж когда в плейлист попала балканская музыка, захотелось сплясать что-нибудь эдакое развеселое.
![](https://img.stereo.ru/naumov/eedb376b3c51595c6d0c130f10ee350e.jpg)
На ранних Black Sabbath легко слышно несовершенство записи, но передача атмосферы в целом хорошая, что с лихвой компенсировало все недостатки. Если же говорить о работе акустики с тяжелой музыкой в целом, возможно, чуть более жесткое и плотное звучание было бы в этом случае более уместно.
Когда я включил ZZ Top «Tush», в самом начале композиции проблем не заметил. Пока звучит только перкуссия и вокал, Билли Гиббонс словно лично присутствует в комнате, так что хочется подойти поближе и потрогать легендарную бороду, чтобы окончательно убедиться в реальности происходящего. А в основной части композиции звучанию гитар несколько недостает остроты и четкости, они играют словно сквозь вуаль и немного издалека. И тут пришло время вернуться к Q700. Для этой композиции ее резкий и собранный звук подошел лучше.
![](https://img.stereo.ru/naumov/926d00b9dd0651c4d85dc61d2fe9dd63.jpg)
Возможно, проблема тут состояла в прогреве — наработка часов у двух пар колонок отличалась в разы, и есть вероятность, что со временем звук гитар в исполнении Q750 тоже станет более четким и драйвовым. Пока же Q750 смягчает и облагораживает звучание металла и любой агрессивной музыки, делая ее аккуратней, можно сказать, домашней. Чем резче и агрессивнее музыка, тем больше заметен этот эффект. Если AC/DC звучит в принципе неплохо, на Slipknot агрессии и напора однозначно не хватает. Однако группа Amon Amarth прозвучала хорошо — потому, возможно, что музыка у нее довольно мелодичная.
В остальном же Q750 звучат нейтрально и непредвзято, намекая пользователю, что за адаптацию характера звучания музыкальным предпочтениям пользователя они отвечать не намерены. Эту функцию придется доверить усилителю или источнику.
Выводы
Чем дольше я слушал новые Q750 в сравнении с Q700, тем больше убеждался в том, что разработчики сделали значительный шаг вперед в плане качества звучания. Разрешение превосходит ожидания и теперь сочетается с более мелодичным, мягким и комфортным звучанием, чем это было ранее.
Однозначно рекомендовано для прослушивания классики, джаза и классического рока, а также любых записей высокого качества. Характер звука можно будет скорректировать согласно своим предпочтениям путем подбора усилителя и источника.
Более живое и естественное звучание, чем у модели прошлого поколения, исключительно высокое в своем классе разрешение, привлекательная цена
Ограниченный выбор расцветок, грили выведены в разряд опций
83 400 рублей
Количество полос: 3
Акустическое оформление: пассивный излучатель
ВЧ динамик: 25 мм, алюминиевый купол (в составе модуля Uni-Q)
СЧ динамик: 165 мм, кольцевой алюминиевый (в составе модуля Uni-Q)
НЧ динамик: 165 мм, алюминиевый диффузор
Пассивные излучатели: 2х 165 мм, алюминиевый диффузор
Диапазон частот: 48-28000 Гц (+/- 3дБ)
Чувствительность: 88 дБ
Импеданс: 8 Ом
Рекомендуемая мощность усилителя: 15-150 Вт
Габариты: 923х210х306 мм
Масса: 16,5 кг